Национальная идея — это устойчивое представление индивида об основополагающем в прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, а также соответствующее состояние общественного сознания. Об этом еще будет идти разговор, но национальная идея в основном адресована внутрь страны, себе самой. Тот ее компонент, который обращен вовне, к миру, в авторском словаре именуется мессианской идеей. Они связаны, но не тождественны.
Страна (государство в широком смысле) — это существующий и развивающийся во времени и пространстве «живой» организм, образованный территорией, народонаселением, проживающим на ней, и скрепленный единым государственным управлением.
Государство (в узком смысле) — созданный обществом институт (аппарат) единого управления на территории.
Индивид — это человек, ассоциирующий себя с народонаселением (народом) страны, в том числе могущий проживать вне территории страны (диаспора).
Жизненные усилия индивида — это основная и системно построенная часть деятельности индивида в личной (семейной), общественной (групповой, профессиональной) сфере, государственно-властной области.
Смысл существования страны I (как формы сущности) — это сам факт существования ее в настоящем и гарантированности ее существования в будущем (развитие). Это — «быть».
Смысл существования страны II (как содержания сущности) — это устремленность к достижению определенных качеств и состояний как собственного существования, так и в человечестве и мире. Это — «каким именно быть».
Жизнеспособность страны — это ее способность существовать и воспроизводить (сохранять) себя в своей идентичности во времени. Жизнеспособность страны почти эквивалентна понятию «успешность» страны.
Образующие начала страны как формы — территория, народонаселение, проживающее на ней, единое государственное управление.
Миссия России I (в узком смысле) — это обеспечение территориальной целостности, прогрессивного демографического развития, эффективного управления.
Миссия России II (в широком смысле) — спасти себя и мир от расчеловечивания.
Качество государственного управления — это его результативность по публично объявленным целям.
Высшие ценности государства — это перечень факторов жизнеспособности страны, закрепленный нормативно-правовым образом.
Факторы жизнеспособности страны — это причины, обстоятельства, потенциалы, состояния институтов, отношений, систем, влияющие на жизнеспособность страны.
Целевые (оптимальные) состояния факторов жизнеспособности страны — это количественные, полуколичественные, качественные значения и состояния факторов, максимизирующие жизнеспособность страны.
Приведены не просто дежурные определения, почерпнутые из универсальных контекстов справочников, энциклопедий или учебников. Там таких определений не найдешь. Напротив, принципиально, что определения в работах, связанных с оригинальными исследованиями и, особенно, с управленческим проектированием, обязаны быть контекстными и функциональными в рамках конкретной поставленной задачи исследования. Наиболее важные определения, которые сформулированы в целях настоящей работы и в контексте настоящей задачи, системно организуют весь понятийный аппарат и даже структуру исследования.
И совершенно понятно, что если базовые понятия не определены или определены несистемно и нецеленаправленно применительно к решаемой задаче, то степень беспомощности и неопределенности результата не будут, конечно, удовлетворять ни авторов, ни потребителей предлагаемого интеллектуального продукта. В самих определениях уже содержатся ответы на некоторые вопросы. К предложенным определениям необходимы некоторые дополнительные пояснения, которые не включены в сами дефиниции с целью не перегружать их. Пояснения как раз уже намечают путь пирамидальной смысловой развертки и постижения, которое задается ядром определения. Именно в этом смысле выше указано, что определения организуют все предстоящее исследование. Итак, несколько пояснений.
Целеполагание жизненных усилий индивида ограничивается (не фактически, а идеально) средствами, которые опосредуются добросердечием, милосердием, добропорядочностью, любовью к человеку, ответственностью перед будущими поколениями (для верующих — перед Богом), жертвенностью, неалчностью, неэгоизмом. Вводя понятие очеловечения и расчеловечивания, конечно, нужно представлять себе признаки того и другого. Национальная идея, существуя для индивида, одновременно является ценностно-мотивационным представлением в рамках и масштабах всего общественного сознания, которое закрепляется и проявляется в государственных актах и атрибутике, произведениях литературы и искусства, актуальных научных задачах, образовательных стандартах и учебниках, деятельности СМИ, пропаганде и воспитании, уличной рекламе и в иных материальных воплощениях.
Национальная идея — это среда (сродни воздуху) в которой живет, развивается и действует каждый гражданин, общество в целом, элита и чиновники, политические деятели и руководители. Без нее, как без воздуха, возможны только неуспех, угасание и в пределе — гибель страны. В значительной степени вопрос о национальной идее актуализируется в современной России именно в связи с ее очевидной тотальной деградацией и угасанием. Причем есть такие люди, которые искренне недоумевают: «Ну и что? Ну, угасает, ну, деградирует… Мне-то лично неплохо. Да и вон сколько машин в личном пользовании стало. Какая свобода наступила. Въехать-выехать из страны теперь можно свободно! Обогащаться можно без ограничений. Полки в магазинах ломятся от всего. Оставьте нас в покое! Не нужно нам никакой национальной идеи. Дайте попотреблять! Да и какая мне разница, где жить — в России, в Канаде…»
Приведенная цитата — не авторская выдумка. Это реальный, очень достойный человек, известный академик РАН так говорит со всероссийской телетрибуны (июнь 2010 г.). И не он один. Такая точка зрения имеет место. Но достаточно легко видеть, что это точка зрения меньшинства. Меньшинство часто впадает в эгоцентризм. «Мне хорошо, значит и все хорошо, значит и всем хорошо». Но вот это уже с очевидностью может быть и не так.
Если 20% населения нищие — это значит всем хорошо? Если продолжительность жизни низкая, как в странах восьмого десятка в мире, — это хорошо? Если рождаемость упала, а смертность возросла — это хорошо? Если страна столь беззащитна, что может оказаться объектом агрессии — от информационной, экономической до военной — это хорошо? Если международный экономический обмен таков, что российское население нещадно эксплуатируется и обирается, питается и лечится суррогатами и некондицией — это хорошо? Если страна на грани распада с неизбежными потоками слез и крови — это хорошо?
Понятно, что национальная идея — это для тех, кто думает не только о своем благе, для тех, кто думает и о других, и о своей стране. Национальная идея формируется и прививается прежде всего в семье (внутрисемейные межпоколенческие социальные коммуникации), в школе, в поле общественного и государственного образовательного, воспитательного, пропагандистского информационного воздействия. Национальная идея формируется и закрепляется исторически, передается в поколениях, отражает оптимальную меру традиции и модернизации, находя современные формы своего воплощения, но не меняя своей сущности, своего глубинного содержания.
Национальная идея фиксируется в нормативно-правовых актах государства (прежде всего в Конституции), учебной, художественной литературе, иных произведениях искусства. Глядя на современную российскую Конституцию, сказать, что у России есть национальная идея нельзя, поскольку эта Конституция ее прямо запрещает, именуя в ст. 13 государственной идеологией. Ключевой же иной подход заключается в том, что не только общество, но именно государство обязано формировать, поддерживать национальную идею, преследовать за ее подрыв. Национальная идея есть живая, развивающаяся во времени, рефлексирующая к изменениям окружающей среды идея, характерное время изменчивости которой измеряется поколениями, а основная суть в общем-то неизменна.
Часто возникает смещение понятий, в особенности когда национальную идею воспринимают не совсем так, как предложено в настоящей работе для системного продвижения и конструирования государственно-управленческой доктрины и активной деятельности в ее связи, а как «русскую идею». Как мессианскую идею России. Они и близки, но и различны, и обе самодостаточны. Национальная идея обращена вовнутрь страны, она вопрошает и отвечает на вопросы: «Кто мы такие? Зачем мы и почему? В чем наша идентичность и смыслы? Как именно нам жить, чтобы жить?». Но есть ведь и иные вопросы. Зачем наша Россия выдумана в этом мире? Чтобы показывать всем, как не надо жить? Чтобы что-то миру объяснить, показать примером, призвать, повести за собой, предложить? В конце кон- цов, действительно научить мир чему-то ценой собственной жертвы?
Глубочайшие умы ставили эти вопросы, которые частью уходят в трансцендентное пространство мысли, но они в то же время практичны и актуальны, ибо страна живет не в вакууме, а в реальном мире. И от того, как она понимает самое себя, какой видит себя в этом мире, что она может ему предложить, зависит и отношение мира к России. Зависит число ее союзников и врагов, в конечном итоге — собственное благополучие и благополучие мира и человечества. Россия всегда была, и если выживет, то всегда будет важным звеном и фактором мирового развития.
Российский мировой проект всегда был необходим, российский мессианизм предписан ей имманентно, но это самостоятельная тема. Она еще будет разрабатываться авторским коллективом, частично основы перехода к ней с позиций национальной идеи закладываются и в этой работе. Но важно подчеркнуть в самом начале: национальная идея страны и ее мессианская идея — суть вещи самодостаточные и самостоятельные. Они связаны. Они даже взаимопроникают, взаимно обуславливают друг друга. Но национальная идея — это не мессианская идея. Мессианская идея, российский мировой проект — это не национальная идея.
Автор текста: Коллектив авторов
Материал создан: 28.02.2016