Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Культура — это образование умственное и нравственное

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества. В настоящее время возрастает познавательно-нравственная функция культуры. Большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю.

Слово «культура» переводится как возделывание, обработка, улучшение. В русском языке оно известно уже с середины 30-х гг. XIX в. В эпоху Пушкина ему соответствовало слово «просвещение».

Определение понятия «культура» впервые встречается в книге английского исследователя, этнографа Э. Б. Тейлора «Первобытная культура» (1871). Однако до настоящего времени общепринятого определения этого цонятия не существует (известно более 500 его дефиниций). Но как бы ни определять понятие «культура», оно всегда «связано с умственным и нравственным образованием». Андрей Платонов называл культуру духовным опытом народа.

Культура — результат творчества человека в различных сферах его деятельности, совокупность всех тех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития. Но в процессе культурного развития человек, создавая мир предметов и идей, изменяется сам, более полно и всесторонне начинает видеть окружающий его мир. Многомерность этого познания во многом зависит от образовательного, культурного уровня личности.

Двум основным сферам человеческой деятельности соответствуют и два понятия: материальная и духовная культура. Однако в известной степени они условны. Действительно, при изучении культуры не удается провести четкого разграничения между сферами материальной и духовной деятельности человека, так как они тесно связаны между собой. Памятники материальной культуры — культовые и гражданские сооружения, средства сообщения, средства связи, включая современные информационные технологии, и т. д. — являются овеществленным выражением творческой деятельности человека, его знаний, интеллекта, т. е. содержат духовный компонент. Произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение (книги, живописные полотна, кино- и фотопленки, аудио- и видеокассеты, дискеты и т. д.). Развитие культуры, таким образом, представляется процессом, охватывающим одновременно и область духовного, и область материального производства. Повышение интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала обеспечивает общественный прогресс в целом. В этом заключается важнейшая социальная функция культуры.

Изучение культуры — по сути своей комплексной дисциплины — во многом способствует всестороннему изучению жизни общества и более глубокому осознанию человеком многообразия мира. Это важно для формирования в общественном сознании бережного отношения к культурному наследию, понимания важности его сохранения.

Памятники культуры прошлого несут в себе не только идейные черты эпохи, но обладают общечеловеческим содержанием и художественными достоинствами. Именно поэтому они являются достоянием будущего.

Культура прошлых эпох, таким образом, выступает одной из форм преемственности в историческом развитии общества. Бережное отношение к национальному культурному наследию, его творческое освоение могут стать серьезным препятствием на пути распространения современной массовой культуры, как правило не отличающейся высоким художественным вкусом.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику. По отношению к культуроведческим дисциплинам история культуры выступает как обобщающая дисциплина, раскрывающая в многообразных явлениях историко-культурного процесса его общие закономерности; она изучает культуру как систему, рассматривая особенности ее функционирования в определенные исторические периоды.

Интерес к истории культуры начал проявляться в русском обществе и в науке примерно с 30—40-х гг. XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, вниманием к историческому прошлому народа, известными спорами западников и славянофилов о путях развития и судьбах России. В этот период появляются исследования о проблемах народного быта, фольклоре. Намечается интерес к русской литературе, деятельности отдельных личностей и учреждений, сыгравших определенную роль в формировании русской культуры.

Дальнейший этап изучения культуры связан с появлением в начале XX в. работ по истории общественной мысли и русской интеллигенции. Д. Н. Овсянико-Куликовский в книге «История русской интеллигенции» рассматривает эту проблему на материале русской художественной литературы. Исследуя социально-психологические типы, он, пожалуй, впервые показал огромную общественную роль русской литературы.

В дореволюционный период появились исследования по истории культуры как определенной области исторических знаний. На рубеже ХЕХ—XX вв. были широко известны «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова, в которых нашла отражение его общая концепция русской истории. Автор был сторонником государственно-юридической школы, хотя и причислял себя к последователям экономического материализма. Термин «культурная история» он понимал широко, как включающий «все стороны внутренней жизни: и экономическую, и социальную, и государственную, и религиозную, и эстетическую». Признавая «внутренние закономерности исторического развития», Милюков фактически отдавал приоритет «западному влиянию» в культурном развитии России. Петровские преобразования он оценивал отрицательно.

М. Н. Покровский в 1915 г., находясь в эмиграции, издал «Очерки русской культуры», в которых схеме исторического развития Милюкова противопоставил материалистическую концепцию. Главное внимание автор уделял экономическим сюжетам, доказывая, что развитие экономики лежит в основе исторического процесса, в том числе и культурного. Он рассматривал весь историко-культурный процесс как бы разрезанным по вертикали, т. е. за основу брал типологию разных сторон общественного бытия. История культуры, таким образом, превращалась в сжатое изложение ее основных областей (религии, литературы, архитектуры и др.), рассматриваемых изолированно, вне связи с определенной исторической эпохой.

С конца 1940-х гг. как самостоятельная отрасль историографии отечественной истории выделяется история культуры XX в. Особенно активное изучение этого периода началось с 1960-х гг.

В работах советских историков преобладала марксистская концепция изучения истории культуры, в основе которой лежал формационный принцип рассмотрения историко-культурного процесса. Большое внимание уделялось изучению теоретического наследия В. И. Ленина и политики коммунистической партии в области культуры. В оценках историко-культурных явлений преобладали политический и идеологический подходы, что ограничивало возможности их всестороннего исследования.

Тем не менее в результате большой и многолетней работы советские ученые создали обстоятельные и серьезные труды по отдельным отраслям отечественной культуры. Результатом отраслевого изучения культуры явилось издание ряда энциклопедий.

Большое значение для исследования отечественной культуры имеют «Очерки русской культуры XIII—XVIII вв>, подготовленные лабораторией русской культуры исторического факультета Московского университета в 1970—1990 гг., а также «Очерки русской культуры XIX в.», издание которых началось с 1998 г.

Крупными обобщающими исследованиями по истории культуры советского периода стали коллективные монографии под редакцией М. П. Кима «Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры: 1917—1927» (1985) и «Советская культура в реконструктивный период: 1928—1941» (1998). Наряду с традиционными сюжетами — народное образование, наука, художественная культура — в них рассматриваются такие проблемы, как изменения в духовном облике народных масс, духовное возрождение ранее отсталых народов, материальная база культуры.

С конца 1980-х гг. появились возможности для изучения ранее закрытых тем истории отечественной культуры. Были опубликованы работы по истории культуры русского зарубежья, по-новому стали освещаться такие проблемы, как наследие духовного ренессанса рубежа XIX—XX вв., взаимоотношения власти и интеллигенции, церкви и государства, роль религии в общественно-культурной жизни XIX—XX вв. и др.

В последние десятилетия XX в. значительно возрос интерес исследователей к системному изучению культуры, теоретико-методологическим вопросам. Отраслевой подход к историографической традиции историко-культурных исследований существовал в течение длительного времени. Он сохраняется как один из путей изучения культуры и сегодня. Однако данный подход, как правило, отражает имманентное, внутреннее развитие той или иной ее области. Он не дает полного представления о культуре как определенной сфере общественной жизни, внутренне целостной системе.

Сохранение традиций и появление новаций, вызванных потребностями времени, составляют суть историко-культурного процесса. В его изучении необходимо сочетать традиционные методы с поисками новых, способствующих более глубокому пониманию общественно-культурной жизни в целом. Один из таких подходов — системно-функциональный, предполагающий изучение прежде всего той среды, где формировались и распространялись новые явления культуры и сохранялись ее традиционные элементы.

Среди историков культуры, культурологов, философов получает распространение цивилизационная концепция в исследовании культуры. Под цивилизацией чаще всего понимаются социокультурные системы с определенным уровнем общественно-культурного развития, не всегда совпадающие с социально-экономическими формациями. В некоторых исследованиях понятия «культура» и «цивилизация» определяются также как сферы духовной и материальной деятельности человека.

Цивилизационный подход к осмыслению истории культуры получил обоснование в работах ряда исследователей второй половины XIX — начала XX в., таких, как Н. Я. Данилевский, А.-Д. Тойнби, Г. Т. Бокль, О. Шпенглер, и др. Эти ученые были сторонниками теории цивилизационных замкнутых периодов, которые они называли «культурами». Так, Данилевский в работе «Россия и Европа» (1871) обосновал существование особого культурно-исторического славянского типа наряду с другими, присущими разным историческим эпохам и регионам. С культурно-историческим славянским типом ученый связывал идею самобытности России.

Настоящее учебное пособие посвящено истории русской культуры начиная с IX и до конца XX в. Такой широкий хронологический охват является одной из его особенностей.

Кроме основных историко-культурных процессов, в книге рассматриваются важные социальные аспекты: взаимоотношение власти и культуры, роль интеллигенции, народа в ее развитии, причинно-следственная зависимость тех или иных культурных явлений, специфика их связи с социально-экономическими процессами с учетом относительной самостоятельности развития самой культуры. Для историка интересны вопросы развития различных форм общественного сознания, возникновение и расширение культурно-информационной системы: формы образования и просвещения, средства связи и массовой информации и др.

Развитие грамотности и образования, состояние науки, распространение знаний представляют собой культурно-творческий аспект общественной жизни и лежат в основе системно-функционального подхода к изучению истории культуры. Он позволяет рассматривать сферу культурной жизни как процесс, в котором при всей важности «культурных вершин» не только производство, но и распределение, потребление культурных ценностей приобретают социально важное значение. Один из аспектов системно-функционального подхода составляет изучение общественно-культурной среды или культурного пространства, основных его региональных и социокультурных элементов (город и деревня, столица и провинция, дворянская усадьба).

Развитие отдельных сфер русской культуры происходило неравномерно в различные исторические периоды. Так, в средневековье архитектура наиболее полно отражала и религиозное мировоззрение, и известное социальное единство средневекового мира по сравнению с последующим временем. Более сложные в социальном отношении XVIII—XIX столетия характеризовались тем, что литература становилась ведущей областью отечественной культуры. В XIX в. она являлась одной из форм общественного сознания.

В развитии современной культуры огромная роль принадлежит науке. Школа также является важнейшим фундаментом культуры, определяя возможность ее распространения в обществе. Она усиливает интеграционные процессы, укрепляет связи между профессиональной и традиционной культурой, между городом и деревней. Состояние системы образования в обществе в известной степени определяет динамику модернизационных процессов.

Изучению системы образования, различных форм общеобразовательной и профессиональной школы как важнейшей историко-культурной проблемы в данном пособии уделяется большое внимание. Авторы рассматривают различные аспекты культурной жизни, формирования культурной среды города и деревни, анализируют изменения, происходившие в ней в ту или иную эпоху под влиянием многих жизненных обстоятельств, политики правительства.

При изучении отечественной культуры встает вопрос о ее взаимосвязях с культурами других стран и народов. Для каждой культуры одинаково вредны как замкнутость, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннюю основу. В истории каждой культуры, в том числе и русской, межкультурные контакты играли большую роль. Но при этом развитие русской культуры всегда оставалось внутренне цельным и самобытным.

Историко-культурный процесс, подчиняясь в целом общеисторическим закономерностям, сохраняет известную внутреннюю самостоятельность. Этот принцип лежит в основе периодизации истории отечественной культуры в настоящем пособии: «Средневековая культура IX—XVII вв.», «Культура нового времени: XVIII век», «Русская культура XIX века», «Русская культура XX века». Внутри каждого из разделов материал организован в хронологическом порядке.

Авторы не ставили перед собой цели всеобъемлющего рассмотрения всех проблем истории русской культуры. Основное внимание было уделено выявлению главных закономерностей и характерных черт отечественной культуры на различных этапах ее развития с учетом последних научных исследований. С этой точки зрения наиболее значительными являются такие сферы культуры, как просвещение, наука, общественная мысль, художественная культура (литература, живопись, архитектура).

Для более глубокого самостоятельного изучения рекомендуется дополнительная литература: историографические труды, работы по истории русской культуры, публикации по отдельным отраслям и проблемам культуры, а также справочные и энциклопедические издания, альбомы репродукций.

Материал создан: 30.04.2016



Хронология доимперской России