Я русский

что значит быть русским человеком

Культура русского византизма. Идеология византинизма и православие

Лекция первая

1. Понятие византизма. В ряду внешних заимствований, давших импульс развитию русской культуры, первое место занимает византинизм. Характеризуя этот феномен средневековой идеологии, К. Н. Леонтьев писал: "Византизм в государстве значит - самодержавие. В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире... византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом" . Таким образом, византинизм, сочетая в единстве православие, самодержавие и соборность, представляет собой полную противоположность европеизма. Согласно Леонтьеву, европеизм является симптомом вырождения цивилизации.

Данное мнение в свое время опротестовывал П. Я. Чаадаев. На его взгляд, проблема выглядит совсем иначе. Он считал, что именно принятие византинизма вызвало отставание России от европейских народов. В то время, писал он, когда в Европе "складывалась храмина современной цивилизации" и все одушевлялось животворным принципом единства, мы, "повинуясь нашей злой судьбе... обратились к жалкой, глубоко презираемой этими (западными. - А. 3. ) народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания". Вследствие этого "новые судьбы человеческого рода совершались помимо нас", мы оказались "без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя" .

Предвзятость Чаадаева очевидна, ведь именно наследие "второго Рима" приобщило Россию к культуре, цивилизации.

В этой связи небезынтересно мнение современных исследователей о том, что ко времени крещения Руси римский христианский мир находился на более низкой ступени развития, нежели византийская и мусульманская цивилизации .

2. Языческие верования древней Руси. Идеология византинизма проникает на Русь вместе с принятием христианства в 988 г. До этого восточные славяне исповедовали язычество. Они жили отдельными племенами, имея "обычаи свои, и закон отец своих, и преданья, кождо свой нрав" . По их верованиям, мир был населен таинственными духами - упырями и берегинями, олицетворявшими злое и доброе начала в природе. Верховным богом у них считался Род - покровитель вселенной и человечества, которому они приносили жертвы, в том числе человеческие. Славяне верили, что из крови Рода происходят и все остальные их божества - Хоре, Мокошь, Велес и т. д.

С "призванием варягов" совершается перестройка восточнославянского языческого пантеона: Рюриковичи начинают насаждать культ собственного дружинного бога войны Перуна. Это ярко проявилось в первой религиозной реформе киевского князя Владимира Святославича - будущего крестителя Руси. В летописи под 980 г. сказано: "И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричуще я богы, и привожаху сыны своя и дъгцери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими" . Но очень скоро Владимир Святославич убедился, что простое возвышение Перуна над славянскими божествами лишь углубляет пропасть между пришлой властью и покоренным населением. Желая добиться укрепления своего "самовластия", он приступает к "испытанию вер", обращаясь к опыту соседних государств - Волжской Булгарин, принявшей сравнительно недавно ислам, Хазарского каганата, государственной религией которого был иудаизм, а также Византии и Рима, исповедовавших христианство. Свой выбор Владимир останавливает на христианстве, причем восточном, византийском, так как оно более соответствовало его пониманию роли и места религии в системе политико-идеологических отношений.

3. Особенности идеологии византизма. Различия между восточным и западным христианством выявились еще в эпоху вселенских соборов (IV-VIII вв.). Яблоком раздора стал провозглашенный папством догмат ПИоцие, утверждавший похождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, что категорически отвергалось Константинополем. В соответствии с этим догматом папа римский получал право первенства во всей христианской церкви; более того, от него зависело и получение власти светскими правителями - императорами, князьями, графами и т. д. Папа признавался также высшим авторитетом в делах веры и богопо-знания .

В Византии существовал совсем другой порядок. Император считался "епископом дел внешних", т. е. особой священной, занимавшей высший ранг в церковной иерархии. Константинопольский патриарх правил церковью, руководствуясь волей и желанием басилевса, который в любой момент мог сместить его и поставить другого. Императору принадлежала прерогатива решения догматических, вероисповедных вопросов. Он созывал церковные соборы и определял программу их деятельности. Это обусловило изменение первоначального христианства, появление в нем обрядов и установлений, противоречащих доникейской традиции.

Так, ранние христиане связывали свое спасение только с верой в Христа и крещением: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк. 16:16-18). Единственной молитвой их был "Отче наш", сохранивший следы иудейского влияния - прежде всего, ветхозаветное понимание Бога и отсутствие догмата о троичности. Восприятие Христа было символическим: его изображали в виде агнца на кресте. Лишь на Трулль-ском соборе 685 г. устанавливается, "чтобы Спаситель был изображаем в своем человеческом образе, а не под символическим образом агнца" . Не существовало в первоначальном христианстве и культа Богородицы; он был принят только на Константинопольском соборе 381 г.

Точно так же отвергалось иконопочитание, ввиду библейского запрета сотворять кумиры (Исх. 20:4). Даже много позднее, когда оно уже открыто насаждалось монашеством, в массе верующих сохранялось резкое неприятие этого языческого обычая. В УП-УШ вв. Византию охватило широкое иконоборческое движение, которое удалось подавить лишь при поддержке императорской власти. Окончательно иконопочитание закрепилось на седьмом вселенском соборе 787 г.

Таким образом, византийский басилевс занимал по отношению к духовной власти то же положение, какое занимал по отношению к светской власти римский папа.

4. Мерило "правой веры". Конечно, из этого не следует, что константинопольские патриархи безропотно мирились со сложившейся ситуацией. Время от времени они также выказывали стремление к церковной автономии. Достаточно вспомнить патриарха Фотия (IX в.), воспретившего какое-либо изменение или расширение христианских догматов. Хотя это установление стоило ему святительской кафедры, тем не менее оно закрепляется и становится нормой восточно-христианской духовности. Следствием установления Фотия явились по крайней мере два важнейших события в византийской церкви. Одно - это разрыв с Римом при патриархе Керулларии в 1054 г., вызвавший раскол христианства на две самостоятельные и непримиримые конфессии - православие и католицизм. Их конфронтация сохраняется и по сей день. Другое - анафематствование Иоанна Итала, византийского ученого XI в. Оно придало византийскому благочестию охранительный характер, поставив его во враждебное отношение к светским наукам и философии .

На Руси анафематствование Итала было внесено во все церковные синодики и служило мерилом "правой веры" для киевских и московских ортодоксов. От него идет традиция противопоставления святости и знания в русском православии.

5. Идеал святости. Крестившись по византийскому обряду, Русь принимает и православие с центральной для него идеей святости. Это понятие сводится в принципе к трем основным моментам: во-первых, оно выражает установку на сакрализацию ("оцерковление") бытия, изъятие его из-под власти злого начала и возвращение к первозданной целостности и чистоте; во-вторых, в нем сконцентрировано представление о жизни как богоуподоблении, подражании жертвенному подвигу Христа; наконец, в-третьих, святость означает твердость духа и "стояние в вере" вплоть до принятия мученичества, очищение ума от страстных помыслов и мысленных прегрешений. В целом, святость может быть определена как "жизнь в Боге", и этот идеал равно приложим как к отдельному человеку, так и к целому народу, государству.

6. Русские святые. Почитание святых составляет важнейшую особенность русского православия. Значительная их часть была перенесена из Византии вместе с христианством. Среди святых едва ли не первое место занимает Николай Мирликийский (Никола Чудотворец), культ которого в народе ставили на один уровень с почитанием самого Христа.

Но на Руси очень рано началась и канонизация местных святых. Уже в первое десятилетие существования христианства к лику святых были причислены княгиня Ольга и митрополит Михаил. В XI в. к ним добавляются еще 35 святых, в XII в. - 55, в XIII в. - 47, в XIV в. - 65, в XV в. - 106, в XVI в. -75, в XVII в. - 37. Все они "прославились" в основном "доброделанием", подвижничеством: "ови бо бяху постници крепци, ови же на бденье, ови на кланянье коленьное, ови на пощенье чрес день и чрес два дни, ини же ядуще хлеб с водою, ини зелье варено, друзии сыро" . Их "украшением" были "божественная любовь", покорность и послушание. Никто из них не обременялся познанием наук и философии. Об основателе древнерусского монашества Феодосии Печерском говорилось: "И благодать Божия с ним и Дух Святый из млада въселися в нь. Къто исповесть милосердие Божие, се бо не из-бьра от премудрых философ ни от властелин град пастуха и учителя инокыим, но да о семь прославиться имя Господне, яко груб сы и невежа премудрей философ яви ся" . Словом, святой отвращался от Афин, делая выбор в пользу Иерусалима, т. е. оставлял дольнее ради достижения горнего.

Канонизация святых продолжалась и в последующие века. Полный их список включает 2418 подвижников, из них мучеников - 1514, остальные - преподобные, святители, блаженные, равноапостольные . Молитвенное обращение к святым неотъемлемо от сущности православной веры.

7. Идеологема "Москва — третий Рим". В понятие святости входит и представление о Святой Руси. Оно складывается преимущественно в московский период, отражая реалии поствизантийской эпохи. В 1453 г. Константинополь пал под ударами турок-сельджуков. Событие это воспринимается в мире как крах восточного христианства. Казалось, католицизм отныне не будет иметь никаких соперников и сможет беспрепятственно расширять "лен Петра". Однако усилению папской экспансии воспрепятствовала Москва, провозгласившая себя наследницей "второго Рима" - "третьим Римом".

Создателем теории "Москва - третий Рим" был псковский старец Филофей. В своем послании к великому московскому князю Василию III он писал: "Стараго убо Рима церкви падеся неверием аполи-нариевы ереси, втораго Рима, Константинова града церкви, агаряне внуцы секирами и оскордъми раз-секоша двери. Сиа же ныне третиаго, новаго Рима, дръжавнаго твоего царствиа святая соборная апостольская церкви, иж в концых вселенныа в православной христианьстей вере во всей поднебесной паче солнца светится". Как следует из высказывания Филофея, Москва после падения Византии остается единственной хранительницей православия в мире. Более того, на его взгляд, ей подчиняются и все остальные "царства православный христиань-ския веры", так что теперь московский царь "един... во всей поднебесной Христианом царь". И так пребудет до скончания века: "два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти" .

Теория Филофея органично вошла в сознание древнерусского человека, питая его представления о святости и величии Руси. Внушенное этой теорией "византийское поклонение идолу государственности" не осталось без последствий и позднее. От псковского старца тянется целая линия идеологов русского византинизма - Аввакум Петров, М. М. Щербатов, славянофилы, К. Н. Леонтьев, Л. А. Тихомиров и др. отвергающего единство церкви и исключающего религиозную свободу".

Поэт Ф. И. Тютчев, обращаясь к "маловерным", т. е. западникам, писал:

Не верь в Святую Русь кто хочет,
Лишь верь она себе самой, -И Бог победы не отсрочит В угоду трусости людской.
То, что обещано судьбами Уж в колыбели было ей,
Что ей завещано веками И верой всех ее царей, -
То, что Олеговы дружины Ходили добывать мечом,
То, что орел Екатерины Уж прикрывал своим крылом, -
Венца и скиптра Византии Вам не удастся нас лишить!
Всемирную судьбу России -Нет! вам ее не запрудить!..

Отзвуки идеи "третьего Рима" обнаруживаются и в большевистской теории русского социализма как "третьего Интернационала". Во всяком случае,

Сталин был не против именоваться "Новым Константином" коммунистического царства .

8. Обобщение. Понятие святости в русском православии выступает как соборное триединство личности, одухотворенной подражанием Христу, монарха, утверждающего незыблемость православного царства, и церкви, сохраняющей во всей полноте и чистоте евангельское учение и святоотеческое предание. Воплощением этого соборного идеала является культура русского византинизма, воплотившаяся в праве, церковном искусстве, агиографии и летописании.

Материал создан: 01.05.2016



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru