Я русский

что значит быть русским человеком

Любечский съезд и упадок Киева

По решению Любечского съезда каждый князь отныне должен был «держать отчину свою». Олег получил Новгород-Северское княжество, Давид — Черниговское, Ярослав — Рязано-Муромское. В Киеве сел Святополк, а в Переяславле и Суздале — Мономах. Со времен Любечского съезда взаимоотношения князей были введены в рамки договоров. Любечский съезд санкционировал феодальную раздробленность, но, признав ее, он не мог гарантировать выполнения договоров. В этом было неразрешимое противоречие в постановлении съезда.

В 1113 г. в Киеве вспыхнуло грандиозное народное восстание; его причиной было развитие ростовщичества, закабаление боярами и купцами черных людей и смердов. Кроме того, развернулась спекуляция солью и хлебом. Поводом к восстанию послужила смерть Святополка Изяславича, киевского князя, известного своими торговыми операциями и грабежом населения. Восставшие громили бояр, купцов, разнесли дом тысяцкого Путяты. Киевская знать, напуганная размахом движения, собралась на совет и решила призвать на престол популярного Мономаха. Мономах, вступив на киевский стол, дал новый закон — «устав», которым снизил проценты по займам, ликвидировал грабительские ростовщические сделки, облегчил положение должника и закупа. Конечно, это облегчение было непрочным и непродолжительным.

Став киевским князем, Мономах упорно боролся за сохранение единства Киевской Руси: он подчинил себе Новгород (1118), Минск (1119)» Волынь (1123), а остальные князья признали его старшинство. Мономах успешно воевал с половцами (1116, 1120), отбросив их на Кавказ, и с Византией, вступившись за своего зятя Льва Диогена; при этом Мономах занял ряд дунайских городов. Мономах был тесно связан с западноевропейскими государствами и Византией: его мать была дочерью византийского императора, внучка Мономаха вышла замуж за византийского царевича, сам Мономах был женат на дочери английского короля, Гите Гаральдовне. Родственные нити связывали русский княжеский двор с немецким, шведским, норвежским и датским владетельными дворами. Эти связи имели большое политическое значение. В Поучении Мономаха, где он дает советы своим сыновьям, перед нами раскрываются политические взгляды этого выдающегося князя.

Пока Мономах был жив, известное единство Русской земли еще сохранялось, но с его смертью тенденции к раздроблению и обособлению усилились; они еще сдерживались некоторое время в княжение Мстислава Владимировича (1125—1132). Верховную власть Мстислава еще признавало большинство князей. Ему удалось уничтожить самостоятельность Полоцкого княжества и отнять у северских князей Посемье. Далеко в глубь степей за Дон, Волгу и Яик были отогнаны половцы. С его смертью заканчивается кратковременная задержка дальнейшего распада «империи Рюриковичей».

После смерти Олега Святославича, в 1115 г., черниговским престолом овладел на время его брат Ярослав, но в 1128 г. он был изгнан Всеволодом Ольговичем.
Время Всеволода Ольговича было временем новых феодальных войн, положивших начало непрерывным княжеским усобицам в Поднепровье. Феодальные войны, как и частые половецкие набеги (на Киев было совершено 16 половецких набегов, на Переяславль — 19), опустошали край, разоряли население, которое уходило на запад — в Прикарпатье, на Волынь и на север — в Черниговщину, землю вятичей и в Ростовский край.

XII век характеризуется дальнейшим укреплением феодальных отношений и развитием феодального землевладения, что само по себе уже способствовало ' обособлению областей, княжеств и росту княжеских усобиц. Княжеское, боярское и церковное землевладение росло главным образом за счет общинных земель. Смерды, разоряемые поборами, феодальными войнами и нападениями кочевников, вынуждены были итти в кабалу к феодалу.

Феодальное хозяйство заставило бояр и князей больше заниматься делами своей земли. Княжеские интересы переплелись с интересами «земли», т. е. местных бояр и богатых горожан-купцов. Почти в каждой земле (за исключением Киева, Новгорода и отчасти Переяславля) сложилась своя княжеская династия, на политику которой огромное влияние имели местные бояре и города.

Таким образом, развитие феодализма было основной причиной распада Киевской державы. Когда отдельные части Киевского государства выросли в сильные, экономически и политически, единицы, они проявили тенденции к отложению от Киева. Попытки Мономаха и Мстислава удержать дальнейший распад державы могли иметь только временный успех. События середины XII в. подтверждают это положение. Когда опустошенная разорительными набегами половцев и непрерывными княжескими усобицами, потерявшая свое торговое значение Киевская земля оказалась сдавленной между усилившейся Волынью, Черниговом и Половецкой степью, она уже не как Киевское государство, а как одна из его частей, начала деградировать и уступила свое место среди русских земель другим княжествам. Началась борьба князей за Киев, причем все ярче и ярче бросается в глаза то обстоятельство, что князья, принимавшие в ней участие, стали смотреть на Киев не как на самоцель, а как на средство для усиления своего княжества.

Борьба за Киев началась в связи с тем, что Ярополк Владимирович (1132— 1139) договорился с Юрием Долгоруким об обмене Переяславской земли, где сидели Мстиславичи, на часть Ростово-Суздальских волостей. Обиженные Мстиславичи, племянники Ярополка, попросили помощи у черниговского князя Всеволода Ольговича. Последний рад был вмешаться в дела Мономаховичей, так как давно претендовал на Киев и стремился вернуть захваченное Мстиславом в 1128 г. Посемье. В 1136 г. Всеволод вместе с другими Олъгови-чами разбил Ярополка и в 1139 г. занял киевский стол, сохранив за собой, что весьма характерно, Северское княжество и не затронутую еще феодальной эксплоатацией и не разоренную усобицами Вятичскую землю.

Всеволод стремился не столько укрепить Киев, сколько ограбить его, и немудрено, что, когда он умер, в 1146 г. вспыхнуло восстание киевлян против тысяцкого, тиунов и мечников Всеволода. Особенно отличались своими грабежами Ратша в Киеве и Тудор в Вышгороде. Всеволод опирался на свою дружину, на верных ему киевских бояр и на ту часть духовенства, которая вместе со своим князем готова была бороться за освобождение русской церкви от греческого засилья.

Восставших с трудом'"успокоил явившийся в Киев Святослав Ольгович, которого киевляне заставили особо присягнуть за себя и за брата Игоря. Двор Ратши все же был разгромлен и перебито немало мечников Всеволода. Братья привели с собой дружину, которая и оттеснила на второй план киевских бояр: Улеба, Лазаря ваковского, Ивана Бойтишича, Василия Полочанина, Мирослава Хилича и др. Они послали гонцов к Изяславу Мстиславичу в Переяславль. Изяслав поспешил явиться в Киев. Тогда Святослав Ольгович решил прибегнуть к помощи Юрия Долгорукого, князя владимиро-суздальского. В те времена князья северо-восточной Руси еще тяготели к «матери градов русских» — Киеву, и перспектива опереться на помощь Святослава (который передал Юрию, в компенсацию за поддержку, Курск с Посемьем) для достижения киевского стола улыбалась Долгорукому. При поддержке северского боярства и горожан Святослав отвоевал свою землю, а Киев, переходивший три раза из рук в руки, в 1155 г. был закреплен за Юрием. В результате усобиц край был опустошен и разорен, население частью разбежалось, частью было уведено в плен или перебито.

Став киевским князем, Юрий Долгорукий своими поборами вызвал недовольство народа, выразившееся в избиении суздальцев «по городам и по селам» после смерти Юрия, в 1157 г. Преемником его был Ростислав Мстиславич. Борьба за Киев продолжалась, но значение Киева уже заметно падало; от него отделилась Турово-Пинская земля, обособились Волынь и Переяславль. Когда войска сына Долгорукого, Андрея Боголюбского, в 1169 г. взяли Киев и город был разграблен, Андрей не переехал на юг, а остался на северо-востоке, подчеркнув этим падение прежнего значения Киева. В соседних княжествах также шло феодальное дробление земель. Так, например, в Чернигово-Северской земле выделились уделы: Вырьский,Вщижский, Путивльский,Рыльский,Трубчевский и др., во главе которых стали представители княжеской ветви Ольговичей.

Усложнялась и борьба с половцами, не перестававшими опустошать южно-русские земли. Один из эпизодов этой борьбы — поход новгород-северского князя Игоря 1185 г. стал сюжетом для замечательной поэмы Слово о полку Игореве.

В конце XII и начале XIII в. Киев был уже настолько слаб, что когда под Киевом явились дружины Романа, князя галицко-волынского, киевский князь Рюрик и не думал сопротивляться. Его судьбу решило соглашение владимиросуздальского князя Всеволода «Большое Гнездо» с Романом галицким, который посадил там политически ничтожного Ингваря.

Киев стал как бы нейтральным городом, находящимся на границе сфер влияния Галича и Владимира. В княжение Всеволода Чермного Северская земля переживает кратковременный и эфемерный расцвет. Северскому князю удалось завладеть Галичем, Волынью, Киевом, Переяславлем, Витебском. Но вскоре все это было утеряно.
Одной из причин упадка и ослабления Киевского княжества было перенесение торговых путей, которые, с установлением прямых торговых связей ^ Западной Европы с Малой Азией через Средиземное море, пошли, минуя Киев. Византия, а с ней вместе и Киев теряют свою роль посредников в торговле между Востоком и Западом. После взятия и разорения Константинополя крестоносцами в 1204 г. древний торговый путь «из Варяг в Греки», и без того подорванный хозяйничанием половцев в степях, окончательно заглох.
В 1224 г. на Русь впервые напали татаро-монголы. В битве на Калке были разбиты русские князья. После убитого здесь Мстислава черниговского князем стал Михаил Всеволодович. Несмотря на угрозу второго татарского нашествия, он ничего не сделал для организации отпора завоевателям. Весной 1239 г. в Поднепровье появляются орды Вату (Батыя).
Так протекала политическая жизнь Поднепровья. Русская земля распалась на уделы, делилась и подразделялась, опустошалась в непрерывных усобицах, разорялась в результате половецких набегов.

Материал создан: 05.08.2016



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта