Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Начало феодального дробления Руси

Отступление и смерть Святослава имели большое значение в истории Руси. Говоря о походе Святослава, К. Маркс указывает: «Рюриковичи... вследствие сопротивления, оказанного Византией в царствование Иоанна Цимисхия, вынуждены были окончательно утвердиться в России». Взоры князей и дружинников обращаются к самой Руси, эксплуатацией населения и устройством управления которой они и начинают усиленно заниматься. В Киеве стал править Ярополк. В 977 г. он убил своего брата Олега, сидевшего в Деревской земле и, возможно, намеревавшегося стать независимым от Киева князем. Испугавшийся за свою судьбу брат Ярополка, Владимир, бежал из Новгорода к варягам, но через два года вернулся с варяжской наемной дружиной, изгнал из Новгорода посадников Ярополка и двинулся на него войной.

По дороге Владимир напал на полоцкого князя Рогволода, убил его и взял себе в жены его дочь Рогнеду. В 980 г. Владимиру удалось склонить на свою сторону воеводу Ярополка, Блуда, и одержать победу над братом. Ярополк был убит, и Владимир стал властителем всей Руси. Владимир завершил покорение вятичей, радимичей, взял Червенские города (Галиция), покорил ятвягов. Ходил Владимир и на восток, на камских болгар, с которыми был заключен торговый договор. Потребности развивавшегося феодального общества настоятельно требовали замены старой языческой религии, связанной еще с родовыми отношениями, новой, соответствующей феодальному строю. Владимир пытался вначале провести реформу старой языческой религии, но эта реформа не могла дать удовлетворительных результатов.

Русь окружали страны, религии которых были порождены классовым обществом; этими религиями были христианство, в его оформлявшихся разветвлениях — католичестве и православии («греческой вере»), мусульманство и иудейство. Древние торговые, политические и культурные связи сделали свое дело — Русь приняла религию феодальной Византии. Христианство укрепило положение господствующего класса, создав идеологическое обоснование классового общества. Сама церковь превратилась вскоре в крупнейшего феодала. Крещение Руси укрепило и ее международное положение.

Это выразилось прежде всего в том, что Русь вошла в состав передовых христианских государств того времени, и западноевропейские государи путем браков стали охотно вступать в родственные связи с ее князьями. После крещения Руси Владимир принялся за «земяное строение». Он укрепил древнерусскую государственность, усилил связь между отдельными областями Руси, сажая в города своих сыновей или «мужей», часто совещался с боярами и «старцами градскими», строил укрепленные города, успешно воевал с печенегами, отбрасывая их далеко в глубь степей. Владимир боролся с разбоями, насаждал образованность, заставляя детей «нарочитой чади» учиться. Укрепление Руси испугало Польшу. Русь, отвоевавшая Червенские города и покорившая ятвягов, становилась сильным соседом, поэтому польский король Болеслав, тесть Святополка, сына Владимира, решил вмешаться в дела Киевского государства.

Титмар Мерзебургский сообщает, что Болеслав направил к Святополку епископа Рейнберна, который начал натравливать сына на отца. Святополк готовил заговор, но Владимир раскрыл планы сына, и Святополк с женой и Рейнберном были арестованы. Увидев провал своих планов, Болеслав в 1013 г. предпринял неудачный поход на Русь. Княжение Владимира — блестящий период в истории древней Руси. Русь расширила свои границы до Прибалтики и Карпат, присоединила земли самого западного русского племени — белых хорватов, а на юге дошла до Черноморских степей. Русские дружины со славой прошли от Камы и до Малой Азии, от глухих болотистых дебрей ятвяжских лесов до залитого солнцем Крыма. Богатыри Русской земли вписали славную страницу в историю своей страны.

Времена Владимира - - это зенит дофеодальной Руси. Боярство еще не успело замкнуться в касту; еще в рядах «мужей храборствующих» можно было встретить выходцев из народных масс, как, например, летописный Ян Усмошвец. Не случайно былинный эпос связывает величайшие подвиги русских богатырей с именем Владимира «Красное Солнышко», но уже в былинах чувствуется социальное неравенство — душно в хоромах Владимира, окруженного знатными боярами, «сыну крестьянскому», старшему богатырю Илье Муромцу. Былины верно отражают противоречия этого периода.

Время Владимира — конец дофеодального периода, когда исчезают последние остатки патриархально-родовых отношений и побеждают феодальные, а к началу XI в. относится их укрепление. Развивается феодальное землевладение, начинается интенсивное закабаление и эксплоатация смердов. В. И. Ленин по этому поводу замечает: «„Свободный" русский крестьянин в 20-м веке все еще вынужден идти в кабалу к соседнему помещику — совершенно так же, как в 11-м веке шли в кабалу „смерды" (так называет крестьян „Русская Правда"), и „записывались" за помещиками!» Развитие феодализма вызвало тенденции раздробления земель. Уже в последний год княжения Владимира попытался отложиться от Киева Новгород, где княжил Ярослав Владимирович. Владимир готовился к походу на непокорных новгородцев, но заболел и умер (1015). Святополк воспользовался смертью отца и, убив трех своих братьев — Бориса, Глеба и Святослава, овладел Киевом. Против него выступил Ярослав.

Новгородцы — бояре, купцы, смерды — все защищали своего князя и боролись против Святополка, которому помогал его тесть Болеслав польский. Ярославу, опиравшемуся на народное ополчение новгородцев, удалось взять Киев. Святополк бежал в Польшу. Ярослав щедро наградил новгородцев, дал им, по преданию, Устав, который предоставлял Новгороду некоторую самостоятельность, и Русскую Правду, и отпустил их домой. Но складывать оружие было рано: Святополк и Болеслав шли к Киеву во главе большого войска, состоявшего из поляков, немцев и венгров. Ярослав был разбит, бежал в Новгород и хотел было уйти к варягам собирать войско, но новгородцы его не отпустили, собрали деньги, организовали свое войско и продолжали борьбу со Святополком.

Хозяйничание ляхов вызвало недовольство киевлян, и ляхов начали избивать. Видя невозможность оставаться на Руси, Болеслав, захватив драгоценности и получив от Святополка Червен-скую землю, вернулся к себе в Польшу. В 1019 г. Святополк был разбит и бежал, а киевским князем стал Ярослав. В 1023 г. его права на Киев стал оспаривать его брат, тмутараканский князь Мстислав. Ярослав с варягами в 1024 г. был разбит у Листвена, но братья помирились, поделив между собой русскую землю. С 1036 г., по смерти Мстислава, Ярослав стал «самовластием» Русской земли. Он совершил ряд удачных походов. Так, например, в 1030 г. он взял Белзскую землю (Западная Белоруссия), покорил чудь (эстов) и заложил в Чудской земле город Юрьев: он отвоевал у Польши захваченные Болеславом Червенские города, а в 1036 г. разгромил печенегов. В конце 30-х и начале 40-х годов Ярослав ходил на ятвягов, литву, мазовшан, а его сын Владимир Ярославич — на емь и Византию.

Поход на Византию, однако, кончился неудачно. Межд>народное положение Руси при Ярославе еще больше упрочилось. Достаточно указать хотя бы на такие факты: одна дочь Ярослава, Анна, была замужем за французским королем Генрихом I, другая, Елизавета, — за норвежским королем Гаральдом Смелым, третья — за Андреем, королем венгерским. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа, Инги-герд, а его сын Всеволод — на родственнице византийского императора Константина Мономаха; другой сын, Святослав, — на сестре трирского епископа Бур харда. Родственниками Ярослава оказались саксонский маркграф Оттон и граф штаденский Леопольд. Внучка Ярослава, Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна, была замужем за германским императором Генрихом IV. У Ярослава жили: Гаральд Смелый — будущий норвежский король, Эдвин и Эдуард — сыновья англо-саксонского короля Эдмунда, изгнанные Канутом из Англии.

Русь была хорошо известна всему Западу и Востоку. Киев поражал своим великолепием, размерами и многолюдностью даже бывалых путешественников евреев и арабов. Ярослав заложил каменные храмы в Киеве, а его сын — в Новгороде. Мстислав начал строить черниговский Спасский собор. При Ярославе развивалось просвещение, распространялись книги, знания, основывались школы, библиотеки при церквах. Сам Ярослав был любителем книг, а сын его, Всеволод, говорил на пяти языках.

Материал создан: 05.08.2016



Хронология доимперской России