Я русский

что значит быть русским человеком

Оборона Троице-Сергиевой лавры в 1608–1610 годах

Спасители России

После разгрома восстания Ивана Болотникова ситуация в России по-прежнему оставалась критической. На западных рубежах страны появился новый самозванец, Лжедмитрий II, которого в народе называли коротко и ясно — Вор. Как и при первом самозванце, польско-литовские паны поддержали смутьяна. Цель у них была вполне конкретная — прикрываясь именем «царя Дмитрия», поправить своё материальное положение за счёт грабежа русских земель. Польский король Сигизмунд III тоже видел прямую выгоду в ослаблении своего восточного соседа и, затаившись, выжидал дальнейшего развития событий.

Летом 1607 года Вор выступил в поход на Москву. 24 июня 1608 года армия самозванца подошла к столице и разбила лагерь в местечке Тушино. Отсюда и стала расползаться по Русской земле польско-литовская зараза. Отряды ляхов и русских предателей жгли и разоряли страну, а царь Василий Шуйский стянул все боеспособные войска в столицу, бросив остальные земли на произвол судьбы. Троице-Сергиева лавра сразу привлекла внимание захватчиков своими богатствами. Но помимо этого были у сподвижников Вора и стратегические соображения для её захвата. Дело в том, что монастырь стоял на пересечении важнейших дорог, по которым в Москву шли войска и обозы с припасами.

Владимир, Казань, Нижний Новгород, Вологда и Новгород Великий оказывали помощь осаждённой столице. Но был и ещё один момент, который выводил из себя тушинцев — многие монахи, бывшие в миру воинами, стали сопровождать и защищать обозы, которые шли в Москву, а также уничтожать тушинские дозоры и разъезды. В ставке Вора было принято решение овладеть лаврой, и 23 сентября в окрестностях монастыря появились войска Петра Сапеги и Александра Лисовского. Но взять лавру было не просто.

Она была окружена рвом и каменной стеной с 12 башнями, защищали же монастырь 2300 ратников и крестьяне из окрестных сёл. Оборону возглавили воеводы Григорий Долгоруков и Алексей Голохвастов. Относительно численности тушинского войска единого мнения нет, цифры называют от 15 000 до 20 000 воинов. Но перевес в людях всё равно был многократный. Тушинцы встали на Клементьевском поле. В этот же день воеводы произвели вылазку, во время которой спалили монастырские слободы, лишив тем самым противника крыши над головой.

Попытки Сапеги и Лисовского убедить осаждённых открыть ворота, ни к чему не привели, и враг начал готовиться к приступу. Начиная с 3 октября непрестанно гремела артиллерия противника, а 12 октября тушинцы пошли на приступ. Но со стен обители их встретили таким плотным и метким огнём, что они побросали осадное снаряжение и разбежались. Зато воины Сапеги сумели отразить вылазку, которую совершили защитники. Бои продолжались, тушинцы попытались взять острог, который прикрывал подходы к стене, но вновь потерпели неудачу. Тогда началась минная война. От захваченных пленных в монастыре узнали, что противник ведёт подкоп. 9 ноября осаждённые вышли за стены, отбросили передовые части тушинцев, нашли подкоп и взорвали его.

Неожиданно вылазка развернулась в большое сражение, в котором ратники и иноки одержали победу, захватив знамёна и пушки. Однако в самом монастыре положение было сложное, началась цинга, не было сена и дров. Всё это приходилось добывать с боем, неся при этом существенные потери. А враг продолжал атаки на стены. Особенно жестокие бои происходили с начала мая и до конца июля. За это время иноки и ратники отразили три приступа тушинцев, нанеся врагу серьёзные потери. Особенно страшным был штурм 27 мая. Бой длился весь день, и казалось, что волны атакующих захлестнут монастырь. Но защитники устояли, а затем пошли в атаку и отбросили врага.

Между тем до тушинцев дошли известия о том, что воевода Михаил Скопин-Шуйский идёт на помощь Москве. Поэтому в середине августа главные силы Сапеги и Лисовского ушли из-под лавры, а под стенами монастыря остались лишь отряды казаков. В октябре в обитель прорвались 600 ратников, которых послал Скопин. В январе 1610 года у Троицы опять объявился Сапега и попробовал снова атаковать монастырь. Но в очередной раз потерпел поражение и 22 января увёл тушинцев к Дмитрову. Продолжавшаяся около 16 месяцев осада закончилась.

Материал создан: 07.11.2016



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта