Расходы на войну покрывались за счет выпуска бумажных денег, внутренних и внешних займов, повышения налогов. К 1 марта 1917 г. золотое обеспечение кредиток сократилось до 14— 15%. Значительно возросла в годы войны внешняя задолженность. Если ранее главным кредитором России была Франция, то теперь эту роль начала играть Англия, ссудившая царскому правительству 4,5 млрд руб. (Франция — 1,25 млрд руб.). Зависимость России от зарубежных кредиторов росла. Займы использовались для оплаты заграничных заказов на военное снаряжение, платежей по старым государственным долгам, поддержания падавшего курса рубля и т.п. Финансовые соглашения с союзниками заключались на весьма невыгодных для России условиях: приходилось платить высокие проценты, а, например, в счет английских кредитов в Великобритании было доставлено на 68 млн фунтов стерлингов золота. Союзники стремились с максимальной выгодой для себя использовать нужду России в деньгах и нс слишком были склонны считаться с интересами своего партнера по блоку.
Самым ярким симптомом расстройства хозяйственной жизни страны стал продовольственный кризис. Перебои в снабжении городов — прежде всего, Петрограда и Москвы — продуктами питания и сопряженный с этим рост дороговизны обозначились уже в 1915 г. Правда, съестные запасы в стране имелись в достаточном количестве. Конечно, в связи с мобилизацией (а основную массу призванных в армию составляли крестьяне) в сельском хозяйстве начал ощущаться недостаток рабочих рук. И все же в 1914—1915 гг. зерновое производство находилось примерно на довоенном уровне. Если, согласно официальным данным, в 1909—1913 гг. среднегодовой сбор зерна равнялся 4,9 млрд пудов, то в 1914 г. было собрано 4,7 млрд пудов, а в 1915 г. — 4,8 млрд. Спад производства имел место лишь в 1916 г., когда годовой сбор по сравнению с довоенным периодом упал сразу па 18%. Однако параллельно произошло резкое сокращение хлебного экспорта. До войны Россия вывозила в среднем ежегодно около 650 млн пудов зерна, а в 1915 г. — менее 40 млн пудов. Поэтому хлебные запасы, которые могли быть в принципе реализованы на внутреннем рынке, в 1915 г. в сравнении с довоенным временем даже увеличились на 13%, а в 1916 г. хотя и уменьшились, но всего лишь на 6%. Такая ситуация, казалось бы, не сулила никаких осложнений.
Тем не менее в стране возник продовольственный кризис. Его причины заключались в следующем. Война расстроила хозяйственные связи между городом и деревней. По мере перевода экономики на военные рельсы естественно сокращался выпуск промышленных товаров широкого потребления. Даже производственные мощности текстильной промышленности на 80% использовались для удовлетворения нужд фронта. В результате крестьяне лишились возможности приобретать по более или менее приемлемым ценам изделия «городского производства». Соответственно, существенно ослабло действие тех стимулов, которые в мирное время побуждали сельских хозяев предлагать городу продукты своего труда.
С другой стороны, складывавшуюся на продовольственном рынке ситуацию во многом усугубили непродуманные действия властей.
Кризис в снабжении городов продуктами питания явился для правительства неприятной неожиданностью. При создании с началом войны системы заготовок продовольствия для армии нс были в должной мере учтены потребности тыла. Командующие прифронтовыми округами и губернаторы получили право запрещать вывоз хлеба за пределы губернии до выполнения казенных поставок, что привело в итоге к расстройству частноторговых связей.
Железнодорожный транспорт, занятый обслуживанием армии, в свою очередь, оказался нс в силах обеспечить бесперебойное снабжение гражданского населения необходимыми товарами, в частности, продовольственными. Объем перевезенных в 1915 г. хлебных грузов составил лишь 65,4% от довоенного. Соответствующие плановые задания в первой половине 1916 г. были выполнены только на 48,1%.
Перебои в снабжении городов продуктами питания создавали почву для спекуляций. Так, в конце 1915 г. крупнейшие торговцы Калашниковской хлебной биржи в Петрограде продавали муку по цене, которая в два раза превышала таксу, установленную городскими властями. Оптовые и мелкие торговцы припрятывали продовольственные товары, ожидая дальнейшего роста цен.
Попытки правительства решить проблему снабжения населения продуктами питания не меняли ситуацию к лучшему. Сплошь и рядом такие попытки выливались лишь в реорганизацию тех или иных административных структур и вносили только путаницу и неразбериху в работу государственного аппарата. М.В. Алексеев с горькой иронией писал в конце августа 1916 г. военному министру, что для решения продовольственной проблемы «нужны меры смелые, решительные, широко поставленные, а нс формирование новых комитетов и Особых совещаний, журналы коих цены на хлеб и предметы первой необходимости нс уменьшают...». Правда, в конце 1916 г. была введена принудительная разверстка хлебных поставок. «Разверстать» предполагалось 772 млн пудов хлеба. Однако к февралю 1917 г. эта мера дала весьма незначительные результаты. Привоз продовольствия в Петроград и Москву в январе — феврале 1917 г. составлял лишь 25% от запланированного. Неспособность правительства наладить стабильное снабжение городов продуктами питания создавало крайне опасную для существующего режима ситуацию. В условиях растущей усталости широких слоев населения от тягот войны и прогрессировавшего падения авторитета власти любые, даже временные, перебои в снабжении могли вызвать социальный взрыв.
Материал создан: 06.07.2016