Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны, особенностями феодальной системы, свойственным ей способом производства, с другой — конкретно-историческими условиями развития России, своеобразием ее социального и политического строя, а также внешнеполитическими факторами.
Основу экономики этого периода составляло сельское хозяйство, главное место в котором занимали земледелие, хлебопашество со свойственными для того времени рутинностью техники, повторяемостью хозяйственных циклов. Большое значение имел опыт, накопленный предыдущими поколениями и передаваемый в форме традиций, обычаев, точное и неукоснительное следование которым обеспечивало успех хозяйственной деятельности.
Этим объясняется такая особенность мировосприятия средневекового человека, как представление о том, что в мире ничего не меняется, все в нем только повторяется, движение совершается по замкнутому кругу. Консерватизм, господство традиции, высокий авторитет опыта прошлых поколений порождали и специфическую черту средневековой культуры — традиционализм. Эта черта проявилась во всех сферах культуры (например, роль прецедента в праве, постоянная апелляция к старине в политической жизни, что предопределило особую роль летописания, и т. п.).
Однако не следует делать вывод о полной неподвижности средневековой культуры, о ее неизменности в течение веков. Она развивалась, а в основе ее развития лежало естественное стремление человека к совершенствованию материального и духовного бытия. Но все новое, что появлялось в культуре, всегда встречалось с недоверием и поэтому зачастую было вынуждено апеллировать к старине, рядиться в одежды старого.
Другая черта феодальной системы — господство натурального хозяйства. Следствием хозяйственной обособленности была разобщенность людей, целых регионов, что определило характерные черты средневековой культуры: ее замкнутость, локальность, большую роль местных традиций. Становление и развитие феодальных отношений, утверждение крепостной зависимости сформировали и соответствующее средневековью мышление с его авторитарностью — подчинением человека властям, догматам религии.
Хранительницей традиций являлась прежде всего народная культура. Эти традиции, уходящие в глубокую древность, питали и официальную культуру, придавая ей специфические, присущие лишь данной народности черты.
Наиболее заметная черта средневековой культуры — господство в ней религии, которая, пронизывая все ее сферы, выступала как интегрирующий элемент, придавала ей определенную цельность. Деятельность церкви являлась одним из важных факторов, обеспечивавших и поддерживавших главенство религиозного мировоззрения. Место религии в культуре средневековья во многом определялось силой и влиянием церкви на все сферы общественной жизни, что в первую очередь зависело от характера складывавшихся отношений между ней и государством.
При изучении конкретного материала по истории русской средневековой культуры неизбежно встает вопрос о влиянии церкви на культурно-исторический процесс, об оценке ее культурной деятельности. Однозначного ответа здесь быть не может. С одной стороны, церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письменность, архитектура, живопись и др.), используя арсенал их средств для распространения религиозного мировоззрения. С другой — подчинение этих сфер культуры ее интересам, установление строжайшего контроля и регламентации в конечном счете сковывали их развитие.
Оценка роли церкви в развитии культуры должна быть конкретно-исторической, она не может быть однозначной по отношению к разным периодам. Столь значительное место, которое занимала религия в средневековой культуре, не приводило, однако, к полному и безраздельному господству церкви в этой сфере жизни общества.
Во-первых, христианство не могло вытеснить язычество, потому что эти две религии отражали разные стороны жизни человека: язычество касалось взаимоотношений человека с природой, а христианство — взаимоотношений между людьми. В средневековой культуре всегда сохранялся значительный пласт, связанный с языческими верованиями и представлениями. Во-вторых, отражавшееся в религии бессилие человека перед лицом довлевших над ним природных и общественных сил никогда не было абсолютным, оно выступало лишь как одна из сторон общественного бытия, в котором всегда была другая сторона — тенденция к познанию и преобразованию объективного мира.
Наряду с религиозным всегда существовало, хотя бы в виде элементов, мировоззрение рационалистическое. Поэтому и в средневековом обществе существовала культура, ориентировавшаяся на светское, рационалистическое мировоззрение, наследовавшая и развивавшая тот положительный опыт, который имелся в народной культуре и был результатом практической деятельности, прежде всего в сфере материального производства. Противоречие между светскими элементами и преобладавшим религиозным миросозерцанием — основное противоречие в культуре средневековья, определявшее линию борьбы в ней разных направлений и тенденций и являвшееся источником ее развития. Эта борьба и привела в конце концов к победе светского направления в культуре. Большую роль в этом сыграли города.
Города в средневековье — центры ремесла и торговли, обмена товарами. Для ремесленного производства характерны меньшая зависимость от внешних сил природы, большая роль личного опыта ремесленника, его личной инициативы. Круг общения горожанина, а следовательно, и его кругозор были значительно шире, чем у сельского жителя. Ремесленные изделия, полученные в результате обмена, являлись носителями информации о новых технических приемах и технологиях.
Развитие торговли вело к необходимости совершенствования знаний в области математики, этнографии, мореплавания, строительного дела и т. п. Все это — область конкретного, практического знания. Особенно велика была роль торговли в установле-
нии и развитии связей с культурами других народов, во взаимном обмене культурными достижениями. Именно городская культура воплощала все новое, прогрессивное в средневековой культуре вообще. .
Материал создан: 30.04.2016