Дальнейшая история церковной жизни на Западе показывает, что раскол в Церкви влечет за собой ряд других расколов. Со временем на Западе появились противники папской власти. Папы для усмирения их начали прибегать к жестоким мерам (введя инквизицию), но это еще больше раздражало недовольных. Раздражение и недовольство папством перешло на всю христианскую Церковь, что привело к распространению неверия в Бога.
В XVI веке в разных странах Западной Европы зародилось движение Реформации, представители которого считали, что Католическая церковь исказила учение Христово, переданное через апостолов, и поэтому ее необходимо преобразовать, вернувшись к идеалу евангельского первохристианства. Это движение получило название протестантизма. Реформаторы сумели отторгнуть от Католической церкви значительную часть верующих, но т. к. они ориентировались только на свои представления о том, какой должна быть истинная Церковь Христова, и мало знали о Православной Восточной Церкви, твердо хранившей верность апостольскому преданию, протестантизм ушел от истины еще дальше, чем папство.
Протестантизм был очень неоднородным движением; в разных странах он приобретал разные черты: в Германии у него были одни особенности, в Швейцарии – другие, в Англии и Франции – третьи. Однако существуют несколько положений, являющихся общими для всех протестантских течений. Они были сформулированы основателем Реформации в Германии Мартином Лютером и его сподвижниками (с ним связано наиболее значительное течение в протестантизме – лютеранство):
1) учение о спасении только верой, а не посредством дел;
2) учение о единственном источнике веры – Священном Писании (которое каждый верующий может читать и толковать по своему разумению, не учитывая никаких предшествующих традиций толкования);
3) учение о том, что все христиане – священники, поэтому нет необходимости в церковной иерархии (протестантский пресвитер – это тот же мирянин, избираемый общиной для проповеди и служения в храме).
За этими положениями стоит основная идея Реформации – для обращения верующего к Богу не нужен посредник. Под посредником протестанты подразумевали Церковь. Отрицая посредническое служение Церкви, протестанты всех течений не признают Таинства (кроме Крещения и Евхаристии, которые, однако, они также превратно понимают), не почитают Пресвятую Богородицу и святых, не почитают иконы и мощи; для них неприемлемо монашество.
Укажем и некоторые особенности разных течений в протестантизме.
Младший современник отцов Реформации Жан Кальвин (активно действовавший в Женеве; с ним связано второе крупное течение протестантизма – кальвинизм или реформатство) выдвинул учение о предопределениичеловека к спасению или погибели. Он считал, что Бог заранее решил, кто из людей спасется, а кто погибнет. По мнению Кальвина, если человек оправдывается только верою, а вера есть дар Божий, то любой верующий уже является Божим избранником, предопределенным к спасению и Царству Небесному. Спрашивать, почему одних Бог избрал, а других отверг, бесполезно, т. к. для человека непостижима воля Бога.
Еще одно крупное протестантское течение – англиканство (возникшее в Англии в XVI веке) отличалось умеренностью в реформировании Церкви: англикане – единственные из протестантов сохранили церковную иерархию (епископов, священников и диаконов). В остальном англиканство следует основным положениям протестантизма.
Очевидно, что главные утверждения протестантского вероучения не согласны с православной верой. Борясь с крайностями католичества, протестанты сами впали в крайности:
• отказ от богоустановленной священной иерархии лишил протестантов апостольского преемства, и тем самым отторг от Церкви вообще;
• устранение Таинств из церковной жизни лишает человека благодатной помощи в борьбе с грехом;
• стремление понять Писание вне церковного Предания ведет к неправильному пониманию Библии. Священное Писание дано Церкви Духом Святым, поэтому и пониматься оно должно также в Духе, вечно пребывающем в Церкви. Выразителями такого духовного, церковного толкования являются святые отцы – люди, которые были просвещены Святым Духом;
• учение о спасении только верой устраняет значение личного подвига христианина, его личного стремления к святости, что проявляется именно в делах;
• учение о предопределении лишает человека основного его свойства – свободы. Если вечная участь человека заранее решена, тем, кто предопределен к спасению, нет необходимости жить по заповедям. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель.
Отказавшись от церковного устроения (церковной иерархии, Таинств, церковного Предания), протестантское движение не могло долго оставаться единым: вскоре оно стало разделяться на многочисленные течения и секты, такие как баптисты, методисты, меннониты, квакеры и многие другие.
Материал создан: 20.01.2015