Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Патриарх Тихон. Донской и Новоспасский монастыри

Патриарх Тихон родился в священнической семье. В 23 года он стал преподавателем богословия и французского языка в Псковской духовной семинарии, там и принял монашеский постриг в честь святителя Тихона Задонского. Когда его постригали в монахи, в семинарском храме на втором этаже собралось столько людей, что пришлось дополнительно укреплять этаж, чтобы избежать обрушения здания. В 33 года он стал епископом и занял Люблинскую кафедру, где пробыл всего год, но очень полюбился местному населению. Очевидцы рассказывали: для того чтобы не выпускать поезд, на котором уезжал святитель, люди ложились на рельсы.

В Северной Америке, где продолжилось служение будущего патриарха Тихона, его называли Апостолом Православия. Трудами святителя в 1905 году был основан первый православный монастырь в США, в месте с библейским названием Саут‑Кейнан (Южный Ханаан) штата Пенсильвании. Ставропигиальный мужской монастырь Тихона Задонского действует там и сегодня. Перед отъездом на другую кафедру святитель был избран почетным гражданином Соединенных Штатов Америки. Он продолжил свое служение в Ярославле, где много занимался благотворительностью, а перед переводом на кафедру в Литву стал и почетным гражданином Ярославля.

В годы Первой мировой войны он спас мощи Виленских святых от поругания. В 1917 году святитель был избран Московским митрополитом. Святитель Тихон – это еще один святой, живший на подворье Свято‑Троицкой Сергиевой лавры в Москве на Самотеке. Именно там в 1917 году он получил известие о том, что избран на Патриарший престол. На подворье же, по воспоминаниям коменданта Кремля Малькова, происходило изъятие чекистами «ценностей» ризницы кремлевских монастырей у эконома обители. Оттуда же в 1922 году Патриарх был отправлен под арест в Донской монастырь.

Донской монастырь – старинный московский монастырь, основание которого связано с чудесным избавлением Москвы от войск крымского хана Казы‑Гирея, по молитвам перед Донской иконой Божией Матери. Обитель известна как единственная, в которой в советское время практически полностью сохранилось монастырское кладбище. Ансамбль обители во многом уцелел благодаря тому, что в советское время на его территории функционировал музей Академии архитектуры СССР. Именно поэтому к его стенам с внутренней стороны были закреплены и по‑прежнему находятся там фрагменты горельефов – настенных скульптурных композиций с фасада разрушенного в 1931 году в Москве храма Христа Спасителя, а также фрагменты других уничтоженных церквей и памятников архитектуры Москвы.

Донской ставропигиальный мужской монастырь известен также и тем, что 19 февраля 1992 года, после пожара в Малом соборе монастыря, были обретены мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. На открытии мощей присутствовал как фотограф‑реставратор мой отец Юрий Васильевич Робинов. С детства в моем доме в маленькой деревянной гробнице, сделанной реставраторами Всесоюзного производственного научно‑реставрационного комбината (ВПНРК), хранилась земля из могилы святителя. В 2012 году мои родители Юрий Васильевич Робинов и Алла Кирилловна Коненкова передали ее в музей Патриарха Тихона города Торопца, находящийся в доме, где святитель жил в детстве с 1869‑го по 1878 год.

В 80‑е годы Донской монастырь планировалось передать Московской Патриархии, о чем был подписан, но так и не исполнен, один из последних брежневских приказов. В те же годы Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков, 1910–1990), в сопровождении будущего Патриарха Алексия II (Ридигера), совершал объезд московских монастырей, которые рассматривались властями для размещения резиденции Святейшего. В числе возможных обителей, посещенных тогда представителями нашей церкви, был и древний Новоспасский монастырь. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, как и Свято‑Даниловский, является древнейшим московским монастырем.

Обитель называлась Спасской и была основана святым благоверным князем Даниилом Московским на месте современного Свято‑Данилова монастыря. Но его сын Иван I Данилович Калита перевел обитель на Боровицкий холм в Кремль к храму Преображения Господня или, как его было принято называть, Спаса на Бору (уничтожен 1 мая 1933 года). Известно, что при монастыре уже тогда действовал приют. Каждый государь вносил какие‑то изменения в кремлевский ансамбль. Новые строения времен Ивана III Васильевича сильно стеснили монастырь, в результате чего он был переведен на новое место. В народе он стал именоваться Спас на Новом, или Новоспасский монастырь.

Новое место называлось Васильевским станом. Здесь дважды стоял со своим войском великий князь Московский Василий II Васильевич Темный, защищая Москву с юга. Во времена Ивана IV Васильевича монастырь обнесли высокими каменными стенами, которые спасали Москву от крымских татар и выдерживали осаду польско‑литовских войск. В 1491 году в монастыре был заложен соборный храм Преображения Господня, который освятили в 1497 году. В 1498 году в Новоспасском монастыре был похоронен сын боярина и воеводы Юрия Захарьевича Кошкина, боярин Василий Юрьевич Захарьин‑Юрьев – предок бояр Романовых.

С тех пор монастырь стал местом погребения представителей этого рода, а в 1900 году в их усыпальнице устроен храм во имя преподобного Романа Сладкопевца. В 1918 году монастырь был закрыт и в том же году переоборудован под лагерь, став первым «расстрельным» монастырем Москвы. В 1930‑е годы власти уничтожили монастырский некрополь, а территорию монастыря передали в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборный храм поместили архив, другие переоборудовали под склады, в том числе и пищевые. Также часть монастыря отвели под общежития и квартиры.

В конце 60‑х годов в монастыре были размещены:

  • в Покровской церкви, трапезной и хлебодарной палате, а также в Настоятельском корпусе – Всесоюзный научно‑исследовательский институт реставрации (ВНИИР), его отделы по реставрации живописи и научные подразделения;
  • в корпусах келий – Всесоюзное специализированное реставрационное производственное объединение (В/О «Союзреставрация»), его научные отделы, мастерские по реставрации живописи, мастерские по воссозданию тканей и другие;
  • в главном здании монастыря, Преображенском соборе, после всех работ по реставрации интерьеров и фресковой живописи в 1990 году должен был открыться Музей истории реставрации.

В реставрационных мастерских работал мой дед, известный фотограф‑реставратор, заслуженный работник культуры РСФСР Василий Васильевич Робинов, и его сын – мой отец Юрий Васильевич. В семье мне рассказывали, что, когда в 60‑е годы из монастыря выезжали жильцы, практически все они жаловались реставраторам на тягостную жизнь в стенах обители, полную болезней и смертей. Мой папа рассказывал, что как‑то зимой в 80‑е годы в монастырь приезжали Святейший Патриарх Пимен (Извеков) вместе с будущим Патриархом Алексием II (Ридигером). Его попросили снять об этом фоторепортаж.

Отца поразила тогда сдержанность и интеллигентность Святейшего, которая была заметна в каждой детали его внешности. Например, каждый раз, когда Патриарх видел наведенный на него объектив фотоаппарата, он ненадолго замирал, чтобы не портить кадр фотографу. На скользкой лестнице, ведущей в Спасо‑Преображенский собор, Святейший оступился, реставраторы помогли ему встать, а папа подал ему упавший первосвятительский посох. После этого делегация уехала, а отец мой стал свидетелем чудесного происшествия. Когда машина, в которой ехали Патриарх Пимен и будущий Патриарх Алексий II, тронулась с места, с верхнего яруса монастырской колокольни сорвалась огромная ледяная глыба, которая летела вниз и должна была приземлиться прямо на автомобиль Святейшего, выезжавший из монастырских ворот.

От ужасной катастрофы автомобиль спас широкий карниз храма игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, расположенный над нижним уровнем колокольни. Ледяная глыба угодила прямо на него, рассыпавшись на мелкие куски, а из снежной и ледяной пыли выехал невредимый автомобиль Главы Русской Церкви. Высокая (более 80 метров) пятиярусная колокольня Новоспасского монастыря с храмом преподобного Сергия Радонежского, возведенная в XVIII веке по проекту архитектора Ивана Петровича Жеребцова (1724–1783), является бесспорным украшением монастыря и высотной точкой, организующей пространство города.

Ее видно даже из центра Москвы. В середине XVIII века были построены только два яруса колокольни, после чего постройку приостановили из‑за нехватки средств. Благодаря личному участию императрицы Екатерины II колокольня была достроена, а на средства одного из московских купцов позолотили ее главу. Строительство завершилось уже после смерти архитектора, который был погребен в первом ярусе своего творения. В 1787 году, во втором ярусе колокольни, на средства владелицы известной московской Кадашевской полотняной мануфактуры купеческой вдовы Наталии Бабкиной, устроили церковь Святого преподобного Сергия Радонежского.

На самом верху колокольни появились часы с боем, видные со всех уголков Москвы и исполняющие мелодию каждые полчаса. Часто на монастырских колокольнях можно увидеть большие и красивые часы. Часы эти не управляют монастырской жизнью, они, скорее, обращены во внешний мир, напоминая нам о скоротечности земного бытия. Монастырская колокольня часто бывает самым первым строением, которое мы видим, приближаясь к стенам святой обители. Вспоминается российский город Саров, находящийся на территории Нижегородской области, на гербе которого изображена огромная колокольня – это знаменитая колокольня Свято‑Успенской Саровской пустыни.

Саровская пустынь была основана в начале XVIII века, здесь и совершал свои иноческие подвиги преподобный Серафим Саровский. Строительство колокольни началось в 1789 году и продолжалось десять лет. Строил колокольню известный архитектор Карл Иванович Бланк (1728–1793), ученик графа Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771). Циферблат часов, водруженных на верхний ярус этой колокольни, составлял в диаметре 4 метра. Часы вызванивали мелодию «Кто тебя избежит, смертный час».

Весь русский народ на протяжении веков участвовал в формировании монастырской культуры в России. Из истории мы знаем имена великих строителей, благотворителей, просветителей, иконописцев, людей, разными талантами участвовавших в деятельности монастырей. Многие из них открывали свои социальные учреждения, делаясь тем самым соработниками святых преподобных отцов, заложивших основные принципы монашества. Иногда эти люди полагали свои жизни на служение ближним. Мы с вами живем в удивительное время, когда в нашем Отечестве восстанавливается прошедшая через тяжелый XX век жизнь монастырей.

Используя свои таланты, по примеру наших благочестивых предков, каждый из нас может стать участником процесса возрождения монастырской культуры в России. Образ птицы, парящей высоко в небе, как символа монашества из старой книги XIX века, возникает и сейчас. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) в одной из своих проповедей сравнил с птицей, видящей больше, чем человек, идущий по земле, каждого, кто в своей жизни соприкоснулся с Богом. Тем самым человек «обретает дар благодати, поднимается вверх и обретает широту зрения, а значит, глубину понимания того, что происходит с ним и с окружающим миром».

Категория: Монастырская жизнь с Олегом Робиновым

Автор текста: Робинов Олег (facebook)

Материал создан: 25.04.2021



Хронология доимперской России