Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Развитие законодателсьтва о евреях в Российской Империи

Когда после разделов Польши 1772, 1793 и 1795 гг. польские евреи стали российскими подданными, законодатели столкнулись с правовой terra incognita, поскольку согласно декрету 1744 г. евреям было запрещено даже временное пребывание в Российской империи. Правительство Екатерины II (1729–1796, императрица с 1762) не только установило принципы толерантности по отношению к евреям, но и подтвердило законные привилегии, которыми обладали евреи в Польско-Литовском государстве.

Наиболее важным для евреев явилось сохранение системы их самоуправления — кагала. Решение Екатерины было прагматичным и мотивировалось представлением о том, что евреи как городское социальное сословие могли бы способствовать экономическому развитию городов Российской империи. Мало кто понимал, что не все евреи были заняты торговлей и ремеслами в городской среде. Лишь постепенно российские чиновники осознали, что множество евреев проживали в деревнях, где они занимались мелкой торговлей, а также арендовали у польских помещиков целый ряд монополий, например мукомольную.

Наиболее важной сферой деятельности еврейских арендаторов были производство и продажа спиртных напитков. Царствование Екатерины II было отмечено постоянным противоречием между усилиями государства по расширению прав евреев в тех сферах экономики, где, как считалось, это было полезно, и ограничительными мерами там, где это признавалось непродуктивным или экономически вредным.

Исследователи по-разному объясняют происхождение ограничительного законодательства в отношении евреев, например указа о двойном налогообложении 1794 г. (он было отменен после 1812 г.); возможно, это было мерой поддержания военных расходов, которые влекла за собой имперская экспансионистская внешняя политика. Другая денежная повинность, возложенная на евреев, была более популярной: законы от 1794 и 1796 г. освобождали всех евреев, включая мещан, от несения личной военной службы в обмен на значительную плату в размере 500 рублей, вносимую общиной за каждого освобождаемого рекрута.

Такой возможностью мещане-неевреи не обладали. В целом в Российской империи по отношению к евреям существовала достаточная религиозная терпимость, несмотря на постоянные попытки склонить их к принятию христианства — посредством денежного вознаграждения или облегчения уголовного наказания для нарушителей-евреев. Иерархи Русской православной церкви были более озабочены тем, что взаимодействие с евреями может способствовать распространению иудаизма среди крестьян, нежели кампаниями по обращению иноверцев. Некоторая двусмысленность всегда сопровождала официальное определение «еврея».

Иногда закон рассматривал евреев как сословие, иногда как этническую группу (племя) или даже как находящихся под покровительством государства «чужаков» (инородцы). Однако в любом случае понятие религии стояло на первом месте. До конца всего рассматриваемого периода любой еврей, перешедший в христианство, переставал быть евреем в глазах закона1. При наследнике Екатерины Павле I (1754–1801, император с 1796) Российское государство открыло для себя «еврейский вопрос», Это произошло под влиянием общественных дебатов о еврееях в Европе в эпоху Просвещения и в результате первого близкого знакомства с реалиями еврейской жизни в черте оседлости, особенно с ролью евреев в сельской экономике.

«Еврейский вопрос» в России базировался на двух посылках — «еврейском фанатизме» и «еврейской эксплуатации». Понятие «еврейского фанатизма» предполагало, что столетия гонений и учение Талмуда сформировали среди евреев особый замкнутый склад ума — менталитет гетто, который вместе с религиозно усиленным чувством превосходства над «гоями» делал невозможным для евреев стать лояльными гражданами государства. Основой «еврейской эксплуатации» была склонность евреев жить, используя труд своих христианских соседей, особенно крестьян.

Решение следовало искать в разрушении барьеров посредством аккультурации (которая определялась то как сближение, то как слияние) и в превращении евреев в более «полезных» подданных, в частности, наделяя их землей. Эти идеи получили особое распространение благодаря влиятельным докладам литовского губернатора И.Г. Фризеля и поэта и сенатора Г.Р. Державина. Оба они отразили влияние идей Гаскалы в Германии в сочетании со стремлением просвещенного абсолютизма к осуществлению социальных реформ посредством règlement.

Первые годы правления Александра I (1777–1825, император с 1801) были отмечены попытками внутренних преобразований, такими как модернизация государственных учреждений и усилия по смягчению тягот крепостного права. Побуждение к реформам, в конечном счете, подчинялось борьбе с наполеоновской Францией. Растущая осведомленность в «еврейском вопросе» и неопределенность прав евреев на вновь присоединенных землях Польши послужили толчком для попыток законодательного реформирования еврейства.

Комитет высокопоставленных должностных лиц разработал первый систематический кодекс законов для евреев — Положение о евреях 1804 г. В соответствии с либеральными позициями начала царствования Александра I евреям было позволено поступать в любое российское образовательное учреждение, что должно было способствовать их аккультурации и «просвещению». В то же время система кагалов, которая многими расценивалась как ось еврейского сепаратизма, сохранялась, поскольку у государства не было иного средства для управления евреями. В неприкосновенности остались также особые еврейские общинные налоги и раввинский суд (bet-din).

С целью повышения продуктивности евреев для них были введены новые экономические категории. Желавшим заниматься сельскохозяйственной колонизацией предлагалась земля и освобождение от налогов. Еврейским предпринимателям, открывавшим фабрики, были обещаны субсидии и государственные заказы. Черта оседлости была заново определена и расширена, охватив недавно присоединенные земли Новороссии. Положение 1804 г. включало и репрессивные меры, нацеленные на ограничение широко распространившейся еврейской виноторговли посредством массового выселения евреев из сел Белоруссии.

Эта кампания привела к широкомасштабному перемещению еврейского населения и его обнищанию, но своих конечных целей она не достигла и была впоследствии прекращена. Еврейские общины Польско-Литовского королевства имели право назначать своих представителей (shtadlanim), чтобы отстаивать интересы евреев в государственных учреждениях. Поскольку российские власти были слабо осведомлены о еврейской жизни в империи, они разрешили продолжить эту деятельность.

В 1785 г. еврейские депутаты добивались в Сенате, чтобы евреи упоминались в параграфах «Жалованной грамоты городам», а избранные в общинах делегаты служили консультантами при подготовке Положения 1804 г. В 1812 г. Александр I создал систему выборных официальных представителей от еврейских общин, известных как «депутаты еврейского народа». Предполагалось, что депутаты будут советниками правительства по вопросам, связанным с положением евреев. Эта инициатива принесла евреям определенную пользу (например, в борьбе против кровавого навета), но в конечном счете она провалилась из-за политической апатии новых еврейских общин таких городов, как Одесса и Киев, где не существовало традиции подобной деятельности.

На годы царствования Николая I (1796–1855, император с 1825) пришлась наиболее продолжительная кампания по «исправлению» еврейского «религиозного фанатизма» и «экономической эксплуатации». Многие царские инициативы, направленные на обеспечение аккультурации и продуктивности еврейского населения, например обязательная военная служба и новые прогрессивные школы, напоминали меры, принятые в Австрийской империи во времена Иосифа II (1780–1790). Однако в России эти меры носили консервативный характер и вводились принудительно, что было характерно для царствования Николая в целом.

В 1827 г. было отменено освобождение от воинской службы за уплату специального налога, и на еврейские общины была возложена коллективная ответственность за своевременную поставку рекрутов. Введение рекрутчины и вопиющие должностные преступления, совершаемые кагалами при наборе рекрутов, в значительной степени способствовали подрыву морального авторитета кагальной системы в глазах еврейского общества4. Новое Положение о евреях 1835 г. должно было исправить некоторые из замеченных несоответствий в законодательстве 1804 г.

Оно подтвердило существование черты оседлости и право евреев принимать участие в городском самоуправлении, но в то же время сохранило определенную неясность в отношении регулирования внутренней жизни еврейского общества. В результате в 1840 г. был утвержден новый Еврейский комитет («Комитет для определения мер коренного преобразования евреев в России») под председательством талантливого государственного деятеля графа П.Д. Киселева. Этот комитет разработал и осуществил множество реформ, которые включали ограничения на ношение традиционной еврейской одежды и обязательные выборы в каждой общине «просвещенного раввина», в обязанности которого входило ведение общинных метрик.

Принятые комитетом новые цензурные правила имели целью воспрепятствовать обращению «вредных» книг на идише и иврите в еврейской среде.

Автор текста: Джон Клиер

Материал создан: 28.02.2016



Хронология доимперской России