Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Рейтинг вузов России в 2016 году

Национальный рейтинг высших учебных заведений РФ, который показывает их значимость со стороны российской экономики, представлен в четверг, 15 декабря проектом "Социальный навигатор" МИА "Россия на сегодняшний день". В исследование вошли 446 высших учебных заведений из 82 регионов страны. Оценка высших учебных заведений проводилась по таким условиям, как значимость подготовленных специалистов работодателями, коммерциализация интеллектуального продукта, производимого вузом, а также значимость научно-исследовательского продукта (методика). В рейтинг востребованности высших учебных заведений вошли государственные, ведомственные, муниципальные и частные высшие учебные заведения, осуществлявшие подготовку кадров по основным и дополнительным программам высшего образования. Среди них — 132 инженерных высших учебных заведений, 89 классических университетов, 57 сельскохозяйственных высших учебных заведений, 53 высших учебных заведений из сферы управления, 68 гуманитарных высших учебных заведений и 47 медицинских высших учебных заведений.

В исследование не были включены филиалы, высшие духовные учебные заведения, высшие учебные заведения сферы культуры и военного профиля. Среди инженерных высших учебных заведений (технических университетов), которые максимально широко представлены в этом исследовании, первое место занимает Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ". Вторую строчку рейтинга занимает Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. На третьем месте Самарский государственный технический университет. Лидером рейтинга среди классических университетов, как и в прошлом году, стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. На втором месте Национальный исследовательский Томский государственный университет, занимавший в прошлом году третью позицию. Замыкает тройку лидеров Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, который по сравнению с прошлым годом поднялся сразу на 5 позиций. В номинации "сельскохозяйственные высшие учебные заведения", как и в прошлом году, лидируют Ставропольский государственный аграрный университет и Кубанский государственный аграрный университет.

Среди высших учебных заведений экономического, финансового и юридического профиля лидерами по востребованности стали Российская экономическая школа, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Международный университет природы, общества и человека "Дубна". Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" покинул тройку лидеров, сместившись на четвертое место. Первые места среди гуманитарных (педагогических и филологических) высших учебных заведений заняли Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет и Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. В номинации "медицинские высшие учебные заведения" лидируют Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Нижегородская государственная медицинская академия и Сибирский государственный медицинский университет.

По словам руководителя проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия на сегодняшний день" Натальи Тюриной, данное исследование вызывает неподдельный интерес не только у работодателей, но и у российских абитуриентов, которые строят свой образовательный выбор на понимании того, где они будут работать после завершения учебы. "Делая свой выбор в пользу того или иного вуза, на первое место они ставят не столько бренд университета, сколько возможность получить востребованную профессию", — отметила она, добавив, что именно этим и объясняется успех данного рейтинга, который впервые был представлен "Социальным навигатором" в прошлом году, и сразу продемонстрировал крайне высокую читаемость. Как отметила эксперт, исследование показало, что в настоящее время в российских регионах можно получить не менее востребованное образование, чем в столице. В довершение всего, по мнению Натальи Тюриной, в современных условиях вузам следует с одной стороны максимально разворачиваться в сторону рынка труда и работодателя, а с другой — строить серьезную профориентационную работу со старшеклассниками.

Как показали результаты данного изучения, по соотношению "доли выпускников, получивших направление на работу" лидируют сельскохозяйственные высшие учебные заведения страны – более 70% выпускников получают направление на работу. Наименее востребованы работодателями выпускники высших учебных заведений сферы управления (в среднем около 25%). По показателю "доли средств в бюджете вуза от научных исследований", как и следовало ожидать, лидируют инженерные высшие учебные заведения страны. Доля их доходов от коммерциализации интеллектуальных продуктов составляет в среднем около 17% бюджетов высших учебных заведений, в то время как сельскохозяйственные и медицинские высшие учебные заведения получают не более 8% доходов. Если рассматривать "индекс цитирования трудов сотрудников организации", то разрыв между различными типами высших учебных заведений не столь очевиден: максимальные показатели у классических университетов (13,52%), а минимальные – у гуманитарных (9,62%).

Как полагают эксперты, подобная трехсторонняя оценка показывает потребителям услуг высшей школы, каковы шансы получить подготовку, обеспечивающую конкурентоспособность на рынке труда, а также демонстрирует эффективность привлечения вуза к решению задач развития организаций, секторов экономики и территорий. Научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования, научный руководитель данного изучения Ефим Коган, комментируя результаты рейтинга, высказал мнение, что связь высшей школы с предприятиями в современных условиях рыночной экономики возможна только при наличии рыночного поведения самих университетов. "В действительности этого не происходит: университеты не видят себя полноценными агентами рынка и хозяйствующими субъектами", — сказал он РИА Новости, добавив, что высшие учебные заведения не имеют собственной инфраструктуры, способной профессионально взаимодействовать с предприятиями и государственными органами управления.

По его словам, университеты инертно участвуют в муниципальном и региональном строительстве, слабо погружены в социальные, экономические и культурные структуры своих регионов. В довершение всего, по мнению Ефима Когана, университеты – объединение интеллектуального ресурса территорий, и эффективное использование этого ресурса пошло бы всем на пользу. "С одной стороны высшие учебные заведения имели бы дополнительный доход, а с другой – формировали бы интеллектуальные продукты, меняющие экономику, производство и технологии", — подчеркнул эксперт.

Материал создан: 15.01.2017

создано на основе этого материала



Хронология доимперской России