Русская цивилизация многим обязана русской православной церкви. Многие наши мыслители, наши писатели и поэты говорили о нашем православии и говорили с уважением, с почтением, но для того чтобы понять эту ситуацию более глубоко. Давайте посмотрим на то как происходило принятие христианства. Начнем с азов.
Принятие христианства. Хрестоматийная дата 988-й год. И вот сложилась такая ситуация, когда в Византии правление двух императоров, Василия и Константина, в Константинополе вспыхнул мятеж. Этот мятеж был организован полководцем гвардии и он угрожал существованию династии. Фока пытался захватить Константинополь. Шла тяжелая война. В этой ситуации оба императора обратились за помощью к Владимиру, к нашему князю Владимиру, который в это время был очень силен благодаря поддержке варягов. Император Византии попросил Владимира предоставить военную помощь прислать отряд варягов для борьбы с этими мятежниками.
Владимир согласился, но выдвинул свое условие - чтобы ему выдали в качестве невесты, в качестве жены принцессу Анну. Сестру обоих императоров. Для византии это был тяжелый запрос потому, что византийцы очень не любили отдавать своих принцесс куда нибудь в языческие страны, в далекие и, по их мнениюс не цивилизованные государства. Но делать было нечего - они согласились. Отряд варягов был послан в Константинополь. Мятеж был подавлен и Владимир стал ожидать принцессу Анну, но его хотели обмануть. Императоры ничего не сделали. Они сначала вообще ничего не давали.
Когда Владимир начал, так сказать, гневаться и грозить им всякими последствиями они прислали якобы принцессу. На самом деле это была подставная девушка, которой выпала такая тяжелая задача из себя разыгрывать принцессу. Но это обман скоро открылся. Что стало с девушкой неизвестно, но, во всяком случае, Владимир был оскорблен и он начал поход на Херсонес. Осада Херсонеса продолжалась около полугода. Наконец ему оказали помощь христиане, которые были внутри города. В Херсонесе жил один священник, который мечтал обратить в христианство восточных славян. И вот он пошел на тайные переговоры с Владимиром - сказал Владимиру, что "я покажу тебе как захватить этот город, но ты дашь мне обещание принять крещение".
Владимир обещал. Тогда он показал ему схему, где проходил водопровод, вода которая поступала в город по подземным трубам. Это было равносильно сдаче города. Через несколько недель, оставшись без воды, греки капитулировали. Херсонес был взят, но дальше все происходило уже достаточно мирно. То есть, Владимир принял христианство, крестился. После этого он обвенчался с принцессой Анной.
Все они вернулись в Киев с успешным завершением этой Херсонской войны. Дальше Владимир начинает вести себя уже как вполне христианский государь, то есть, что он делает первым делом он строит большую церковь. Он строит церковь, которая вошла в русскую историю под названием Десятинной. Она находилась в Киеве там, где сейчас Исторический музей. Там, на одном из холмов, на которых стоит Киев была поставлена эта десятинная церковь. Православие стало характерной чертой нашег образа мыслей, нашей религиозной практикой. В этой связи надо посмотреть: как же развивалась православная церковь как организация.
Проблема была в подчинении русской церкви Константинополю. То есть, был патриарх константинопольский, который возглавлял всю греческую церковь и в состав владений которого входили митрополии. Русская церковь была митрополией. Глава русской церкви назывался "митрополит киевский и всея Руси". Митрополиты обычно присылались из Византии и это была такая головная боль для наших правителей, для наших иерархов, что приходилось принимать совершенно незнакомого человека, который приходил со своими интересами, с интересами Византии и он всегда настаивал на том, что русская церковь должна отдавать пожертвования Византии и должна присылать туда своих людей и так далее.
Вот эта вот зависимость от Греции с разными нюансами сохранялась до 1498 года. В 1498-м году была установлена автокефалия русской церкви. То есть русская церковь сама стала выбирать себе руководителя, митрополита, который назывался уже не киевский, а московский и всея руси потому, что центр политической жизни, религиозной жизни России в это время уже перемещается в Москву. В 1589 году во главе русской церкви становится патриарх - это высший уровень для восточного христианства.
Патриарх существовал, как руководитель церковной организации, до времен Петра В.еликого. У Петра были сложные отношения с церковью. Он считал, что церковь должна быть полностью под контролем государства и для того, чтобы реализовать эту идею он, собственно говоря, создает церковную организацию которая называлась священный синод. В этом синоде были представлены как представители духовенства так и представители мирян. В частности во главе синода стоял чиновник, которого назначал сам император. Обычно это бывший генерал или бывший губернатор, то есть вполне светский человек.
Начинается синодальной период в истории русской церкви.
Синодальное управление началось в 1721 году и продолжалось, фактически, до 1917 года, когда уже в условиях революции русская церковь решает выбрать себе патриарха для того, чтобы в этих новых условиях найти себе более правильную позицию. Русская церковь это церковь национальная. Это опора русского национального государства и мы знаем в истории россии очень много примеров, когда в трагической ситуации, в драматической ситуации, церковь приходит на помощь государству и обществу в конечном счете потому, что порядок в государстве это порядок среди людей.
Какие примеры премьеры нам всем хорошо известно.
Допустим, Смутное Время, когда поляки захватили Москву, когда кажется, что все рухнуло, все развалилось. И вот в это время на исторической сцене появляется замечательный деятель русской церкви патриарх Гермоген, который своими призывами поднимает ополчение. Призывает освободить Москву, восстановить православие. Или же если заглянем поглубже, в прошлое, освобождение от татаро-монгольского ига в Куликовской битве. Кто благословляет русские полки на Куликовскую битву? Преподобный Сергий Радонежский - душа тогдашней русской церкви.
В этом отношении конечно русская церковь всегда была с народом и всегда была с государством.
Нужно правильно понимать ее историческое значение. В качестве народной церкви, национальной церкви, конечно наша православная церковь имеет некоторые особенности. Во-первых русская церковь очень привязана к своей многовековой традиции. Достаточно посмотреть на церковнославянский язык, на котором идет богослужение. Посмотреть на то, как написаны все основные богослужения и книги. Это все старая русская грамота. Кроме того, русская церковь очень привязана к форме храма. Все новые русские храмы подражают по-форме главному традиционному храму, где пять глав означает Христа и четырех евангелистов.
Еще одна особенность русской православной церкви, русского православия, состоит в том, что наши люди православные, наши люди церковные, они как-то, знаете, очень не любят текстов. Наша православная вера - это вера, в которой главные идеи передаются от человека к человеку, от учителя к ученику. Поэтому у нас, например, очень мало монастырских уставов. У нас очень мало каких-то трактатов богослужения, так сказать логических. Наша вера она очень личностная, она такая камерная, теплая. И в этом отношении, это тоже традиция. Традиция идущая еще во времена Сергия Радонежского. Еще одной особенностью нашего православия, по сравнению хотя бы с католичеством, состоит в том, что наше православие практически никогда не вмешивалось в мирские дела. Оно не было политизировано, оно не стремилось к какой-то политической власти и этим оно отличалось от римского католичества, которое целыми веками боролось с императором священной римской империей. Которая стремилась через иезуитов проникнуть в какие-то структуры государственной власти и политической власти.
Наша церковь в этом отношении более спокойная и более, я бы сказал, более благочестная. Еще одна тонкость состоит в том, что русская православная церковь не знает монашеских орденов. Наше монашество оно как бы монолитно, оно не делится на францисканцев, доминиканцев и так далее. Я думаю, в этой особенности скрываются корни того доверия, той любви и уважения, которое питает русский народ к своему монашеству. Большинство наших святых это монахи. обращаясь к русской церкви мы прежде всего вспоминаем ее великих людей, ее сподвижников отцов монашества.
Еще одна важная особенность русской православной церкви состоит в том, что она никогда не стремилась стать интернациональной, то есть распространить свое влияние на другие народы, на другие конфессии. Русская церковь была национальной - в этом её сила, в этом её историческая традиция. Она не стремится к каким-то христовым походам, она не стремится заставить кого-то стать христианином, стать православным. Наша церковь предлагает - пожалуйста вот наши миссионеры, они у нас есть в истории церкви, но нигде нет насилия, нигде нет принудительной христианизации.
Я бы сказал, что наше православие оно по природе своей гуманистическое. И вот этот гуманизм русского православия он накладывает свой отпечаток и на всю русскую цивилизацию. Наша русская цивилизация не агрессивна, она гуманна и глубоко мудра по своим историческим корням.
Русская цивилизация. Религия. Лекция Николая Сергеевича Борисова
Материал создан: 26.04.2021