Роспись Шекснинская золочёнка, наряду с другими видами народного традиционного искусства, исчезла в 1930-40-с годы в связи с кардинальными изменениями уклада жизни населения. Ушли в прошлое предметы крестьянского быта - прялки, трепала и т.д., но, как памятники истории и этнофафии, многие из них попали в музейные коллекции. Однако древние орнаменты оказались поразительно жизнестойкими, в конце 1980-х - начале 1990-х годов они вновь зазвучали на новых современных изделиях.
Художники Вологодского завода опытных и художественных изделий с целью расширения ассортимента и поиска новых видов традиционных росписей совместно с мастерами студии «Вологодские росписи», работающей при Вологодском государственном музее-заповеднике, изучили и восстановили технологии росписи Шекснинская золочёнка. Композиции росписи на новые изделия мастера переносили не механически, а переосмысливая традиции и приближая их к современной моде и веяниям времени. Праздничные, горящие золотом на красных фонах, росписи полюбились вологжанам, продукция предприятия «засияла» па полках салонов.
Панно, декоративные тарелки, сундучки и шкатулки, чаши и вазы с шекснинской золочёнкой создают в интерьере современных квартир яркие цветовые акценты. Изменилось и назначение вещей, украшенных росписью. Если раньше они размещались на предметах, выполняющих утилитарные функции, то сегодня древние росписи используются для украшения изделий, играющих, в основном, декоративную роль и являющихся сувениром. Шекснинская золочёнка с её своеобразным символико-образным строем требует к себе особого отношения.
Роспись невозможно представить на разделочных досках, кухонных наборах, но она прекрасно смотрится на колешницах, ларчиках, шкатулках, ювелирных украшениях. Композиция росписи строится с учетом формы предмета. На токарных изделиях роспись располагается по окружности, оттеняя мягко-округлые линии, плавные переходы, уравновешивая части предмета. На столярных изделиях сюжетные композиции из переплетённых веток, плодов, птиц, архитектурных фрагментов размещаются на широких плоскостях, края и кромки предметов отмечаются линиями золотистого или чёрного цвета.
На узких частях крышек располагаются полоски стилизованного растительного орнамента с геометрическими фигурами и разнообразные плетёнки. Для некоторых произведений создаётся имитация оковки. Древние орнаменты хотя и утратили своё семантическое значение, но они наполнились новым содержанием. В рамках традиции мастера более свободно пишут образ золотой птицы, она может быть в различных ракурсах и поворотах, более детально и нарядно разрабатывается сё оперение, крылья значительно увеличились в размерах по сравнению с росписями на старых предметах, что придаёт большую декоративность всему облику птицы.
Птица приобрела более реальные черты, она не просто вписывается в растительный узор, а сидит на ветке, крепко ухва тившись за неё лапками. Мастера уделяют больше внимания эстетической стороне росписи. Рисунок стал более пластичным и разнообразным, появились новые элементы, гуще стала разживка мотивов росписи, вводятся в рисунок лёгкие сеточки, заполняющие пространство в сердцевинах листьев и на свободных плоскостях, зачастую пишуюя инициалы или фамилии мастеров, год создания, отмечается название росписи. В экспериментальных работах мастера практикуют различные оттенки фона, появились образцы с серебристыми орнаментами на глубоких синих фонах.
Сегодня роспись Шекснинская золочёпка активно осваивается фирмой «Надежда» и Губернаторским колледжем народных промыслов. Авторские произведения с этой росписью экспонируются на всех выставках народного и декоративно-прикладного искусства. Яркая и эмоциональная, торжественная и звучная, отражающая особенности народною художественного мышления, роспись Шекснинская золочёнка вписывает ещё одну страницу в историю самобытного народного искусства Русского Севера.
Материал создан: 08.09.2015