Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Техника и технология росписи Шекснинская золоченка

Технологические особенности росписи

Техника и технология росписи Шекснинская золоченкаПо цветовой гамме и манере письма шекснинская золочёнка напоминает хохломскую роспись («Кудрина»). К числу общих источников этих росписей следует отнести древнерусскую иконопись, книжную миниатюру и технологию золочения деревянных изделий. В Древней Руси использовался приём «вызолачивания» изделий. Мастера в целях экономии золота покрывали поверхности изделия серебром, а за тем олифой, приготовленной специальным образом на основе льняного масла. Под такой защитой плёнкой серебро отливало золотом.

В хохломской росписи на обработанную деревянную поверхность наносили вместо серебра олово, а впоследствии алюминиевый порошок. Роспись производилась масляными красками. После высыхания изделие покрывалось олифой и подвергалось термообработке. Под действием высокой температуры олифа приобретала жёлтый оттенок, придавая серебряному слою золотое свечение. При изготовлении Шекснинской золочёнки применялась технология, во многом схожая с хохломской.

На подготовленную, загрунтованную и покрытую красным фоном поверхность прялки наносился золотой узор. По мнению научного сотрудника ВГИАХМЗ С. Д. Оленева, нанесение золота могло производиться следующими способами:

  • «золочение» или нанесение на поверхности» произведения листового сусального золота или серебра. «Двойник», представляющий собой тончайшие листки золота, нанесённого по серебру, использовался в иконописи с XVI в.
  • роспись растворенным золотом, краской из порошка золота, затёртых на клеевом связующем. Возможно, что золотой узор наносился на прялки теми же способами, что и иконописное золочение.
  • роспись бронзовой пастой с помощью кисти или пера.

Техника и технология росписи Шекснинская золоченкаПравильно разведённая льняным маслом паста хорошо сходит с пера в виде тонкой рельефной линии. В целях экономии золота могли наносить узор творёным серебром, а возможно, и оловом. После высыхания делали разживку, прописывая чёрным цветом элементы росписи, изделие сушили и покрывали олифой. Высохшая олифа имела жёлтый цвет, и поэтому изделие, подсвеченное изнутри серебром, казалось золотым. На современном этапе с появлением новых материалов и необходимостью серийного производства изделий стала возможна вариантность разработки технологического процесса росписи.

На Вологодском заводе опытных художественных изделий мастером росписи по дереву Е.О. Лукичёвой была разработана следующая технология изготовления изделий с Шекснинской золочёнкой.

  1. Деревянная форма шлифуется наждачной бумагой.
  2. Предварительно дефекты древесины заделываются шпаклёвкой.
  3. Поверхность фушуется клеем ПВА, разведённым водой 1/1.
  4. После сушки изделие ещё раз обрабатывается мелкозернистой шкуркой. = Затем подготовленное изделие покрывается красящим слоем.
  5. Возможно использование гуаши с добавлением клея ПВА в соотношении 3/1 или темперных красок.
  6. При необходимости поверхность покрывается краской дважды.
  7. После нанесения фона просушенная поверхность покрывается нитроцеллюлозным лаком.
  8. После высыхания поверхности производится роспись краской, приготовленной на основе бронзового порошка, разведённого нитролаком.
  9. Роспись производится либо с предварительной прорисовки, выполняемой мягким карандашом или восковым мелком, либо без неё.
  10. Затем производится разживка чёрным цветом.
  11. Предпочтительно использование чёрной темперной краски, которая не свёртывается при соприкосновении с бронзовым рисунком.
  12. После завершения росписи и просушки возможно дополнительное покрытие поверхности изделия масляным лаком.

Техника и технология росписи Шекснинская золоченкаГлавным специалистом предприятия народных художественных промыслов фирмы «Надежда» г. Вологды М.Н. Юкиной был разработан вариант технологии росписи, дающий высокие художественно-технические результаты, учитывающий скоростные приёмы работы и высокое качество исполнения. Особенностью данного технологического процесса является использование краски финского производства «Миранол», обладающей хорошей кроющей и сохнущей способностью, устойчивостью к внешним условиям.

Краска «Миранол» концентрированная, и для удобства её можно развести уайт-спиритом № 1050 или разбавителем № 1032. Роспись наносится на хорошо подготовленную, зафугованную поверхность, покрытую темперной краской, а затем - нитроцеллюлозным лаком. Контурная разживка выполняется чёрной масляной или темперной краской. Сушка производится в сушильных шкафах. Изделие покрывается масляным лаком с помощью аэрографа в 2-3 приёма с промежуточной шлифовкой и последующей термосушкой, т.к. при лакировке изделий кистью нарушается красящий слой росписи.

Несколько иная технология используется в рамках учебного процесса в БОУ СПО ВО «Губернаторский колледж народных промыслов» г. Вологды, состоящая из современных материалов, которые в большей степени соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям к организации учебного процесса. В частности, данная технология исключает покрытие поверхности нитроцеллюлозным лаком. Рассмотрим более подробно технологический процесс росписи на примере оформления деревянной шкатулки.

Выявленные при осмотре изделия дефекты заделываются шпаклёвкой. Изделие шлифуется мелкозернистой наждачной бумагой для выравнивания поверхности, а затем грунтуется раствором клея ПВА, чтобы красящий слой не впитывался в древесину, а оставался па поверхности. После просушки поверхность изделия ещё раз зачищается наждачной бумагой. Нижняя форма и крышка шкатулки покрываются темперой несколько раз для вырывнивания фона. Роспись производится по заранее разработанной на бумаге композиции в виде схематичного контурного рисунка, который наносится на изделие мягким карандашом.

Техника и технология росписи Шекснинская золоченкаКомпозиционная гармония в росписи изделия зависит от единства размера элементов на крышке и самой шкатулке. В росписи основного узора используются гуашевые краски «золото инков», «золото ацтеков» (например, из серии «Металлик»), а иногда смесь акриловой краски и гуаши с теми же названиями для более хорошей укрывистости. Композиция боковой, объёмной части шкатулки выполняется в виде ленточного орнамента, симметричного относительно проведённой через центр боковой части шкатулки линии.

Роспись выполняется движением кисти № 2, «к себе», вначале с левой стороны центральной линии, затем с правой стороны. Контурная разживка элементов выполняется чёрной темперной или гуашевой краской кистью № 1. Разживка начинается с внутренней стороны растительных форм относительно центральной линии орнамента. Затем выполняется роспись крышки шкатулки. Декоративный куст располагается на поверхности крышки таким образом, чтобы по краям оставалось свободное пространство.

Написание декоративного куста начинается с исполнения его основания - элемента «завязь» - с семечка и двух сложных декоративных листочков. Из завязи выводятся переплетающиеся, тонкие ветви, которые «одеваются» в различного вида декоративные листья, соцветия, бутоны, ягоды и плоды. При выполнении композиции «кусте птицей», вначале размещается птица на ветвях, а только затем выполняется роспись листвы. Контурные работы начинаются с детальной проработки оперения птицы. Затем выполняется разживка завязи.

Для продолжения разживки расги-тельныхформ изделие поворачивается на 180°. Контурные работы осуществляются с левой, а затем с правой стороны от элемента «птица». Подобные приёмы используются для качественного и удобного выполнения росписи. Для лучшей читаемости основного узора следует повторить покрытие краской. Завершает выполнение росписи шкатулки декоративный орнамент или золотая полоска. После просушки изделие покрывается лаком. Большая выразительность росписи изделия достигается за счет использования глянцевого лака, который придаёт форме особую нарядность и праздничность.

Материал создан: 08.09.2015



Хронология доимперской России