Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Роспись Шекснинская золочёнка на современных изделиях

Роспись Шекснинская золочёнка на современных изделияхРоспись Шекснинская золочёнка, наряду с другими видами народного традиционного искусства, исчезла в 1930-40-с годы в связи с кардинальными изменениями уклада жизни населения. Ушли в прошлое предметы крестьянского быта - прялки, трепала и т.д., но, как памятники истории и этнофафии, многие из них попали в музейные коллекции. Однако древние орнаменты оказались поразительно жизнестойкими, в конце 1980-х - начале 1990-х годов они вновь зазвучали на новых современных изделиях.

Художники Вологодского завода опытных и художественных изделий с целью расширения ассортимента и поиска новых видов традиционных росписей совместно с мастерами студии «Вологодские росписи», работающей при Вологодском государственном музее-заповеднике, изучили и восстановили технологии росписи Шекснинская золочёнка. Композиции росписи на новые изделия мастера переносили не механически, а переосмысливая традиции и приближая их к современной моде и веяниям времени. Праздничные, горящие золотом на красных фонах, росписи полюбились вологжанам, продукция предприятия «засияла» па полках салонов.

Роспись Шекснинская золочёнка на современных изделияхПанно, декоративные тарелки, сундучки и шкатулки, чаши и вазы с шекснинской золочёнкой создают в интерьере современных квартир яркие цветовые акценты. Изменилось и назначение вещей, украшенных росписью. Если раньше они размещались на предметах, выполняющих утилитарные функции, то сегодня древние росписи используются для украшения изделий, играющих, в основном, декоративную роль и являющихся сувениром. Шекснинская золочёнка с её своеобразным символико-образным строем требует к себе особого отношения.

Роспись невозможно представить на разделочных досках, кухонных наборах, но она прекрасно смотрится на колешницах, ларчиках, шкатулках, ювелирных украшениях. Композиция росписи строится с учетом формы предмета. На токарных изделиях роспись располагается по окружности, оттеняя мягко-округлые линии, плавные переходы, уравновешивая части предмета. На столярных изделиях сюжетные композиции из переплетённых веток, плодов, птиц, архитектурных фрагментов размещаются на широких плоскостях, края и кромки предметов отмечаются линиями золотистого или чёрного цвета.

На узких частях крышек располагаются полоски стилизованного растительного орнамента с геометрическими фигурами и разнообразные плетёнки. Для некоторых произведений создаётся имитация оковки. Древние орнаменты хотя и утратили своё семантическое значение, но они наполнились новым содержанием. В рамках традиции мастера более свободно пишут образ золотой птицы, она может быть в различных ракурсах и поворотах, более детально и нарядно разрабатывается сё оперение, крылья значительно увеличились в размерах по сравнению с росписями на старых предметах, что придаёт большую декоративность всему облику птицы.

Роспись Шекснинская золочёнка на современных изделияхПтица приобрела более реальные черты, она не просто вписывается в растительный узор, а сидит на ветке, крепко ухва тившись за неё лапками. Мастера уделяют больше внимания эстетической стороне росписи. Рисунок стал более пластичным и разнообразным, появились новые элементы, гуще стала разживка мотивов росписи, вводятся в рисунок лёгкие сеточки, заполняющие пространство в сердцевинах листьев и на свободных плоскостях, зачастую пишуюя инициалы или фамилии мастеров, год создания, отмечается название росписи. В экспериментальных работах мастера практикуют различные оттенки фона, появились образцы с серебристыми орнаментами на глубоких синих фонах.

Сегодня роспись Шекснинская золочёпка активно осваивается фирмой «Надежда» и Губернаторским колледжем народных промыслов. Авторские произведения с этой росписью экспонируются на всех выставках народного и декоративно-прикладного искусства. Яркая и эмоциональная, торжественная и звучная, отражающая особенности народною художественного мышления, роспись Шекснинская золочёнка вписывает ещё одну страницу в историю самобытного народного искусства Русского Севера.

Материал создан: 08.09.2015



Хронология доимперской России

Русская блогосфера

Русская блогосфера. Материалы русских блогеров.
В России проживает около 190 народов и по этой цифре можно смело утверждать что Российская Федерация — это многонациональное государство. Все они находятся в тесном и противоречивом взаимодействии друг с другом, одновременно, дополняя и влияя один на другой. Но далеко не все из них находятся в теме "межнациональный конфликт", то есть в фазе, той или иной степени, вражды между собой.
Telegram-канал Сыны Монархии
1236-1251, Княжение в Новгороде Александра Ярославича (Невского).
Реклама в Российской Империи
Известные русские
Арсеньев Владимир Клавдиевич, 29 августа 1872 – 4 сентября 1930, город Санкт-Петербург, Российская империя. Владимир Арсеньев – русский путешественник, географ, исследователь Дальнего Востока, этнограф. Он – потомок крепостных и мещан. Отец с детства приучил Володю к чтению. Мальчика увлекали приключенческие книги. Он не отличался усидчивостью, любил шалости. Из-за этого его отчислили из второго Петербургского училища. Арсеньева отдали во Владимирское мужское училище, где у него проснулась тяга к учебе. Известен Владимир Арсеньев и как писатель по приключенческим книгам «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».
Процесс покорения Сибири включал в себя постепенное продвижение русских казаков и служилых людей на Восток вплоть до их выхода к Тихому океану и закреплению на Камчатке. В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом "русский" используется слово "казак".
Покровский храм в станице Орджоникидзевская, Ингушетия