Я русский

что значит быть русским человеком

Коренные народы России на букву Б

Багулалы, Барабинцы, Башкиры, Бежтинцы, Бесермяне, Бесленеевцы, Бжедуги, Ботлихцы, Булагаты, Бурзяне, Буряты и Бухарцы

БАГУЛАЛЫ

(гантляло), живут в неск. аулах (гл. – Хуштада, Тлондода, Тлибишин) в Цумадинск. и Ахвахск. р-нах Дагестана.
Антропологически Б. – представители кавкасионского типа юж. европеодитов.
Говорят на Б. яз. (57 чел., 2002 г.), подразделяется он на 3 говора (по главным аулам – хуштдинск., тлондодинск., тлибишинск.), лит. яз. аварский.
Этногенез. Кор. нас. Дагестана, изв. с XV в. (с образованием союза Багулал.).
Численность: 1926 г. – 3,3 тыс. чел., 1938 г. – 4,9 тыс. чел., 2002 г.-40 чел.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. андийск. народы, аварцы.

БАЛКАРЦЫ

(таулула – «горцы», малкарлыла), населяют юж. р-ны Кабардино-Балкарск. Респ. – Балкарию; локальные группы Б: собств. Б. или малкарцы (малкарлыла) в Балкарск., чегемцы (чегемлила) в Чегемск., баксанцы (бакъсанлыла) в Баксанск. ущельях, бизингиевцы (бызынгылыла) в среднем и верхнем течении р. Зап. Черек. – холамцы (холамлыла).
Антропологически Б. – представители кавкасионского типа (ск. д. – 147,0 мм, р. бор. – 2,21 бал., светл. глаза у 8 % муж., дл. тела – 167 см) балкано-кавказской расы юж. европеоидов.
Говорят Б. на баксано-чегемском (лег в основу лит. языка) и малкарском диалектах карачаево-балкарского языка кыпчакск. ветви тюркск. языков; письменность создана в 1924 г. на основе латинск., с 1936 г. – русск. графики; родным Б. яз. считает 95,3 % Б. в РФ по данным 1989 г., им владеет 98,9 % Б. в КБР в 2002 г.
Этногенез. Б. сложились на основе трех этнич. компонентов: 1) местный – антропологические особенности Б. «унаследовали» от местн. компонента; 2) аланск. (тюркск. – ас, груз. – оси, русск. – ясы) компонент – отразился в наименовании Б. осетинами – ассон, т. е. асы (тюркск. найм, алан), а Балкарии – Ассиаг, ираноязыч. аланы (см. осетины) мигрировали в горы Центр. Кавказа в IV в. под напором гуннов, в VII–VIII вв. – хазар и, особенно, во 2 пол. XIII в. под ударами монголов; еще в степях Сев. Кавказа часть алан, смешиваясь с кыпчаками, перешла на их язык – вероятно, эти тюркоязычные аланы именовались ираноязычными их сородичами (предками осетин) тюркск. наименованием – асы; 3) кипчакский компонент (о бегстве от монголов кыпчаков в горы Кавказа сообщал арабск. автор ал-Асир в XIII в.) отразился не только в языке Б. (кыпчакск. ветви тюркск. яз.), но и в элементах домусульманск. религии Б., близких к шаманизму кыпчаков Средневековья; этноним Б. восходит к адыгск. найм, ущелья Балка (тюркск. – Малка), топоним Балкары изв. в русск. источи. с 1629 г., но сами Б. именовались до 1922 г. горскими татарами; в XVIII–XIX вв. Б. подразделялись на пять обществ (Бештау эл) – Балкарское (св. 37 % Б. в нач. XX в.), Чегемское (26 %), Баксанское (16 %) Хуламское (ок. 13 %) и Бизингийское (8 %) – всего 78 аулов, 17,5 тыс. чел. в 1897 г.
Численность: 1926 г. -33,3 тыс., 1959 г.-42,4 тыс., 1989 г.-78,3 тыс. чел., 2002 г.-108,4 тыс. чел.
Традиционные занятия – скотоводство (овцы, кр. рог. скот, лошади), земледелие горного типа (ячмень, овес, пшеница, в XX в – овощи, в т. ч. картофель), пчеловодство, охота.
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам утвердился в Балкарии в XVIII в., вытеснив языческие культуры, характерные для мест, племен, для кыпчаков и др. тюрок (культ тейри, ср. тюркск. тенгри и т. д.).
Лит.: Алексеева Е. П. Карачаевцы и балкарцы – древний народ Кавказа. Черкесск, 1963; Битова Е. F. Соц. история Балкарии (XIX в.). Нальчик. 1997; Джуртубаев М. Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991; Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1963; Тульчинский Н. П. Пять горских обществ Кабарды //Терский сборник (приложения к терскому календарю на 1903 г.). Вып.5. Владикавказ. 1903.

БАРАБИНЦЫ

(параба), барабинск. татары, этнич. группа сибирск. татар, живут в основном в селах Барабинск., Куйбышевск. и Чановск. р-нов Новосибирск, области; подразделяются на локальные группы – барабинско-туражскую, любейско-тунускую, теренинско-чойскую, а группы – на тугумы («потомки»): ялан, тунус, торна, пултух и др.
Антропологически бол-во Б. относится к варианту (ск. д. – 143,5 мм, р. бор. – 1,45 бал., эпикантус у 27,9 % муж., дл. тела – 160,2 см) уральской расы.
Б. яз. занимает промежуточное положение между зап. (в т. ч. кыпчакск.) и вост. ветвями тюркск. языков, в наст, время бол-во говорит на лит. яз. – татарском.
Этногенез. Этнич. компоненты в сложении Б.: 1) угорский (родств. хантам племена: к ним непосредственно восходят тугумы: торна, терена, пул мух…) – лег в основу физического облика Б. (уральск. раса); 2) тюркский (ялан, буре, тунус, карга, аю, кумай…; часть тугумов, напр, ялан, восходит к средневековым кыпчакам, другая часть, напр, тунус, восходит к токуз-гузам), обусловивший тюркск. характер языка Б., наконец, нек-рую роль сыграли южносамодийский (тугумы цицкан, эчау, соу, ланга) и отчасти кетский (тугум тураж) компоненты; впервые Б. у пом. в русск. источн. в 1628 г.; как этнос Б. сложились в XVIII в. (описаны Г. Миллером в 1734 г.), в наст, время слились с татарами.
Численность: 1897 г. -4,4 тыс. чел., 1926 г. – 7,5 тыс., по оценке на 1989 г. – ок. 8,8 тыс. чел., в 2002 г.-14 чел., др. определились как татары.
Традиционные занятия – охота и рыболовство, лишь в XVIII в. у юж. групп Б. стало преобладающим занятием скотоводство, с к. XIX в. распространяется земледелие.
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам утвердился в Барабе на рубеже XVIII–XIX вв., но и в XX в. сохранились многие элементы шаманизма (культ духов-хозяев воды, земли, леса и т. д.).
Лит.: Дмитриева Л. В. Язык барабинских татар. Л., 1981; Селезнев Л. Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосибирск, 1994; Трофимова Т. Л. Тобольские и барабинские татары. Лнтропологич. очерк //Труды ИЭ АН СССР. Новая серия. Т. 1. М., 1947.

БАШКИРЫ

(башкорттар), кор. нас. Башкортостана (29,8 % нас., 2002 г.) живут также в Челябинск., Пермск., Свердловск., Курганск., Оренбургск. областях РФ, вне России значит, группы
Б. проживают в городах Казахстана (23,2 тыс., 1999 г.), подразделяются на территориальные и субэтнические группы.
Антропологически Б. неоднородны: сев. и сев. – зап. группы Б. (ок. – 24 % Б.) относятся к варианту субуральского типа (ск. д. – 141,5 мм, р. бор. – 2,58 бал., эпикантус – у 6,2 % муж., дл. тела – 164,6 см) уральской расы, для сев. – вост. (айле, катай, сальют часть табын, ок. 20 % Б.) характерен наиболее монголоидный для Б. (ск. д. – 144,1 мм, р бор. – 2,08 бал., эпикантус – у 23 % муж., дл. тела – 163,5 см) вариант южносибирской расы, у вост. и юго-вост. Б. (часть табын, тамьян, бурзян, усерган, кыпчак, ок. 20 %) преобладает менее монголоидный вариант той же расы (ск. д. – 143,7 мм, р. бор. – 2,29 бал. эпикантус – у 22,9 % муж., дл. тела -165,2 см), у остальных групп Б. – центр., зап., юж. – варианты европеоидной расы (уср. данные; ск. д. – 143,3 мм, р. бор. – 2,1 бал., эпикантус – у 21 % муж., дл. тела – 164,8 см), в целом для Б. характерны черты, сочетающие элементы европеоидной и монголоидной рас, причем нарастание монголоидности в чертах Б. идет с ю.-з. на с.-в. территории Башкортостана. Б. более монголоидны, чем казанские татары, но менее, чем казахи.
Б. яз.(1379,7 тыс. говорящих, 2002) относится к кыпчакск. ветви тюркск. языков, подразделяется на юж. (св. 56 % Б., считающих родным Б. яз.), вост. (ок. 35 %) диалекты, ок. 9 % Б. (сев. и сев. – зап. группы) говорит на башкирско-татарск. говорах; на базе юж. диалекта сформировался лит. язык и была создана письменность – в 1929 г. на латинск., в 1939 г. – русск., графической основе; в 1989 г. Б. яз. родным считало 72,8 % Б. в РФ, в 2002 г. им владело 71,3 % Б. в РФ, татарск. яз. знают 31,3 % Б.
Этногенез. На основании этно-исторических данных о родоплеменном составе (родоплеменное деление было положено в основу администр. управления Б. в 18 – 19 вв.) Б. были определены осн. этнические компоненты и степень их участия в формировании совр. Б.: тюркские по происхождению группы составили 60,5 % числ. Б. (в т. ч. кыпчакские – св. 47 %, т. н. «исторические» Б. – 10 %, «булгаро-мадьярские» – 13,5 %), монгольские – ок. 26 %, угорские и самодийские – св. 4,5 %; «исторические», древние Б. -прежде всего усергане («башгард» или башгирд», упом. в арабо-персид. источн. с 843 г.) и бурзяне («буржан», изв. с 845 г.) – племена, родственные печенегам, в 9 в. кочевали в приаральских степях, в 10 в. – в оренбургских (в 922 г. здесь их встретил Ибн Фадлан на пути из Хорезма в Булгарию); после длит, передвижений племена др. Б. вместе с присоединившимися к ним тангаурами, таминцами обосновались в 11–12 вв. между реками Белой и Самарой, по соседству с Булгарией и остатками мадьяро-угорск. племен (бол-во мадьяр еще в 8 в. откочевала в Сев. Причерноморье, а затем на сред. Дунай, территорию совр. Венгрии), часть к-рых вошла в состав Б. (к булгарам восходят группы гайна, буляр, к мадьяро-уграм – еней, юрматы, юрми, кальсер). Продвижение кыпчаков в уральские степи и далее на Запад (11 в.) вытеснило многие тюркские племена в горы Урала (напр., огузск. группы объединения айле, канлы и др.), нашествие монголов на Дашти-Кыпчак (1220–1230 гг.) вызвало миграцию на Урал многочисленных племен кыпчаков (совр. группы кыпсак, елан, уран и др.) и тюркизиро-вавшихся по языку монгольск. племен каракитаев (совр. катайцы), кереитов (гэрэй), салджиутов (сальют), меркитов (миркит-минцы); к 16 в. пришедшие на территорию совр. Башкирии племена, смешавшись с местным угро-финским и частью самодийским по языку населением, ассимилировали его (причем, нек-рые группы местных племен сохраняли свои этнонимы уваныш, терсяк, упей, тырнаклы, сырзы и др. в составе более крупных подразделений вплоть до 20 в.), но изменив свой исконный физич. облик, обусловивший расовую неоднородность совр. Б. (влияние местн. компонента проявляется более отчетливо у сев. Б. – представителей субуральского типа). В 15–16 вв. зап. Б. входили в состав Казанск., вост. – Сибирск. ханств, юж. – Ногайск. Орды, а после их падения (1552–1582 гг.) вошли в состав Московск. Руси; первое у пом. Б. в русск. источн. относится к 1469 г. («башкирцы»), в 1553 г. на Руси побывало посольство минцев, в 1556 г. – бурзян, кыпчаков и усерган с просьбой к царю освободить их от ногайской зависимости и принять «под свою руку»; большая часть Б. племен добровольно приняла русск. подданство, сохранив свои права на «вотчинные» земли. Нахождение в составе одного гос-ва благотворно отразилось на консолидации Б. в единый народ, процесс которой в основном завершился в 17–18 вв.; несколько позже в состав Б. вошли группы калмыков (сарт-калмак), казахов (баюлы, казактар), казанск. татар (казанлилер), мишарей (мишэрлер), марийцев (черемис).
Численность в РФ: 1926 г. – 712,9 тыс. чел. (в т. ч. 14 этнич. групп – 60,3 % числ. Б.: катай – 9,8 %, табын – 8,8 %, мин – 7,6 %, айле – 6 %, гайна -6%, бурзян – 4,9 %, кыпчак – 4,8 %, усерган – 3,4 %), 1959 г. – 953,8 тыс., 1989 г. -1345,3 тыс. чел., 2002 г-1673,4 тыс. чел. в РФ (см. прил.№ 1)
Традиционные занятия – скотоводство (у юж. и вост. Б – полукочевое до нач. 20 в.; овцы, лошади башкирск. породы, кр. рог. скот, на юге – верблюды; с 18 в. – земледелие (раньше у зап. Б. – рожь, пшеница, овес, ячмень, просо, овощи), пчеловодство.
Верующие – мусульмане (сунниты, в 14–15 вв.), однако и в 19 в сохранялись языческие культы – почитание рек, гор, озер, лесов, сил природы (ветер, буря), животных (особенно волка), птиц (журавля, лебедя, сокола) и различных злых и добрых духов (домовой, разные демоны– албасты, бисура). Переплетены элементы ислама и язычества в обрядах, особенно родильных и похоронно-поминальных.
Лит.: Акимова М. С. Антропологические исследования в Башкирии П Антропология и геногеография. М., 1974; Ганеев А. Р. Проблема этнокультурного взаимодействия башкир и татар в Сев. – Зап. Башкирии II Этнос и его подразделения. М., 1992. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры. Уфа, 2002.

БЕЖТИНЦЫ

(бежтини), населяют три аула (главный – Бежта) Цунтинск. р-на Дагестана, группа Б. проживают вместе с аварцами в Грузии, где их называют капучинцами.
Антропологически Б. относятся к кавкасионскому типу юж. европеоидов.
Б. яз. (6,46 тыс. говорящих, 2002 г.) относится к дагестанск. яз. группе, в Дагестане подразделяется на три аульных диалекта; лит. яз. – аварский.
Этногенез. Б. – кор. нас. Зап. Дагестана, входят в группу цезск. народов.
Численность: 1926 г. -1,4 тыс. чел., 1938 г. – 2,8 тыс. чел., 2002 г.-6,2 тыс
Традиционные занятия, религия, лит. – см. цезские народы, аварцы.

БЕСЕРМЯНЕ

(бэсэрмэн), этнос, проживают в Глазовск, Ярск, Юкаменск., Красногорск и Балезинск р-нах Удмуртии.
Антропологически не исследованы, но известно, что Б. относятся, как и бол-во местных удмуртов и часть татар, к субуральскому типу уральской расы.
Говорят 86,7 % Б. на диалекте удмуртск. языка. (2002 г.)
Этногенез. По мнению исследователей Б. – потомки беженцев из Волго-Камской Булгарии в годы ее разгрома монголами Бату-хана (1236–1239 гг.), позже часть Б. вместе с другими тюркскими переселенцами образовали группу местных татар (см. пермские татары), другая часть слилась с удмуртами; этноним Б. восходит к русскому названию мусульман (бесермен, басурман от искаж. – мусульман, т. е. булгар Волго-Камской Булгарин и у пом. в летописях с 1184 г.); на совр. территории обитания Б. у пом. с 16–17 вв. В 1990 г. организовано Об-во бессермянск. народа, к-рое выступает за развитие Б. как самостоят. народа; выпускается газета «Бесермянская правда».
Численность: 1926 г. – 10 тыс. чел.; 2002 г-3,12 тыс. чел. назвали себя Б.
Традиционные занятия – земледелие (как и в Волго-Камск. Булгарии).
Верующие – христиане (православные); до 17 в. Б. исповедовали ислам, затем часть восприняла христианство, оставшиеся мусульманами слились с татарами; возродились нек-рые языческ. праздники: праздник плуга (Акаяшка), обряд вызывания дождя (Корбан) и др.
Лит.: О бесермянах. Ижевск, 1997.

БЕСЛЕНЕЕВЦЫ

(бэслынэй), субэтнич. группа в составе адыгейцев (население 2 аулов в Шовгеновском р-не Адыгеи и 2 аулов в Успенском р-не Краснодарск. края) и черкесов (2 аула в Хабезском р-не Карачаево-Черкесии).
Антропологически Б. относятся к кубанскому (адыгскому) варианту (скул. д. – 142,5 мм, р. бор – 2,14 бал.; светл. глаза – у 13,2 % муж., дл. тела – 165,1 см) понтийского типа балкано-кавказской расы.
Говорят Б. на диалекте, переходном между адыгейским и кабардино-черкесским языками абхазо-адыгской группы языков.
Этногенез. Б. – потомки группы кабардинцев, отделившейся в XV в. и поселившейся между реками Уруп и Лаба; этноним восходит к имени князя Беслана, вассалами которого были переселенцы; в русск. источниках Б. у пом. в составе посольства адыгов к Ивану Грозному в 1552 г.
Численность в России: в сер. XIX в. Б. насчитывалось ок. 16 тыс.; в 1926 г. – ок. 12 тыс. чел., в т. ч. в Адыгее – 7,4 тыс. (11 % числ. адыгейцев), в Карачаево-Черкессии – 2,8 тыс. (св. 16 % черкесов).
Традиционные занятия, верования, лит. – см. адыги.

БЖЕДУГИ

(бжэдыгу), этнич. группа в составе адыгейцев, населяют Тахтамукаевский и Теучежский р-ны Адыгеи.
Антропологически Б. относятся к кубанскому варианту (скул. – 140,6 мм, р. бор. – 2,2 бал., светл. глаза – у 8 % муж., дл. тела – 166,2 см) понтийского типа балкано-кавказской расы европеоидов.
Говорят Б. на диалекте адыгейского языка.
Этногенез. Б. – потомки части близких к абазгам садзов (садзы-бузудуги, отсюда этноним Б.), ассимилированной адыгами; у пом. в турецких источниках с 1641 г., в русских – с 1719 г.; в XVIII в. Б. составляли основу т. н. «аристократических» племен адыгов.
Численность в России: в сер. XIX в. – 20 тыс., в 1883 г. – ок. 11 тыс., 1926 г. – 21,4 тыс. чел.(ок. 48 % числ. адыгейцев), оц. 1991 г. в Тахтамукаевском и Теучежском р-нах Адыгеи проживало
36,7 тыс. чел. (св. 38 % числ. адыгейцев в республике), главным образом, адыгейцы – Б., 2002 г.-15 чел. назвались Б., остальные-адыгейцами.
Традиционные занятия, верования, лит. см. – адыги.

БОТЛИХЦЫ

(буйхади), живут в Ботлихском р-не Дагестана, нас. аулов Ботлих (Буйх-е) и Миарсо (Кил-у).
Антропологически Б. – представители кавкасионского типа (ск. д. – 145,7 мм, р. бор. – 3,39 бал., светл. глаза – 10 % муж., дл. тела – 167,2 см) балкано-кавказской расы европеоидов.
Говорят Б. на двух говорах (в 2-х аулах) ботлихского языка (им владеют 90 чел.), лит. яз. – аварский.
Численность: в 1926 г. – 3,4 тыс. чел., 1938 г. – 4,1 тыс. чел., 2002 г.-16 чел. назвали себя Б.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. андийские народы.

БУЛАГАТЫ

(булагад), этнич. группа в составе бурят юго-зап. р-нов Бурятии и Усть-Ордынского а. о. Иркутской области.
Антропологически Б. – представители центральноазиатского типа монголоидной расы (скул. д. – 149,9 мм, эпикантус – у 61,9 % муж., дл. тела – 164 см).
Б. говорят на западном диалекте бурятского языка.
Этногенез. В нач. XX в Б. подразделялись на 18 «коренных» (собств. бурятск.) и 39 присоединившихся групп, гл. обр., монгольского происхождения. Изв. с XIII в («булагачин» в «Монгольск. сокровенном сказании», 1240 г.), в русск. источниках Б. у пом. в 1609 г., в 1721 – 1735 гг. часть Б. переселилась в бас. р. Селенги (Забайкалье), где, смешавшись с хоринцами, табунутами и выходцами из Монголии, составили этнич. основу совр. бурят. В наст, время Б. составляют основу аларск., идунск., кудинск. и унгинск. терр. групп бурятов.
Численность: в 1630 г., по расчету Б. Долгих, Б. насчитывалось 8 тыс. (32 % числ. бурят), в 1735 г. – 13,4 тыс. (33,5 %), в 1897 г. – ок. 78 тыс. (ок. 27 %) чел.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. буряты.

БУРЗЯНЕ

(бёриан), этнич. группа в составе башкир юго-вост. р-нов Башкирии (главным образом, Бурзянск., Баймакск. р-ны), а также башкиры в Больше-Черниговском р-не Самарской, в Пугачевском р-не Саратовской областей.
Антропологически Б. относятся к варианту (скул. д. -145,8 мм, р. бор. – 2,3 бал.; эпикантус – у 22 % муж., дл. тела -167,7 см) южносибирской расы.
Б. говорят на иксакмарском и дёмском говорах южного диалекта башкирского языка.
Этногенез. Б. – потомки одного из подразделений «исторических» башкир, у пом. в мусульм. источниках с 845 г. («бур-джан») на Сыр-Дарье в составе печенегов. Соединившиеся с усерганами и тангаурами Б. составили основу средневековых (IX–XI вв.) башкир; возможно часть Б. (бёрю, бёри – вариант тюркск. найм, волка, ан-иранск. окончание мн. числа, что свидетельствует об иранском компоненте в этногенезе Б.) в XI в. вошла в состав кыпчаков, это, вероятно, – кыпчакское племя бур-джоглы (бурчевичи др. – русск. летописи, у пом. в 1185, 1193 гг.): в XIX – нач. XX в. Б. подразделялись на 5 отделений (баюлы, жансы, мунаш, ногай, ямаш), из которых баюлы – выходцы из казахов, ногай – Ногайской Орды (XVI–XVII вв.).
Численность: в нач. XX в. – ок. 50 тыс. чел. в Орском (ок. 31 тыс.) и Оренбургском (св. 20 тыс.) уездах Оренбургской губернии, по оц. 1926 г. – 34,2 тыс. чел. (ок. 4,5 % числ. башкир) в Зилаирском и Стерлитамакском кантонах Башк. АССР.
Традиционные занятия, верования не отличаются от юго-вост. башкир.
Лит.: Усманова М. Г. Топонимы, связанные с племенем бёриан (бурзян) //Исследования по башкирской диалектологии и ономастике. Уфа, 1986.

БУРЯТЫ

(буряад), коренное нас. Бурятской Республики (27,8 % нас., 2002 г.), Агинского и Усть-Ордынского а. о. РФ, кроме того, группа Б. проживает в Монголии (40,6 тыс. чел., 1,7 % нас. 2000 г.).
Антропологически Б. относятся к центральноазиатскому типу (скул. д. – 148 – 150 мм, р бор. – 1,63 бал., эпикантус – у 54,4 % муж., дл. тела – 165 см) монголоидной расы, у нек-рых групп сев. Б. заметна примесь байкальского типа североазиатской расы монголоидов.
Б. яз. (368,8 тыс. говорящих, 2002 г.) относится к монгольской группе языков, подразделяется на 3 диалекта: зап., воет и южн., хоринск. говор вост. диалекта, лег в основу лит. языка; с к. XVII в. Б. использовали старомонгольск. алфавит, в 1931 г. была создана новая письменность на основе латинск. графики, в 1939 г. она была переведена на русск. графику; Б. яз. родным считали 86,6 % российск. Б. в 1989 г., в 2002 г. им владеет -79,3 % Б. и 97,1 % сойотов.
Этногенез. Этнич. основой совр. Б. стала группа древнемонгольских племен, обосновавшаяся вначале в Забайкалье («фури» мусульм. источн. X в., баргут, хори-тумат в монг. источ н.»Сокровенное сказание», 1240 г.); потеснив и частью ассимилировав местн. тунгусские племена, а затем (в XII – нач. XIII вв.), мигрировали в Предбайкалье, вытеснив курыкан и ассимилировав тюркоязычн. племена икирес (см. эхириты), байерку и др.; этноним Б. у пом. в «Сокровенном сказании» монголов («буриат») – так очевидно назывались булагаты, значит, часть которых по происхождению была тюрками (булагат – тюркск. булак – «ключ, родник»), этноним Б., возможно, также из тюркск.»бури», (бёри» – волк – тотемное наименование мн. племен – тюркск. башкиры, монг. род чонос, потомками волчицы считал себя род Ашина); под назв.»братские люди» с 1609 г. Б. известны в русск. источниках. Б. представляли в XVII–XVIII вв. группу племен, из которых собственно Б. были булагаты (32 % числ. Б. в 1630-е годы), хоринцы (24 %), эхириты (14 %), хонгодоры (7 %), а также выходцы из Халха-Монголии, в основном табунуты (всего 23 %); собст. Б. занимали в XVII в. Предбайкалье, выходцы из Монголии – Забайкалье, однако к XVIII в. все хоринцы, а за ними в 1721–1735 гг. часть булагатск. и эхиритск. родов переселилась в бас. р. Селенги, где в процессе смешения булагатов, эхиритов, хоринцев и выходцев из Монголии наметилась тенденция к консолидации Б. в единую этнич. общность; процесс консолидации Б. народа завершился к XX в., а этнич. единство упрочилось с образованием Б. государственности, этнонимы племен забываются, Б. подразд. сейчас на терр. группы.
Численность в России: 1897 г. – 288,7 тыс. чел. (в т. ч. хоринцы – 31 %, булагаты -27 %, эхириты -10 %, хонгодоры -6,5 %, сартулы, цон-голы и др. потомки выходцев из Монголии – 15,7 %, смешанные группы -9,8 %), 1926 г. – 237,5 тыс., 1959 г. – 251,5 тыс., 1989 г. – 417.4 тыс. чел., 2002 г-445, 2 тыс. чел.
Традиционные занятия – кочевое скотоводство (овцы, лошади, кр. рог. скот, верблюды), в XVII в. распространяется земледелие, постепенно вытесняя господство скотоводства сначала в Предбайкалье (к. XVII–XVIII вв.), а затем местами – в Забайкалье, оставляя ведущую роль скотоводству лишь в степных р-нах (главным образом, в Читинск. области).
Верующие – буддисты (буддизм школы гелугпа был привнесен выходцами из Монголии и распространился с cep.XVII в. у забайкальск. Б., в 1897 г. буддизм исповедовали 61,2 % Б.), христиане (православие распространилось среди зап. Б. в XVII–XVIII вв., в 1897 г. православными были 20,8 % Б.) и шаманисты (18 % Б. в 1897 г., главным образом, сев. Б.); в 1990-е гг. ширится процесс возрождения шаманизма– создается Духовные центры Б. народной религии: «Бёё– мургэл», «Лусад» и «Тэнгэр».
Лит.: Золотарева И. М. Антропологический тип современных бурят //Вопросы антропологии. М., 1960. № 5; «Буряты» из серии «Народы и культуры», под ред. Л.Л. Абаева и Н.Л. Жуковской. М. «Наука»; 2004.

БУХАРЦЫ

(бухарликлар), этнич. группа в составе тоболо-иртышск. (в основном тарск.) татар, живут, в основном в Омск, и Тюменск. областях, группа Б. – выходцев из России живет в Турции.
Антропологически Б. относятся к различ. вариантам (ск. д. – 143.4 мм, р. бор. – 2,28 бал., эпикантус – у 23,2 % муж., дл. тела -162,3 см) уральской, южносибирской (результат смешения с сибирск. татарами) и индо-афганской (прямые потомки таджиков и сартов – выходцев из Бухары) рас.
Бол-во Б. говорило на тевризск. и тарск. говорах тоболо-иртышск. диалекта сибирско-татарск. языка (или вост. диалекта татарск. яз.).
Этногенез. Б – потомки выходцев из Бухарск. ханства (1510 – 1740 гг.), отсюда и этноним Б., в осн. купцов, воинов, служителей культа, мигрировавших в Зап. Сибирь, главным образом, в период Сибирск. ханства (1495 – 1582 гг., особенно в правление хана Кучума, 1563 – 1582 гг.) и в меньшей степени в более позднее время; при резком преобладании среди переселенцев мужчин, браки их с женщинами мест, татар были обычными; интенсивное смешение Б. с местн. населением обусловило их смешанный физический облик и переход на татарск. язык, но особый социальный статус способствовал вплоть до XX в. сохранению этнич. самосознания; в 1908 г. 361 Б. эмигрировали в Турцию, где основали в 35 км от г. Конья село Богруделик; их потомки (св. 1,1 тыс. чел. в 1990-х годах) сохранили язык и этнич. самосознание (в России слились с татарами).
Численность: 1897 г. – 11,7 тыс. (Тарск. округ – 4,5 тыс., Тобольск. – 3,4 тыс., Тюменск– 3,1 тыс., 1926 г. -12 тыс. чел., в последующих переписях учтены в составе татар, в 2002 г. лишь 6 чел. назвались Б.
Традиционные занятия – торговля, ремесло.
Верующие – мусульмане (сунниты), из Б. была осн. часть служителей культа у сибирских татар.
Лит.: Валеев Б. Ф. Диаспора сибирских татар в Турции //Россия и Восток: Традиционная культура, этнокультурные и этносоциальные процессы. Омск, 1997.

Материал создан: 12.07.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru