Я русский

что значит быть русским человеком

Коренные народы России на букву Д и И

Даргинцы, Дербеты, Дигорцы, Долгане, Ижемцы, Ижорцы, Ингуши, Иронцы и Ительмены

ДАРГИНЦЫ

(дарганти), коренное население Центр. Дагестана (Акушинск., Дахадаевск., Левашинск., Сергокалинск., Кайтагск. р-ны), много Д. проживает в Махачкале, в др. р-нах Дагестана и вне его, особенно в Ставропольском крае и в Калмыкии.
Антропологически Д. относятся к варианту кавкасионского (с примесью каспийского в Кайтагск. р-не) типа балкано-кавказской расы европеоидов (скул. д. -144,4 мм, р. бор. – 3,31 бал., у 8 % муж. – светл. глаза, дл. тела – 166,2 см).
Д. яз. (503,5 тыс. чел., говорящих в 2002 г.) относится к дагестанской группе кавказской семьи языков, подразделяется на 7 (или 12 по др. данным)резко отличающихся друг от друга диалектов, на основе наиб, многочисленного по числу говорящих акушинского диалекта (42 тыс. чел.) сложился лит. язык и была создана письменность в 1928 г. на базе латинской графики, переведена в 1938 г. на русск. графич. основу; родным Д. яз. считает 97,9 % Д. в РФ (1989 г.), владеют Д. яз.96,6 % Д. (2002 г.)
Этногенез. Д. – потомки местных племен, населявших в древности более обширную, чем в наст, время, территорию – помимо горных Д. предки занимали равнинные предгорные и прикаспийские земли от Кайтага (см. кайтагцы) до Махачкалы; с нач. нов. эры равнинные прикаспийские земли были заняты кочевниками – сармато-аланскими племенами, в V–VI – гуннами (маскуты), затем древними тюрками и хазарами (точнее, савирами), оттеснившие протодаргинск. племена, которые заселили внутренние («дарг» – внутренний) горные районы (территория совр. расселения), где они и у пом. под своим этнонимом с XV в., в русск. источн. изв. с XVI в., в составе России – частью с 1813 г., полностью – с 1860 г., когда был образован Даргинский округ; с Д. слились кайтагцы (см.) и кубачинцы (см.).
Численность в РФ: 1926 г. – 109 тыс. чел. (без кайтагцев и кубачинцев), 1959 г. – 158,1 тыс. (вкл. кайтагцев и кубачинцев), 1989 г. – 353,3 тыс. чел., в т. ч. Дагестан – 280,4 тыс., 15,6 % нас. Респ., 2002 г.-510,2 тыс. чел. в т. ч. Дагестан (см. прил.№ 4).
Традиционные занятия: пашенное (предгорье, среднегорье) земледелие (ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые) и отгонное (преобладает в высокогорье) скотоводство (главным образом, овцы). С XX в. – садоводство и огородничество; развито ремесло: обработка кожи, шерсти, выделка (XIX в.) оружия (аулы Харбук, Амузги, Кубачи) и ювелирных изделий, производство гончарных изделий (аул Сулевкент) и т. д.
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам утвердился в Дар-го в XIV–XV вв., до 1928 г. использовалась письменность на арабск. графике («аджан»).
Лит.: Алиев Б. Г. Каба-Дарго в XVIII–XIX вв. Махачкала, 1972; Гаджиева С. Ш., Османов М. О., Пашаева А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967.

ДЕРБЕТЫ

(дэрбэт, дурбэт), этнич. группа в составе калмыков в бол-ве р-нов (преобладают в западных) Калмыкии, кроме РФ Д. проживают в Монголии (66,7 тыс. чел., 2000 г., 2,8 % нас. страны) и в Китае (числ. неизвестна), в Синьцзян-Уйгурском авт. р-не. Крупн. роды (арваны) Д.: дунд, хурл, шемнр, тал тахн, ик-чонос, бага-чонос.
Антропологически Д. относятся к варианту (примесь южносибирской расы) центральноазиатского типа континентальной расы (скул. д. – 148,6 мм., р. бор. – 1,69 бал., эпикантус – у 51,7 % муж., дл. тела – 161,7 см) монголоидов.
Говорят Д. на диалекте калмыцкого языка.
Этногенез: Д. отделились от чоросов в XVI в. В союзе с торгутами, хошутами и чоросами составили ядро гос-ва «Дэрбэн-ойрат» (Джунгария, 1638 – 1757 гг.) в сев. части совр. Синьцзян-Уйгурского авт. р-на Китая. Еще до образования гос-ва, в 1607 г. часть Д. присягнула в г. Таре на верность Руси, а в 1608 г. русский царь Василий Шуйский принимал посольство Д. тайшей о принятии ими русского подданства; в 1673 – 1674 гг. 4 тыс. киб. Д. тайши Солонг-Церена пришли к Волге. Наряду с торгутами и хошутами составляли основу вассальского Руси Калмыцкого ханства (1664 – 1771 гг.) на Волге, после ухода часть калмыков (в большинстве торгутов) знач. часть (42,3 % в 1795 г.) калмыков составили Д. Этноним Д. восходит к монг.»дэрбэн» – четыре, т. е. «построенные в 4 ряда» (чоросы).
Численность в РФ: оц. 1926 г. – 53,2 тыс. чел. (40,3 % числ. всех калмыков, 50,5 % числ. К. в респ.)
Традиц. занятиея, верования, лит. – см. калмыки.

ДИГОРЦЫ

(дыгурон), субэтнич. группа осетин, нас. Дигорского и Исфарского р-нов Сев. Осетии-Алании.
Антропологически Д. – представители кавкасионского типа (скул. д. – 147,2 мм, светл. глаза – у 12,8 % муж., дл. тела – ок. 170 см) балкано-кавказской мал. расы европеоидов.
Говорят Д. на весьма отличающемся от иронского дигорском диалекте осетинского языка.
Этногенез. Д. - потомки местного населения (ашдигорцы у пом. в «Армянской географии» в VII в.), воспринявшего язык сармато-аланских племен, мигрировавших в горы в период нашествия гуннов (4 в.) и других кочевых народов (особенно в период монгольских походов в XIII в.); в XVIII–XIX вв. Д. составляли население Дигорского «общества», от иронцев отличаются большим участием в этногенезе Д. кавказского (местного) компонента.
Численность: в 1926 г. население Дигории (Дигорский, Исфарский р-ны) насчитывалось 38,3 тыс. осетин-Д. (30 % осетин, нас. Республики Сев. Осетия). в 2002 г. 607 чел. назвались Д.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. осетины.

ДИДОЙЦЫ

, груз. наим, (дидоби) цезов.

ДОЛГАНЫ

(дулгандар, тыа-кихилер), живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) а. о. и в соседних р-нах Красноярского края, а также в Якутии.
Антропологически Д. относятся, в зависимости от этнич. происхождения, к разным вариантам сибирской расы монголоидов: для Д. Якутск, происхождения характерны черты центральноазиатск. типа, обычного у якутов, для Д. эвенкийск. происхождения типичен катангский тип байкальской расы, у Д. - потомков «затундренных крестьян» заметна европеоидная (русская) примесь, у потомков от смешанных браков (якуто-эвенкийск. и др.) доминируют смешанные черты соответствующих типов.
Д. яз. (4,9 тыс. говоривших в 2002 г.) развился из одного из якутских диалектов на основе взаимодействия его с эвенкийским, подразделяется на авамск., Норильск., попигайск., пясинск. и хатангск. говоры; в 1973 г. вышла из печати первая книга на Д. яз., в 1984 г. опубликована Д. азбука, ведется преподавание Д. яз. в нач. школах; Д. яз. считали родным 84 % Д. в 1989 г., владело им в 2002 г.-44,9 % Д.
Этногенез. Формирование Д. народа завершилось лишь во 2 пол. XX в., этнич. компоненты этногенеза этого молодого этноса и их уд. вес в численности Д. хорошо известны; первоначально Д. складываются в процессе сближения эвенкийск. родов дулган, донгот, каранто и эдян, переселившихся на Таймыр в XVII–XVIII вв. из сев. – зап. Якутии и говоривших на диалекте якутск. языка; вплоть до XX в. Д. считались лишь только указ. выше эвенкийск. группы, лишь позже состав Д. расширился за счет эвенков др. родов (баягир, малчагир, полигир, тынтагир и якчар), т. н. «затундренных крестьян» (группа русск. старожилов, смешавшихся с местн. якутск. и др. группами), а главное – за счет якутов, местных старожилов и выходцев из катылинск., бентунск. и бетильск. наслегов Якутии: в 1950-е годы якутск. компонент составил 43,7 % числ. Д., эвенкийск. -43,5 % (дулган – 20 %, донгот -6,7 %, каранто– 5,3 %, эдян – 3,7 %, др. роды – 8 %), «затундренные крестьяне» – 11,1 %, группа ненецко-энецк. происхождения – 1,7 %; динамика численности Д. в 1926 – 1989 гг. – красноречивое свидетельство бурного этногенетического процесса формирования этого этноса.
Численность: 1926 г. – 1,445 чел. (дулган – 56 %, донгот – 18,8 %, каранто – 14,8 %, эдян -10,4 %), 1959 г. – Д. включены в состав якутов; 1970 г. – 4,877 чел., 1989 г. – 6,584 чел., 2002 г. -7261 чел. в т. ч. Таймырск. а. о. – 4,939 чел., Якутия -1,024 чел., Красноярск, край (без Таймыра) – 521 чел.
Традиционные занятия – оленеводство, рыболовство, охота на песцов и диких оленей, разведение пастушеских собак.
Верующие – православные христиане (в первую очередь – потомки «затундренных крестьян») при сохранении многих элементов шаманизма (культ сил природы, поклонение камням необычной формы – «сайтаанам» и т. д.).
Лит.: Долгих Б. О. Происхождение долган /Труды ИЭ АН СССР. Т. 84. М., 1963; Попов А.А. Долганы. Собр. трудов по этнографии в двух томах. СПб, 2003.

ИЖЕМЦЫ

, этнич. группа коми, живут в дол. р. Ижмы (Респ. Коми).
Антропологически И. относятся к особому (примесь монголоидн. расы) варианту беломорско-балтийского типа (скул. д. -144 мм, р. бор. – 2,5 бал., эпикантус – у 1,3 % муж., дл. тела -162 см) сев. европеоидов.
Говорят И. на ижемск. диалекте коми языка.
Этногенез. И. – потомки переселенцев с юж. р-нов Коми края, обосновавшихся в XVII–XVIII вв. на берегах Ижмы, смешавшихся и ассимилировавших местн. группы ненцев: влияние ненцев сказалось в физическом облике И., их языке и хозяйственной деятельности.
Численность: по оценке на 1994 г. – 15 тыс. чел., по пер. 2002 г. -15,6 тыс. чел.
Традиционные занятия – оленеводство (часть И. кочевали вместе с ненцами), охота и рыболовство.
Верующие – православные христиане.
Лит.: см. коми.

ИЖОРЦЫ

(инкерикот, инкеройсет), живут в Ломоносовск. (дол. р. Коваши) и Кингисепск. (низ. Луги) р-нах Ленинградск. области.
Антропологически И. относятся к беломорско-балтийскому типу сев. европеоидов.
И. яз. относится к прибалтийско-финск. языкам, в нач. XX в. подразделялся на сойкинск., оредежек., хеваск. и нижнелужск. диалекты, из к-рых в наст, время функционируют сойкинск. и нижнелужск.; лит. язык, письменность – русск.; в 1989 г. И. яз. считали родным 41,9 % И. в РФ, им владеют 362 чел. в 2002 г. (ижорцы, русские).
Этногенез. И. – потомки группы др. карел («корела»), переселившейся с Карельск. перешейка через Неву в дол. р. Ижоры (отсюда русск. наименование И., карел, наз. реки – Инкери) и распространившейся к западу от Ижоры до низ. Луги и на юг до Оредежа; время переселения карел на Ижору обычно определяется XI–XII вв., хотя археологич. данные и письменные источники датируют миграцию XIII в. (упом. в хронике Генриха Латвийского И. – «ингалос», 1220 г. в русск. источ. – 1228 г.), в XIII–XIV вв. занимали обширную территорию (Ижорск. земля в русск. и Ингерланд, Ингария, позднее – Ингерманланд в запад, источниках), ассимилируя мест, чудское (водское) население; большой урон численности И. нанесло шведское господство в Ингрии (1617 – 1704 гг.) – часть И. вместе с русскими переселилась вглубь России и обрусела, оставшиеся подверглись (XVII–XVIII) ассимиляции финскими переселенцами (отсюда заимствование термина «ингерманландские» финны), в XVIII–XX вв. процесс ассимиляции И. (уже русскими) продолжался, что сказалось на динамике их численности.
Численность в РФ: 1926 г. – 16,1 тыс. (Ленинградск. обл. – 11,2 тыс. чел.), 1959 г. – 1.0 тыс., 1970 г. – 475 чел. (Ленинградск. обл. – 397 чел.), 1989 г. – 449 чел., 2002 г. – 327 чел.
Традиционные занятия – земледелие (рожь, ячмень, овес, овощи, лен), рыболовство.
Верующие – православные христиане (И. приняли крещение в XIII в., однако до XVI в. христианство уживалось с языческими верованиями и обрядами).
Лит.: Лаанесет А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Moopa А. X., Moopa X. А. Из этнической истории води и ижоры //Из истории славяно-прибалтийско-финских отношений. Таллин, 1965.

ИНГУШИ

(галгай), кор. нас. Ингушетии, живут также в др. р-нах РФ, в Казахстане (16,9 тыс., 1999 г.).
Антропологически И. – представители кавкасионского типа (ск. д. -146,6 мм, светл. глаза – у 7,9 % муж., дл. тела -167 см) балкано-кавказской расы юж. европеоидов.
И. яз. (405 тыс. говорящих 2002 г. в РФ)относится к вайнахской (по др. классификации – нахско-дагестанск.) группе кавказск. яз. семьи, подразделяется на горные и плоскостные говоры, причем нек-рые из них (галанчожск., орштхойск.) смешаны с чеченским яз.; на базе плоскостных говоров сформировался лит. яз. и была создана письменность (в 1920 г. – на основе арабск. графики, в 1923 г. переведена на латинск., в 1938 г. – русск. графику); в 1989 г. И. яз. считали родным 98,2 % И. в РФ, в 2002 г. им владело 95,3 % И.
Этногенез. И. – коренное нас. Кавказа, однако в письм. источи. И. у пом. поздно (обычное сопоставление у пом. в 1 в. до н. э. Страбоном гаргареев с предками И. и чеченцев не выдерживает критики), этноним галгай (самоназв. И.) у пом. в русск. источн. с 1589 г.; в XVII в. в груз, источниках И. описаны под назв.»глигвиби»; с нач. XVIII в И. известны под своим нынешнем этнонимом, возникшем от наименования крупного аула Онгушт или Ангушт (искаж. – Ингуш) в Тарск. долине, а с нач. XIX в. стали известны И. общества: Галгаевское, Джейрахов-ское, Мецхальское, Цоринское, в 1810 г. добровольно вошедшие в состав России; в 1924 г. была образована Ингушек. АО, в 1934 г. И. были объединены с чеченцами в одну административную единицу – авт. область, с 1936 г. – Чечено-Ингуш. АССР, просуществовавшая с перерывом 1944 – 1957 гг. до 1992 г., когда Ингушетия и Чечня разъединились, образовав отд. республики.
Численность в РФ: 1926 г. – 74,1 тыс., 1959 г. – 55,9 тыс. (вне РФ -50,1 тыс. чел.), 1989 г. – 215,1 тыс. чел., 2002 г-413,0 тыс. чел.
Традиционные занятия – скотоводство (овцы, кр. рог. скот, лошади) в горах, земледелие (ячмень, пшеница, овес, кукуруза) – на плоскости (с XVI–XVII вв.), ремесла (в т. ч. ювелирное, в Сред, века центрами этого вида ремесла были И. аулы Цори, Эрзи…).
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам стал распространяться среди И. сравнительно поздно (XVII–XVIII вв.) из Чечни, вытесняя элементы христианства (из Грузии), но уживаясь с традиционными верованиями: И. поклонялись мн. богам – семейно-родовым покровителям, но главными были: Мятцил – покровитель урожая, (ему приносились жертвы в конце июня), и Тушоли – богиня плодородия, покровительница скотоводов.
Лит.: Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Сев. Кавказа. М., 1973; Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия. М., 1970.

ИРОНЦЫ

(ирон), осн. часть осетин (см.), населяют центр, и вост. р-ны Респ. Сев. Осетия-Алания (составляют 70 % осетинск. нас. респ.), составляют бол-во осетин, живущих в РФ вне Сев. Осетии и бол-во осетин Грузии.
Антропологически И. относятся к кавкасионскому типу (ск. д. – 145,2 мм, светл. глаза – у 15 % муж., дл. тела – 168 см) балкано-кавказской расы юж. европеоидов.
Говорят И. на иронском наречии осетинского языка.
Этногенез. И. сложились из двух осн. компонентов: местный (племена кобанской археологич. культуры), физический облик к-рого лег в основу антропологич. типа И. и пришлый – аланы, группы которых в разное время, но главным образом, во 2 пол. XIII в., мигрировали в горы Центр. Кавказа, спасаясь от завоевателей, язык алан лег в основу осетинск. языка, особенно его И. наречия; история и семантика этнонима И. не изучены, И. известны под наименованием осетины и до конца XVIII в. этноним И. не был известен; по мнению В. И. Абаева, термин И. мест., т. е. кавказск. происхождения, однако персы Ирана именуют себя ирон (выходцев из Ирана в р-не Бухары называются «ирони»), т. е. этноним явно иранск. происхождения.
Численность: оц. на 1926 г. – 89,7 тыс. чел. в Сев. Осетии, в 2002 г. И. назвались 97 чел.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. осетины.

ИТЕЛЬМЕНЫ

(итэнмьи), живут в Тигильск. р-не Корякск. а. о., в соседн. р-не Магаданск. области.
Антропологически И. относятся к варианту (ск.д. – 144,3 мм, р. бор. -1,56 бал., эпикантус – у 52 % муж., дл. тела – 162,7 см) сибирских монголоидов.
И. яз. (385 чел. говорящих, 2002 г.) относится к чукотско-камчатск. яз. семье, подразд. на напанск. (по назв. сел, в данном случае – с. Напана), седанкинск., сопочновск., хайрюзовск. диалекты; в 1989 г. родным И. яз. считали 18,8 % И., в 2002 г. – 3,6 % И. владело им.
Этногенез. Происхождение И. связано с неолитич. населением Камчатки, составившем их этнич. основу; большое влияние на формирование И. оказали группы переселенцев из Прибайкалья и Приамурья, относящиеся в байкальскому антропологич. типу, но языковая их принадлежность неизвестна; к приходу русских на Камчатку (1697) «камчадалы» (русск. найм. И. вплоть до 1930-х годов.) занимали большую часть п-ова и составляли осн. его население (примерно 12 тыс. чел.); И. делились на пять племенных групп (кулес и лигнурин на зап. побережье п-ова, бурин, кыхчерен и суаччюай в центре и на вост. побережье) и говорили на трех наречиях; в XVIII в. на Камчатку стали прибывать русские переселенцы – казаки, промышленники, крестьяне и, в результате интенсивных контактов (в частности брачных) русских и И., численность последних стала сокращаться, а численность смешанных русско-ительменск. групп – увеличиваться, достигнув в к. XVIII в. 3 тыс. чел.; процесс обрусения И. продолжался и в XIX в., особенно со 2-й пол. К нач. XX в. сохранили этнич. самобытность лишь зап. И., где русск. население было немногочисленно. Смешение И. с русскими продолжалось и в XX в., однако оно сопровождалось ростом этнич. самосознания И. и процесс исчезновения этноса прекратился.
Численность: 1926 г. – 3,7 тыс. камчадалов (собств. И. – 825 чел.) 1959 г. – 1096 чел., 1989 г. – 2.429 чел., 2002 г-3180 чел.
Традиционные занятия – рыболовство (лососевые породы), охота на оленей, медведя, морск. котиков, собирательство съедобных растений (борщевик, кипрей, сарана, черемша и др.), с сер. XIX в. получают распространение земледелие (огородничество) и животноводство (кр. рог. скот, лошади).
Верующие – православные христиане (были крещены в 1740-е годы), но еще в XIX в были обычны в верованиях И. пережитки язычества (почитание хозяев моря, рек, сопок и т. п.).
Лит.: Володин А.П. Ительмены. СПб, 2003.

Материал создан: 12.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта