Я русский

что значит быть русским человеком

Коренные народы России на буквы X и Ц

Хакасы, Хамниганы, Ханты, Хваршины, Хонгодоры, Хоринцы, Хошуты, Цахуры и Цезские народы

ХАКАСЫ

(хакастар, устар. – тадар), до 1918 г. – абаканск. или Минусинск, татары (отсюда, тадар – татарин), кор. нас. Респ. Хакасия (12,0 % нас., 2002 г.), отд. группы проживают в сосед, р-нах Красноярск, края (гл. обр., кызыльцы) и в др. р-нах РФ; субэтнич. группы: качинцы, кызыльцы и сагайцы, к-рые в свою очередь подразд. на «сеоки».
Антропологически относятся к смешанным между уральской и южносибирской расами типам (средн.: ск. д. -144,6 мм, р. бор. – 1,44 бал., эпикантус у 40,2 % муж., дл. тела – 161,4 см), причем у кызыльцев и бол-ва сагайцев преобладают черты уральск., а у качинцев – южносибирской рас.
Язык – X. (вост. ветвь тюркск. яз.) подразд. на сагайск. (в 1920-е гг. 30 % говорящих на х. яз.), качинск. (ок. 30 %), кызыльск. (ок. 20 %) и шорск. (ок. 20 %) диалекты; на базе сагайск. и качинск. диалектов в 1924 г. была создана письменность на основе русск. графики, сложился X. лит. язык; в 2002 г. на х. яз. говорили 52,2 тыс. чел. (67,5 % числ. X.).
Этногенез. Этнич. компонентом, определившим язык и культурную общность X. стали древние (енисейск.) кыргызы, впервые упом. в китайск. источниках V в. под назв. «йегу» (гегу), когда аварск. каган Хулюй (410 – 414 гг.) переселил их с гор близ Хами (Синьцзян, Китай) в междуречье Абакана (Абу, Афу) и Енисея (Гянь), под собств. этнонимом «кыргыз» упом. в древне-тюркск. надписях VII–X вв. и в труде Махмуда Кашгари (XI в.), в арабо-персидск. источн. X–XIII вв. (хирхис), в монгольск. «Сокровенном сказании» (1240 г.) под назв. «хергуд», в русск. источн. XVII в. «киргизцы»; подчинив местн., гл. обр., кетск. и самодийск. племена Минусинск, котловины кыргызы создали гос-во, к-рое неоднократно попадая в политич. зависимость от Тюркск. и Уйгурск. каганатов (VI–IX вв.), создали самобытную культуру, а в 840 г., разгромив Уйгурск. каганат распространили свою власть на племена Центр. Азии (совр. Монголия и прилегающие терр.), уступив киданям Центр. Азию (ок. 924 г.) кыргызы сохранили свое гос-во на Енисее со ставкой их владетеля «ажо» на берегу р. Уйбат (совр. Усть-Абаканск. р-н Хакасии), вокруг располагались земли подвластных племен – кыштымов (упом. в китайск. источн. VIII в. – «кешидян»); в 1209 г. кыргызы Енисея признали власть Чингисхана, но в 1254 г. восстали, в результате подавления восстания числ. кыргызов сократилась, однако даже после длительного монгольск. господства (Чингисидов, Алтынханов и, наконец, ойратов Джунгарии) они сумели создать государственность в виде четырех улусов (Алтысарск., Езерск., Алтырск. и Тубинск., изв. с 1609 – 1616 гг. в русск. источниках), управляемых бегами из, очевидно, правящего рода «кыргыз», в то время как большую часть населения их владений составляли данники – «кыштымы» кетск. и самодийск. происхождения, уже в то время в значительной степени воспринявшие тюркск. речь и культуру; после насильственного переселения в 1703 г. бол. части кыргызов в Джунгарию, назв. «кыргыз» как обозначение племен Минусинск, котловины исчезает из русск. источников, оставшиеся после переселения киргизов их кыштымы (и группа кыргызов, образовавшие сеок) получили найм. Минусинск, или абаканск. татары; поредевшее население Минусинск, долины вошло в состав России (1707 – 1727 гг.), в 1822 г., в ходе административных реформ волости, образованные на основе родовых подразделений (сеоков), были объединены в т. н. степные думы, названные по этнониму наиб, многочисленного сеока: Качинскую, Кызыльскую, Сагайскую, просуществовавшие до XX в. (до 1858 г. была Койбальск. степ, дума, вошедшая затем в Сагайск. и Качинск.); уже в к. XIX в. на основе сеоков, входивших в указ. думы сложились этнич. группы (см.) – качинцы, кызыльцы, сагайцы… В 1923 г. был создан Хакасск. уезд, куда вошли указ. этнич. группы, под общим этнонимом X., взятым мест, интеллигенцией из названия «хагяс», упоминаемый в 742 г. китайск. династийной хронике «Таншу» для обозначения енисейск. кыргызов (этот термин вызвал научную дискуссию в СССР не только о тождестве «хагяс» – «кыргыс», но и об этничности кыргызов – этнос или род, о т. н. «древних хакасах» в трудах, Л.Р. Кызласова), в 1930 г. Хакасской была названа авт обл., найм, «хакасы» стало этнонимом уже в 1926 г.; хотя язык и этнич. культура восходит в основном к древним кыргызам, антропологически (т. е. по физическим особенностям) бол. часть совр. X. – потомки мест, кетск. и самодийск. племен (см. качинцы, кызыльцы, сагайцы); в советск. период завершилась консолидация этнич. группы в единый этнос – X., но и в наст, время этногрупповое самосознание сохраняется (по данным на 1975 г., в сельск. населении оно было характерно для 88 – 89 % кызыльцев, качинцев и сагайцев, 50 – 51 % койбалов и шорцев, к-рые переходят на сагайск., гл. обр., идентичность); в 1991 г. появился новый праздник – Ада-Хоорай, как символ нац. единства. Консолидации X. способствует распространение межгрупповых браков (до 30 % в 1976 г.).
Численность: 1897 г. – 39,8 тыс. Минусинск, татар, в т. ч. сагайцы – 18,8 тыс. (47,2 %), включ. 4,9 тыс. бельтыров, качинцы -12,0 тыс. (30,2 %), кызыльцы – 8 тыс. (20,1 %), койбалы -1 тыс. (0,5 %), 1959 г. – 56,8 тыс., 1970 г. – 65,4 тыс. (в том числе в Хакасии – 54,8 тыс., из них 45,1 тыс. сельчане: 70 % сагайцы, 23 % – качинцы, 5 % – кызыльцы, 2 % – койбалы), 1989 г. – 78,5 тыс. (в Хакасии – 62,9 тыс.), 2002 г. – 75,6 тыс. чел., в т. ч. в Сибири – 73,4 тыс. чел. (Хакасия – 65,4 тыс. чел.).
Традиционные занятия – скотоводство (овцы, лошади, кр. р. скот) в степи, охота (гл. обр., пушного зверя) и собирательство в тайге, с XVIII в. развивается земледелие, гл. обр., у сагайцев – в нач. XX в. им занималось ок. 87 % сагайцев и лишь 28,5 % качинцев.
Верующие – ок. 50 % X. считают себя православными христианами, 27 % – шаманистами, остальные, очевидно, неверующие или адепты нетрадиц. религий (1996 г.), х. шаманизм – т. н. тенгрианство, характерное для тюрко-монгольск. народов Сибири; в 1876 г. бол-во Минусинск, татар было крещено и стали считаться православными (внешний признак – русские христианские имена, у многих на шее – крестики), но прежние верования не были полностью вытеснены христианством; в постсоветское время процесс возрождения наблюдается не только православия, но и, еще в большей степени, шаманизма, к-рый становится «народной» религией X.
Лит.: Алексеев В.П. Происхождение хакасского народа в свете данных антропологии// Материалы и исследования по археологии, этнографии, истории Красноярского края. Красноярск, 1963; Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957; Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских киргизов. Абакан, 2000; Бутанаев В.Я. Вопрос о самоназвании хакасов// Этнографическое обозрение. 1992, № 2; Кривоногов В.П. Изменения в этническом составе хакасов в современный период//Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. М., 1985.

ХАМНИГАНЫ

(хамниган), этнич. группа в составе бурятов Агинск. а.о. Читинск. область РФ, прожив, также на сев. – вост. Монголии (св.15 тыс. чел., 2000). Позразд. на 18 родов.
Антропологически не обследованы, являясь по происхождению смешанной группой X. относятся к варианту (примесь центральноазиатск. типа) байкальск. расы монголоидов.
Язык-говор вост. диалекта бурятск. (в Монголии-монгольский) языка.
Этногенез Х.-потомки эвенков, переселившихся в XVII в. из сев. р-нов Забайкалья в юж. р-ны (p.p. Онон и Селенга), где под влиянием бурят-хоринцев, перешли к кочевому скотоводству; кочуя вместе с бурятами в XVII–XVIII вв. эвенки смешались с ними (из 18 подразделений. 5-тунгусск., 3-тюрск., 10 бурятск. и монгольск. происхождения) и воприняли бурятск. язык; кочуя по обширной терр. X. после установления русско-китайск. границы (1727 г.) разделились: часть оказалась на терр. России, другие в Китае (совр. Монголия, где смешались с монголами): этноним Х.-эвенкийск. «жители камня», горцы; в XIX в. были известны под экзоэтнонимом «мурчены»-конные тунгусы.
Численность:в переписях X. учитывались в составе бурятов; в 2002 г. в РФ X. назвались 638 чел.
Традиционные занятия:-скотоводство (гл. обр., коневодство), позже-час-тично земледелие; охота всегда была как подсобный промысел.
Берущие: шаманисты
Лит: Дамдинов Д.Г. Ононские хамнтаны. Улан-Удэ.1992

ХАНТЫ

(ханда-гуш, ханти, кантэк, хантагаях), коми – ёрга, тюркск. – иштеклар, эштэклар, отсюда русск. – остяки (хантск. – «ас-ях» – люди большой реки) с XVI в. до 1930 г.; населяют вост. (от р. Обь) р-ны Ханты-Мансийск, а. о. (1,2 % нас., 2002) и юго-вост. р-ны Ямало-Ненецкого а. о. (1,7 %, 2002). Традиционно подразд. на родоплеменные группы, фратрии.
Антропологически относятся к угорск. или обск. типу (ск. д. -149,7 мм, р. бор. -1,92 бал., эпикантус у 23,6 % муж., дл. тела – 159,8 см) уральской расы.
Язык – X., угорск. ветви угро-финск. группы уральск. семьи языков; подразд. на три группы диалектов – сев., вост. и юж., из-за многочисленности и несхожести диалектов до наст, времени не сложился единый лит. язык: в 1931 г. на базе обдоск. (сев. группе) и казымск. (вост.) диалектов была создана письменность на основе латинск. графики (в1937 г. переведена на русскую), но в 1950-е гг. письменность стала базироваться на ваховск., сургутск. и шурышкарск. диалекты, что затруднило обучению лит. языку; на X. языке в 2002 г. говорило 13,5 тыс. чел. (44,2 % числ. X).
Этногенез. Основными этнич. компонентами в формировании X. этноса являются самодийск. и угорск. племена; самодийцы переселились с юга на сред, и ниж. Обь раньше угров, к-рые, поселившись(VIII–VII вв. до н. э.) на терр. занятых самодийцами, частью оттеснили их на север (их потомки – ненцы Ямало-Ненец. а. о.), оставшихся ассимилировали; в VI–X вв. формируются осн. группы X. – сев. на основе оронтурск. археологич. к-ры, юж. – под-чевашск. и вост. – кулайск. культур; до XII в. племена X. занимали огромную терр. от низ. Оби на С. до Барабинск. степи на Ю., от р. Пелым на 3. до Енисея на В., в XII в. и особенно в XIII в. в результате продвижения тюркск. племен с юга терр. расселения X. несколько сократились, а значит, часть юж. X., подчиненная тюрками в XIII–XIV вв., была ассимилирована, войдя в состав нек-рых групп сибирск. татар; в XV–XVI вв. у X. существовали племенные «княжества» – Пелымск., Кондакск. и др., вассальные до к. XVI в. Сибирск. ханству; терр. разобщенность препятствовала консолидации X. в единый народ, с единым языком и самосознанием; в советск. период с образованием Ханты-Мансийск, автономии процесс формирования этноса заметно активизировался, хотя деление X. на сев., вост. и юж. сохраняется и в наст, время.
Численность: 1926 г. -17,3 тыс., 1959 г. -19,2; 1989 г. – 22,3; 2002 г. – 28,7 тыс. чел., в т. ч. Ханты-Мансийск, а. о. – 17,13 тыс., Ямало-Ненецк. а. о. – 8,76 тыс. чел.
Традиционные занятия – речное рыболовство (особенно по берегам Оби, Иртыша, в низовьях их притоков), у сев. X. – оленеводство, повсеместно – охота, в юж. р-нах и по Оби X. с XIX в. занимаются животноводством и огородничеством (гл. обр., картофель и капуста).
Религия: Бол-во X. исповедуют традиц. верования, в т. ч. промысловый культ, почитание духов покровителей и гл. богов – Торума и его супруги Калтыш; распространен также культ предков, медведя… В XVIII–XIX вв. многие X. были крещены, что отразилось в антропонимике X., но сохраняя традиц. уклад жизни и хозяйства, X. сохранили и традиц. религию, восприняв отдельные элементы христианства.
Лит.: «Народы Западной Сибири: ханты, манси, селькупы, нениы». М. 2005.

ХВАРШИНЫ

(акъилько, атлилько) живут в 7 аулах (в т. ч. Хварши, давший назв. X.) Цумандинск. р-на Дагестана, в Хасавюртовск. р-не проживают группы выходцев из этих 7 аулов.
Антропологически относятся к кавкасионскому типу (ск. д. -146 мм, светл. глаза у 13,7 % муж., дл. тела -167,4 см) балкано-кавказск. расы юж. европеоидов.
X. яз. (дагестанск. группы кавказск. яз. семьи) близок к аварск., к-рый является лит. языком X.; на X. яз. говорят 1872 чел. (2002 г.).
Этногенез. Аборигены Дагестана; предполагается, что с древнейших времен X. входили в состав военно-политич. союза сначала Дидо, затем Тинди, в XIX в. образовали «вольное общество» Хварши; первые сведения о X. в русск. документах относятся к 1840 г.; в 1944 г. были переселены в Веденск. р-н Чечни, в 1957 г. ок. 30 % поселенцев вернулись в свои села, а 70 % поселились, гл. обр., в Хасавюрт, р-не Дагестана.
Численность: 1926 г. – 1019 чел, 2002 г. – 128 чел. назвались X. (остальные – аварцами).
Традиционные занятия, религия, лит. – см. аварцы, цезск. народы.

ХОНГОДОРЫ

(хонгодоор), этнич. группа в составе бурят Иркутск, (гл. обр., Аларск., Тункинск. р-нов) области, отд. группы проживают в Респ. Бурятия.
Антропологически относятся к центральноазиатскому типу (ск. д. – 150,1 мм, р. бор. – 1,56 бал., эпикантус у 58,4 % муж., дл. тела – 166,3 см) монголоидов.
Язык – аларск. и тункинск. говоры зап. диалекта бурятск. языка.
Этногенез. X. в нач. XX в. подразд. на 34 родовые групп, из них 30 – монгольск. (в т. ч. 8 – бурятск., остальные – из Монголии), 3 – тунгусск., 1 – тюркск. (древнеуйгурск.) происхождения; в русск. источн. известны с 1699 г., когда 8 родов X. кочевали в долине рек – Белой, Китоя и Иркута, в XVIII в. часть X. откочевала в Аларск. степь, где смешались с выходцами из Монголии и ассимилировав группу эвенков, образовали совр. этнич. группу.
Численность: 1897 г. – 19,1 тыс. чел. (6,5 % бурят в 1897 г.).
Традиционные занятия, религия, лит. – см. буряты.

ХОРИНЦЫ

, хори-буряты (хори-буряад), этнич. группа – бурятск. нас. Читинск. обл. (в т. ч. Агинск. Бурятск. а. о.) и Хоринск., Заиграевск., Мухор-Шибинск. аймаков Респ. Бурятии; этнич. основа бурятск. нас. Бурятии; к X. относятся буряты, живущие в Монголии (40,6 тыс. чел., 2000 г.).
Антропологически относятся к центральноазиатскому типу (ск. д. – 150,4 мм, р. бор. – 1,52 бал., эпикантус у 47 % муж., дл. тела – 164,5 см) монголоидов.
Язык – агинск. и хоринск. (лег в основу бурятск. лит. языка) говоры вост. диалекта бурятск. языка.
Этногенез. X. – потомки монгольск. племени, известного в арабск. источн. X в. под найм, «фури»; вместе с туматами у пом. в «Сокровенном сказании монголов» (1240 г.), у пом. под назв. хори-туматы в Забайкалье (предполагается, что монгольск. «хори ир-гэн» – лесной народ стало этнонимом, в таком случае X. – «лесные туматы», т. е. хори-тумат) в XVII в. стали известны в русск. источн., а в XVIII в. часть X. переселилась с юго-вост. побережья Байкала в Агинск. степь, др. часть ушла в Монголию. Вместе с булагатами составили этнич. основу (ок. 60 % в 1897 г.) бурятск. народа.
Численность: 1897 г. – 89 тыс. чел. (31 % числ. бурят в России).
Традиционные занятия,
Религия – см. буряты.
Лит.: Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. Улан-Удэ, 1962.

ХОШУТЫ,

хошоуты (хошууд), этнич. группа в составе калмыков Кетченеровск. р-не Калмыкии, отд. группы проживают в соседних с Калмыкией р-нах Астраханск. области.
Антропологически не обследованы, внешне не отличаются от осн. части калмыков, возможно близки к торгутам (см).
Язык – X. говор торгутск. диалекта калмыцкого.
Этногенез. Потомки одноименного ойратск. племени (в XVI в. существовал союз «четырех ойратов»: чорос, дэрбет, торгут, хошут, составивший в XVII в. этнич. основу Джунгарского х-ва), часть к-рого в нач. XVII в. откочевала из Джунгарии в Прииртышье, в 1628 г. X. кочевали в верх. р. Урал, 1663 г. ок. 3 тыс. X. Кундулен-Убаши обосновались в междуречье Волги и Урала, в к. XVII в. частично пересекли Волгу (оставшиеся в Заволжье в 1771 г. ушли обратно в Джунгарию); в XIX в. оконч. вошли в состав калмыцк. этноса, сохранив племенную идентичность.
Численность: 1926 г. – 12,6 тыс. чел., в т. ч. 8,2 тыс. в Хошоутовск. и Калмыко-Базаринск. р-нах Калмыкии, 4,4 тыс. чел. в Астраханск. области.
Традиционные занятия, религия – см. калмыки.

ЦАХУРЫ

(йыхбы), точнее – цахурцы (по назв. их главного аула Цахур), населяют несколько аулов в Рутульск. р-не Дагестана РФ и соседних р-нов Азербайджана (Ц. – один из разделенных гос. границами народов).
Антропологически не исследованы, но Ц. – горцы, поэтому как бол-во горцев Кавказа, они относятся к кавкасионск. типу балкано-кавказск. расы юж. европеоидов.
Язык – Ц. (дагестанск. группа кавказск. яз. семьи) подразд. на цахурск. и гельмецк. диалекты, на базе первого в нач. 1930-х гг. была создана письменность, хотя до недавнего времени обучение в школе велось на русск. (в России) или азербайдж. языках; в 2002 г. на Ц. яз. говорят 9,8 тыс. чел. (ок. 94,2 % Ц. в России).
Этногенез. Древний коренной этнос Даг-на, упом. в «Армянск. географии» VII в. под найм, «цахайк», в раннем средневековье аул Цахур стал центром политич. объединения Цукетия, в VII–VIII вв. сюда проникают арабы, распространяя ислам и свою культуру, в XV в. на основе Ц. возникает султанат, вначале с центром в Цахуре, а затем в ауле Елису (Елисуйское султанство на терр., гл. обр., Азербайджана), в XIX в. (оконч. после Кавказск. войны, 1864 г.) Цахур вошел в состав Росс, империи.
Численность в РФ: 1926 г. – 3,3; 1959 г. – 4,4; 1989 г. – 6,5, 2002 г. – 10,4 тыс. чел.
Традиционные занятия – террасное земледелие (зерновые, овощи) и отгонное скотоводство (овцы, козы), домашние промыслы, в т. ч. вязание из шерсти.
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам утвердился в Цахурии в X–XI вв.
Лит.: Гаджиев Т. А. Новые данные по истории и этнографии цахуров// Лавровские (среднеазиатско кавказские) чтения.1996–1997 гг. Краткое содержание докладов. СПб, 1998.

ЦЕЗСКИЕ

(дидойские) народы – цезы (цунтинцы, дидой-цы), бежтинцы, гинухцы, гунзибцы, хваршины – населяют Цумадинск., Цунтинск., бол. часть Тлярантинск. р-ны Дагестана, выходцы из этих р-нов проживают, гл. обр., в Хасавюртовск., Бабаюртовск. и Кизилюртовск. р-нах республики, неб. часть – в Грузии.
Антропологически относятся к кавкасионск. типу балкано-кавказск. расы юж. европеоидов.
Язык – Ц. языки, дагестанск. группы, близки к аварск., к-рый для них является 2-ым и лит. языком, в 2002 г. на них говорили 26,1 тыс. чел.
Этногенез. Аборигены юго-зап. Дагестана, изв. с II в. н. э. (Птолемей) под грузинск. найм, «дидуры» (груз. – дидоби); под назв. Дидо был известен союз сельск. общин, просуществовавшие до XV в., когда он распались на отд. «свободные» об-ва, постепенно попадая под власть аварск. ханов; в 1840 – 1859 гг. входили в имамат Шамиля, в 1861 г. вошли в состав Российск. империи.
Численность: 1926 г. – 6,0 тыс. (цезы – 3,3 тыс.), в поел, переписях нас. Ц. н. учитывались в составе аварцев; в 2002 г. – 22,6 тыс. чел. (несколько меньше, чем численность говорящих на Ц. яз.), в т. ч. цезы-15,3 тыс. чел.
Традиционные занятия – отгонное скотоводство (мест, порода овец и коров, лошади аварск. породы), богарное земледелие (зерновые, бобовые, овощи).
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам распространялся в XV–XVIII вв. усилиями аварских ханов и укрепился в годы Кавказск. войны, в к-рой Ц. н. приняли активное участие.
Лит.: Магомедов Д.М. Исторические сведения о дидойцах// Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1975; вып. 26.

Материал создан: 12.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта