Я русский

что значит быть русским человеком

Коренные народы России на буквы Л и М

Лакцы, Лаппи, Лезгины, Мангыты, Манси, Марийцы, Мокша и Мордва

ЛАКЦЫ

(лаккучу), устар. – казикумухцы; народ, население Лакского и Кулинского р-нов Дагестана (этнич. территория Л. -Кази-Кумух), живут также в др. р-нах Дагестана и России.
Антропологически Л. относятся к промежуточному (между кавкасионским и каспийским типами) варианту (скул. д. -144,8 мм, р. бор. – 3,7 бал., светл. глаза у 13 % муж., дл. тела -168 см) балкано-кавказской расы юж. европеоидов.
Л. яз. (153,4 тыс. говоривших, 2002 г.) относится к дагестанской группе кавказск. семьи языков, подразделяется на семь диалектов, из них важнейший – кумухский, легший в основу лит. языка, в 1928 г. была создана письменность на латинск. графич. основе, с 1936 г. – русской; Л. яз. считают родным 95,1 % Л. в РФ (1989 г.), им владеют 98,7 % Л. в Дагестане (2002 г.)
Этногенез. Л. - коренной народ Дагестана, под именем легов (леки-лаки) у пом. в мусульм. источ.; в VIII в. у пом. гос-во Л. – Гу-мик (гумук), куда арабск. наместник Аррана в 777 г. на просьбу Л. отправил мусульман-проповедников и правителя Шах-Баала, от его имени возник титул шамхал, принятый в Кази-Кумух-ском шамхальстве, а затем (с 1640 г.) в Тарковском шамхальстве (кумыки); в 1722 г. возникшее Кази-Кумухск. х-во объединило до 1820 г. кроме Л. часть лезгин, даргинцев и аварцев, в 1820 г. присоединено к России, в 1859 г. – упразднено.
В наст, время в Дагестане созданы этнокультурное об-во «Цъубарз» (Новолуние», 1990 г.), организация «Гази-Кумух» (1992 г.), религиоз. об-во «Нурданул чирах» («Светоч веры»).
Численность: в 1926 г. – 40,7 тыс., 1959 г. – 58,4 тыс., 1989 г. – 106,2 тыс. чел., 2002 г-156, 6 тыс. чел. (см. табл.№ 1 приложения).
Традиционные занятия – земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые), животноводство (овцы, кр. рог. скот, лошади, ослы и мулы), ремесло (изготовление металлич. посуды и ювелирное – с. Кумух, гончарное – с. Балхар, сапожное – с. Шовкра и т. д.), с. Цовкра было известно акробатами.
Верующие – мусульмане (сунниты), несмотря на раннее, по преданию, распространение ислама в Гумике Л. сохранили многие домусульм. верования – культ сил природы (напр., верх, божество – Зал, бог грома – Асс и т. д.).
Лит.: Булатова А. Г. Лакцы (XIX – нач. XX в.). Историко-этнографич. очерки. Махачкала, 1971.

ЛАППИ,

русск. – сегозерские карелы, этнич. группа в составе карел, живут в селах Боконвуара, Пеккавуара, Кондиевуара и Турха близ Сегозера (Карелия).
Антропологически Л. относятся к характерному для саамов (см) физич. типу в смешении с беломорско-балтийским типом, характерным для осн. части карел.
Говорят Л. на своем говоре центрального диалекта карельского языка.
Этногенез. Л. - потомки ассимилированной карелами группы саамов (лаплайсед по карельск., лопари русск. источн.), некогда занимавших территорию Центр, и Сев. Карелии (до XVII в.), когда они были оттеснены или ассимилированы карелами и русскими.
Численность: слились с карелами, в пер.2002 г. назвали себя Л. лишь 6 чел.
Традиционные занятия, религия, лит.: см. карелы.

ЛЕЗГИНЫ

(лезгияр), народ, коренное нас. Юж. (Курахск., Ахтынск., Сулейман-Стальск., Магарамкент. р-ны) Дагестана, живут в др. р-нах Дагестана России, проживают в Азербайджане (сев. вост. р-ны и Баку) – 175,0 тыс. чел.(1999 г.)
Антропологически Л. относятся к каспийскому типу с примесью кавкасионского (скул. д. – 143,6 мм, р. бор. – 3,51 бал., дл. тела – 168,4 см) индо-афганской расы юж. европеоидов.
Л. яз. (397 тыс. говорящих, 2002 г. РФ) относится к дагестанской группе кавказск. яз. семьи, подразделяется на 5 диалектов в Дагестане (объединены в кюринск. и самурск. группы) и кубинск. диалект в Азербайджане; наиболее важн. диалект – гюнейский лег в основу лит. языка, в 1928 г. создана новая письменность на латинск., в 1938 г. – русск. графич. основе; Л. яз. назвали родным 93,9 % А. в РФ (1989 г.) и 90 % Л. в Азербайджане (1989 г.), в 2002 г. им владело 92,9 % Л. в РФ.
Этногенез. Предки Л. в древности входили в состав гос-ва Албания (в т. ч. леги; I–V вв.), затем под именем лезги у пом. в грузинск. и мусульм. (в т. ч. арабск., VII–IX вв.) источн. С XIII–XIV в. возникают несколько политич. образований («вольные общества» Кюре, Курах, Ахты-пара, Докуз-пара), в XVIII в. Л. входили в состав Кази-Кумухск., Дербентск. и Кубинск. ханств, в 1813 г. – вошли в состав России. В наст, время функционируют культурный центр «Шарвели» и об-во «Садвал».
Численность в РФ: 1926 г. – 93,5 тыс., 1959 г. – 114,2 тыс. (в Дагестане – 108,6 тыс.), 1989 г. – 257,3 тыс., (в Дагестане – 204,4 тыс.), 2002 г.-411,5 тыс. чел. (см. табл.№ 4 приложения).
Традиционные занятия – земледелие (пшеница, ячмень, овес, рис, овощи, фрукты), скотоводство (овцы, кр. рог. скот).
Верующие – мусульмане (сунниты, лишь Л. села Мискинджа Ахтынск. р-на Дагестана – шииты).
Лит: Ишилов М. М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967.

МАНГЫТЫ,

в прошлом родоплеменные, ныне – этнич. группы в составе ногайцев-карагашей в РФ, каракалпаков и узбеков в Узбекистане и Туркменистане.
Антропологически М. относятся к вариантам южносибирской расы.
Говорят на языках народов, в состав к-рых они входят.
Этногенез. Этноним М. восходит к найм, группы монголоязыч. племен, обитавших в верх, реки Амур. От тунгусск. наименования Амура – Мангу эти племена получили этноним «мангут» («Сокровенное сказание монголов», 1240 г.). Мангуты занимались скотоводством и рыболовством, охотой по соседству с собственно монголами (XII в.), в нач. XIII в. добровольно подчинились Чингисхану и приняли участие в монгольск. завоеваниях; в XIII в. почти полностью переселились, главным образом, в улус Джучи (Зол. Орда), обосновавшись в основном в Сев. Приаралье; в к. XIV в. эмир тюркизировавшихся к этому времени М. Эдиге (Идику, Едигей) основал собств. владение – Мангытский улус (в русск. источн. с XV в. – Ногайская Орда), в к-ром М. заняли главенствующее положение, а после распада Ногайск. Орды (2 пол. XVI в.) вошли в состав др. этнополитич. образований и этносов – ногайцев (в 1649 г. в их составе у пом. ка-ра-мангыты и эсебей-мангыты), крымск. татар (в частности, род Мансура, у пом. в 2 пол. XVI в.) и каракалпаков (кон. XVI в.). Еще раньше, в нач. XV в. часть М. вошла в состав в объединение кочевых узбеков в Дашти-Кыпчаке (совр. Казахстан), вместе с ними
М. ушли в Хорезм и Бухару (нач. XVI в.), став в XX в. составной частью узбекск. народа (в 1753 – 1920 гг. Бухарск. эмиратом правили эмиры из династии Мангыт).
Лит.: Худяков Ю. С. Расселение монгольских племен в Центральной Азии вк 1 – нач. 2 тыс. н. э //Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1993.

М.-НОГАИЦЫ

, этнич. группа составляет часть карагашей (см. карагаши), в др. группах ногайцев М. не отмечены, очевидно, бол-во их эмигрировало во 2 пол. XIX в. в Турцию, где были ассимилированы турками.
Антропологически и в языковом отношении М. не отличаются от др. групп ногайцев-карагашей (найманов, асов и др.), в сер. XIX в. М. составляли 48,6 % числ. карагашей.
Лит.: Небольсин П. Очерки Волжского низовья. СПб., 1852.

М.-КАРАКАЛПАКИ

, этнич. группа, населяет, главным образом, Кегейлинск. р-н Каракалпакии (Респ. Узбекистан) и составляли в 1912 г. 14 % числ. аму-дарьинск. каракалпаков (12 тыс. чел.).
Лит.: см. каракалпаки.

М.-УЗБЕКИ,

живут компактными группами в р-нах Бухары, Мангыта, Карши и Гиждувана в Узбекистане и г. Туркменабад в Туркменистане.
Атропологически М.-у. относятся к варианту южносибирской расы (ск. д. -144 мм, эпикантус – у 35 % муж., дл. тела -166 см) и отличаются от осн. массы узбеков большей степенью монголоидности.
Говорят М.-у. на говоре кыпчакск. наречия узбекск. языка.
Численность: по данным 1924 г. насчитывалось 132,3 тыс. М., т. е 3,5 % числ. узбеков (пер. 1926 г.).
Традиционные занятия – полукочевое скотоводство (овцы, лошади, верблюды),
Верующие – мусульмане (сунниты), в XIX в. ислам у М. сочетался с пережитками доисламск. (шаманистск.) верований.
Лит.: см. узбеки.

МАНСИ

(манси), до 1940 г. использовался этноним «вогулы», кор. нас. Ханты-Мансийск, авт. округа, отд. группы живут в Свердловск, и Тюменск. областях РФ.
Антропологически М. – типичные представители уральской расы, ее обского типа (ск. д. – 143,7 мм, эпикантус – у 20 % муж., дл. тела – 158 м).
М. яз. (2,8 тыс. чел., 2002 г.)относится к обско-угорской ветви угро-финской группы уральских языков, подразделяется на два основных диалекта – сосьвинский (лег в основу лит. яз.) и кондинский; в 1931 г. была создана письменность на основе латинск., с 1937 г. – русск. графики; в 2002 г. им владело 24 % М.
Этногенез. М. сложились на основе смешения племен неолитич. культуры предгорий Зап. Урала с пришлыми угорскими племенами, мигрировавшими в 1 тыс. до н. э. с Юго-Востока, причем физический облик М. «унаследовали» от мест, племен., а язык – пришлых; М. у пом. в русск. источниках на зап. склонах Урала с XI в. под этнонимом «югра»; в XIV–XV вв. под напором миграционных потоков русских, коми, татар и башкир М. продвигались за Урал и к XVI в. обосновались на совр. этнич. территории, смешиваясь и оттесняя к В. предков хантов; оставшиеся группы М. были ассимилированы русскими и др. народами (коми, татарами); в XV–XVI вв. часть юж. М. («вогулы» русск. источников) входили в состав Сибирск. ханства, а после его падения вошли в состав Московск. Руси (юж. – в к. XVI в., сев. – в нач. XVII в.), продвижение русских и др. мигрантов за Урал, заселение ими многих р-нов этнич. территории М. (особенно в XIX–XX вв.) пагубно сказалось на этнич. характеристике М. -ассимиляция, нарушение экологии, изменение традиционных форм хозяйства и образа жизни в результате коллективизации 1930-х гг. и укрупнение поселков в 1950 – 1960-е годов. В поел, годы М. интеллигенция предпринимает усилия к возрождению этнич. культуры: совместно с хантами была создана ассоциация «Спасение Югры», организовано радиовещание на М. яз., издается журнал «Югра», создаются музеи (в г. Ханты-Мансийске уже есть).
Численность: 1926 г. – 5,8 тыс. вогулов, 1959 г. – 6,3 тыс., 1989 г. – 8,3 тыс. чел., в т. ч. в Ханты-Мансийском а. о. – 6,6 тыс., 2002 г.-11,4 тыс. чел. в т. ч. в Ханты– Мансийском а. о.-9,9 тыс. чел.
Традиционные занятия – охота и рыболовство, охота преобладала у жителей верх, рек, промышляли оленя, лося, птицу, пушного зверя, рыболовство – в низ. рек (где много рыбы), на границе с ненцами М. переняли оленеводство, хотя число оленей в стаде было невелико; с сер. XX в. развивается звероводство (разведение пушных зверей).
Верующие – язычники: согласно традиц. верованиям человека создала Калтащ Эква (матерь земли), наделив мужчину пятью душами, а женщину – четырьмя (после смерти души вселяются в новорожденных столько раз, сколько человек имеет душ), гл. бог – Торум, бог неба и добра, и его семь сыновей (локальные боги), бог зла и подземного мира – Куль Отыр; богиня Солнца – Хотал Эква, бог Луны – Этпос Эйка и т. д. В XVIII в. М. были крещены, но сохранили традиц. верования, лишь свои календарные праздники приурочили к православным датам: напр., Вороний день – на Благовещение, начало охотнич. сезона – Покров, праздник оленя – Ильин день и т. д.; но самым популярным является т. н. медвежий праздник – комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя и поеданием его мяса (это красочное представление, включающее в себя мифологич. и бытовые сцены…).
Лит.: Давыдова Г. М. Антропология манси. М., 1989; Соколова 3. П. К происхождению современных манси //Сов. этнография. 1979. № 6.

МАРИЙЦЫ

(мари, марий), до 1920 г. – черемисы, кор. нас. Респ. Марий Эл (42,9 % нас., 2002 г.), значит, число М. живет в соседних областях РФ, в Татарстане, Удмуртии и Башкортостане (т. н. восточные М.), вне РФ проживают в Казахстане, Украине и др. странах; подразделяются на этнотерритор. группы – луговые М., горные и восточные.
Антропологически большинство М. относится к субуральскому типу (ск. д. – 141,9 мм., р. бор. – 2,1 бал., эпикантус – у 7,8 % муж., дл. тела – 161,4 см) уральской расы.
Языки: луговой мар. яз.-451,0 тыс., горно-марийск. – Зб, 8 тыс. (2002 г.) относятся к финск. ветви угро-финской группы уральской яз. семьи, письменность создана в нач. XX в. (в 1907 г. опубликован «Марийский календарь») на основе русск. графики; в 1989 г считали родным М. яз. 81,9 % М., в 2002 г. ими владели 76,8 % М. в РФ.
Этногенез. М. – потомки местных племен, широко расселившихся в среднем Поволжье и имевших, вероятно, этногенетические связи с племенами мери (меря известна в древнерус. летописи с IX в., жили на территории совр. Костромск, Ивановск., Ярославск. обл., сходны с М. антропологически и по этнониму меря – М., т. е. лингвистически); с X в. М. известны в разных письм. (хазарск., затем арабск. и др.) источниках под найм.»Черемис»; М. племена оказали знач. влияние на антропологию, язык и культуру чувашей, но и сами испытали культурное влияние булгар (позже татар) и особенно русских (после 1552–1557 гг.) причем во время завоевания Казанского хан-ва Иваном Грозным часть М. мигрировала в Башкирию, образовав этнотерр. группу вост. М.; в 1990 г. был возрожден «Марий Ушем» («Марийский Союз»), запрещенный в 1918 г., в 1992 г. в г. Йошкар-Ола на III съезде был избран Всемарийск. Совет (Марий Мер Канат), способствующие развитию нац. самосознания М.
Численность в РФ: 1926 г. – 488,2 тыс., 1959 г. – 498,1 тыс., 1989 г. – 643,7 тыс. чел., 2002 г-604,3 тыс. чел., в т. ч. 56,1 тыс. – восточные, 18,5 тыс. – горные М.
Традиционные занятия – земледелие (рожь, овес, ячмень, просо, гречиха, лен, овощи) и животноводство (кр. рог. скот, овцы, лошади), в прошлом имели значение рыболовство и бортничество.
Верующие – христиане (православные), знач. часть (горные, восточные) М. – приверженцы язычества, т. н.»марийск. веры» (религ. организация «Ошмари – Чимари») – культ предков и богов (верх, бога Кугу Юмо, бога неба Кава Юмо и др. духов природы), в 1990-е годы процесс возрождения религиозности российск. народов затронул и М., причем «марийская вера» претендует на роль М. нац. религии.
Лит.: Козлова К. И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.

МИШАРИ

, этнич. группа татар (см. татары-мишари).

МОКША

(мокшат), этнич. подразделение мордвы, кор. нас. зап. и юж. р-нов Мордовии и соседних р-нов Пензенск. и Рязанск. обл. РФ.
Антропологически М. относятся к варианту понтийского типа (скул. д. – 139 мм, светл. глаза – у 18 % муж., эпикантус – у 3,5 % муж., дл. тела – 167 см) балкано-кавказской расы юж. европеоидов.
Мокша-мордовск. яз. относится к волжск. ветви финно-угорск. языков, в XX в. на основе краснослободско-темниковских говоров сложился лит. яз., письменность на базе русск. графики, (числ. владеющих М. яз. неизвестна), т. к. он учитывается вместе с эрзянск. языком.
Этногенез. М. – потомки юж. группы древнемордовск. племен, издавна имевших разнообразные контакты со степными племенами вначале иранск. (сармато-аланск. группы, буртасы), затем тюркск. (хазары, половцы, татары) яз. групп, оказавшие влияние на, напр., антропологич. особенности М.; под своим именем (очевидно, восходящим к назв. р. Мокша) М. упом в сер. XIII в. Виллемом Рубруком («Моксель»), в русск. источн. М. (и эрзя) упом. под общим найм.»мордва»; М. сыграли важную роль в этногенезе татар-мишарей (см.) особенно темниковских.
Численность вМордовии: 1959 г. -178 тыс.(49,7%числ. морд. нас. Респ.), 2002 г.-49,6 тыс. чел. назвались М.
Традиционные занятия, религия, лит. см. мордва.

МОРДВА

(мокшат, эрзят, русскояз. – мордва), кор. нас. Респ. Мордовия (32,5 % нас., 1989 г.; 31,9 % нас., 2002 г.) и соседних Пензенск., Рязанск., Нижегородск. областей РФ, проживают также в Казахстане (16,1 тыс. чел. в 1999 г.), Украине (19,3 тыс. в 2001 г.) и Узбекистане; подразделяется на мокшу и эрзю.
Антропологически М. относятся к европеоидной расе с небольшой монголоидной примесью (у 3,5 % муж. эпикантус), причем для мокши характерен более темнопигментированный тип (сев. вариант понтийского), для эрзи – более светлый сурский тип.
М. говорят на мокшанск. (мокша-мордовск., делится на три группы говоров) и эрзя-мордовск. (пять диалектов) языках, (614,7 тыс. говорящих, 2002 г.) сложились два лит. языка, письменность на основе русск. графики.
Этногенез. М. – потомки местных финноязыч. племен, занимавших в 1 тыс. н. э. территорию Волго-Окско-Сурск. междуречья; обширность и лесистость терр. расселения, затруднявшая контакты между племенными группами М., связи с родственными соседними этносами обусловили формирование двух основных народов М., а существование соседних сильных государств, образований – Руси, к которой больше тяготели эрзя, и Волго-Камск. Булгарии, влияющей на мокшу, содействовало закреплению бинарности М. народа; впервые М. под назв. «морденс» (очевидно, так назвали М. ираноязыч. соседние племена) упом. Иордан в 551 г., в X в. в Византии у пом. страна М. – Мор-дия, с XI в. М. упом. в др. русск. источниках; в к. XII – нач. XIII вв. образовалось владение Пургаса (в русск. летописи – «Пургасова волость»), в к-рое вошла знач. часть Мордовск. земли, однако монгольск. нашествие 1236 – 1238 гг. вновь прервало естественное развитие М. этносов; в XIII–XIV вв. на территории М. возникли татарск. феод, владения Мухши (совр. г. Наровчат Пензенск. обл.) и Темников (одноим. гор. в Зап. Мордовии), в XV–XVI вв. бол. часть М. находилась в зависимости от Казанск. хан-ва, после его падения (1552 г.) в составе России; по мере расширения Русск. гос-ва на Восток и колонизации Урала, Сибири М. приняла участие в миграционных процессах как в XVI–XIX вв., так и в советск. период; дисперсность расселения М. как в Мордовии, так и в особенности вне ее обусловили, наряду с другими факторами, ассимиляцию (особенно в 1940 – 1970 гг.) М. русскими; с провозглашением в 1991 г. Респ. Мордовии были предприняты меры по сохранению и развитию языков и культуры М. народа, большую роль в этом играет об-во «Масторава» («Родина», 1990 г.), однако процесс ассимилиции М. продолжается.
Численность в РФ: 1926 г. – 1.313,4 тыс.; 1959 г. – 1.211,1 тыс., в т. ч. Мордовия – 358 тыс. (мокша – 178 тыс., 49,7 %; эрзя – 165 тыс., 46,1 %; мордва – 15 тыс., 4,2 %), 1989 г. – 1072,9 тыс., 2002 г-843,4 тыс. (расселение: см. табл.№ 1 при лож.)
Традиционные занятия – земледелие (полба, ячмень, просо, рожь, бобовые, овощи, лен, конопля), животноводство (свиньи, козы, овцы, кр. рог. скот), рыболовство, охота, бортничество.
Верующие – христиане (православие распространялось среди М. в 16–18 в.), однако хотя М. считается наиболее христианизированным народом Поволжья, до наст, времени сохранились нек-рые остатки язычества, часть к-рых вошла в состав христианск. верования М. народа; в 1991 г. в Саранске наряду с открытием в Мордовии епархий Русск. православной церкви, была зарегистрирована община Мокшэрзянск. лютеранск. церкви.
Лит.: Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989; Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965.

Материал создан: 12.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта