(мюхадар), кор. нас. Рутульск. и Ахтынск. р-нов Дагестана, небольшая их группа живет в Азербайджане.
Антропологически Р. относятся к варианту кавкасионского типа (скул. д. – 143,1 мм, р. бор. – 3,63 бал., дл. тела – 167,1 см) балкано-кавказской расы.
Р.(мухадский) яз. (29,4 тыс. говорящих, 2002 г.) относится к лезгинск. ветви дагестанск. группы кавказск. языков, подразделяется на пять диалектов, на базе мухадск. диалекта создана письменность на основе русск. графики; в 1989 г. Р. яз. родным считали 95,5 % Р. в РФ, в 2002 г. им владело 98,8 % Р. в РФ.
Этногенез. Кор. народ Дагестана, в XVI в. аул Рутул (Мухад) возглавлял союз сельск. общин (Рутульск. магал), население к-рого и составило этнос Р., в 1813 г. вошли в состав России, образовав об-во Рутул-чай.
Численность в РФ: 1926 г. -10,4 тыс., 1959 г. -16,7 тыс., 1989 г. -19,5 тыс. (Дагестан – 15 тыс. чел.), 2002 г.-29,9 тыс. чел. (Дагестан-24,3 тыс. чел.).
Традиционные занятия – скотоводство (овцы и кр. рог. скот) и земледелие (зерновые, гл. обр., пшеница, просо, ячмень).
Верующие – мусульмане (сунниты).
Лит.: Ишилов М. М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967.
(самэласед), устар. – лопари, финск. – лаппиласед, кор. нас. Кольского п-ова, сев. р-нов Финляндии и Скандинавии, подразделяются на норвежек. (30 тыс. по оц. 2000 г.) шведск. (ок. 17 тыс.), финск. (ок. 2 тыс.) и российск. (2,0 тыс. чел.); центр российск. С. – пос. Ловозеро Мурман. обл.
Антропологически С. относятся к своеобразному расовому типу – лапоноидному, сочетающему монголоидные черты (эпикантус у 8,5 % муж., р. бор. – 2,1 бал.) с европеоидными (ск. д. -139 – 140,6 мм, светл. глаза – у 35 % муж., светл. волосы – у 10,5 %), а также малой (157,5 см) длиной тела; в наст, время значит, часть С. имеют европеоидную примесь.
С. яз. (особая ветвь угро-финск. группы языков) подразделяется на множество диалектов, в т. ч. язык российск. С. (787 чел., 2002 г.) делится на бабенск., покангск., кильдинск. и нотозерск.; письменность на основе русск. графики; в 1989 г. С. яз. считали родным 42 % С. в РФ, в 2002 г-31,8 % С. владеет им.
Этногенез. С. – потомки древнего населения Сев. Европы, занимавшего в раннем Средневековье большую, чем в наст, время, территорию; под назв.»фены» упом. Тацитом (I в.) и Птолемеем (II в.), с 1171 г. под наз. лапи (финск.»лаппе» – дальний край) упом. в западноевроп. источн., в 1216 г. – в русск. («лопь»); норвежцы, шведы, финны, карелы, русские постепенно оттесняли предков С. на Север, ассимилируя часть их (у карел нек-рые этнич. особенность сохранили потомки С. – этнич. группа «лаппи»); на Кольск. по-ове с к. XIX в. С. смешиваются с ненцами и коми-ижемцами, а с сер. XX в. – с русскими и др. переселенцами в Мурманск, область.
Численность в РФ: 1926 г. – 1720 чел., 1959 г. – 1760 чел., 1989 г. -1835 чел., 2002 г-1991 чел.
Традиционные занятия – оленеводство (в прошлом кочевое, в наст, время – отгонное), охота на нерпу, пушного зверя, рыболовство.
Верующие – православные христиане в РФ (С. восприняли православие в XVI в.), но и в XIX – нач. XX в. сохранялся культ бога солнца Пейве и духов-покровителей (оленей, растительности и т. д.), весьма авторитетны и могущественны были колдуны С. – нойды.
Лит.: Алексеева Т. И. Саамы Кольского полуострова //Вопросы антропологии. 1987.г № 78; Манюхин И.С. Саамы. Петрозаводск. 2002.
(сагайдар), субэтнич. группа хакасов, нас. Аскизск. и сев. части Таштыпск. р-нов Хакасии; в XX в. подразделялись на сёёки («кости»).
Антропологически С. относятся к уральск. расе с примесью южносибирских черт. (ск. д. – 145,7 мм, р. бор. – 1,59 бал., эпикантус – у 32,7 % муж., дл. тела – 160,9 см).
Говорят С. на сагайск. диалекте хакасского языка.
Этногенез. Собственно С. (сёёки сагай, томь-сагай, юсь-сагай) по преданию потомки группы Тобольск, татар (см.), переселившихся в Минусинск, котловину в к. XVI в., у пом. в русск. источн. с 1620 г..; в 1822 г. российск. администрацией была образована Сагайск. степная дума, объединившая 19 сеоков, из к-рых 11 – шорск. (см. шорцы), 3 (кыргыс, иркит, пюрют) – кыргызск., 2 (сарыг, туран) – древнетюркск. происхождения и 3 сеока собств. сагайские, угорского происхождения; в XIX – нач. XX в. в границах Сагайск. администр. думы сложилась этнич. группа, в 20 – 30 годы, вошедшая в состав хакасов, но сохранившая нек-рые особенности.
Численность: 1897 г. – 19,8 тыс. чел. (из них собств. С. – 3 тыс., бельтиры – 4,9 тыс., койбалы – 1 тыс.), в 1926 г. С. назвали себя лишь 21 чел. (остальные – хакасами), но С. составили в 1926 г. 60 % числ. хакасов, в 1977 г. – 70 % (включая слившихся с ними бельтиров, шорцев Хакасии), в 2002 г. С. назвали себя 9 чел.(проч. – хакасами)
Традиционные занятия, верования – см. хакасы.
Лит.: Потапов Л. П. Этнический состав сагайцев //Сов. этнография. 1947. № 3.
(салзегут), этнич. группа в составе зауральск. башкир (Кунашакск. и Сосновск. р-ны Челябинск, области).
Антропологически С. относятся к варианту (ск. д. – 145,6 мм, эпикантус – у 23 % муж., дл. тела – 163,5 см) южносибирской расы.
Говорят на сальют. говоре (в его лексике 500 монгольск. слов) вост. диалекта башкирск. языка.
Этногенез. С. – прямые потомки монгольск. племени салджиут, обитавшего в XII–XIII вв. в Центр. Азии (совр. Монголия); в состав башкир вошли вместе с киданями (см. катайцы), по соседству с к-рыми и расселились в XVI в.
Численность: 1926 г. – 6,6 тыс. чел.
Традиционные занятия, религия – см. башкиры.
Лит.: Максютова Н. X. Общие корни в лексике башкирского и монгольского языков (на материале сальютского говора башкирского языка) //Проблемы алтаистики и монголоведения. Элиста, 1972.
(тазовск. С. – «селькуп», туруханск. – «шёлькуп», т. е. «таежный человек», тымск. – «чумылькуп» – «земляной человек»), уст. (до 1932 г.) – остяко-самоеды, живут группами по берегам рек: Таз (Ямало-Ненецк. а. о.), Турухан (Красноярск, край) – сев. С. (ок. 62 % числ. С., 2002 г.), Тым, Кеть, Парабель (Томск, обл.) – юж. С.
Антропологически С. относятся к обско-иртышск. варианту уральской расы (ск. д. – 146,6 мм, р. бор. – 2,1 бал., эпикантус – у 25,4 % муж., дл. тела – 158,5 см – сев. С.).
С. яз. (1,6 тыс. говорящих, 2002 г.), самодийская группа Уральск, яз. семьи, подразделяется на 6 диалектов: попытки создать в 1930-е и 1946 – 50 гг. письменность потерпели неудачу из-за больших расхождений между диалектами; в 1989 г. С. родным яз. считали 47,7 % С., в 2002 г. им владело 30,6 % С.
Этногенез. С. – потомки племен кулайск. археологич. культуры (V в. до н. э. – V в. н. э.), с к-рыми связано происхождение всех самодийских народов; в русск. источн. XVI в. С. известны под именем «Пегой Орды» (названы русскими за пестрый наряд С. из шкур пушных животных), «князёк» к-рой Воня, заключив союз с Кучум-ханом, воевал с русскими. Строительство Нарымск. крепости в 1596 г. заставило Воню подчиниться, однако часть С. в нач. XVII в., переселилась на Север, где, смешавшись с кетами (Турухан) и энцами (р. Таз) образовали группу сев. С.; часть С. была ассимилирована тюркск. группами (томск. татары) и русскими.
Численность: 1926 г. – 4,5 тыс., 1959 г. – 3,8 тыс., 1989 г. – 3,6 тыс., 2002 г-4250 чел.
Традиционные занятия – рыболовство, охота (в т. ч. и пушная), у тазовск. С. еще и оленеводство таежного типа (малое число оленей, малый маршрут кочевания), а у томск. – огородничество, животноводство.
Верующие – православные христиане (часть томск. С.), бол-во – анимисты (культ духов: творец мир и дух добра – Ном, дух зла – Кызы, духи-хозяева тайги, рек и т. п.).
Лит.: Пелих Г. И. Происхождение селькупов. Томск, 1972; Соколова 3. П. Селькупы //Вопросы истории. 1973. № 3.
(сыбыр татарлары), обобщенное наименование местных тюркоязычн. групп Западной Сибири – барабинцев (см.), бухарцев (см.), тоболо-иртышск. (см.) и томск. (см.) татар; живут, главным образом, в сельск. р-нах Тюменск., Омск., Новосибирск, и Томск, областей РФ.
Антропологически относятся к различ. вариантам преимущественно уральск. расы, в XVI–XX вв. в знач. степени смешались с выходцами из Сред. Азии (бухарцы), татарами Поволжья, башкирами и русскими, что в определенной мере сказалось на их физич. облике.
Говорят С. т. на диалектах сибирско-татарск. языке (Д. Т. Тумашева) или вост. наречии татарск. (мнение др. лингвистов) языка (кыпчакск. ветвь тюркск. языков).
Этногенез. Этнич. основу С. т. составило местн. угорск. и самодийск. (в различи, пропорциях в разных группах) население, смешавшееся с тюркск. племенами и воспринявшее их язык – в наст, время среди части С. т. интеллигенции существует мнение о самостоятельности С. т. этноса (а не части татарск. этноса): по данным опроса С. т. в Тюменск. обл. в нач. 1990-х годов ассоциацией «Сыбыр» 69 % опрошенных татар считают себя
С. т. и особым народом; указ. ассоциация и организация «Берлек» выступают за представление С. т. статуса особого народа.
Численность: 1926 г. – 90 тыс. чел., оц. 1990 г. – ок. 190 тыс. чел., в 2002 г. назвались С.т. 9, 6 тыс. чел. в т. ч. в Тюменской обл.-7,89 тыс. чел.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. конкретные группы С. т.
Лит.: Валеев Ф. Т., Томилов Н. А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996; Исхакова С. М. Создание письменности для сибирских татар – путь к решению языковой проблемы //Россия и Восток: традиц. культура, этнокультурные и этносоциальные процессы. Омск, 1997.
прожив, в Окинском районе (аймаке) Респ. Бурятии, подразд. на иркит, хаасут, олхот.
Антропологически С. относятся к центральноазиатскогому типу монголоидов (соматически не изучены).
Язык: 97 % С. говорят на зап. диалекте бурятского языка (2002 г.).
Этногенез. Потомки группы тувинцев сеока, гл. обр. иркит (самоназв-каса, монг. – хаасут– упоминавшиеся в русск. источн.
XVII в. «кайсоты» в верх.р. Оки); в нач. XVIII в. по соседству с С. обосновались буряты, а с к. XIX в. они уже численно превосходили С.; экономичнские и культурные, а также брачно-семейные связи между двумя этносами обусловили переход С. на бурятск. язык, получив от бурят этноним С. (бурятск. найм, тувинцев). В XX в. стали считаться этнич. группой в составе бурятов, однако сумели сохранить этнич. самосознание. В 1920-гг. они провозгласили Сойотск. сомонный («волостной») совет с центром в пос. Сорок, однако намерение С. создать автономию исполнилось лишь в к. XX в. (когда С. были признаны самостоятельным малочисленным народом РФ со своей этнич. терр. с центром в пос. Сорок), в поселке в 1992 г. образован центр культуры С.
Численность в РФ:2002 г.-2,77 тыс. чел.
Традиционные занятия – охота и т. н. «таежное» оленеводство (развитие небольшого числа оленей в качестве транспортных животных), после 1963 г. традиц. хозяйство перестало преобладать и в наст, время С. мало чем отличаются от бурятов в хозяйстве и в быту.
Верущие-шаманисты (в отличие от бурятов-буддистов).
Лит.: Сойоты//Лица России. Росбалт. 2005
Материал создан: 12.07.2015