Я русский

что значит быть русским человеком

Коренные народы России на букву Т

Табасаранцы, Табынцы, Тазы, Таминцы, Татары, Татары-мишари, Теленгиты, Телеуты, Темиргоевцы, Тептяри, Тиндалы, Тоболо-иртышские татары, Тоджинцы, Томские татары, Торгуты, Тофалары (тофы), Тубалары и Тувинцы

ТАБАСАРАНЦЫ, ТАБАСАРАНЫ

(табасаран), кор. нас. Юго-Вост. Дагестана (Табасаранск., Хивск., часть Дербентск. р-ны), живут также в др. р-нах РФ.
Антропологически Т. относятся к каспийскому типу (ск. д. – 142,6 мм, р. бор. – 3,5 бал., дл. тела – 168 см) индо-афганск. расы юж. европеоидов.
Т. яз. (128,4 тыс. говорящих, 2002 г.) лезгинск. ветви дагестанск. яз. группы, делится на юж. (лег в основу лит. языка) и сев. диалекты, в 1932 г. была создана письменность вначале на основе латинск. графики, затем – русской (с 1938 г.); в 1989 г. Т. яз. родным считали 96 % Т. в РФ, в 2002 г. – 97,4 %. Т.владели им.
Этногенез. Предки Т. у пом. в армянск. источн. V–VII вв. под найм.»Таваспар» (страна – Таваспаран), в VII в. – в арабск. у пом. страна Табасаран. До нач. XIX в. Табасаран делился на два владения – казият в сев. части, майсумство – в юж., что обусловило деление Т. яз. на два диалекта; в 1990-е годы возрос интерес Т. к своей истории, культуре, что стимулировало создание в 1991 г. историко-культурного об-ва «Табасаран».
Численность в РФ: 1926 г. – 32 тыс., 1989 г. – 93,6 тыс. чел. (в т. ч. Дагестан – 78,2 тыс.), 2002 г-132 тыс. (в т. ч. Дагестан-110,2 тыс. чел.).
Традиционные занятия – земледелие (зерновые, бобовые, овощи, фрукты), животноводство (в горах – овцы, на равнине – кр. рог. скот), ремесло, особенно ковроткачество в ряде аулов (Хучни, Ерси, Аркит).
Верующие – мусульмане (сунниты, с VIII в.).
Лит.: Рамазанов X. X., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Юж. Дагестана. Махачкала, 1964.

Табынцы,

этнич. группы в составе башкир и казахов; согласно генеалогическ. преданиям башкир (шеджере) и казахов (шежре) происхождение Т. связано со средневековыми племенами Семиречья, основу к-рых составляли дулаты (дулу и нушиби в VII в., дуглат в XIV–XV вв.), одинаковое начертание тамг у Т. и казахских дулатов подтверждает данные преданий об этнич. основе совр. Т. (прежде всего кара-Т. у башкир и бозым-Т. у казахов); в монгольск. период Т. (XIII–XV вв.) очевидно, находились под покровительством одного из монгольск. племен (возможно, барынов), откуда и происходит найм. Т. (от монг. табун – «пять», очевидно, число входивших в союз-патронаж племен, по версии Р. Кузеева, этноним восходит к древнетюркск. тапин – «служить», что также не противоречит версии о покровительстве Т. со стороны монголов), упом. в письм. источниках с XVI в.
Лит.: см. башкиры, казахи.

ТАБЫН-БАШКИРЫ

населяют территорию Центр, (от г. Стерлитамак до Уфы – зап. Т.) и Вост. (главным образом, Учалинск. р-н – вост. Т.) Башкортостана, живут также в Аргаяшск. р-не Челябинск, и Сафукулевск. р-не Курганск. областей. Башкиры-Т. в XIX – нач. XX вв. делились на подразделения, найм, к-рых обозначались волости их расселения: зап.-Т. – кесе, кальсер, юмран (угорск. происхождения), бадрак (др. – тюркск.), кумрук, дуван (монгольск.).; вост.-Т. – кара-Т., кубаляк, кувакан, телеу (дулатск.), барын (монгольск. присхождения).
Антропологически зап. Т. (51,3 % числ. Т. в 1926 г.) относятся к варианту уральск. расы (ск. д. – 143,6 мм, р. бор. – 2,04 бал., эпикантус – у 5,9 % муж., дл. тела – 166 см) с примесью южносибирской, а вост. Т. – к варианту южносибирской (ск. д. – 149,9 мм, р. бор. – 2,12 бал., эпикантус – у 19,9 % муж., дл. тела – 163,7 см) с примесью уральской.
Говорят Т.-башкиры на аргаяшск., кизилск. и миасск. говорах вост. диалекта башкирск. языка.
Этногенез: При общем этнич. ядре (дулаты VII в.) у зап. Т. заметно влияник угорск. субстрата, а у вост. Т.-тюркского, что отразилось в физич. облике двух групп Т.
Численность:по оц. 1926 г. – 62,6 тыс. чел. (8,8 % числ. башкир).
Традиционные занятия, религия, лит. – см. башкиры.

ТАБЫН-КАЗАХИ

(Мл. жуз) проживают двумя группами – сев. Т. по берегам Илека и его притоков в Уральск, и Актюбинск, областях Казахстана и в юж. р-нах Оренбургск. области РФ, юж. Т. – на Сыр-Дарье, в р-не гор. Джалагаш Кзылординск. области Казахстана; по традиции входили в состав одного из поколений Мл. жуза – жетыру (семиродцы).
Антропологически Т.-казахи – представители южносибирской расы (ск. д. – 146,5 мм, р. бор. – 2,0 бал., эпикантус – у 19 % муж., дл. тела – 165,6 см).
Говорят Т.-казахи на зап. и юж. говорах казахск. языка.
Этногенез. Наим, подразделений казахск. Т. (бозым, шо-мышты и джаман-керей), начертание тамг и др. признаки позволили установить этнич. основу – дулаты (из продразд. ботпай и чмыр), др. компоненты, возможно, – из канглы и кереев.
Численность: по данным 1898 – 1910 гг. – ок. 103 тыс. чел., в т. ч. Актюбинск. (36,7 тыс.) и Уральск. (26,9 тыс.) уезды – 63,6 тыс. (сев. Т. – 61,7 %), Перовск. и др. уезды – 39,4 тыс. (Юж. Т.)
Традиционные занятия, религия – см. казахи.

ТАЗЫ (вэй сань таза),

прожив, гл. обр. в Ольгинском. р-не Приморск, края.
Антропологически не обследованы, расовый тип этнич. ком-понентов в этногенезе Т.(китайцев, маньчжур, удэгейцев, нанайцев) – монголоидный, но в XX в. Т. в значит, степени смешались с русскими (межэтнич. браки в 1975 г. составили 60 %, в 1995 г.-65 %, в т. ч. 54 % браков с русскими), что повлияло на физич. облик Т.
Язык-местн. говор (искаженный с примесью удэгейск. и нанайск. слов) северо-вост. диалекта китайского языка, уже в 1960 гг. все Т. были двуязычны, а к XXI в. русск. яз. вытеснил китайский (его в 2002 г. знали лишь 5 чел.)
Этногенез. Т. – потомки от смешанных браков китайск. и маньжурск. мигрантов с удэгейками, нанайками, частично с кореянками (потуйзы), впервые термин Т. у пом. в 1861 г.; числ. Т. быстро росла (в 1879 г. Т. насчитывалось 563 чел., потуйзы-487 чел., в юж. р-нах Уссуриск. края); до нач. XX в. этнич. ориентация Т. была прокитайская, что объяснялось увеличением численности выходцев из Китая в Приморском крае, но в нач. XX в. в русск. власти, опасаясь т. н. «желтой» опасности выслали бол часть китайцев и резко ограничили их иммиграцию; для Т. возникли условия, создания особого этноса, которые еще более возросли с 1938 г., когда после выселения корейцев с Дальнего Востока, их сел. Михайловка оказалось безлюдным и туда стали переселять Т. со всех р-нов Уссурийск, края; к сер. ХХ в. сложился небольшой этнос, самоназв. к-рого стал термин Т. (от кит. назв. аборигенных народов «тадцзы»-»инородцы»); в 1951 г. в село переселилось 13 семей нанайцев, позже-отд. семьи русских, украинцев и белорусов: в 1960 г. в селе было 40 домов, в т. ч. 30 принадлежали Т.: в 1970-е гг. в с. Михайловка жили 84 % Т., остальные– в 2 селах того же Ольгинского р-на и в 2 сел. Лазовск. р-на; в к. ХХ в. молодежь стала выезжать в города (в 2002 г. горожане составили 34 % Т.), к этому времени Т. стали русскояз. этносом, в антропонимике китайск. остались лишь фамилии (Фуенцун, Лан, Куйфо, Чун и т. д. – всего 30 фамилий), имена и отчества– русские, в нач. ХХ1 в. наметился рост этнич. самосознания.
Численность: 1959 г-154 чел., 1970 г-167 чел., 1989 г-203 чел. (учтены в составе удэгейцев и нанайцев), 2002-276 чел.
Традиционные занятия: – охота (в т. ч. промысловая на пушного зверя), рыболовство, собирательство (гл. обр. жэньшеня), с 1914 г. наметился переход к земледелию и животноводству; в наст, время земледелие является основным занятием (осн. культуры-бобовые, кукуруза, гаолян, мак, с 1950-гг. – картофель), в животноводстве преобладает разведение свиней; распространено птицеводство (куры), интересно, что бытуют китайск. названия сельскохозяйственных культур.
Верущие'.буддтсты (в похозяйств. переписи Т. Сучанск. волости в 1915 г. в графе «вероисповедание» отмечено «буддисты») и шаманисты (по данным Ю.А. Сема в XIX в. существовал особый шаманск. костюм, были шаманск. обряды).
Лит.: Сем Ю.А., Сем Л.И. Тазы: этническая история, хозяйство и материальная культура//Труды ин-та истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН; т.10, Владивосток. 2001.

ТАМИНЦЫ

, этнич. группы в составе башкир и казахов; по мнению многих исследователей, этноним Т. восходит к монг. племени тумат, обитавшего, по сведению Рашид ад-Дина (Иран, XIV в.) в верх. Енисея (совр. Тува, кстати, в составе тувинцев есть группа тумат), по преданию самих Т. (башкир) их прародина – Алтай (у алтайцев тоже есть сеок тумат); часть туматов в период Тюркск. каганата (VI–VII вв.) мигрировало с Алтая в Семиречье, где их упом. китайск. источники («та-ма»); вместе с огузами эта группа Т. переместилась в Приаралье, где Т. примкнули к бурзянам и усерганам (древние башкиры) и в их составе кочевали на территории Юж. Урала (X–XII вв), возможно, после монгольск. нашествия (ок. 1220 г.) Т. разделились: часть их обосновалась за р. Белой (совр. Башкирия), другая – в бас. р. Урал (Казахстан), причем еще в домонгольск. период Т. смешались (судя по начертанию тамг) с канглы и кыпчаками.

Т.-БАШКИРЫ

(тамьян) проживают небольшими группами в верх. р. Сакмары и в низ. Нугуша (Баймакск., Зилаирск., Хайбуллинск. р-ны – Тамьян-Катайск. кантон в 1919 – 1921 гг., а также в Мелеузск. р-не Башкортостана).
Антропологически они относятся к варианту (ск. д. -143,7 мм, р. бор. – 2,3 бал., эпикантус – у 22 % муж., дл. тела – 165 см) южносибирской расы.
Говорят Т.-башкиры на ик-сакмарск. говоре юж. диалекта башкир, языка.
Численность: по оц. 1926 г. – 12 тыс. чел. (16 % числ. башкир).
Традиционные занятия, религия, лит. – см. башкиры.

Т.-КАЗАХИ

(тама) проживают в бас. р. Урал и его притоков (Уральск, и Актюбинск, обл. Казахстана, юж. р-ны Оренбургской области РФ), отдельные группы встречаются в верх. Сыр-Дарьи и р. Чу (Казахстан), в XIX в. входили в состав жетыру (казахи Мл. Жуза) и подразделялись на 8 родов.
Антропологически – представители южносибирской расы (ск. д. -147 мм, р. бор. – 2,12 бал., эпикантус – у 15 % муж., дл. тела -166,5 см).
Говорят, главным образом, на зап. говорах казахского языка.
Числ. по данным 1898 – 1910 гг. ок. 53 тыс. чел., в т. ч. в Актюбинск. (30,6 тыс.) и Уральск. (12,8 тыс.) уездах -43,4 тыс. чел.; в РФ по оц. 1926 г. – 7,9 тыс. (37 % казахов Оренбург, обл.)
Традиционные занятия, религия, лит. – см. казахи.

ТАТАРЫ

, найм, разных (исторически и этнически) народов.
1. »Исторические» Татары. – группа монголоязычных племен, обитавших в VIII в. в р-не озер Буир-Нур и Далай-Нур (совр. Монголия) по соседству с древними («орхонскими») тюрками, от которых и получили свой этноним («тат» – чужой, «ар» – мужчина; упом. впервые в 731 г.), указывающий на нетюркск. язык древних Т.; в VIII в., очевидно, были две группы («отуз-татар», «токуз-татар» – «30 татар», «9 татар» по к-ву племен) древ. Т.; в 901 г. они подверглись нападению монголоязыч. киданей: часть бежала к кимакам (в их составе мусульм. источн. упоминают племя татар), к нему, очевидно, восходит происхождение нек-рых племен кыпчаков (токсоба, напр.), часть подчинилась киданям и нек-рые племена Т. (тэрэт, унгират, цаган) были включены в состав завоевателей, др. племена (алги, алухат, дутаут, онгут…) сохранили, самостоятельность в качестве данников киданей; в 1078 г. Т. упоминаются в «Диван Лугате ат-тюрк» М. Кашгари в качестве племен, говорящих на тюркск. яз., но имеющих особое наречие; в XII в. осн. часть Т. была соседями собств. монголов: Чингисхан до 1206 г. носил имя одного из Т. вождей – Тэмуджин (Темучин), что свидетельствует еще раз о монголоязычности; Т. Начавшаяся в 1198 г. монголо-татарск. война закончилась в 1204 г. поголовным истреблением Т. мужчин, однако этноним Т. продолжал бытовать среди тюркск. народов того времени для обозначения собств. монголов, а также всех покоренных монголами племен – в таком качестве он «через посредничество», напр., половцев, был воспринят на Руси (1223 г.), в Зап. Европе, Византии, в странах ислама (известен и термин монголы – «мунгалы» Рубрука, сер. XIII в., монголы Рашид-ад-Дина, XIV в. и т. д.); в русск. и европейск. источн. Т. стали называть население Золотой Орды, а после ее распада (XV–XVI вв.) – население ее «наследников» в Вост. Европе – Казанск., Астраханск., Крымск. ханств, Т. же назывались многие тюркоязыч. народы вплоть до нач. XX в. – азербайджанцы, балкарцы, хакасы, шорцы. Термин «Т» пережил своего этнофора и меняя понятийную нагрузку от экзоэтнонима VIII–XIII вв. до военно-феодального сословия и от экзоэтнонима в XVIII–XIX вв. к этнониму совр. Т.; его исконная семантика (древнетюркск. – чужие мужи, люди) прочно забыта, как и смысл однотипного с ним термина «тат» (см. таты)
Лит.: Кычанов Е. И. Монголы в VI-1 пол. ХП в П Дальний Восток и соседние территории в средние века. Новосибирск, 1980; Халиков А. X. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.

2. Современные Татары.

– второй по численности коренной народ РФ, широко расселены по всей территории России, но все же бол-во (81,7 % в 2002 г.) их проживает в Волго-Уральск. регионе, составляя 52,9 % нас. Татарстана и 24,1 % – Башкортостана; значит, группы Т. – выходцев из России проживают во многих странах, в т. ч. в Узбекистане (ок.260 тыс.), Казахстане (249 тыс. в 1999 г.), в др. странах Азии (особенно в Турции), Америки и Европы.
Этнич. основа российск. Т. – казанские (казан татарлары, ок. 70 % числ. Т. в СССР, 1926 г.), кор. нас. Татарстана; подразделяются на множество локальных групп – арские и заказанские в Татарстане, мензелинские в Татарстане и Башкирии, глазовские (чепецкие) в Удмуртии, нукратские в Кировск., гайнинск. и кунгурск. в Пермск., каргалинск. (сеитовск.) в Оренбургск. областях и т. д.; в состав казанск. Т. входят этносоциальная в прошлом группа тептярей, этноконфессиональная группа кряшен (см.).
Антропологически казан. Т. неоднородны: по данным Т. А. Трофимовой, к европеоидной расе относятся св. 57,6 % казан. Т. в Татарстане (в т. ч. к темнопигментированному понтийскому типу юж. европеоидов – св. 38,2 %, к более светлому его варианту -19,4 %), к субуральскому типу уральской расы – 23 %, к варианту южносибирской расы – 10,4 %; в целом, для казанск. Т. характерны среднеширокие (ск. д. – 141,5 мм) лица, сред, рост. бороды (2,46 бал.), темный цвет волос, но относительно часты (у 15 % муж.) светлые глаза, легкая примесь монголоидных черт (эпикантус – у 3 % муж.), сред, длина тела (164,5 см).
Говорят казан. Т. на среднем (казанск.) диалекте татарск. языка (кыпчакск. ветвь тюркск. языков), подразделяющемся на 17 говоров, на основе важнейших из них (нагорный, заказанский, мензелинский) сложился совр. лит. язык и создана в 1927 г взамен арабск. графики поволжского «тюрки» (старотатарск. язык) новая письменность на латинск. графич. основе, переведенной в 1939 г. на русск.; в 1989 г. Т. яз. (в т. ч. казанск., зап. диалекты и сибирско-татарск. яз.) считали родным 85,6 % Т. в РФ, в 2002 г. им владело 80,8 % Т. в РФ и 31,3 % башкир.
Этногенез. По проблеме происхождения Т. народа существует три теории: 1) булгаро-татарск. (Халиков А.Х., Закиев М.З. и мн. другие), 2)татаро-монгольск. (Ахметзянов М.Н., Фахрутдинов Р.Г. и др.), 3)тюрко-татарск. (Мухамедьяров Ш.Ф., Исхаков Д.М. и мн.
другие, гл. обр., современные исследователи); первая базируется на положении, что осн. этнич. компонентами в этногене совр. Т. были булгары и золотоордынцы (гл. обр., кыпчаки), т. е. «татары» Зол. орды; вторая отводит первую роль золотордынцам; третья-расширяет временные и этнографич. границы этнич. предков Т. от Тюркск. каганата до образования Зол. Орды и от Поволжья и Дона до рек Селенги и Орхона (Монголия). Представляется, что первая теория более объективна с науч. точки зрения и учитывает все источники (в т. ч. антропологические) исследования, вторая и особенно третья, как кажется, преследует цель подчеркнуть единство происхождения всех субэтнич. групп Т. народа, а также-всех или почти всех тюркск. народов.
Этноним совр. Т. восходит к наименованию (в т. ч. самоназванию) господствующей в Зол. Орде, а затем в Крымск. и Казанск. ханствах военно-феодальной элиты, подразделявшейся на «знатные» со времен Тохтамыш-хана роды («кланы») ширин, барын, аргын, кыпчак. Этнич. самоназванием простолюдинов в то время были либо по конфессиальному признаку– «мосельман» (в русск. источ. – бесермен, басурман) у земледельцев, оседлого населения, либо по родоплеменным наименованием (мангыт, конрат, салжиут и т. п.), либо нарицательным– «ногаи» (т. е. степняк, см. ногайцы).
Казанск. Т. сложились на территории совр. Татарстана в X–XVI вв. на базе неск. этнич. компонентов: 1) мест, племена, относящиеся к различ. вариантам субуральского расового типа и говорившие на языках угро-финск. группы (т. е. население, близкое совр. соседним с казанск. Т. народами – марийцам, удмуртам…); 2) пришлые тюркоязыч. группы, оседавшие на Средн. Волге с гуннского времени (5–8 вв.); из них наиболее ранние были тюрки-эсегел, кот-рых застали на Волге пришедшие сюда в VII в. первые группы булгар; наибольшую роль в становлении казанско-Т. этноса сыграли племена булгар: кочевавшие в Сев. Причерноморье кутригуры и утигуры (упом. с 406 г.), сарагуры (упом. с 468 г.) и оногуры (упом. с 480 г.) создали между Доном и Кубанью раннегосударственное образование Вел. Булгария (изв. с 632 г.), однако (ок. 655 г.) оно было разгромлено хазарами; часть булгар подчинилась хазарам, часть – ушла в низ. Дуная, часть обосновалась в Волго-Камск. междуречье (юж. р-ны совр. Татарстана), где создали новое государств, образование, вскоре попавшее в зависимость от Хазарск. каганата; в VIII в. тюркск. нас. Волго-Камск. Булгарии пополнилось новыми группами из Сев. Кавказа – разгромленные (721, 732 и особенно в 735 гг.) арабам в Дагестане барсилы и савиры или сувары (вассалы Хазарск. каганата), бежали на Волгу; в X в. арабск. источники (Ибн-Фадлан и др.) в составе булгар называют кроме собств. булгар (их города Булгар, Биляр), суваров (гор. Сувар), эсегелов (гор. Ошел) и берсула (берсилов); с разгромом Хазарск. каганата русск. князем Святославом (965 г.) Волго-Камск. Булгария становится полностью суверенной страной, с ее развитием завершается этнич. процесс формирования булгарск. народности; в 1236 – 1237 гг. Булгария подверглась монгольск. нашествию, в ордынск. период Булгария распалась на отд. владения (из них крупные – Булгарск. и Джукетавск. или Жукотинск.), платившие Орде дань и поставлявшие хану воинов; важным компонентом в этногенезе казанск. Т. стали половцы или кыпчаки (в казанск. источн. – ногайцы, т. е. кочевники, выходцы из юж. степей); кыпчакские племена в монгольский период составляли основу кочевого населения Зол. Орды, отд. их группы обосновались на территории совр. Татарстана еще в домонгольск. период (в 1229 г., напр., в Булгар бежало нас. города и области Саксин из низ. Волги, спасаясь от монголов), однако основная их часть прибыла в Булгарию вместе с Улу-Мухаммед-ханом, основателем Казанск. х-ва (1438 г.) в качестве его воинов и свиты (нек-рая часть кыпчаков обосновалась в р-не г. Арска в качестве воинов, т. н.»арских князей», у пом. в 1489 г., ведущих свою родословную от Кара-бека, потомка Бачмана, вождя кыпчаков-эльбурли), в 1508 г. русск. источн. зафиксировали в Казанск. х-ве кыпчаков, аргынов, мангытов…; вновь прибывшие группы отличались от местных более монголоидным обликом (ср. средневековые булгары и половцы Поволжья: ск. д. первых – 137,3 мм, вторых – 142,7 мм), их прямыми потомками являются казанск. Т. – представители южносибирск. расы, а в заказанск. говоре казанско-Т. диалекта зафиксировано влияние кыпчакск. языка того времени. Хронологически процесс становления этноса казан. Т. можно разделить на три осн. периода: 1) булгарск. (X–XIII вв.: формирование булгарск. народности в рамках гос-ва Волго-Камск. Булгарии), 2) ордынск. (прим. 1237 – 1437 гг.) – разгром Булгарии, последующие набеги ордынцев (Булат-Темир в 1361 г., Тохтамыш в 1382 и 1391 гг., Едигей в 1405 и 1407 гг.) и русских, в т. ч. новгородск. ушкуйников (1366 г., 1376 г., 1400 г., 1431 г.) обусловили гибель (погибло более 100 сел и городов) и бегство, особенно в XIV в., булгар на Вятку (нукратск. Т.), Чепцу (бесермяне, глазовск. Т.), на Русь, в Орду – все это негативно сказалось на этнич. развитии булгар, 3) третий период – казанский – характеризуется включением в состав мест, населения Булгарии новых групп, пришедших с юж. степей («кыпчакск. – ногайск» или ордынск., «татарск.» компонент), характерно, что поел. упом. в русск. источниках булгар датируется 1431 г., первое упом. казан. Т. – 1468 г. («казанцы», затем «казан. Т.») – это свидетельствует: найм, населения Булгарии, а затем Казанск. х-ва «татарами» утверждается в русск. источниках в к. XV в.; с XVI в. этнич. история казан. Т. характеризуется помимо всего прочего наличием широких миграционных процессов (особенно после падения Казанск. х-ва в 1552 – 1557 гг.), смешением с новыми этнич. компонентами – марийцами, чувашами, башкирами, сибирск. тюркояз. группами (сибирск. Т.) и, конечно, с русскими (в т. ч. многие феодалы влились в состав русск. дворянства, «служилые» – в составе казачества и т. н. «однодворцев», нек-рые русск. группы вошли в состав Т. через брачно-семейные связи); в XIX–XX вв. процесс консолидации казан. Т. и «вбирания» ими в свой состав др. тюркоязыч. групп (мишарей, касимовск., части сибирск. и астраханск. Т., а также башкир, тептярей) усилился и в основном завершился (многие, особенно молодежь подчас не знают к какому субэтносу Т. принадлежат).
Численность в СССР (все группы): 1926 г. – 3,132 тыс. чел., в т. ч. казанск. – 2561 тыс. (81,8 %); 1959 г. – 4918 тыс.; в РФ: 1959 г. -4,075 тыс., 1979 г. – 5011 тыс., 1989 г. – 5,522 тыс., 2002 г.-5554,6 тыс. чел. (в т. ч. просто «татары»-5517,0 тыс. чел., сибирск. и др.-37,6 тыс. чел.), в т. ч. Татарстан-2 млн. чел.
Традиционные занятия – земледелие (зерновые, бобовые, овощи, в т. ч. с XIX в. – картофель), традиция земледелия обусловила возникновение календарного праздника казан. Т. – сабантуя («праздник плуга»); традиция кочевого скотоводства, бывшая в прошлом у части предков казан. Т., способствует развитию совр. животноводства (главным образом, кр. рог. скот, овцы), в XIX в. популярным стало птицеводство (куры, гуси); из ремесел наиболее развиты обработка кожи, сапожное дело (широко были известны еще во времена Булгарии «булгарск.» юфть, позже «казанск. сафьян», сапоги).
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам стал гос. религией Волго-Камск. Булгарии в 922 г., среди «татар» Зол. Орды он утвердился в XIV в.; ок. 4 % числ. казан. Т. – православные христиане (см. – кряшены).
Лит.: Татары. Под. ред. Уразмановой Р.К., Чешко С.В. М. «Наука», 2001; Герасимова М. М., Рудь Н. М., ЯблонскийЛ. Т. Антропология античного и средневекового населения Вост. Европы. М., 1987; Исхаков Д. М. О роли ногайского компонента в этногенезе татар //Из истории Золотой Орды. Казань, 1993; Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. Казань, 1988; Мухамедова Р. Г. Чепецкие татары //Новое в этнографич. исследованиях татарского народа. Казань, 1979; Пермские татары: Сб. ст. Казань, 1983; Трофимова Т.А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии//Труды Инст. этнографии. М., 1949, т.7.

ТАТАРЫ-МИШАРИ

(татарлар), устар. русск. – мещеряки, каз. татары их наз. «мишэрлар»; этнич. группа в составе татар, составляют основу татарск. нас. Пензенск. и Нижегородск. обл., Мордовии, а также значит, часть татар в Башкортостане, Татарстане (Чистопольск. р-н), Чувашии, Саратовск. и др. обл. РФ, в Москве и Санкт-Петербурге.
Антропологически бол-во (ок. 80 %) мишарей относятся к варианту понтийск. типа балкано-кавказск. расы юж. европеоидов, ок. 11 % – к варианту южносибирск. расы, ок. 9 % – к субуральск. типу уральской расы; для мишарей Пензенск. обл. характерно: сравн. узкое (ск. д. – 140,1мм) лицо, рост бороды ниже среднего (2,44 бал.), сравн. часты светл. оттенки глаз (у 17 % муж.), эпикантус редок (у 1,8 % муж.), сред, рост (165 см).
Язык – зап. диалект татарск. яз., подразд. на т. н. «цокающих» (мишари Нижегородск. обл. и Чувашии, а также выходцы из этих мест) и «чокающих» (Пензенск., Саратовск., Ульяновск, обл., Мордовия и выходцы из этих мест) 10 говоров; лит. язык – татарск. или русск.
Этногенез. О происхождении Т.-мишарей существует два осн. мнения: лингвиста Л.Т. Махмутовой о половецк. происхождении их диалекта, археолога А.Х. Халикова о буртасско-булгарск. основе их культуры (буртасы обитали в X–XII вв. на терр. Пензенск. обл., но об этногенезе самих буртасов нет единого мнения); данные антропологии, истории и лингвистики дают основание полагать, что преобладающая часть Т.-м. европеоидного облика – потомки буртасов, отчасти мордвы (того же расового облика), соответственно мишари южносибирской расы – прямые потомки половцев, имевших ту же расовую основу, а мишари, чьи черты напоминают лица уральск. расы – потомки части марийцев и мещеры, к этногенезу последних (мещеры) восходит татарск. название группы (мишэр) и русское «мещеряки» (гипотеза о связи «мишар» с венгерск. «мадьяр» основано лишь на созвучии); о бегстве половцев (кыпчаков), спасавшихся от монголов, в леса (Поволжья, Башкирии) сообщает арабск. историк Ибн ал-Асир (XIII в.), в русск. источн. указывается на создание на рубеже XIII–XIV вв. «татарск.» владения на р. Мокше с центром в Мухши (русск. – Наручадь, совр. г. Наровчат, Пензенск. обл.), где из смешения пришлых групп (гл. обр., кыпчаков) с местн. нас., возможно буртасами, сложилась этнич. группа пензенск. мишарей (в 1483 г. у пом. «мачаряны»); в 1361 – 1392 гг. на р. Сергач (совр. Нижегородск. обл.) сложилось владение выходца из Зол. Орды Секиз-бея, где также на основе смешения местн. населения (мордвы) с золотоордынцами (гл. обр., кыпчаки) сложилась этнич. группа сергачск. (нижегородск.) мишарей; т. о., на основе смешения местн., гл. обр., угро-финск. племен с пришлыми тюркск., гл. обр., кыпчаками и кыпчакидированными золотоордынцами сложились группы, позже названные татарами мишарями, а русскими – мещеряками. Наряду с касимовск. татарами мишари были т. н. «служилыми татарами» Московск. гос-ва, принимали участие в походах русск. войск (в частности, во взятии Казани в 1552 г. принимали участие «татары» Камай-мурзы и Еникей мурзы) и селились в стратегически важных для Руси р-нах: по линии Алатырь-Арзамас и далее за Урал – в Башкирии, под Оренбургом, в Самарск. и Саратовск. областях; многие Т.-м. поселились в городах, в т. ч. Москве и Санкт-Петербурге.
Численность: по оценке (Д.М. Исхаков) на 1897 г. в Российск. империи насчитывалось 623 тыс. мишарей (ок. 27 % числ. татар в России), в 1926 г. назвали себя мишарями 242,6 тыс. (ок. 8 % татарск. нас. России), в т. ч. 109,6 тыс. чел. в Башкирии (18,4 % татарск. нас. республики), 100,6 тыс. в Пензенск. губ. (вкл. Мордовию), 26,5 тыс. в Челябинск, обл.; в поел, переписях числ. мишарей не учитывалась отдельно, поэтому учитывая, что татары опред. р-нов – мишари или, говорящие на зап. диалекте татарск. языка татары (хотя в 2002 г. назвали себя М. татар 518 чел.) в Пензенск., Нижегородец обл, Мордовии и Чувашии (220,1 тыс. татар) гл. обр.: М.
Традиционные занятия – земледелие (зерновые, овощи, бобовые), скотоводство (овцы, кр. рог. скот, лошади).
Верующие – мусульмане (сунниты).
Лит.: Мухамедова М.Г. Татары-мишари. М., 1972; Орлов Л.М. Мещера, мещеряки, мишари. Казань, 1992; Халиков А.Х. Венгры, булгары и буртасы в Сред. Поволжье и Приуралье//Урало-алтаистика: археология, этнография, язык. Новосибирск, 1985; Хафизов М.З.Нижегородские татары. Ниж. Новгород, 1998; Орлов Л.М. Нижегородские татары. Ниж. Новгород, 2001, также см. «Татары». М.2001 г.

ТЕЛЕНГИТЫ

, теленгеты (теленгеттер), этнич. группа алтайцев Улаганск. и Кош-Агачск. аймаков Респ. Алтай. С 2000 г. часть Т. считается самостоят. этносом.
Антропологически относятся к варианту (знач. примесь центрально-азиатск. типа монголоидов) южносибирск. расы (ск. д. – 148,9 мм, р. бор. -1,39 бал., эпикантус – у 60 % муж., дл. тела -162 см), более монголоидны, чем остальные алтайцы.
97,7 % Т. говорят на теленгетск. говоре алт. яз.
Этногенез. Т. подразделяются на группы («сеоки»), названия к-рых, за немногим исключением, соответствуют сеокам алтайцев (в т. ч. кыпчак – 9,4 % числ. Т. и 9,2 % числ. алтайцев, телес – 9,6 и 7,3, кёбёк – 22 и 3 соответственно и т. д., данные 1897 г.), т. о., Т. – часть алтайцев, в условиях высокогорья (изолированности) сохранившая прежний этноним (см. алтайцы).
Численность: 1897 г. – 5,2 тыс. чел. в Чуйск. 1-ой (1,6 тыс.: сеоки алмат – 33 %, телес – 28 %, оргончи – 15,6 %, титас – 15,5 % и т. д.) и Чуйск. 2-ой (3,2 тыс.: кёбек – 31 %, сатал – 28 %, кыпчак – 12 % и т. д.) волостях; 1926 г. – 3,4 тыс. чел. в Улаганск. аймаке (быв. 2-ая Чуйск. вол.), Т. Кош-Агачск. аймака (быв. 1-ая Чуйск. вол., 3 тыс. чел.) назвали себя алтайцами; в поел, переписях Т. включались в состав алтайцев, 2002 г. назвались Т. 2, 4 тыс. чел.(проч. – алтайцами).
Традиционные занятия – кочевое скотоводство (гл. обр., овцы теленг. породы, лошади алтайск. породы).
Берущие: – последователи шаманизма.
Лит.: см. алтайцы.

ТЕЛЕУТЫ

(теленгеттер), этнос, проживают, гл. обр., в Беловск. р-не Кемеровск. области.
Антропологически относятся к варианту (ск. д. – 144,4 мм, р. бор. – 1,51 бал., эпикантус – у 49,1 % муж., дл. тела – 168 см) южносибирской расы.
Телеутск. язык относится к кыпчакск. ветви тюркск. языков, близок к алтайскому, лит. язык – алтайск. или русск., по данным спец. исследований, в 1989 г. родным яз. Т. считали 71 % Т., по пер. 2002 г. на т. яз. говорили 1892 чел. (71,4 % числ. Т.).
Этногенез. Т. подразделяются на группы («сеоки»), согласно данных о «сеоках» Т. сложились на основе двух этнич. компонентов: тюркск. (мундус – ок. 12 % числ. Т., телес – ок. 9 %, тодош – 8,7 %, др. – очу, тертас, аба, бурут – всего 41,8 %) и монгольск. (меркит – 11,7 %, чорос – 10 %, найман – 7,5 %, др. – тумат, тонгул – всего 40,2 %) компонентов при участии, гл. обр., самодийск. элементов (сеоки юты, чинзан, чалмалу, торо и др. – 18 %); этноним Т. восходит к назв. древнетюркск. плем. союзу теле, составлявших этнич. основу первого тюркск. каганата (VI–VII вв.), в эпоху господства монголов и ойратов (в русск. источн. Т. известны с 1601 г. под назв. «белые калмыки» в степях Сев. Алтая) в состав Т. вошли группы из отд. монгольск. и местн. самодийск. племен образовав свои «сеоки»; в 1630-х гг. часть Т. обосновалась на р. Бачат (Кемеровск. обл.), др. группа (125 семей) в 1662 г. осела на р. Искитим близ Томска и впоследствии вошла в состав томск. татар (см.); бол-во Т. были уведены ойратами в Джунгарию, где вместе с теленгитами составляли в нач. XVIII в. оток (отдел) «туленгут» (возможно, отсюда найм, в монгольск. форме «телеут», «теленгит») в кол-ве 4 тыс. кибиток (ок. 20 тыс. чел.), после разгрома Джунгарии китайцами (1757 – 1758 гг.) судьба ушедших Т. неизвестна; оставшиеся упом. в русск. источн. с 1701 г. Т. (степи Сев. Алтая) и теленгиты (в горах Алтая); в нач. XX в. часть Т. Бийск. и Кузнецк, округов была ассимилирована русскими, часть (бачатск. или беловск. Т.) считались этнич. группой алтайцев, хотя Т. всегда считали себя отдельным этносом (с 1993 г. – официально считаются малочисл. народом Сибири).
Численность: 1897 г. – 8,5 тыс. чел, в т. ч. в Кузнецк, округе – 4,4 тыс. чел. (в XX в. обрусели), 1926 г. – 1,9 тыс. чел., 1989 г. (оценка) – 1,7 тыс. чел., 2002 г. – 2, 65 тыс. чел.
Традиц. занятие – кочевое скотоводство (овцы, лошади), охота, собирательство (кедр, орех, сарана, черемша) в тайге, в XIX в. распространяется земледелие.
Верующие – бол-во христиане (православные), часть – шаманисты.
Лит.: Аборигены Кузбаса. Совр. этнополитические процессы. Кемерово, 1997; Функ Д.А. Бачатские телеуты //Этнос и его подразделения. М., 1992, ч. 1; Челухоева И.В. Индибридинг в популяции телеутов //Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий. М., 1994.

ТЕМИРГОЕВЦЫ

(къемгуй, чъемгуй), этнич. группа адыгейцев, адыг. нас. Красногвардейск., Кошехабльск. и Шовгеновск. р-нов Адыгейск. Респ.
Антропологически относятся к понтийск. типу (ск. д. 141 мм., р. бор. – 2,25 бал., дл. тела -166,5 см) балкано-кавказск. расы юж. европеоидов.
Язык – темиргоевск. диалект адыгейск. языка, лег в основу лит. языка.
Этногенез. Аборигены Сев. – Зап. Предкавказья; изв. в русск. источн. с 1615 г. («кумиргинск. черкасы»), в турецк. с сер. XVII в. по имени их князя («булакхайли», болатокские); в XIX в. Т. – одно из крупных подразд. адыгов принадлежали к т. н. «аристократическ.» племенам, т. е. в их среде князья («пши») имели реальную власть; после Кавказск. войны (1817 – 1864 гг.) часть Т. эмигрировала в пределы Османск. империи (см. черкесы), оставшиеся составили этнич. основу совр. адыгейцев.
Численность: в РФ Т. насчитывалось по оценкам в 1926 г. – 19 тыс. (нас. 7 аулов в Адыгее), в 1991 г. – 28,3 тыс. чел. (адыг. нас. трех р-нов).
Традиционные занятия, религия, лит.: см. адыгейцы.

ТЕПТЯРИ

(типтэрлары), в прошлом этносословная группа в составе, гл. обр., татар, в к. XIX в. составляли значит, часть нас. сев. – зап. и вост. р-нов Башкирии.
Антропологически не изучены, но судя по данным об их этнич. составе (марийцы, чуваши, удмурты и т. д.), можно предполагать, что осн. часть Т. – представители разных вариантов субуральск. типа уральск. расы в смешении с чертами европеоидной.
Язык бол-ва Т. – говоры среднего диалекта татарск., небольшая часть (Т. в Учалинск. р-не Башкортостана) – вост. диалект башкирского.
Этногенез. Т. – потомки смешавшихся между собой и с татарами, отчасти с башкирами отд. групп марийцев, чувашей, удмуртов, мишарей, оседавших в XVII–XVIII вв. на башкирск. землях в качестве арендаторов, воспринимая со временем башкирск. или чаще татарск. язык и ислам; имена арендаторов вносились в специал. тетради (перс, «дафтар», отсюда – тептярь), впервые уп. в качестве особой сословной группы в 1693 г.; в 1917–1920 гг., когда сословное положение Т. было ликвидировано, они стали определяться, гл. обр., по языку в качестве этнич. группы татар или башкир, потомки Т. предпочитают не называть себя этим термином, но среди окружающего их населения термин еще бытует.
Численность: 1897 г. – 289,6 тыс. чел., 1926 г. – 27,4 тыс. чел. (с татарск. род. языком), в последующих переписях Т. не выделяются, в 2002 г. Т. назвалось 162 чел. (еще ок.40 чел. назвались Т.-татарами, Т.-башкирами).
Традиц. занятие – земледелие, лишь у учалинск. Т. некоторую роль играло скотоводство.
Верующие – мусульмане (сунниты).
Лит.: Лсфандияров Л.З. Тептяри // Башкирская этнонимия. Уфа, 1987.

ТИНДАЛЫ

, тиндийцы (идари), нас. пяти аулов в Цумадинск. р-не Дагестана, гл. из них – Тинди (Идари).
Антропологически относятся к кавкасионскому типу (ск. д. -146 мм, св. глаза у 10 % муж., дл. тела 167 см) балкано-кавказск. расы юж. европеоидов.
Язык – тиндинск. (делится на 2 диалекта) дагестанск. группы кавказск. (северокавказск.) семьи, лит. язык – аварский, в 2002 г. им владело 616 чел.
Этногенез. Т. – кор. народ Дагестана, составляли «вольное общ-во» (союз сельских общин) Тиндалал. с центром в Тинди (изв. с 14 в.).
Численность: 1926 г. – 3,8 тыс. чел., в последующих советск. переписях включались в состав аварцев, с к-рыми в результате слились – по пер. 2002 г. Т. назвались 44 чел.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. цезск. народы.

ТОБОЛО-ИРТЫШСКИЕ ТАТАРЫ

, обобщенное наим, нескольких этнич. групп: Тобольск. (Тобольск, и Вагайск. р-ны Тюменск. обл.), тюменск. (Тюменск., Ялуторовск., Ярковск. р-ны Тюменск. обл.), курдакско-саргатск. (Усть-Ишимск. и Тевризск. р-ны Омск, обл.) и тарск. (Тарск., Муромцевск. и Болынереченск. р-ны Омск, обл.) татары; Т.-и. Т. – этнич. основа сибирск. татар (см.).
Антропологически относятся к различ. вариантам обско-иртышского типа (А.Н. Багашев) уральск. расы, сочетающими черты монголоидной (преобладают у курдаков) и европеоидной (больше у Тобольск, татар) рас, причем собств. обско-иртыш. тип доминирует у тюменск. татар, у саргатск. татар заметны черты, характерные для манси (см.), у тарск. (айлинцы) – черты южно-сибирск. расы, характерной для казахов.
Язык – говоры тоболо-иртышск. диалекта сибирско-татарск. языка (Алишина Х.Ч.).
Этногенез. Т.-и. татары сложились на основе двух основных этническ. компонентов – местн. (гл. обр., угорск.) племена с характерными этнонимами – ясколба, нанга, саргат, иштяк и т. п. и пришлых (IX–XIII вв.), гл. обр., тюркск., преимущественно, кыпчаки (бабасан, карагай, аялы, курдак, токуз и т. п. племенные группы) с участием монгольск. групп, в т. ч. салджиуты, из к-рых происходила династия Тайбуги в Сибирск. ханстве (1495 – 1563 гг.) и кидане, чье найм, отразилось в фольклоре; первый компонент проявился прежде всего в антропологии бол-ва Т.-и. т., второй – в характере языка (кыпчакск. ветви тюркск. языков); в XVI–XIX вв. на этническое развитие Т.-и. т. оказали влияние выходцы из Казахстана и Средней Азии – воины и свита, в т. ч. мусульманск. духовенство, хана Кучума (1563 – 1582 гг.), т. н. бухарцы (см) и казанск. татары (XVIII–XIX вв.)
Численность: 1897 г. – 37,4 тыс. чел., в т. ч. Тобольск. – 16,6 тыс., тюменск. – 12,7 тыс., курдак-саргатск. – 4,6 тыс., тарск. – 3,5 тыс. (в т. ч. аялы – 3,4 тыс.); 1926 г. – 66,3 тыс. чел., в т. ч. Тобольск. – 32,1 тыс., тюменск. – 22,7 тыс., курдак-саргатск. – 5,7 тыс., тарск. – 5,8 тыс. в поел, переписях Т.-и. т. включались в состав татар. В 2002 г.-99 чел. назвались тарск. и. тобольск. Т.
Традиционные занятия: наиболее древнее – рыболовство (как у манси и хантов), не случайно бол-во поселений располагаются по берегам рек, что отразилось в терр. наименовании групп – Тобольск., тарск. и т. д.; пришлые тюркск. племена были кочевниками скотоводами, с приходом русских (к. XVI–XVII вв.) земледелие (зерновые, овощи) становится господствующим типом хозяйства.
Верующие – мусульмане (сунниты); процесс распространения ислама среди Т.-и. татар начался прибытием мусульманск. проповедников (шейхов, сейидов) в 1394 – 1395 гг. (по местн. преданию прибыло ок. 3000 служителей культа), затем в 1570-х гг. и, наконец, веру укрепило расселение среди Т.-и. т. т. н. бухарцев (см).
Лит.: Ллишина Х.Ч. Тоболо-иртышский диалект языка сибирск. татар. Казань, 1994; Багашев А.Н. Этническая антропология тоболо-иртышских татар. Новосибирск, 1993; см. также – сибирск. татары.

ТОДЖИНЦЫ

(туъхалар), субэтнич. группа тувинцев, нас. Тоджинск. р-на Респ. Тыва; подразд. (сеёки): ак-тодут, кара-то-дут, ак-чоду, кара-чоду.
Антропологически относятся к катагскому типу (ск. д. 147,8 мм., р. бор. – 1,28 бол., эпикантус у 36,5 % муж., длина тела – 159 см)байкальской расы монголоидов.
Язык – тоджинск. диалект тувинского.
Этногенез. Т. – потомки, гл. обр., самодийск. племени чооду, воспринявших язык группы древних уйгур, бежавших после разгрома Уйгурск. каганата в Центр. Азии (840 г.) на терр. совр. Тувы; впервые у пом. в русск. источн. в 1634 г. («точисцы») как тюркоязычный этнос; в 2000 г. ввиду этнокультурных особенностей Т. были определены в качестве особого этноса в составе «коренных малочисленных народов» Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Численность: по оценке на 1989 г. – 3,5 тыс. чел. (тувинцы Тоджинск. р-на), по переписи 2002 г. – 4,44 тыс. чел.
Традиционные занятия – оленеводство таежного типа (в отличие от тундрового – небольшое число оленей, короткий маршрут кочевок), охота.
Верующие – шаманисты (в т. ч. культ природы – духи гор, неба, рек и т. п.).
Лит.: Ванштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961.

ТОМСКИЕ ТАТАРЫ,

принятое в научной литературе найм, этнич. групп – чатов (цаттар), эуштинцев (яушталар) и калмаков (калмаклар); живут в Томск, р-не и в г. Томск (чаты и эуштинцы) и Колыванск. р-не Новосибирск, обл. (они же), в Юргинск. и Яшкинск. р-нах Кемеровск. обл. (калмаки).
Антропологически не однородны: у чатов и эуштинцев доминируют черты уральск. расы с примесью южносибирской (ск. д. -142,8 мм, р. бор. -1,9 бал., эпикантус – у 29,8 % муж., дл. тела – 163,5 см), у калмаков – черты южносибирской (см. телеуты).
Язык: эуштинско-чатск. (68 % числ. говорящих) и калмакс. говоры томск. диалекта сибирско-татарск. языка (см. сибирск. татары).
Этногенез. Эуштинцы (этноним по назв. села Эушта или Яушта близ Томска) – потомки самодийск., близкого к селькупам, племени, воспринявшего в IX–XI вв. язык т. н. «притомских» кыпчаков; чаты – потомки тюркизировавшихся угров, очевидно близких хантам, обитавших в Барабинск. степи, эт-ном «чат» по мнению одних исследователей восходит к кимакс. титулу «шад» – «чат», появившийся в Барабе в X–XI вв. как отражение могущества гос-ва кимаков (на терр. совр. Казахстана) или для обозначения выходцев из него, по мнению других «чат» восходит к тюрк, племени чик, обитавшему на терр. Тувы в раннем средневековье, в период монгольск. экспансии группа чиков (монгольск. – «чигат») обосновалась в Барабе, ассимилировав местн. племена, получила этноним «чат» (искаж. чигат): представляется, что более вероятна первая версия, так как язык чатов, как и язык эуштинцев возник из диалектов кыпчакс. языка, а кыпчаки были частью населения гос-ва Кимаков; в связи с войной русских с Кучум-ханом (1582 – 1596 гг.) в соседних с Барабой р-нах, чаты переместились к нач. XVII в. в низ р. Томи, по соседству с эуштинцами, общность языка и происхождения способствовали сближению обоих этносов, более обособлены от них калмаки – потомки 125 семей телеутов, в 1662 г. прикочевавших из Приобья на р. Искитим (близ г. Юрга), названные калмыками (в XIX в. этноним стал их самоназванием), в XX в. процесс консолидации трех групп в один этнос шел (и продолжается) параллельно со смешением их с поволжск. татарами, что способствует включению их в состав татар.
Численность: 1897 г. – 2,2 тыс., в т. ч. чаты – 1,2 тыс., эуштинцы – 0,3 тыс., калмаки – 0,7 тыс., по оценке на 1970 г. – 3,5 тыс. чел. (вкл. смешанного происх.), в т. ч. чаты – 2,1 тыс., эуштинцы – 0,6 тыс., калмаки – 0,8 тыс. чел., по пер. 2002 г. чатами назвались– 5 чел., эуштинцами – 4 чел., калмаками – 72 чел., остальные – «татарами», т. е. процесс ассимиляции эуштинцев и чатов татарами на стадии завершения, лишь небольшая часть калмаков сохраняет исконную этнич. идентичность.
Традиц. занятие – скотоводство (овцы), рыболовство и охота в XVIII в. уступили первенство земледелию (зерновые, овощи).
Верующие – мусульмане (сунниты), ислам распространился среди Т. т. позже, чем в других группах сиб. татар – в XVIII вв., небольшие группы, принявшие христианство, слились с русскими.
Лит.: см. сибирск. татары.

ТОРГУТЫ

(торгут), торгоуты, этнич. группа калмыков (см), составляют калмыцк. нас., гл. обр., вост. р-нов Калмыкии (Халь-мг-Тангч), проживают также в Китае (в Синьцзян-Уйгурск. а.р.) и Монголии(11,9 тыс. чел., 0,5 % нас., 2000 г.)
Антропологически относятся к центральноазиатскому типу (ск. д. 150 мм, р. бор. – 1,69 бал., эпикантус – у 38,6 % муж., дл. тела – 165,4 см) монголоидов.
Язык – торгутск. диалект калмыцкого.
Этногенез. Т. – одно из гл. племен ойратов (изв. с 1201 г.), с XIV в. известны под этнонимом «кэргуд», с XVI в. – под совр. названием (восходит к топониму Торгут, где предки Т. в составе ойратов присягали, по преданию, Чингисхану, либо к их военной «специальности» в организации ойратского общ-ва: торгуд – «дневная стража»), в XVII в. часть Т. вошла в состав Джунгарск. (Ойратск.) ханства, 1635 – 1757 гг., и погибла вместе с гос-вом, др. часть откочевала вниз по Иртышу в пределы Зап. Сибири (нач. XVII в.) и в 1640-х гг. обосновались между Волгой и Яиком (Урал), вытеснив б. часть обитавших там ногайцев за Волгу. В к. XVII в. Т. составляли ок. 83 % населения вассального Москве Калмыцкого ханства (см. калмыки), но в 1771 г. большая их часть откочевала через Казахстан в Джунгарию (ныне сев. часть Синьцзян-Уйгурск. а. р-на Китая), оставшиеся составили уже значит, меньшую часть (49,4 % в 1795 г.) калмыков в Поволжье.
Численность: по оц. 1926 г. – ок. 45,5 тыс. чел., (35,4 % числ. калмыков в СССР), по данным спец. исследования в 1985 г. Т. назвали себя 40 % калмыков Калмыкии, в т. ч. ок. 33 % калмыков столицы республики).
Традиционные занятия, религия, лит. – см. калмыки.

ТОФЫ

(тофалар, отсюда русск. – тофалары), до 1930 г. назывались карагасами, нас. пос. Алыгджер, Верх. Гу тара и Нерха в Тофаларии (горная терр. в Нижнеудинск. р-не Иркутск, обл.).
Антропологически св. 70 % Т. относятся к катангскому типу (ск. д. – 147,2 мм, р. бор. – 1,37 бал., эпикантус у 52,5 % муж., дл. тела 158,9 см) сибирск. монголоидов, 29,7 % (данные 1985 г.) имеют европеоидную примесь в результате браков, гл. обр., с русскими (процесс смешения продолжается и в наст, время уд. вес расовосмешанной группы Т. несомненно выше).
Язык – Т. (вост. ветвь тюркск. языков) близок тоджинск. диалекту тувинск. языка; в 2002 г. на нем говорили 378 чел., т. е. 15,8 % Т.
Этногенез. В нач. XX в. подразделялись на 5 род. групп (сеёков): чогду, кара-чогду, чептей самодийск. происхождения и хаш, сарыг-хаш – кетского (в 1985 г. свою принадл. к определ. «роду» помнили 27 % взрослых Т.); т. о., предки Т. – самодийск. (в т. ч. сеок чогду вошел в состав тоджинцев) и отчасти кетск. племена, были тюркизированы группами, гл. обр., уйгуров, проникших в горно-таежные р-ны Сев. Саян после падения Уйгурск. каганата (840 гг.); время и характер тюркизации не известно точно, но это произошло до 1648 г., когда Т. под найм, «карагасы» (тюркск. – «черноголовый») впервые у пом. в русск. источниках.
Численность: 1926 г. – 417 чел., 1959 г. – 620,1989 г. – 772, 2002 г. – 837 чел., в т. ч. в Иркутск, области – 723 чел.
Традиционные занятия – оленеводство таежного типа (см. тоджинцы) и охота (в т. ч. на пушного зверя), с 1927 г. ведут оседлый образ жизни, занимаются земледелием (гл. обр. овощи) и охотой.
Верующие – христиане (XIX в.), но сохраняют элементы традиционного шаманизма.
Лит.: Кривоногов В.П. К современной этнической ситуации в Тофаларии// Сов. этнография. 1987, № 5; Мельникова Л.В. Тофы: историко-этнографич. очерк. Иркутск, 1994.

ТУБА, ТУБАЛАРЫ

(йыш кижилер – «лесные люди», туба-кижилер, тубалар) проживают в Чойском аймаке Респ. Алтай, тубинцы, в советск. период считались этнич. группой алтайцев, с 2000 г. Т. получили статус коренных «малочисленных народов» Сибири; проживают на зап. берегу Телецкого озера.
Антропологически относятся к североалтайскому варианту (ск. д. – 145,2 мм, эпикантус у 33,8 % муж., дл. тела – 163,7 см) уральской расы.
Язык – Т. вост. ветви тюркск. языков, близок челкарскому языку, лит. язык – алтайск., русский. Говорят Т. на тубинск. (тубаларск.) языке (436 говорящих, 2002 г.), им владеет 27,5 % Т.
Этногенез. В нач. XX в. Т. подразделялись на «родовые» группы (сеоки), образовавшие терр. – администр. волости, названием к-рых был подчас искаженный этноним (т. е. найм, сеока): Комляжск. вол. – сеок комдош, Кергешск. – тиргеш, Кузенск. – кузен и т. д.; судя по происхождению сеоков этнич. основу Т. составили самодийск. племена (сеоки комдош, кузен, юсь и др. – всего св. 83 % числ. Т. в к XIX в.), смешавшиеся с группами вост. тюрок (в т. ч. токуз-гузов: сеоки тиргеш, тугус-, проникавших в тайгу Сев. Алтая в IX–XIII вв.) и воспринявшие тюркск. язык; этноним Т. восходит к племени туба (упом. в V в. «дубо» в составе племен теле), совр. Т. «получили» свой этноним от соседних телеутов, в русск. источн. XVII–XIX вв. они именовались «черневыми» (т. е. таежными) татарами (ср. йыш кижилер – «лесные люди» на Т. яз. самоназв. части Т.); хотя в советск. время Т. считались этнич. группой алтайцев, они не ассимилировались алтайцами.
Численность: 1897 г. – 6,3 тыс., в т. ч. в Комляжск. вол. (комдош) – 1,8 тыс. (28,6 %), Кергешск. (тиргеш) – 19 %, Т. Кокшинск. волости к XX в. обрусели; 1926 г. – 0,6 тыс. чел., 1989 г. – 0,66 в Чойск. аймаке Респ. Алтай, 2002 г. – 1586 чел.
Традиц. занятие – охота, собирательство.
Верующие – шаманисты.
Лит.: ПотаповЛ.П. Тубалары Горного Алтая// Этническая история народов Азии. М., 1972.

ТУВИНЦЫ

(тывалар), уст. – сойоты (хакасск. – «сойондар»), урянхайцы (монгольск. – урянхат), кор. нас. Респ. Тыва (77,0 % нас. в 2002 г.), живут также в Монголии (урянхат) – 25,2 тыс. чел. (1,1 % нас., 2000 г.).
Антропологически относятся к центральноазиатскому типу (ск. д. 148 мм, р. бор. 1, 11 бал., эпикантус у 55,8 % муж., дл. тела – 163,5 см) монголоидов, лишь у Т. Овюрск. р-на Тывы заметна европеоид. примесь (р. бор. -1,48 бал., эпикантус у 20,8 % муж., дл. тела – 164 см), для тоджинцев (см) характерен катангск. тип.
Язык – Т. (вост., уйгуро-огузск., ветвь тюркск. языков) подразд. на зап., центр, (лег в основу лит. яз.), юго-вост. и тоджинск. диалекты, в Эрдзинск. р-не Тувы распространен монгольск. язык, у Т. Монголии он вытесняет Т. яз.; в 1930 г. была создана письменность на основе латинск. графики, в 1941 г. переведена на русск. алфавит; в 1989 г. Т. яз. считали родным 98,6 % Т. в РФ и ок. 15 % Т. Монголии, в 2002 г. на нем говорили 242,8 тыс. Т. (98,2 % числ. Т.) в РФ.
Этногенез. В недавнем прошлом Т. подразд. на генеологич. группы (сеёки), найм, к-рых восходят к этнонимам народов средневековья, хотя принадлежность к сеекам не является общественно важным статусом, память о них, как и «сеёковая» идентичность сохраняется у Т. и в наст, время; анализ истории сеёков, точнее их этнонимики, дает возможность установить осн. этнич. компоненты этногенеза Т.: 1) древн. тюрки (в сееке тулуш отразилось «толис»– найм. вост. крыла Тюркск. каганатов 552 – 630, 681 – 744 гг.), древн. уйгуры (ондар и оюн восходят к 10 родам др. уйгуров), др. кыргызы (сеёк хыргыс), к другим средневековым племенам тюрок восходят сеёки куулар («лебеди»), сарыглар («желтые», аналог древнерусск. «половцы») и др.; это неудивительно: терр. совр. Тувы была важной частью, особенно ее степи, тюркск. гос. образований, население к-рых были тюркск. племена, ассимилировавшие другие, в т. ч. самодийск. и кетск. группы, обитавшие, гл. обр., в горно-таежных р-нах; 2) древн. монголы, в т. ч. мангыты (к ним восходит сеёки монгуш, т. е. «малые мангыты»), кераиты (к их подразделению тонкаит восходит сеёк донгак), салджиуты (салчак) и туматы (тумат); монголы обосновались на терр. Тувы в X–XI вв. с возникновением державы киданей, умножались в период гос-ва Чингисидов и Алтынханов (XIII–XVII вв.), ойратов Джунгарии (XVII–XVIII вв.), перв. известия о собственно монголах на терр. Тувы – восстание туматов против Чингисхана в 1218 г., на его подавление в Кем-Кемджиут (так наз. Тува в монг. источн. XIII в.) помимо войск были направлены переселенцы из др. монг. племен (возможно, мангыты, салджиуты), верных Чингисхану; 3) коренные обитатели Саянск. нагорья – самодийцы (сеёк чооду, хомушки, маады) и кетск. (иркиты) возможно, к самодийцам относится этноним сеека сойот, очевидно, из «саян» с монгольск. огласовкой, к-рый надолго стал найм. Т. (с1616 г.) в русск. источниках; т. о., Т. сложились в единый этнос на основе слияния тюркск. (ок. 58 % Т. из сеёков тюркск. происх., в т. ч. ондар – 10 %, хыргыс – 6 % и т. д.), монгольск. (ок. 31 %, в т. ч. монгуш -17,7 %) компонентов, при заметном участии самодийск. (не менее 7 %) и кетск. (ок. 4 %) элементов; этноним Т. восходит к древнему этнониму туба («дубо» в кит. источн. V в.); об этнич. природе этнонима нет единства; процесс формирования этноса начался, очевидно, в XV в., когда сложился примерно тот этнич. состав, к-рый отразился в этнич. структуре (сеёков) совр. тувинцев, и завершился в XX в. созданием Танну-Тувинск. респ. (1921 – 1944 гг.), причем консолидация продолжается в рамках совр. Респ. Тыва.
Численность в РФ: 1959 г. – 99,9 тыс. чел.; 1989 г. – 206,2 тыс. чел, 2002 г.-243,4 тыс. (вкл. тоджинцев).
Традиц. занятие – кочевое скотоводство (овцы, кр. рог. скот, лошади, в полупустыне – верблюды, в горнотаежной Тодже – олени), охота, рыболовство, собирательство (еще в 1931 г. 90 % Т. вело кочевой образ жизни), земледелие было слабо развито – им занимались лишь потерявшие скот, лишь с сер. XX в. земледелие начинает теснить скотоводство, а кочевой образ жизни отошел в прошлое.
Верующие: бол-во Т. – буддисты, в форме ламаизма (школа гелугпа), буддизм утвердился в Туве в XVIII в. (первый монастырь Хурэ был открыт в 1772 г.), но часть Т., особенно в горнотаежных регионах продолжала исповедовать шаманизм, напр., в 1931 г. в Туве насчитывалось 787 лам, 725 шаманов (тув. – камов); в наст, время возрождается и буддизм в Туве, и шаманизм.
Лит.: Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл, 1971; Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. М., 1972; Монгуш Кенин-Лопсан. Магия тувинских шаманов. Кызыл, 1993.

Материал создан: 12.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта