Я русский

что значит быть русским человеком

Коренные народы России на букву У

Удмурты, Удэгейцы, Уйльта (ороки), Ульчи, Усерганы и Утар-алабугатские татары

УДМУРТЫ

(утморт, укморт), с 17 в. до 1932 г. – вотяки, татарск. – арлар; кор. нас. Удмуртии (29,3 % нас., 2002 г.).
Антропологически относятся к более европеоидному варианту субуральского типа (ск. д. – 140,6 мм, р. бор. – 2,56 бал., светл. глаза у 34 % муж., дл. тела 163 см) уральской расы; у сев. У. более отчетливо выражены монголоидные черты уральск. расы, у юж. – европеоидные.
Язык – У относится к пермск. ветви угро-фин. языков, подразд. на бесермянск., сев. и юж. диалекты и промежуточные говоры между ними; в XIX в. на основе юж. диалекта сложился лит. язык, в 1775 г. на основе русск. графики создана письменность; в 2002 г. на У. яз. говорили 429,4 тыс. У (67,4%числ. У).
Этногенез. Предки У – племена пьяноборск. арх. кул-ры (3 в. до н. э. – 2 в. н. э.) являлись этнич. основой пермск. лингвистич. общности, к-рая к сер. 1 тыс. распалась на отдельные этнич. образования, в результате этнич. процессов в VI–X вв. складывается У этнос в бассейне ниж. и средн. течения р. Вятки и ее притоков; в письм. источн. У известны с XII в. (ал-Гарнати), с 1379 г. У. известны в русск. источн. («арские люди»); этноним У. («люди рода Ут или Уд» в зависимости от диалектн. произношения) известен с 1770 г. (Н.П. Рычков), но официальным найм, народа стал лишь в 1932 г. (в XV–XVIII вв. распространился этноним «вотяки», восходящий к сев. этнографич. группе У. – «ватка»); подразделяются на этнографич. группы – ватка (сев.), калмез (юж.) и этнич. группу бесермян (см); в состав Русск. гос-ва сев. У. вошли в 1489 г., юж. – в 1558 г. В 1990-е гг. наблюдается рост этнич. самосознания У., проявляемый интересом к истории, культуре и языку У. народа, координацией этнокультурного движения У. занимаются созданная в 1991 г. Всеудм. ассоциация «Удмурт кенеш» и молодежная организация «Шунды» (1992 г.).
Численность в РФ: 1926 г. – 504,2 тыс.; 1959 г. – 615,6 тыс.; 1989 г. – 714,8 тыс.; 2002 г. – 636,9 тыс. чел.
Традиционные занятия – земледелие (рожь, ячмень, овес, пшеница, просо, гречиха, овощи, с XIX в. – картофель, ставший осн. культурой), животноводство (кр. рог. скот, овцы, лошади мест, породы «вятка»), птицеводство.
Верующие – православные христиане (распространяется в XV–XVII вв., сначала среди сев., затем юж. У. и бесермян), но наряду с христианством длит, время (XIX – сер. XX вв.) сохранялись прежние формы религии – семейно-родовые культы, в т. ч. культ предков (воршуды), аграрные культы, в т. ч. культы природы (Шунды-мумы – мать солнца, Инмар – Бог неба, Нюлэс-мурт – хозяин леса, т. е. леший) и т. д. В наст, время модным явлением стало обращение к язычеству, к «народной» религии.
Лит.: Владыкин В.Е. К вопросу об этнических группах удмуртов// Сов. этнография. 1970, № 3; Трефилов Т.Н. Происхождение удмуртск. народа. Ижевск, 1956; Материалы по этногенезу удмуртов. Сб. ст. Ижевск, 1982.

УДЭГЕЙЦЫ

(удихэ, удэхэ) живут дисперсно в Приморск, (горы Сихотэ-Алинь) и Хабаровск, (междуречье Амура и Уссури, в тайге) краях.
Антропологически относятся к дальневосточному типу (ск. д. – 136 мм, эпикантус у 70 % муж, дл. тела – 159 см) сибирск. монголоидов.
Язык – У. относится к тунгусск. ветви тунгусо-маньчжурск. языков, подразделяется на приморск., бикино-иманск. и хорско-анюйск. говоры, письменность не имеет; в 2002 г. им владели 227 чел. (13,7 % числ. У).
Этногенез. Этнич. основу У. составила группа тунгусск. (эвенкийск.) родов, родственных орочам, в к-рые вошли группы «палеазиатск.» (близкие нивхам) у сев. (Хабаровск, край) и мань-чжурск. у юж. (Приморск, край) У; дисперсное расселение У. на обширной терр. мелкими группами не способствовало этнич. сплочению этого этноса – и в наст, время продолжают существовать анюйск., хорск., самаргинск. и др. этнографич. группы, постепенно смешиваясь с родственными народами Приамурья, забывая исконный язык, переходя на русский; русские начали осваивать Уссурийск, край в 1860-х гг., оказывая все большее влияние на хозяйство и быт местных народов, в т. ч. и У.
Численность: 1926 г. – 1357 чел, 1959 г. – 1444 чел., 1989 г. – 1902 чел., 2002 г. – 1657 чел., в т. ч. в Приморск, крае – 918 чел., Хабаровск. -613 чел., др. р-нах – 126 чел.; сокращение числ. У. в 2002 г. в сравнении с 1989 г. объясняется тем, что из их состава были учтены в 2002 г. отдельно тазы (см).
Традиционные занятия – охота (особенно у У Приморск, края), рыболовство (у жителей по притокам Амура, добыча, гл. обр., лосося), пантовый и женьшеневый промысел у У, живущих по р. Уссури, хорошо развитый в XIX в. – нач. XX в., когда продукцию этого промысла сбывали приходившим сюда скупщикам-китайцам, в советское время прекратился, но более развилось огородничество.
Берущие-шаманисты: почитание духов-хозяев воды (в образе касатки), хозяйка лосося (мамаса давани), Буа – хозяин вселенной, Онку – дух гор и тайги, Пудя – дух огня и т. п.; почитали медведя (у сев. У.) и тигра («амба» у юж. У., от китайск. – янбань – «начальник»); уходившие в прошлое верования в постсоветское время вновь возрождаются, особенно в тех группах У., к-рые, как и прежде занимаются традиц. хозяйством.
Лит.:Ларькин В.Г. Удэгейцы. Владивосток, 1958.

УЛЬЧИ

(нани, т. е. «народ земли»), до 1926 г. – ольчи, мангуны, живут в Ульчск. р-не Хабаровск, края.
Антропологически относятся к варианту (примесь дальне-восточ. типа) байкальского типа (ск. д. – 147,4 мм, р. бор. – 1,76 бал., эпикантус у 64,8 % муж., дл. тела – 160,4 см) сибирск. монголоидов.
У. язык относится к тунгусск. ветви тунгусо-маньчжурск. языков, не имеет заметных диалектных различий; в 1980 г. была создана письменность на основе русск. графики; в 2002 г. на У яз. говорили 732 чел. (13,4 % числ. У).
Этногенез. Этнич. основу в формировании У этноса составили близкие к нанайцам (из 30 родов 10 нанайск. – бельды, ход-зэр и др., 13 – негидальск. и орочск. происхождения) родовые группы, кроме того в состав У. вошли 3 эвенкийск., 3 нивхск. и 1 (куйсали) айнск. происхождения; близость к нанайцам проявляется и в языке, и в антропологич. облике, в самоназвании (нани), но вот по культуре У близки к нивхам. В русск. источниках У. известны под этнонимом «натки» с 1649 г., более близкое знакомство русских с У. произошло в 1860 г.
Численность: 1926 г. – 758 чел, 1959 г. – 2055 чел., 1989 г. – 3173 чел., 2002 г. – 2913 чел., в т. ч. в Хабаровск, крае – 2718 чел., в др. р-нах -195 чел.
Традиционные занятия – рыболовство (лососевые), и охота (лоси, олени, пушной зверь).
Верующие- шаманисты (поклонялись духам – хозяину тайги Дуэнтэ Эдени, к-рый представлялся в образе громадного медведя, духу огня Пуди, хозяину вод Тэму и т. д.), в к. XIX в. были крещены православными миссионерами, но усвоенное формально христианство не смогло уничтожить укоренившиеся традиционные религ. верования, к-рые существуют до наст, времени.
Лит.: Смоляк Л.В. Ульчи. М., 1966.

УСЕРГАНЫ

(усерган-башкорттар), этнич. группа башкир юго-вост. Башкирии (Хайбулинск., Зианчуринск. р-ны) и соседних р-нов Оренбургск. обл.; подразд. на айу, бёрю, сураш.
Антропологически относятся к смягченному варианту (ск. д. -143,6 мм, р. бор. – 2,18 бал., эпикантус у 22,4 % муж., дл. тела – 165,2 см) южносибирск. расы.
Язык – ик-сакмарск. говор юж. диалекта башкирск. языка.
Этногенез. У – потомки части огузо-печенежск. племени муйтен (по преданию родоначальник У – Муйтен-бий), др. часть племени вошла в состав каракалпаков, а назв. гл. подразд. У «бёрю» (в кыпчакск. варианте, в огузск. – гурт, курт, корт – «волк»)определило этноним всех башкир – «башкорт» («главный волк»,»вожак»), т. к. в IX–X вв. У были этнич. ядром плем. союза древних башкир; к XV в. У обосновались на совр. терр., включив в свой состав в XIII в. многочисл. кыпчакск. элементы, подверглись их языковой ассимиляции, в XVI–XVIII вв. У ассимилировали отд. группы татар, казахов (аргын, байулы), чувашей и марийцев (черемис), этнонимы к-рых отразились в мелких подразделениях У
Численность: по пер. 1926 г. на терр. современного расселения У (Усерганск., Салиховск., Утягуловск. и Хайбуллинск. вол. Зилаирск. кантона) насчитывалось 26 тыс. башкир, гл. обр. У.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. башкиры.

УТАР-АЛАБУГАТСКИЕ

ИЛИ АЛАБУГАТСКИЕ ТАТАРЫ, калмыкск. – мангад (мангыт, т. е.»ногайцы»), этнич. группа татар, проживают в аулах Улан-холл и Северный (Мангал), а также в гор. Каспийск Респ. Калмыкии – Хальмг Тангч.
Антропологически не обследованы, исходя из физич. облика основных этнич. компонентов этногенеза У.т., следует, что У.т. относятся к варианту южносибирск. расы (см. юртовские татары).
Говорят Ут. на своем говоре среднего диалекта татарск. языка.
Этногенез. Потомки группы из 100 кибиток в сер. XIX в. тортовых татар, к к-рым примкнули кочевые группы ногайцев, узбеков (25 киб.), туркмен и казахов (серкеш); кочевали во 2 пол. XIX в. близ ст. Алабуга (отсюда назв.) на побережье Каспия, смешались между собой; в XX в. осели, образовав 2 селения, где испытали этнокультур. влияние со стороны казанск. татар, перешли на татарск. язык.
Численность: оц. 1979 г. – 383 чел, 1989 г. – 422 чел., по пер. 2002 г. назвали себя У.т. лишь 5 чел., остальные – татарами.
Лит.: Арсланова Л.Ш. О калмыцких заимствованиях в языке алабугатских татар Каспийского р-на Калм. АССР// Сов. тюркология. Баку, 1979, № 6.

Материал создан: 12.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта