Я русский

что значит быть русским человеком

Коренные народы России на буквы В и Г

Вайнахи, Вепсы, Водь, Гинухцы, Годоберинцы и Гунзибцы

ВАИНАХИ

(чеч., ингуш.»вай» – наш, свой, «нах» – люди, народ), общее наименование родственных народов – ингушей (см.), чеченцев (см.)
Лит.: Алироев И. Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990.

ВЕПСЫ

(бепсад – в Ленинградск. обл., также людикелед – в Карелии), уст. – кайваны, чухари (до 1920 г.), коренное нас. терр. от Волхова до озер Онега и Белое), в наст, время отд. группы В. проживают в Лодейнопольском, Подпорожск. и Бокситогорск. р-нах Ленинградск. области, на Юго-Вост. Карелии.
Антропологически В. – представители беломоро-балтийского типа (скул. д. – 139,7 мм, р. бор. – 3,05 бал., светл. глаза – у 53,7 % муж. юж. В. и 64,7 % у сев. В., светл. волосы – соответственно 20,2 % и 58,7 %, дл. тела – 164 – 166 см) атланто-балтийской мал. расы сев. европеоидов.
В. яз. (5,75 тыс. говорящих, 2002 г.) относится к прибалтийской ветви финской подгруппы угро-финской группы уральской яз. семьи; подразделяется на сев. (Карелия), средний и южный (Ленинградск. обл.) диалекты, в 1989 г. создана письменность на основе латиницы, в 1989 г. В. яз. родным считало 51,3 % В., в 2002 г. – 40,5 %. В. владеют В. яз.
Этногенез. В. – потомки прибалтийско-финского населения, известного в Средневековье под этнонимами: вас (Иордан, 551 г.), вису или весу (ибн-Фадлан, 922 г.), весь («Повесть временных лет», под 859 г.), позже русскими В. назывались чудью, чухонцами, официально этноним В. был введен в 1837 г. академиком А. Шенгреном, хотя разрозненные группы В. чаще называли себя «местными, здешними» (тягалазет), а русские их соседи – кайванами, чухонцами (как и эстонцев), чухной; большая часть В. была ассимилирована славянами (IX–XII вв.), русскими (XIII–XX вв.), часть вошла в состав юж. карел, образовав этнич. их группы – ливвиков и людиков; создание в г. Подпорожье иве. Шелтозеро В. музеев способствует возрождению В. этноса; в Карелии образована Вепс. нац. волость.
Численность: 1926 г. – 32,6 тыс., 1959 г. – 16,4 тыс., 1989 г. – 12,1 тыс. (Ленингр. обл. – 4,3 тыс., Карелия – 6 тыс. чел., С.-Петербург -368 чел.), 2002 г.-8,0 тыс. чел.
Традиционные занятия – земледелие (рожь, ячмень, овес, в XIX в. – овощи, в т. ч. картофель), животноводство (кр. рог. скот), рыболовство, охота; с сер. XVIII в. – лесозаготовки и сплав, «бурлачество».
Верующие – христиане (православные), христианство распространяется среди В. с IX–X вв., способствуя сближению со славяно-русским населением.
Лит.: Пименов В. В. Вепсы. Очерки этнической истории и генезиса культуры. Л., 1965; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Цветкова Н. Н. Антропология вепсов //Историческая этнография. Спб, 1993; Современная наука о вепсах: достижения и перспективы. Петрозаводск. 2006
ВОДЬ (ваддьялайзет), в прошлом (IX–XV вв.) заселяли территорию между pp. Нарова и Волховом, в результате войн, эпидемий, голода, а также ассимиляции русскими, ижорцами и др. народами, В. как самостоят. этнос почти исчез к концу XX в. (в 1959 г. лишь 23 чел. знали водск. язык), 2002 г. В. назвались 73 чел., говорят на русск. языке, хотя водск. яз. владеют 774 чел. (русские и др.)
Лит.: Шлыгина Н.В. ВодьИНароды России. Энциклопедия. М., 1994

ГИНУХЦЫ

(гьинози), живут в Цунтинск. р-не (центр – аул Гьино) Дагестана.
Антропологически Г. представители кавкасионск. типа юж. европеоидов.
Говорят на Г. (548 чел.) и аварск. языках, лит. яз. – аварский.
Этногенез. Кор. нас. Дагестана, изв. с XV в. под своим этнонимом в составе Анцухо-Капучинск. Союза; со 2 пол. XIX в. до 1944 г. жили вместе с аварцами в Кварельск. р-не Грузии.
Численность: 1938 г. – 0,2 тыс. чел.; 2002 г-531 чел.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. цезские народы.

Годоберинцы

(гъибдиди), живут в аулах Верх, и Ниж. Годо-бери, Забирхали в Ботлихск. р-не Дагестана, выходцы из Забирха-ли проживают также в с. Теречное Хасавюртовск. р-на Дагестана.
Антропологически Г. относятся к кавкасионскому типу юж. европеоидов.
Говорят на Г. (103 чел.) языке, лит. яз. – аварский.
Этногенез. Г. – кор. нас. Дагестана, в XV–XVI вв. вошли в союз сельск. общин Технуцал, в дальнейшем история Г. сливается с историей андийских народов.
Численность: 1926 г. – 1,4 тыс. чел., в 2002 г. – 39 чел. назвали себя Г.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. аварцы, андийские народы.

ГУНЗИБЦЫ

(гьунзал), живут на своей этнич. территории в Цунтинск. р-не (аулы Гирбутль, Гьело, Нахада, Родор, Тодор)
и в Кизильюртовск. р-не (переселенцы советск. времени, в различи, селах) Дагестана, небольшая часть Г. живет в Грузии (Кварельск. р-н, среди аварцев).
Антропологически Г. относятся к кавкасионскому типу юж. европеоидов.
Говорят на Г. (1839 говорящих, 2002 г.) и аварск. языках, лит. яз. – аварский.
Этногенез. Г. – кор. нас. Дагестана, изв. в грузинск. источн. с X в., до XV в. входили в состав союза Дидо, затем – в Анцухо-Капучинск. союз, в XVIII в. объединились с соседними бежтинцами.
Численность в РФ: 1926 г. – 0,2 тыс. чел., в 2002 г. – 1,0 тыс. чел.
Традиционные занятия, религия, лит. – см. аварцы, цезские народы.

Материал создан: 12.07.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru