Преамбула
Православие - это неотъемлемая часть русской этнической идентичности
Православие – это комплексный и многомерный религиозный фактор, воздействующий на российское общество и он, этот фактор, обладает тремя характерными гранями влияния:
- Православие как вера,
- Православие как идентичность,
- Православие как образ жизни
Связь человека хотя бы с одной из вышеуказанных граней позволяет причислять его к православным, а притеснение в любой из этих сфер можно считать притеснением на религиозной почве.
Православие как вера
Религия как вера связана с убеждениями и глубиной конфессиональных знаний. Например, как человек осознает и трактует сущность Троицы, природу Иисуса Христа, что знает об основополагающих доктринах Православия и т.д. Эта грань религии проявляется в том, как человек воспринимает догматические положения в соответствии с религиозным учением. Религия как вера наиболее полно проявляется в глубоко и истово верующих людях.
Православие как идентичность
Эта грань религии показывает связь с определенной группой или социумом. Она проявляется в некоей общности сознания и родства мировоззрения. Логика такой связи очень похожа на причисление себя к этносу или народу. Человек верит в свою принадлежность к православной конфессии по двум основным фактам:
- рождение в данной группе и
- связи с данной культурной средой
При этом он может даже не задумываться над сутью религиозных догм существующих в Православии. Например, человек знает, что рожден в православной среде, был крещен в детстве и уже этого ему достаточно, чтобы называть себя православным. Факт принадлежности к группе русских православных важнее личных знаний и представлений о нюансах религиозного учения.
Для этой грани религии важно не то, что личность имеет общее со всеми представление о религиозном учении, а то, что члены этого общества связаны общей этничностью, культурой, традициями и историей. Люди считают себя православными на основе принадлежности к этносу или культуре, несмотря на то, что верующими их назвать будет сложно.
Такая ассоциация может усиливаться, когда своей религии грозит опасность. Ведь в этом случае, опасность для Православия рассматривается как угроза русскому народу, так как привычной идентичности, заключающей в себе этническое одновременно с религиозным, угрожает новая или другая идентичность. Ярким примером проявления этого, является то, что защищаясь от инославного прозелитизма, Русская Православная Церковь взывает к этническим чувствам своей реальной или потенциальной паствы.
Православие как образ жизни
В данном случае, религия предписывает выполнение определенных обрядов, что формирует привычку следовать определенной традиции и обычаям. Человек может соблюдать обряды, традиции и обычаи по следующим причинам:
- признание догматики Православия,
- соотнесение себя с определенной группой, в которой так принято,
- либо из-за того и другого одновременно
Например, православная религия как образ жизни мотивирует людей соблюдать посты и не есть мясо, красить яйца и печь куличи на Пасху и т.д. Когда человека с Православием связывает именно образ, уклад жизни, то его религиозность наиболее ярко будет проявляться по самым значимым событиям:
- большие праздники,
- рождение ребенка,
- свадьба,
- похороны,
- народные гулянья
Грани Православия в России
В России, в среде русских, религия проявляется прежде всего на общественном уровне, что делает перевес влияния Православия как идентичности и образа жизни, в некоторый ущерб самой вере. Общинность и соборность русского общества автоматически обозначает, формирует и утверждает «православность» любого русского. Русский не рассматривает, как это принято на Западе, православную религию, как личное дело каждого, - для русского Православие осознается коллективным Я.
Принимая во внимание влияние советского периода с его воинствующим атеизмом и насильственной атеизацией русского общества, всех людей связывающих себя с Православием в современной России, можно разделить на три условные группы:
- верующие, но не обязательно практикующие,
- ассоциирующие,
- практикующие
Эти три группы взаимно пересекаются, порождая определенные пограничные состояния: один и тот же человек может относиться как к одной, так и к двум, и к трем группам. Причем, на данный исторический момент число русских ассоциирующих себя с Православием значительно превышает количество верующих и практикующих. Такой факт факт указывает на то, что религиозная Православная идентичность очень важна для русских как для народа. Этнизация Православия и православная рехристинизация идут рука об руку в деле сохранения русского народа.
Культурные функции Православия
Важность культурных функций религии подчеркивало большинство ученых этнографов и религиоведов. Существуют такие знаковые утверждения:
- религия больше чем просто вера – религия является стержнем культурной традиции группы и берет на себя большинство культурных функций,
- религия – это не просто вера в сверхъестественное, это, прежде всего, отношение людей друг к другу по поводу этой веры.
Культурная функция Православия чрезвычайно важна, и к силе культурной православной традиции нельзя относиться как к чему-то малозначимому. Православие укоренено в русской культуре и русском укладе жизни очень глубоко.
В России идентификационная грань Православия настолько сильна, что ее не удалось разрушить даже в советское время. Православие как часть русской идентичности становится каналом, по которому люди приходят к личной вере. Историко-культурное Православие очень широко распространено среди современных русских, - оно является своеобразной переходной фазой между ассоциирующими и практикующими верующими.
На этнокультурный аспект делает упор и Русская Православная Церковь, чтобы через него привести людей к реальной глубокой личной вере, понимая, что быстро рехристинизовать русское население, которому семьдесят лет советской власти внушался атеизм, нереалистично.
В современной России в религиозности православных наиболее важное место занимает «православная идентичность», что постепенно ведет к укреплению веры и образу жизни.
Материал создан: 21.09.2015