Преамбула
Русских ведут к разделению их идентичности на этнических и суперэтнических
В блогосфере рунета продолжаются жаркие бои на тему: кто такие русские? Такого рода диалоги, по сути своей, больше всего похожи на всем известный и бесконечный холивар, "священную войну" оппонентов стоящих на диаметрально противоположных позициях и категорически не желающие слышать друг друга. Тема русскости "затянута" и рискует перерасти в бесконечную, что, в принципе, устроит все стороны участвующие в процессе.
Почему тематика русской идентичности так актуальна? Почему невозможно договориться? Что лежит в основе бесконечности понятия русский? К чему стремятся оппоненты участвующие в противостоянии? Вот лишь маленькая толика вопросов, которые возникают при беглой оценке "поля боя". Но весь этот сонм вопросов возникает ввиду всего лишь одного посыла: вряд ли в ближайшее время найдется определение понятия "русский", которое устроит всех. Слишком много выгод таит в себе принадлежность к русским.
Автор этих, этнический русский, строк знает ответ на вопрос: кто такие русские.
Русские — это великорусы, малороссы, белорусы и обрусевшие не-русские.
Статья по теме: Мы — русские
Причем, не-русские по происхождению, то есть по отцу, люди должны именно культурно безоговорочно обрусеть, а не конъюнктурно самоназваться или оставить для себя "запасную" дверь для входа в другой этнос в виде гражданства или участия в диаспоре/сообществе. Самоназванные русские и русские из обрусевших не-русских это не одно и то же.
Почему же в ближайшее время не найдется определение понятия "русский", которое устроит всех? Да потому, что в советское старательно создавался единый советский народ с максимально стертыми межэтническими границами, что повлекло за особой очень много смешанных браков. Дети из таких смешанных браков могли выбрать себе национальность по одному из родителей и они, по определению, были обречены на проблемы с этнической идентичностью и ее оценке со стороны. Кстати, одной из особенностей создания советского народа была борьба с выдуманным "великорусским шовинизмом" — прототипом современной борьбы с русской этничностью и самосознанием.
После крушения СССР, в раннее постсоветское время ознаменовалось всплеском размежеваний этносов-народов-национальностей. Такая этническая фрагментация привела к всплеску агрессивного национализма, в процессе которого люди стали всматриваться друг в друга с вопросами: а ты кто по национальности? ты свой или чужой?
Именно в этот момент люди родившиеся в смешанных браках резко прочувствовали на себе брачные "ошибки" своих родителей. Особенно если именно отец был не-русским - ведь, как ни крути, а именно по отцу передается принадлежность к тому или иному народу. Исключением являются лишь евреи, у которых идентичность по матери.
По правде говоря, такие сложности вполне закономерны и не являются актами унижения, так как все народы имеют право на кровную идентичность по отцу и русские такой же народ как и грузины, татары, якуты, ингуши и т.д., а факт обрусевания/самоназвания всегда не ясен и может быть подвергнут сомнению.
Все выше написанное является подготовкой к сути данной статьи: грядущей проблеме раздвоения русской идентичности.
В чем же эта проблема? Она в том, что понятие русский предлагается разделить на две самостоятельные ветви:
- этнические русские - то есть родившиеся русскими в семье где отец - русский
- суперэтнические русские - то есть считающие себя причастными к русскому этносу, но не являясь русскими по рождению
Конкретно речь сводится к правомочности понятий русский еврей, русский татарин, русский ингуш, русский тувинец, русский цыган, русский чеченец, русский армянин и т.д. Хотя в этой цепочке и напрашивается понятие "русский русский" или хотя бы "русский великоросс", но таковое почему-то не допускается — русских оствляют "просто русскими". Кроме легкого недопонимания это усугубляется тем фактом, что у одних народов (евреи, татары, ингуши, армяне) есть и этничность и привязка к суперэтносу, а у других (непосредственно русских) отпадает то ли этничность, то ли суперэтничность — непонятно.
Чтобы немного расширить понимание проблемы дадим определение суперэтносу
Суперэтнос — в пассионарной теории этногенеза, это этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением, и проявляющиеся в истории как мозаичная целостность.
Обратите внимание на фразу — возникшие одновременно в одном ландшафтном регионе. Она является ключом к понимаю того, кто в действительности может рассчитывать на безапелляционное участие в русском суперэтносе, а кому с этим придется потруднее. Упоминание же пассионарной теории этногенеза за авторством Льва Гумилева добавляет в такое понятие как "русский суперэтнос" еще больше интриги.
Но нам важны не глубины определений этнос/суперэтнос,а сами факты кровности/народно-культурности первого и вольно трактуемой смешанности второго. Почему?
Дело в том, что частью любой этнической идентичности, в том числе и русской, является народная культура. Та самая простонародная русская культура из глубины веков. Доставшаяся нам от наших предков в лице Невского, Донского, Ивана Грозного и т.д. Также одной из важнейших составляющих идентичности, а в случае с русскими особенно, является религия. Конкретно у русских — православие. То самое многострадальное православие с которым боролись по очереди все завоеватели, а потом коммунисты и атеисты. Сейчас же с русским православием, оказавшим громаднейшее влияние на формирование русского народа, борются либералы с их заокеанскими хозяевами и сетевые публицисты, которые на этом холиваре банально зарабатывают деньги.
Возникает вопрос: а исконно русская народная атрибутика в виде лаптей, валенок, сарафанов, кокошников, поклонных крестов, русских икон, женских платочков повязанных под подбородком, берестяных туесков, рушника или лампады у иконы, косоворотки, бани, избы и т.д. это атрибутика русского этноса или русского суперэтноса?
Русские евреи, русские армяне и русские ингуши ассоциируют свое личное "я" со всеми этими вещами? Их идентичность включает в себя эти визуальные элементы-образы? Или этнические русские будут "по старинке" идентифицировать себя с Александром Невским в лаптях, а суперэтнические русские выдумают себе новую русскую атрибутику, которая станет частью их идентичности? Не получится ли из двунаправленного подхода "этнический русский" / "суперэтнический русский" раздвоение культурных смыслов составляющих идентичность, с последующим очередным расколом многострадального русского народа на еще две ветви?
Не является ли такой двунаправленный подход очередной попыткой размазать достижения и страдания всех поколений досоветских русских по запросам современных самоназванных русских?
После практически завершившегося отрыва малороссов и белорусов, еще один раскол внутри русского народа, он может не перенести и окончательно встанет на путь этнического, культурного, ментального и антропогенного исчезновения.
Иногда, читая очередного публициста, возникает ощущение, что ведется целенаправленная работа по нивелированию всего национального русского. Старательное и последовательное затирание этничности у русских. В рунете вполне отчетливо просматривается наплыв материалов редакционная политика которых направлена на отрыв русского народа от своих народных этнических корней и перевод его в состояние абстрактной категории, из разряда "наполненного особым смыслов слова".
Ужас охватывает когда начинаешь понимать, что люди называя себя русскими, ассоциируют себя просто с модным-выгодным словом "русский", совершенно не вкладывая в него обязательства соотносить себя с народной культурой доимперских и имперских русских простолюдинов. На волне современного противостояния России и коллективного Запада, борьба с низведением русской этничности до уровня упреков в национализме/сегрегации и осмеяния как архаики выглядят откровенно недружелюбными и угрожающими.
Материал создан: 05.04.2015