Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Русские сани и их виды

САНИ — повозка на полозьях для транспортировки груза и перевозки пассажиров. Слово «сани» славянского происхождения, восходит к слову «сань» — полоз, змея. В основе конструкции саней лежали два полоза — длинные деревянные брусья трапециевидного, прямоугольного или полукруглого сечения с плавно загнутой вверх головкой, которой старались придать красивую форму. Длина полозьев вместе с головкой колебалась в пределах от 1,8 до 2,4 м.

Однако были сани, имевшие длину полозьев от 3,3 до 3,4 м. Полозья делали из дуба, вяза, березы, клена, древесина которых отличается большой прочностью. При этом выбирали дерево молодое, здоровое, прямое и без сучьев. В пазы, вырезанные в каждом полозе, вставляли копылы - вертикально поставленные массивные бруски высотой от 10 до 30 см. На полозе устанавливали от 4 до 12 копылов. Копыл с полозом соединялся шиповым замком «вполутемок», т.е. шип был потайной и имел дополнительное опорное плечико. Копылы вытесывали обычно из клена — дерева крепкого и вязкого, долго не изнашивавшегося и не загнивавшего, а также сосны или ели. Копылы одного полоза соединяли с копылами другого вязовьями — толстыми ветвями черемухи, ветлы и какого-либо иного легко- гнущегося дерева.

В некоторых санях полозья соединяли еще и поперечинами — толстыми четырехгранными брусьями, насаживавшимися на копылы. На копылы (в верхней части которых тоже были шипы) по всей длине полоза надевалась грядка (на- щеп) — толстый брус из сосны или ели овального или прямоугольного сечения. Грядки вместе с поперечинами образовывали раму, являвшуюся площадкой для установки кузова. В случае если поперечин не было, кузов устанавливали на грядках. Ход саней, т.е. расстояние между полозьями, колебался от 60 до 80 см. В деревнях в сани обычно запрягали одну или две лошади (см.Запряжка). Лошадь ставили в оглобли, привязываемые к первым копылам, реже к головке полозьев с помощью крепкой веревки или тонких гибких прутьев. Крестьянские сани различались но размерам, форме, отделке кузова, высоте копылов и т.д. Особенности строения саней были связаны с их целевым назначением.

Сани, встречающиеся в деревнях, делились на две группы: сани грузовые, для перевозки клади, и сани выездные, для всевозможных поездок. Каждый вид грузовых и выездных саней имел свое название: возок, дровни, пошевни, розвальни, скочки, съездки, кибитка, козыри и т.д. Сани являлись в основном зимним транспортом, однако в некоторых местах на севере Европейской России ими пользовались и в летнее время, чаще всего когда приходилось ездить по бездорожью. В деревенских условиях жизни они были предметом первой необходимости в каждой крестьянской семье. Грузовые сани использовали для вывоза поваленного на сруб леса, перевозки дров, сена, соломы, снопов и т.п. Выездные сани были необходимы для поездок в гости, на ярмарку, для катания на масленицу, во время свадеб и похорон. Наличие выездных саней в семье рассматривалось как свидетельство ее зажиточности.

Сани — один из древнейших видов русского транспорта. Они были и самым распространенным транспортным средством в Древней и Средневековой Руси. В письменных источниках слово «сани» или тождественное ему слово «воз» можно обнаружить уже в текстах XI в. Они упоминаются неоднократно и в более поздних документах XIII—XIV вв. Изображения саней встречаются на миниатюрах XIV—XV вв. в Житии Бориса и Глеба и в Радзивилловской летописи. При археологических раскопках русских городов, особенно Великого Новгорода, в слоях XXIV вв. находят довольно много отдельных деталей саней, по которым сравнительно легко восстанавливается их облик.

Археологические материалы позволяют утверждать, что еще в Древней Руси было известно шесть типов саней: дровни, грузовые тяжеловесные сани, легкие выездные, беговые сани с высоко поставленной грядкой, сани-возки с закрытым кузовом и ручные салазки. По своей конструкции, размерам они мало чем отличались от крестьянских саней XVIII—XIX вв. Различие можно обнаружить только в некоторых деталях. Например, в древности копылы вырезали с коротким сучком-вязом, используя его для соединения противостоящих друг другу пар копылов. Кроме того, ширина кузова древнерусских саней равнялась их ходу, в отличие от кузова саней XIX в., который был всегда шире хода.

Описание саней XV—XVII вв. встречается в книгах иностранных авторов, посещавших Россию: в записках итальянца А.Кантарини, побывавшего в Московии в конце XV в., англичан А.Дженкинсона и Р.Ченслера, оставивших воспоминания о России XVI в., австрийского дипломата С. Герберштейна, приезжавшего сюда в начале XVI в. Амброджио Кантарини сравнил сани с домиком, «который везет одна лошадь. Они употребляются только в зимнее время, и каждому следует иметь отдельную кибитку. Усаживаются в сани, укрывшись любым количеством одеял, и правят лошадью — и таким образом покрывают огромнейшие расстояния. Внутрь кладут съестные припасы и все необходимое » (Кантарини 1986,26).

Сани выездные

Сани для поездок в гости, в церковь, на базар или ярмарку, для катаний в праздничные дни, для выполнения обрядов свадебного ритуала. Выездные сани имели ряд особенностей, обусловленных их предназначением. Прежде всего у них был достаточно высоко поставленный кузов. Он закреплялся на площадке, образованной двумя грядками и поперечинами (см.Сани).

Кузов делали открытым сверху, со сравнительно высокими бортами и спинкой, относительно узким спереди и широким сзади. Его изготавливали из хорошо пригнанных друг к другу досок или деревянных реек, обшитых изнутри лубом, а иногда и листовым железом. Кузов был рассчитан обычно на двух-трех седоков. Один сидел на облучке (передней скамейке) и управлял лошадьми, двое других — на задней скамье. Сани могли иметь только заднюю скамью для двух человек или вообще не иметь сидений. В последнем случае для удобства седоков на дно саней укладывали сено, прикрытое сверху плотной тканью.

Характерной чертой некоторых выездных саней были широкие боковые отводы (отводины). Их крепили одним концом к головке саней, а другим — к концам длинного толстого бруса, установленного сзади на платформе. Отводы эти несколько напоминали крылья и служили опорой при наклонах саней, предохраняя их во время езды от перевертывания на поворотах. Кроме того, на полозья выездных саней набивали подрезы — металлические полосы, защищавшие их от стирания и облегчавшие скольжение по зимней дороге. Выездные сани в большинстве случаев были красивы по форме и отделке.

Внутреннее пространство кузова обивали сукном, холстом, кожей. Спинку, передок и боковины кузова, изготовленного из дерева, покрывали резьбой или яркой росписью. Внутреннюю металлическую обшивку кузовов с решетчатым задком и боковинами окрашивали в золотистый цвет, а палки, образовывавшие решетку, вытачивали на токарном станке. Верх передка и задка украшали узором из кованого железа. При поездке в гости, катании по деревне в праздник внутреннее пространство выездных саней застилали белым войлоком, ковром, овчиной, волчьей или медвежьей шкурой, слегка свисавшей с боковин и задка. На сиденья укладывали пуховые подушки в цветных наволочках, а ноги ездоков прикрывали шкурами или ковром.

Сани, используемые при ямской гоньбе (см.Тройка), отличались тем, что их делали с низким закрытым кузовом, длиной в рост человека и выстилали толстым слоем войлока. Путник обычно ехал лежа, закутанный овчиной, прикрытый сверху войлоком, сукном или мехом. Выездные сани появились у русских давно. Их изображение можно видеть на книжных миниатюрах XIV—XVII вв., рисунках иностранцев, посещавших Русское государство. В эпоху Средневековья на Руси выездные сани были необходимой принадлежностью каждого богатого человека. Знатные и уважающие себя люди должны были всегда выезжать из своего дома зимой на санях. Это было обязательным даже при визите к соседу, жившему почти рядом.

Приход в чужой дом пешком рассматривался как утрата собственного достоинства и как унижение хозяина дома. Мужчины тогда ездили на короткие расстояния в маленьких санках для одного, реже — двух человек. Эти санки имели открытый кузов в форме ладьи с загнутыми внутрь краями передка и задка. Некоторые же сани напоминали собой длинный неширокий ящик, сужавшийся к ногам, или прямоугольный ящик. Внутреннее пространство таких саней обивали шелком или тонкой кожей и покрывали медведно — медвежьей шкурой, а сверху накидывали полость (покрытие из войлока или толстого сукна с узором из бархата), которой прикрывали ноги седока.

Задок саней украшали персидским ковром. Возница сидел обычно верхом на лошади, управляя ею с помощью уздечки. Однако можно было управлять ее движением и сидя в санях. Женщины ездили и на короткие, и на длинные расстояния в закрытых санях. Их кузов представлял собой прямоугольный ящик с дверцами и маленькими слюдяными оконцами с занавесками. Внутри он был обит сукном, бархатом, иногда овчиной, а у очень богатых людей даже соболями. Вместо сидений в таких санях были подушки. Выездные сани, видоизменяясь со временем, использовались в крестьянских хозяйствах вплоть до XX в.

Сани грузовые

Сани для торговых и хозяйственных зимних перевозок. Для перевозки громоздких грузов брали дровни и более компактные — розвальни. Как те, так и другие имелись в каждом крестьянском хозяйстве. Грузовые сани были также необходимы в быту, их использовали, например, для поездок на базар или ярмарку. Сани приобретали у санников — профессиональных мастеров, работавших на заказ или поставляющих свой товар для продажи на ярмарках и базарах. Однако многие крестьяне сами изготавливали грузовые сани для своего хозяйства.

Скочки

Сани выездные с открытым узким кузовом, сравнительно низкими бортами и более высоким, чем на пошевнях или кошевах, задком. Сиденье в скочках располагалось довольно высоко и было настолько узким, что на нем с большим трудом помещались два человека в зимней одежде. Эти сани были приспособлены для хорошо укатанных дорог. При поездке по заснеженным дорогам седоков засыпало снегом, так как он легко попадал через стенки кузова. Скочки считали эталоном щегольства, недеревенской роскоши.

Материал создан: 22.10.2015



Хронология доимперской России