Преподавать русскость не просто потому, что она до последнего времени была повседневна и не структурирована. Именно отсутствие готовой методической оформленности в вопросе работы с русской национальной и культурной компонентой усложняет работу педагога и/или лектора. Для целей преподавания необходимо структурировать и формализовать основные элементы такого явления как "русскость". То что раньше существовало в виде уклада жизни, теперь надо переложить на язык рубрикатора или методички и описать каждый элемент. При этом надо помнить о необходимости градации такого рода материалов по возрастным группам учащихся: начальная школа, средняя школа и старшие классы. Давайте попробуем сформировать понятийный каркас русского народного компонента в преподавании.
Достаточно непросто сделать выбор в подходе составления рубрикатора, который должен лечь в основу разделов методических указаний для преподавателей. К тому же, предстоит сделать целевой выбор между этно-культурным и национально-культурным подходом. Некоторая эмоциональная подвижность такой новой темы как преподавание русскости не должно смущать, пугать или настораживать педагога, в конце концов, у других народов полиэтничной России есть учителя такого рода: профессиональные евреи и профессиональные татары.
Надо понимать, что государство не будет полноценно участвовать в таком вопросе как формирование русской идентичности посредством использования русской национально-культурной компоненты в школьном образовании. Задача государства - воспроизводство граждан, а не представителей народов и этносов. Поэтому только энтузиасты, русские преподаватели и попечители, смогут решить такой важный и сложный вопрос как формирование русского человека. Надо очень любить русский народ, чтобы помогать его детям сохранять его лучшие качества и не уродовать их новомодными изысканиями пришедшими извне.
Структура русской национально-культурной компоненты в школе
- Человек
- Внешний вид
- Ментальность
- Ценности и установки
- Образы и символы
- Зрительные
- Звуковые
- Вкусовые
- Культура
- Религия
- Государство
- Формирование
- Вклад русских
- Войны, сражения, битвы
- Полководцы и герои
- Выдающиеся представители народа
- Этноцид и геноцид
- Полиэтничность России
Предложенная структура, на первый взгляд, может показаться странной, но при её выработке мы ориентировались на
- наглядность,
- знакомость сущностей,
- скорость "входа в тему" и
- возможность оперативного поиска дидактического материала.
Еще предстоит очень много работы по переработке разнородного тематического материала. В каждом из уровней-пунктов необходимо выделять 3-5 узловых тем, которые детально прорабатывать составляя тексты лекций и презентационные материалы.
Анализируя данную структуру, есть смысл разрабатывать методички в двух контекстах:
- общерусский национальный компонент
- региональный русский национальный компонент
Если говорить о возрастной градации русского национально-культурного компонента в кшоле, то логичным видится его трехступенчатая уровневость:
- Начальная школа (былины, сказки, поговорки, игры, и т.д.)
- Средняя школа (кухня, одежда, музыка, словесность, и т.д.)
- Страшая школа (антропология, ментальность, религия, государство, и т.д.)
Какой бы формат и темп преподавания русскости в виде национально-культурной или этно-культурной компоненты вы не выбрали, всегда стоит помнить о том, что русский народ далеко не первопроходец в этом вопросе. На территории России дейстует очень много этно- национально-культурных школ других народов и наций: евреи, татары, немцы, азербайджанцы, армяне и т.д. Поэтому логичным представляется сбор и анализ учебных методик применяемых в других национальных школах полиэтничной России. Вкупе с вежливой настойчивостью и аккуратной последовательностью, мы, русские, сможем сфомировать свой уникальный национальный подход в формировании русских граждан.
Материал создан: 04.11.2019