САРАФАН — горничная одежда девушек и замужних женщин. Представлял собой длинную одежду на лямках или широких проймах без рукавов. Сарафаны были известны в северных, среднерусских и поволжских губерниях Европейской России, в Сибири и на Алтае. На этой территории их носили как девушки, так и замужние женщины. Сарафаны в южнорусских губерниях являлись составной частью девичьего костюма. Покрой сарафанов, ткань, использовавшаяся для их шитья, а иногда и орнаментация были различны в разных районах расселения русского народа.
В северо-западных губерниях Европейской России сарафаны шили из одного длинного куска ткани, перегнутого по утку пополам, к боковым его сторонам пришивали скошенные полотнища или продольные клинья. На сгибе центрального полотнища вырезали круглый или квадратный ворот и проймы. Этнографы называют этот тип сарафана косоклинным глухим, т. е. без переднего шва и разреза. В северо-западных губерниях Европейской России эти сарафаны носили в основном старые женщины, а также старообрядки во время посещения молельной. Их шили из черного, синего или белого сукна. Кроме того, они входили в состав погребального женского костюма.
В южных губерниях Европейской России косоклинные глухие сарафаны были одеждой девушек. Замужние женщины в этих местах обычно надевали понёвы. Сарафаны, изготовленные для праздника из тонкой черной, синей шерсти на холщовой подкладке, девушки надевали поверх белой, богато декорированной на рукавах красным рубахи и подпоясывали широким шерстяным поясом красного цвета, завязывавшимся бантом. Принято считать, что косоклинный глухой сарафан — один из самых старых типов крестьянской одежды северо-западных территорий России и что в XVIII — начале XIX в. он был распространен более широко, чем во второй половине XIX в.
В северных и центральных губерниях Европейской России, на Волге сарафаны шили иначе. Их перед всегда состоял из двух пол, соединенных посредине застежкой или сшитых друг с другом, но имевших декоративную застежку из пуговиц и петель. Спинку кроили из одного полотнища. Между передними и задним полотнищами вставляли широкие клинья. Сарафан мог делаться на проймах или пришивных лямках. Его шили из кумача, китайки, тонкого сукна, плотного шелка, парчи, крашенины, т. е. окрашенного в разные цвета льняного или конопляного холста.
Сарафан украшали спереди вдоль разреза и по подолу тесьмой, лентами, золотным кружевом, позументом, нашивками красного шнура. Косоклинные распашные сарафаны из дорогих тканей надевали с тонкими рубахами из кисеи, миткаля, коленкора, шелка. Рубахи могли быть с рукавами до запястья или с короткими, хорошо накрахмаленными, пышными рукавами, которые перевязывали у локтя лентами, а также долгорукавками. Сарафаны имели подкладку, иногда их подшивали льняной куделью, шерстяными очесами. Подкладка предохраняла тонкую ткань от порчи, а кудель делала сарафан более теплым. Это было очень важно, так как в праздничные дни поздней осенью и зимой сарафан могли носить без шубы или с короткой шубейкой. Кроме того, плотная подкладка на кудели хорошо выявляла форму сарафана, плавно расширявшегося к подолу.
Косоклинный сарафан, подшитый куделью, с тяжелыми складками на спине, с небольшим шлейфом, придавал женщине стройность, величавость. В некоторых северных губерниях поверх сарафана надевали душегрею. Будничные сарафаны шили из набойки или холщовой ткани, окрашенной в черный, синий или коричневый цвета. Во второй половине XIX в. косоклинные сарафаны стали выходить из праздничного и будничного обихода, заменяясь прямым сарафаном или юбкой. Они сохранялись в некоторых местах как венчальная одежда невесты или как одежда молодухи, которую она должна была надеть после первой брачной ночи.
Кроме того, косоклинный распашной сарафан синего, черного или коричневого цветов встречался у старообрядок Вятской и Пермской губерний в качестве моленой одежды. Кроме косоклинного сарафана в деревнях были распространены сарафаны, называвшиеся прямыми или круглыми. Они были сшиты из прямых полотнищ ткани, собранных сверху на обшивку, со сравнительно узкими лямками. Сарафаны напоминали по своему покрою высокую юбку на лямках и изготавливались из ситца, сатина, пестряди, набойки, тонкой шерсти. Прямые сарафаны, как правило, не украшали, так как красоту им придавала яркая ткань. Сарафан, сшитый для праздников, надевали обычно с тонкой рубахой, душегреей или шугаем. Он был хорошо известен в первой половине XIX в. в районах с развитыми промыслами, а во второй половине XIX — начале XX в. получил широкое распространение по всей стране, в том числе и в южных губерниях Европейской России.
В западных уездах Псковской, Смоленской, Орловской губерний встречались сарафаны, представлявшие собой прямую сборчатую юбку, пришитую к лифу на проймах или лямках. Такие сарафаны напоминали одежду белорусок. Время появления в русском быту сарафана — женской и девичьей одежды на лямках или широких проймах, надевавшейся поверх рубахи, — точно неизвестно. Первое упоминание в письменных источниках этого слова относится к 1376 г. Однако в XIV — первой половине XVII в. термином «сарафан» обозначалась мужская комнатная одежда — длинная распашная, с рукавами. Некоторые ученые считают, что тип одежды, называвшейся в XIX в. сарафаном, был знаком русским еще в XIV—XVII вв., но под иными названиями, и был распространен только в городах.
Другие полагают, что сарафан стал одеждой крестьянок лишь в XVIII в. и явился результатом трансформации более ранней одежды горожанок. Слово «сарафан» в лексиконе крестьян XIX в. встречалось сравнительно редко. Чаще крестьяне называли эту одежду другими словами: атласник, глухарь, дабинник, китайник, клинник, костолан, крашенинник, кумашник, москвич, московский сарафан, набивник, пестрядник, раздувай, рытник, саян, ситцевик, сукман, сушпан, штофник, шубка, шушун и др.
Материал создан: 22.10.2015