СТОЛ — предмет меблировки дома, использовавшийся для трапез. В русской избе или горнице стол ставили в переднем углу под образами вдоль половиц, т. е. короткой стороной к передней стене. Крестьянский стол состоял из столешницы — длинной верхней части, которую старались сделать из толстой доски, и подстолья — рамы, соединяющей ножки стола.
Подстолье, забранное со всех сторон брусчатыми досками, было довольно массивным и укреплялось на прямых толстых ножках, соединенных снизу проногами — прямоугольными брусьями, придававшими столу дополнительную устойчивость. В нем имелся шкафчик с дверцами или выдвижные ящички для хранения солонки, ложек, скатерти. Характерной особенностью русского стола было то, что его столешница была значительно шире и длиннее сравнительно короткого и узкого подстолья. Это делало его очень удобным для сидевшей за столом большой крестьянской семьи.
Столы, которые покрывались скатертью только на время трапезы, старались сделать покрасивее. Столешницу и подстолье часто окрашивали, а иногда и расписывали масляными красками, украшали орнаментом, выполненным резьбой или инкрустацией мореным дубом, а ножки стола делали в виде красиво выточенных балясин (фигурных столбиков). Передвижные столы с узкой столешницей и массивным подстольем были известны русским очень давно. Предполагается, что они появились уже в XII—XIII вв. Во всяком случае на миниатюрах русских летописей, датируемых XIV—XVI вв., они уже имеются.
В царских дворцах и боярских хоромах Средневековой Руси столы делали очень нарядными, с резными или прорезными подстольями, их расписывали разными цветами и травами. В 1675 г. в хоромах царя Алексея Михайловича находился такой стол: «Писан по золоту розными краски травы: в середине круг, в кругу орел двоеглавый с короною; по сторонам круга писано золотом по столу по птице по сирину; каймы писаны по золоту ж разными краски: в узлах травы, подстолье писано по разным краскам золотом травы. Длиною стол 2 аршина 12 вершков, а шириною аршин».
Столы в боярских домах в обычное время покрывали красным — «червчатым», алым или зеленым сукном, в праздники — золотыми или аксамитовыми коврами, а поверх них бархатными или шелковыми подскатер- никами. Стол, стоявший в переднем углу под божницей, считался в доме святым местом. Народным сознанием он воспринимался аналогично престолу Божьему — алтарю в церкви. Святость стола определялась также и тем, что на стол клали хлеб — главное богатство русского крестьянина: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — так и стол доска».
Кроме того, в представлениях русских крестьян стол соотносился не только с Богом, считаясь «ладонью Божьей», но и с хозяином дома. В русской деревне была хорошо известна примета: «Стол шатается к смерти хозяина». Святость стола требовала почтительного отношения к нему. На стол нельзя было садиться, класть младенцев или передавать их через стол, ставить ноги, резать его ножом, плевать, не разрешалось бегать по нему кошкам, на стол запрещено было класть некоторые предметы: лопаты, серпы, ключи и др. По столу нельзя было стучать. Крестьяне, жившие на Русском Севере, объясняли это так: «...матерь Божия руку протянула по столу, ладонь на стол приложила. Подала она ладонь с хлебами, солью, сказала, шо ешьте, по столу не бейте».
Сидящие за столом люди должны были вести себя достойно: не разговаривать, не шуметь, есть не торопясь, стол не пачкать, под стол ничего не бросать. Крестьяне Олонецкой губернии говорили: «Стол — то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви». После трапезы стол должен быть освобожден от посуды, скатерть снята, столешница вытерта. Верили, что Божья Матерь может строго наказать нерадивую хозяйку за оставленный на ночь грязный стол.
Стол играл заметную роль в некоторых ритуалах, в частности в ритуалах, связанных с рождением детей и заключением брачного союза. При трудных родах стол отодвигали на середину избы в надежде на благополучный исход. На юге России невеста перед отъездом в церковь должна была посидеть некоторое время за столом, накрытым специальной «посадной скатертью ». По русскому обычаю, распространенному повсеместно, дружка должен был обвести жениха и невесту вокруг стола, повторяя действия священника во время венчания в алтарной части храма.
Невеста, отправляясь в церковь для венчания, тянула за собой стол до порога, стараясь магическим путем помочь подружкам выйти замуж. Стол воспринимался как символ устойчивости, благополучия крестьянской семьи. В народных песнях столы, накрытые браными скатертями, в окружении лавок «дубовых, брусиночек кленовых», — это то, чем может гордиться семья: А во новой во горенке столы стоят, Столы стоят! Посеред белой светлицы — дубовые, Дубовые! На столах-то скатерти браные! За столами гости званые — Пьют, едят и прохлаждаются.
Материал создан: 22.10.2015