Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Русский традиционный костюм

Русский традиционный костюм

Русский традиционный или, как его еще называют, народный, национальный костюм, известный по памятникам XVIII— XX вв., представляет собой замечательное явление культуры. Он отличается разнообразием типов и вариантов, благородством форм, соответствует этическим воззрениям русского народа, его представлениям о женской и мужской красоте. Русские люди издавна относились к традиционному костюму с глубоким почтением.

Он считался большой ценностью, прекрасным подарком ко дню свадьбы, был предметом гордости владельца и бережно хранился в семье даже в те времена, когда уже перестал использоваться повсеместно. История русского традиционного костюма восходит к эпохе славян, живших в VIII—XIII вв. на просторах Восточной Европы. В XIV—XVII вв. — пору становления русского этноса — костюм приобрел много новых черт. Именно тогда сформировались основные типы мужской и женской рубахи, мужских штанов, набедренной женской одежды, верхней зимней и осенне-весенней одежды, различные виды кожаной и лыковой (берестяной) обуви, головных уборов.

Однако традиционный русский костюм XVIII — первой четверти XX в. заметно отличался от костюма эпохи Средневековья. В нем отсутствовали многие виды одежды, типичные для раннего периода русской истории: плащи без рукавов с разрезом посередине или с правой стороны, летники женская верхняя одежда свободного покроя с широкими рукавами, мужские шапки-горлатки. Некоторые средневековые одежды изменили покрой, сохранив старое название: охабень из парадной длинной верхней одежды с ложными узкими рукавами, завязанными на спине, превратился в простую суконную одежду с глубоким запахом, обычными рукавами, расклешенную в подоле; опашень, имевший свободный покрой и длинные, сужающиеся к запястью рукава, сшитый, как правило, из шелковой ткани, стал суконной одеждой типа свиты.

В то же время костюм XIX в. включал много новых предметов, не характерных для предшествующих веков: шали, платки, наколки, малахаи, казакины и т. п. Кроме того, он был более унифицирован, чем средневековый костюм. Сравнительное единство одежды на всем огромном пространстве расселения русского народа явилось результатом процесса нивелировки и выработки ее общенациональных форм, процесса, начавшегося еще в XVI—XVII вв. Традиционный костюм до XVII в. был одеждой всех социальных слоев русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники и крестьяне. С начала XVIII в. (времени реформ Петра Великого в политической, экономической и социальной сферах) он начал постепенно превращаться в костюм крестьян и провинциального купечества. В середине XIX в. традиционный костюм стал только крестьянской одеждой.

Традиционный русский костюм XVIII — начала XX в. отличался ярко выраженным своеобразием, так называемой этнической спецификой. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысоким стоячим воротником (или без него), имевшей застежку на левой стороне груди. Рубаху обычно выпускали поверх нешироких штанов и подпоясывали. Дополняли костюм шапка, валянная из овечьей шерсти, кожаные сапоги или лыковые (берестяные) лапти. Характерной чертой такого костюма было его единообразие на всей территории расселения русского народа. Региональные или местные отличия казались незначительными и проявлялись в расположении орнамента на рубахе, его цветовой гамме, в технике плетения пояса и форме головного убора. Женский же костюм, сохраняя общерусские черты, был достаточно разнообразен.

Исследователями обычно выделяются четыре его комплекса: комплекс одежды с сарафаном, называющийся также севернорусским, комплекс одежды с понёвой — южнорусский, комплекс одежды с шерстяной юбкой и комплекс с кубильком. Первые два преобладали в русском традиционном костюме. Севернорусский комплекс одежды включал в себя рубаху, сарафан, нагрудную одежду (нарукавники, душегрейку, шугай), кокошник для женщин, венец — для девушек, кожаную или лыковую обувь. Территория его распространения довольно обширна. Кроме северных и центральных губерний Европейской России, он бытовал в низовьях Волги, в Приуралье, Сибири и на Алтае. Южнорусский традиционный костюм состоял из рубахи, поневы, нагрудника (навершника, шушуна, костолана), сороки для женщин, повязки для девушек, кожаной или лыковой обуви.

Он был распространен в губерниях, расположенных к югу от Москвы: в Рязанской, Калужской, Тульской, Курской, Орловской, Тамбовской и некоторых других. Эти два классических комплекса русской одежды окончательно сложились, как предполагают ученые, в XVII в. При этом костюм с поневой появился в русском быту значительно раньше, чем костюм с сарафаном. Отдельные его компоненты (рубаха, понева, возможно, и сорока) были известны уже в XIII—XV вв. При этом территория их распространения в то время была значительно шире, чем в XIX в. Комплекс одежды с сарафаном начал складываться, вероятно, в XVI в. в боярской среде и постепенно стал вытеснять костюм с поневой. Комплекс одежды с кубильком включал в себя рубаху и сам кубилек — длинное распашное платье, сшитое в талию и украшенное металлическим поясом.

Дополняли костюм колпак, надевавшийся на косу, уложенную на затылке в узел, и тонкое покрывало, которое набрасывали на голову. Такой костюм имел узколокальное распространение — казачьи станицы низовий Дона. Он сложился у русского казачьего населения скорее всего в XVII в. под влиянием костюма народов Северного Кавказа. Костюм с юбкой был известен в ряде сел южных губерний Европейской России, где он соседствовал с поневным комплексом. Он включал в себя помимо юбки (полосатой, реже однотонной) рубаху с высоким пристегивающимся стоячим воротником, короткую жилетку, широкий пояс и кокошник. Этот костюм носили женщины из деревень, заселенных потомками служилых людей, переселившихся сюда в XVI—XVII вв. из западнорусских земель для охраны южных степных границ Русского государства. Во всех этих комплексах женской одежды четко различались костюмы девушек и замужних женщин.

Это различие проявлялось главным образом в головных уборах. Для девичьего костюма были характерны открытые сверху головные уборы типа венца, повязки, а для замужних женщин — уборы, закрывавшие полностью волосы, — кокошники, сороки, повойники. Одежду шили из льняных, конопляных и шерстяных тканей домашнего изготовления, а также из фабричных тканей: штофного шелка, муара, бархата, парчи, полупарчи, кашемира, сатина, батиста, ситца. Праздничный костюм девушек и молодых замужних женщин богато украшали вышивкой, полосами узорного тканья, кружевом, лентами, тесьмой, блестками, битью и канителью.

Необходимым дополнением к костюму был также набор украшений, включавший в себя серьги, кольца, ожерелья, металлические цепи в севернорусском костюме и гайтаны — длинные нагрудные украшения из бисера — в южнорусском костюме. Одежда детей до семи лет состояла из одной рубахи одинакового покроя как для мальчиков, так и для девочек, сшитой из материнской или отцовской старой одежды, и узкого пояска, поддерживающего эту рубаху. Подростки носили такую же одежду, как парни и девушки, но менее нарядную, из холщовой ткани домашнего изготовления. Все эти комплексы мужской, женской и детской одежды являлись своего рода стандартом, которого придерживались русские, жившие в том или ином регионе.

Однако в общепринятых рамках можно было обнаружить некоторую вариативность костюма, обусловленную огромными пространствами страны, разнообразием природных условий, особенностями исторических судеб населения различных районов, контактами с другими народами и культурами. Вариативность проявлялась и в количестве предметов, составлявших костюм, в манере ношения одежды, в ее цветовой гамме, в характере украшений, в своеобразии орнамента, иногда в деталях кроя. Верхняя одежда, как женская, так и мужская, была более единообразна. По всей России женщины и мужчины зимой носили одежду из меха: шубы, полушубки, тулупы, а в осенне-зимний сезон — одежду из сукна: кафтаны, зипуны, армяки и т. п.

Характерной чертой русского традиционного костюма было то, что он разделял людей по возрасту, семейному положению, социальному статусу. Костюм позволял легко отличать богатого от бедного, девушку от невесты, старой девы или замужней женщины, парня от женатого мужчины, бобыля от семейного человека, вдову от солдатки, пастуха от мельника, гончара от кузнеца и т. п. Кроме того, он всегда соответствовал конкретной ситуации или определенному событию в жизни людей. Одежда, надевавшаяся дома в будни, отличалась от одежды, в которой отправлялись на жатву, сенокос, пахоту или сев; воскресный костюм был иным, чем костюм, надеваемый на Пасху или Рождество; на время похорон и траура полагался специальный «печальный костюм»; жених, невеста стояли в церкви у аналоя в венчальных костюмах и т. п.

Судьба традиционного костюма русских в XX в. складывалась в различных регионах России по-разному. В больших селах, расположенных в окрестностях губернских уездных городов, в ремесленных слободах, в казачьих станицах традиционная одежда была заменена одеждой европейского типа уже на рубеже XIX—XX вв. В более отдаленных местностях, в Сибири, в южных сельскохозяйственных районах Европейской России она сохранялась вплоть до 30-х гг. XX в. В старообрядческих деревнях Урала и Сибири национальный костюм можно было видеть на людях еще в 1950-е гг.

Материал создан: 22.10.2015



Хронология доимперской России