Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Русское седло

СЕДЛО — часть конской сбруи верховой, служащая сиденьем для всадника. Седло было довольно сложной конструкции и состояло из нескольких прочно соединенных между собою деталей. Основой седла являлось обтянутое кожей седловище (арчак, деревяга, ленчик), состоявшее из двух полок, правой и левой, и двух лук, передней и задней.

Седельные полки (крыльца, лавки, палицы) представляли собой две березовые доски, располагавшиеся справа и слева с небольшим промежутком, который закрывался толстым сыромятным ремнем или деревянной дощечкой. К нижней стороне полок подшивали войлок, защищавший спину лошади от натирания. Передняя лука имела дугообразную форму, была довольно высокой и наклонялась слегка вперед. Заднюю луку делали более низкой и более отлогой, чем переднюю. Отлогая задняя лука позволяла всаднику легко поворачиваться в седле.

На седельные полки укладывали кожаную подушку, набитую пухом, шерстью или пенькой. Ее крепили к седловищу с помощью катаура, представлявшего собой два сшитых друг с другом кожаных мешочка с двумя ремешками. Мешочки надевали на луки, а ремешки пристегивали к специальным пряжкам, пришитым на средней подпруге. Необходимой принадлежностью седла были стремена — металлические подножки, делавшие положение всадника в седле более устойчивым. Их крепили по двум сторонам седла на толстых кожаных ремнях или металлических пластинках-путалищах.

Для предохранения ног всадника от лошадиного пота, а лошади — от металлических стремян с боковых сторон седла спускали тебеньки — кожаные накладки. К седлу прикрепляли также несколько крепких кожаных ремешков — тренчиков, использовавшихся для приторачивания вещей всадника. Под седло обычно укладывали потник и чепрак, предохранявшие спину лошади от натирания, а седло — от лошадиного пота. Седло держалось на спине лошади с помощью двух подпруг, прикреплявшихся к его задней и средней части. Но чтобы предотвратить сползание седла назад, к нему крепили нагрудник — кожаный ремень, охватывавший грудь коня.

Сползать вперед седлу не позволял подхвостник — кожаный ремень, который протягивали под хвостом коня и закрепляли на задней части седла. Конструкция седла, используемого крестьянами, была хорошо продумана. Его ленчик соответствовал форме спины лошади и укладывался на нее так, что спинные мышцы уходили из-под него, а между передней частью ленчика и холкой лошади, а также между задней частью ленчика и спиной оставались свободные промежутки. Седло не сгибалось под тяжестью седока, войлок на его нижней части был гладким и ровным.

Седла на Руси появились очень давно. Так, в одном из венгерских письменных источников упоминается, что еще древние русы откупались от проходивших по их землям мадьяр «седлами и удилами, украшенными по русскому обычаю». Русская же летопись впервые об оседланном коне упоминает в 912 г. В «Повести временных лет» в год 964-й рассказывается о князе Святославе, что «не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах...». При археологических раскопках часто обнаруживают детали седел, а при раскопках Великого Новгорода в слоях первой половины XI в. было найдено почти целое седловище - деревянный остов седла. Оно ничем не отличалось от седловищ крестьянских седел XIX в.

В Древней Руси седла имели металлические, кожаные или деревянные стремена на длинных ременных путалищах. Ученые предполагают, что стремена славяне Восточной Европы стали использовать еще в VI—VIII вв. В Древней и Средневековой Руси, когда предпочтение отдавали верховой езде перед ездой упряжной, седла были в каждом доме. Различались седла, использовавшиеся в повседневной жизни, и седла, которые берегли для праздничных торжественных выездов. Последние украшали очень богато. Особенно богатыми были седла для царского и боярского выезда.

В Оружейной палате Кремля сохранились до наших дней седла русских царей и бояр XVI—XVII вв., поражающие своей красотой и роскошью. Их луки отделывали серебряными и золотыми пластинами с чеканным или черненым орнаментом, с вкраплениями голубой эмали. На луках изображали пышные растительные узоры, двуглавых орлов с предстоящими грифонами, единорогами, львами и барсами. Сиденья и полки седел обтягивали восточным бархатом или шитьем, исполненным золотом и серебром. Кожаные тебеньки украшали тисненым или расписанным красками орнаментом. Иногда седла обтягивали сафьяном, расшитым золоченым и белым серебром.

Стремена к таким седлам оковывали золоченым серебром, украшали золотой и серебряной насечкой. Русские крестьяне сохранили старинный обычай делать седла для праздничных выездов очень нарядными. Богатые крестьяне, имевшие возможность приобрести хорошую верховую сбрую, покупали седла с луками, украшенными пластинами мамонтовой или слоновой кости, цветной берестой, серебряными накладками, с подушками из сафьяна или какой-либо другой дорогой кожи, с дорогими нагрудными и подхвостными ремнями, с отделкой латунными или серебряными бляшками.

Такие седла использовали во время свадеб, когда дружка и поддружья ехали верхом, возглавляя свадебный поезд жениха. Принято было надевать на лошадей красивые седла во время их скачек на масленице, а также во время сибирской игры «взятие снежного городка». В Притоболье и Забайкалье, где были распространены верховые катания девушек и парней в праздничные дни, наличие нескольких нарядных седел в хозяйстве говорило о зажиточности семьи. Ценились красивые седла и у казаков: для них конь и хорошая верховая сбруя считались чуть ли не главным богатством дома.

Материал создан: 22.10.2015



Хронология доимперской России

Русская блогосфера

Русская блогосфера. Материалы русских блогеров.
Этническая психология — междисциплинарная наука, в основе которой лежат этнография (этнология) и психология. Это "наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях". В нашей стране - это прикладная наука.
Telegram-канал Сыны Монархии
1932, Введение паспортной системы, отмененной после революции 1917.
Реклама в Российской Империи
Известные русские
Ремезов Семён Ульянович, 1642 – 1721, город Тобольск, Русское царство. Семён Ремезов известен в истории, как картограф. Он составил три уникальных атласа: "Хорографическую чертежную книгу", "Чертёжную книгу Сибири 1701 г." и "Служебную чертежную книгу".
В России проживает около 190 народов и по этой цифре можно смело утверждать что Российская Федерация — это многонациональное государство. Все они находятся в тесном и противоречивом взаимодействии друг с другом, одновременно, дополняя и влияя один на другой. Но далеко не все из них находятся в теме "межнациональный конфликт", то есть в фазе, той или иной степени, вражды между собой.
Покровский храм в станице Орджоникидзевская, Ингушетия