Я русский

что значит быть русским человеком

Сергиев Посад. Путеводитель по городу

Троицкий монастырь, основанный в 1345 г. сыном ростовского дворянина Кирилла Варфоломеем, вошедшим в историю под монашеским именем Сергия Радонежского, вскоре стал духовным центром Московских земель.  В 1380 г. отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и Лисовского, стал одним из оплотов второго ополчения Минина и Пожарского.

Русские цари регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергиева монастыря.  В 1682 г., во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра.  В 1742 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус лавры. В 1920 г. монастырь был закрыт и лишь в 1946 г. вновь передан в пользование церкви.  До конца 1980-х гг. лавра была резиденцией Патриарха.

К концу XIV — началу XV вв. вокруг монастыря появилось несколько самостоятельных поселений.  22 марта 1782 г. по указу Екатерины II они были объединены в один посад, который назвали Сергиевым.  К 1792 г. посад обрел регулярный план.  В 1919 г. Сергиев получил статус города, а в 1930 г. был переименован в  Загорск в честь революционного деятеля В. М. Лубоцкого (Загорского). В 1991 г. город был назван Сергиевым Посадом.

Герб Сергиева Посада утвержден в 2006 г. и получил следующее описание:  «В лазоревом поле серебряная стена, мурованная лазурью, завершенная золотым краем, вверху стенозубчатым, снизу имеющим под каждым зубцом выемку в виде острого зубца; в стене сквозные ворота с открытыми черными створами, имеющими золотые скрепы и запоры; из-за стены возникает серебряная, о двух черных окнах в один ряд, башня с золотым, крытым в виде чешуи, церковным куполом, который увенчан шестиконечным (голгофским) крестом; по сторонам башня сопровождена двумя золотыми бердышами на таковых же укороченных древках в столб, лезвиями вправо».

Сергиев Посад — столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки.  Начало игрушечного резного промысла в городе относится к первым десятилетиям XVI в.  В Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые ее разновидности.  Там же расположен уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать историю игрушки.  В Сергиевом Посаде в разное время жили и работали такие известные люди, как художники А. В. Лентулов, М. В. Нестеров, писатель-натуралист М. М. Пришвин, знаменитая актриса МХАТа А. К. Тарасова.

Троице-Сергиева лавра — действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.  Она занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Рядом со входом в Лавру установлен памятник ее основателю — преподобному Сергию Радонежскому. Проходим на территорию Лавры через главный вход — Святые ворота.  Башня над ними называется Красной (середина XVI в.).  Внутри Святые ворота украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия.  Справа от Святых ворот расположены хозяйственные Успенские ворота (вторая пол. ХУП в.).  Свое название они получили от Успенского собора, напротив которого они и расположены.

Напротив Святых ворот находится надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи, возведенная в 1692-1699 гг. на средства знаменитого промышленника Г. Д. Строганова.  Слева от церкви располагается двухэтажное здание Предтеченского корпуса братских келий (XVII в. — 1640 г.).  Аскетический облик придает зданию его гладкий фасад с небольшими, лишенными обрамлений арочными окнами.  За корпусом расположена Пятницкая башня (1640 г.) — угловая юго-восточная башня монастырской стены.  По левую руку от башни расположен Варваринский корпус братских келий.  В настоящее время на первом этаже здания располагается монастырская трапезная, на втором и третьем — братские кельи.

Слева от Варваринского корпуса находится церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой, сооруженная по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686-1692 гг. С 1956 г. в зимнее время Сергиевская церковь становится главным храмом монастырских богослужений. За церковью находится прямоугольная Луковая башня (ХУ1-ХУШ вв.). Перед церковью преподобного Сергия Радонежского располагается Михеевская церковь (1734 г.) над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского. В юго-западном углу монастыря расположены Митрополичьи (Патриаршие) покои.  На верхнем этаже располагается домовая церковь. За Митрополичими палатами расположена Водяная башня (ХУЛ в.).  Сейчас в башне располагается Издательский отдел Лавры.

Справа от Святых ворот возвышается Троицкий собор — главный соборный храм, с которого началось формирование архитектурного ансамбля монастыря.  Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном в честь преподобного Сергия Радонежского.  Главное художественное сокровище храма — его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.  К Троицкому собору примыкает Никоновская церковь (1623 г.).  Храм был воздвигнут над гробом преподобного Никона Радонежского, ученика и преемника преподобного Сергия Радонежского.

За Троицким собором находится двухэтажное здание Ризницы (1782 г.), сооруженное по проекту архитектора В. С. Яковлева в строгих формах раннего классицизма.  В настоящее время здание используется для хранения и экспонирования произведений церковного искусства ХГУ-ХУШ вв.  За Ризницей, в западной стене монастыря, расположена Пивная башня (ХУТ-ХУП вв.). К востоку от Троицкого собора расположен Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г.) — пример церкви с подкупольной звонницей.  Висевший на звоннице церкви особый — «всполош-ной» — колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608-1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.

Справа от храма во имя Сошествия Святого Духа на апостолов расположен сооруженный по повелению царя Ивана Грозного Успенский собор (1559-1585 гг.) — самый большой храм Троице-Сергиевой лавры.  К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи.  У юго-западного угла Успенского собора над источником целебной воды устроен Успенский кладезь с часовней (1644 г. — конец XVII в.).  Слева от кладезя находится Сень над крестом (1872 г.) — бассейн для освящения воды.  Рядом с сенью расположен Обелиск (1792 г.), прославляющий исторические заслуги обители перед Отечеством. По правую руку от Успенского собора возвышается колокольня (1741-1768) Успенский собор высотой 88 м.

На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, пострадавшее в 1930 г., когда были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой на Руси — Царь-колокол, весом 4 тыс. пудов (64 т.).  Вес вновь отлитого в 2003 г. для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72 т.  Слева от колокольни, вдоль западной стены монастыря, протянулось трехэтажное здание Казначейского корпуса братских келий (1743-1745).  Ныне первый этаж здания отведен под административные помещения, а второй и третий — под братские кельи.  За корпусом — Келарская башня.

Справа от казначейского корпуса находится церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и Больничные палаты (1635-1637).  Сейчас в этом комплексе зданий располагаются Соборные палаты и покои наместника Лавры.  Церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Намес тничьих покоев.  По правую руку от церкви — Плотничья башня (XVП в.) — угловая северо-западная башня монастырской стены. Напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких находится Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигнтрии), сооруженная в 1746 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского и является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко.

Напротив церкви расположена Калячья башня (1759-1772). Вдоль северной стены протянулось большое двухэтажное здание Царских чертогов, построенное в конце XVII в. и бывшее царским дворцом.  В западной части здания сохранилась великолепная лепная отделка, выполненная в 1745-1748 гг., с изображением баталий Петра I, аллегорических сюжетов и эмблем. С 1814 г. в Царских чертогах располагается Московская Духовная академия.  За зданием Царских чертогов находится Звонковая (Кузнечная) башня (ХУ1-ХУП вв.).  С востока к зданию чертогов примыкает здание Классного корпуса МДА (1839 г.).  В настоящее время в нем размещены аудитории Московской Духовной академии. Ф В северо-восточном углу монастырской стены расположена Уточья (Жятничная) башня (ХУП в.). Левее, в восточной монастырской стене, находится Сушильная башня (ХУ1-ХУП вв.).

По левую руку от нее расположен Инспекторский корпус (ХУП в. — 1816 г.) — двухэтажное кирпичное здание, предназначавшееся для проживания инспекторов и воспитанников Московской Духовной академии.  Сейчас в здании размещается монастырская гостиница. Слева к Инспекторскому корпусу примыкает Успенский корпус келий (ХУП в. —1816 г.).  В настоящее время в Успенском корпусе размещается монастырская гостиница и административные помещения. К Успенскому корпусу слева примыкает Экономский корпус (ХУП-Х1Х вв.) — небольшое двухэтажное здание.  Сейчас здание корпуса используется как административное.

Наша прогулка начинается на проспекте Красной Армии близ Введенской и Пятницкой церквей (1547 г.).  Во второй половине XVI в. они вошли в состав Подольного Пятницкого монастыря. Несмотря на одновременность постройки, они совершенно не похожи между собой. Введенская церковь — однокупольный храм с позакомарным покрытием.  Фасады разделены профилированными лопатками и опоясаны цепочкой килевидных ниш.  Апсиды украшены тягами с провисающими дужками.  На них сохранились фрагменты фриза из терракотовых плиток с рельефными изображениями дельфинов.  Пятницкая церковь бесстолпная, одноапсидная.  Фасады украшают ленты стрельчатых арочек и поребрика.

Единственный вход в церковь расположен в западной стене трапезной, он оформлен перспективным порталом с тонкой геометрической резьбой; непосредственно над входом возвышается нарядная «колокольница». По другую сторону проспекта, напротив Пятницкой и Введенской церквей, располагается часовня над Пятницким колодцем.  Круглая в плане (внутренний диаметр 6 м) часовня возведена над родником, оформленным в виде колодца.  Летом 1997 г., в день памяти преподобного Сергия Радонежского, колодец был освящен.  Сейчас в нем можно набрать освященной воды из источника. Между проспектом Красной Армии и восточной стеной Троице-Сергиевой лавры находится Красногорская площадь.

На вершине холма напротив главного входа в Троице-Сергиеву лавру расположена Красногорская часовня.  Она отмечает собой то место, куда во время полыхавшего в обители пожара (1709 г.) поставили гроб Сергия Радонежского, вынесенный из Троицкого собора. В годы советской власти у часовни была разрушена главка, однако в 1970 г. ее восстановили.  Справа от часовни, напротив главного фасада Лавры, расположены Торговые ряды, построенные в 1902-1903 гг.  Троице-Сергиевой лаврой с целью дальнейшей сдачи помещений в аренду.  Постройка 2-3-этажная, в псевдорусском стиле.

На северной стороне Красногорской площади стоит «Старая» монастырская гостиница, построенная по проекту архитектора А. Ф. Элькинского в 1823 г.  Частично перестроенное после пожара 1838 г., это здание закрыло собою Белый пруд, который прежде можно было видеть с площади.  После Октябрьской революции в зданиях старой монастырской гостиницы и в торговых рядах на площади перед монастырем разместились административные учреждения города, а сама площадь стала называться Советской. С проспекта Красной Армии сворачиваем в Овражкй переулок. Там находится Краеведческий корпус Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Экспозиция передает атмосферу провинциального Сергиева Посада конца XIX — начала XX вв., повествует о суровой жизни и самоотверженном труде эагорчан в годы Великой Отечественной войны. На северном берегу Белого пруда, против старой монастырской гостиницы, видна ничем не примечательная на первый взгляд низкая двухэтажная постройка с открытой аркой проезда посередине.  Это сильно перестроенный монастырский Конный двор; он был поставлен здесь в 1790 г. взамен хозяйственных служб, занимавших обширную территорию за оврагами против Калнчьей башни.  От первоначального здания сохранилась только южная сторона с проездом в центре и двумя башнями по углам.

В здании расположены экспозиции: «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края», «Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль. Страницы истории»,  «Декоративно-прикладное искусство ХУ1П-ХХ1 вв.» Идем по улице 8 Марта, сворачиваем на Ильинскую улицу — над низкими деревянными домами, на самой вершине холма, там, где в 1645 г. была срублена деревянная церковь во имя Ильи Пророка, среди высоких деревьев виднеются купола сменившей ее каменной Ильинской церкви (1773 г.).

Она выгодно отличается от других посадских церквей города изяществом пропорций, тонким рисунком беленых порталов и наличников окон, ярко выделяющихся на темно-красном фоне ее стен, а также выразительным силуэтом кровли и стройного шатра колокольни. Идем по Ильинской улице и сворачиваем на Левонапрудную улицу.  Там расположен знаменитый Музей игрушки.  В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира.  Среди них археологические находки, игрушки разных стран и народов, детская мебель, посуда, детские портреты XVII-XX вв.

Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде относится к первым десятилетиям XVI в.  К концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России. По Левонапрудной улице выходим на Клементиевскую улицу и идем до пересечения с Болотной, где расположена Успенская (Никольская) церковь.  После очередного пожара жители села в 1769 г. «челобитьем» добились разрешения поставить эту каменную церковь, ссылаясь на то, что за «многослучаю-щимися пожарами» только за последние пятьдесят лет в их селе сгорело уже семь деревянных храмов вместе с церковным украшением. К сожалению, Успенская церковь сохранилась лишь частично.  Архитектура церкви выдержана в формах позднего барокко.

Успенская церковь была самой богатой и самой большой в Сергиевом Посаде.  И даже теперь, лишенная высокой колокольни, она хорошо заметна в общей панораме города.  До тех пор, пока Московская дорога не была отведена от села Клементьева, эта церковь была первой, которую посещали паломники из Москвы перед тем, как они направлялись в монастырь. В 2006 г. рядом с Успенской церковью, также в стиле барокко, была построена крестильная церковь иконы Божией Матери Живоносный Источник. В 2007 г. возле Успенской церкви был установлен бюст царя-страстотерпца Николая II.

Идем по Клементьевской улице, сворачиваем на Болотную, оттуда на проспект Красной Армии, где в старом купеческом доме расположился Музей народных промыслов.  Музей, посвященный традиционным народным промыслам, был создан в Сергиевом Посаде в 1991 г.  Основная цель музея — знакомить гостей города с историей Сергиева Посада и его окрестностей, с местными достопримечательностями и традициями. Чуть южнее Троице-Сергиевой лавры находится действующий храм Вознесения, который стоит на месте стариной церкви, основанной еще в 1653 г.

Старый храм Вознесенским прихожане называли редко, предпочитая величать его церковью Трех Святителей Вселенских, и лишь с начала строительства нового храма в 1766 г. он стал именно Вознесенским, так он известен и по настоящее время.  Каменная Вознесенская церковь Сергиева Посада в 1766-1769 гг. строилась на деньги прихожан, которых не хватало, именно поэтому, вместо запланированного двухэтажного здания, храм пришлось сделать одноэтажным.  В наши дни церковь Вознесения в Сергиевом Посаде представлена практически в своем первоначальном виде.  Храм состоит из столпообразной трехъярусной колокольни, двух приделов — Иконы «Радость Всех Скорбящих» и Трех святителей, достаточно обширной трапезной комнаты, двусветного низкого четверика с главкой.

Материал создан: 28.08.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта