Я русский

что значит быть русским человеком

Переславль-Залесский. Путеводитель по городу

Переславль-Залесский, основанный в 1152 г. великим князем Юрием Долгоруким, находится на юго-западе Ярославской области. Город расположен на берегу Плещеева озера, в нем водится немало рыбы, самая знаменитая — ряпушка, ее еще называют «царская селедка». Изображение ряпушки украшает герб города «в знак того, что сей оною копченою рыбой производит торг». В Плещеево озеро впадает много рек, самая крупная из них — Трубеж.

Название города было заимствовано у Переяславля Южного (нынешнего Переяслава-Хмельницкого, расположенного на Украине), также стоящего на реке Трубеж. Впоследствии из названия выпала буква «я», но добавилось слово «Залесский». Так город стал Переславлем-Залесским. Наибольшего расцвета город достиг в XIII в. (тогда он был центром удельного Переславского княжества). По преданию, в 1220 г. на переславской земле родился великий русский полководец, князь Александр Ярославович Невский, причисленный в XVI в. к лику святых. В ХV-ХVI вв. город превратился в крупный торговый и ремесленный центр.

Переславль-Залесский часто посещали великий князь московский Василий III, царь Иван Грозный (они приезжали сюда на богомолье в местные монастыри и на охоту). В конце XVIII в. Преславль-Залесский превратился в уездный город Владимирской губернии. В связи с этим он получил герб и был застроен по генеральному плану, утвержденному Екатериной II. Современный Переславль-Залесский — это прежде всего культурный и туристический центр с 4 действующими монастырями и 10 храмами. В городе развито производство вышитой ткани и шитья, посудной и цветочной керамики.

В Переславле и его окрестностях проходили съемки фильмов «Не валяй дурака», «Полицейские и воры». Некоторые сцены художественного фильма «Вор» сняты возле Никитского монастыря. Неподалеку от Переславля находится единственный в России Музей узкоколейных железных дорог. Монастырь был основан в начале XIV столетия при Иване Калите. Свое название он получил от расположения на возвышенности — «горице». В 1382 г. монастырь был разорен отрядами татарского хала Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.

Среди настоятелей и монахов Успенской обители были известные церковные деятели. Один из них, инок Даниил, основавший недалеко от Гориц Троицко-Даниилов монастырь, был приглашен Василием III в крестные отцы своего сына Ивана — будущего царя Ивана Васильевича Грозного. Сейчас на территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (работает с 10.00. до 18.00, с октября по май до 17.00, выходной — пн). Войдем в монастырь через Восточные (Проездные) ворота (XVII в.). Верхняя надстройка над воротами поздняя, она была сделана во второй половине XIX в.

Слева от проездных ворот расположено небольшое здание — палата или палатка привратника. Она, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышно декорированных фасада. К западной части палаты привратника примыкают парадные ворота с надвратной церковью святого Николая Чудотворца (конец Проездные ворота к Богоявленская церковь XVII - начало XVIII вв.). Это одна из двух часовен, перевезенных на территорию музея. Такие небольшие деревянные строения ставили на околицах сел и деревень, у проезжих дорог. Их строительство часто совершалось в течение одного дня.

Близ часовни — бюст Юрия Долгорукого работы скульптора С. М. Орлова — повторение памятника на Тверской площади в Москве (1963 г). Если пройдем вдоль монастырских стен направо, то увидим Богоявленскую церковь с колокольней (60-е гг XVIII в). Можно подняться на колокольню — с нее открывается красивая панорама города и озера. О Далее расположен Собор Успения Пресвятой Богородицы (вторая половина 50-х гг. XVIII в.). Его планировка и композиция необычны для русской архитектуры. Квадратное в плане главное помещение соединяется с крытыми галереями, расположенными с севера и юга, а с востока — полукруглой апсидой, к которой примыкают два восьмигранника. Главное украшение храма — иконостас (1759 г.).

Следуя далее вдоль монастырской стены, увидим небольшую Звонницу (XIX в.) В настоящее время она служит смотровой площадкой. Напротив Успенского собора располагается церковь Всех Святых (вторая половина XVII в.). На ее фасадах сохранились нарядные белокаменные оконные наличники, полуколонии по углам, декоративные полукружия, расположенные в верхней части стен. Слева от церкви находится Духовное училище (XIX в.) — двухэтажное здание, построенное в конце XIX в. для наставников церковного училища. Идем вдоль монастырской стены. По левую руку от нас — часовня из деревни Фонинское Переславского уезда. К квадратному срубу с запада примыкает крылечко, а с востока сделан небольшой Успенской монастырь, прируб для иконостаса.

Посреди монастырского двора находится пруд. Он появился в середине XVIII в. для предотвращения пожаров. Из башен наиболее выразительная по своему облику юго-западная (XVII в.). Восьмигранная высокая башня имеет несколько рядов бойниц. Северные башни возведены были во второй половине XVIII в., они совсем не похожи на оборонительные сооружения — просторные оконные проемы, пилястры по углам, барочная форма кровель. Никитский мужской монастырь расположен в Никитской слободе рядом с Плещеевым озером близ трассы «Холмогоры». От города Переславля-Залесского отделен полем и кладбищем.

Монастырь известен тем, что в нем подвизался святой Никита Столпник. Никита до пострижения в монахи был княжеским сборщиком податей при Юрии Долгоруком и пользовался крайне дурной славой мздоимца и корыстолюбца до тех пор, пока не раскаялся и не ушел в монастырь. Временем основания Никитской обители принято считать XI в. Он является самым древним в Переславском крае. Все монастырские постройки ранее XVI в. были деревянными и до наших дней не дошли. Расцвет монастыря приходится на XVI в., когда эти места привлекли внимание царя Ивана Грозного.

По его приказу начали возводиться новые здания и стены с башнями: царь готовил себе резервную крепость на случай измены опричников, размещавшихся в находящемся неподалеку Александрове. Приблизительно в двух километрах от монастыря находится колодец (кладезь), по преданию выкопанный Никитой Столпником. Вода из этого колодца считается местными жителями целебной. Входим в монастырь через трехъярусную Надвратную колокольню (1818 г.). В ней устроен храм Архангела Гавриила. Колокольня выдержана в традициях своего времени, чем резко отличается от всего остального ансамбля.

Справа вдоль восточной стены протянулось здание келий (XVII-XVIII вв.). Напротив келий — наиболее интересное сооружение монастыря — Никитский собор (1561-1564 гг.), пристроенный к более ранней Никитской церкви в центре монастырской территории по велению Ивана Грозного. Нынешнюю четырехскатную кровлю собор получил в XVIII в. В храме преподобного Никиты над его мощами была устроена чеканной работы серебряная рака, при ней находились вериги. Рядом с главным собором стоит большая трапезная палата с Благовещенской церковью (XVI-XVII вв.); в западных комнатах второго этажа палат вероятно останавливался Петр I во время своих первых приездов в Переcлавль. Трапезная с церковью была сильно перестроена в XVII в.

К этому времени относится наружное убранство церкви и трапезной; в первом и втором ярусе декор здания различается. Шатровая колокольня (1668 г.), примыкающая к трапезной, находится между Никитским собором и Благовещенской церковью. Столп — восьмигранный, украшенный горизонтальными поясками. Площадка для колоколов и звона, накрытая шатром с заложенными «слухами», окружена широкими арочными проемами. Вдоль южной стены, слева от церкви Благовещения, протянулся монашеский корпус. За шатровой колокольней, в глубине монастырского двора стоит каменная часовня на месте столпа преподобного Никиты, построенная в XVIII в. Стены и башни монастыря, как и многие другие постройки, были возведены по приказу и при помощи Ивана Грозного.

Подчиняясь рельефу местности, крепостные стены Никитской обители образуют собой неправильный многоугольник, по углам которого поставлены шесть башен (две из них многогранные, четыре — прямоугольные). Интересно при этом, что ни одна из башен не повторяет другой. Особенно необычна по своему устроению северо-западная башня монастырской ограды — она имеет девять граней, что являлось редкостью в тогдашнем крепостном строительстве. Все стены и башни снабжены тремя ярусами боя — подошвенным, средним и верхним.

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь был основан в 1508 г. преподобным Даниилом Переяславским. Одним из известных его подвигов был розыск погибших странников: Даниил находил тела умерших, убитых или замерзших по дороге, которых не забирали родные, и сам относил их в скудельницу (место для массового погребения), находившуюся на том месте, где сейчас стоит Троицкий Данилов монастырь. В 1508 г. инок построил здесь деревянный храм Всех Святых. Еще во время строительства сюда собралось немало людей, желавших посвятить жизнь монашеству; так образовалась обитель. О подвигах преподобного узнали в Москве.

К нему обратился Великий князь Василий III с просьбой помолится о рождении наследника царского престола — будущего Ивана IV Грозного. Так преподобный Даниил стал крестным отцом Ивана Грозного. Ансамбль монастыря окончательно сложился в начале XVIII в. Главной монастырской святыней считались мощи св. Даниила, покоившиеся в соборе в серебряной раке. Была в монастыре и чтимая Тихвинская икона по преданию принадлежавшая самому св. Даниилу. В архиве монастыря хранились купчие св. Даниила, рукописное Евангелие 1521 г., документы XVII в., грамоты Василия III, Ивана Грозного, царей Федора Иоанновича, Алексея Михайловича, Петра I. С приходом советской власти Троицкий монастырь был закрыт в 1923 г.

В годы войны 1941-1945 гг. в монастыре находился лагерь для немецких военнопленных, а затем — учебная войсковая часть. В 1995 г. решением Священного Синода РПЦ Троицкий монастырь был открыт как мужской. Войдем на территорию монастыря через Святые ворота в кирпичной ограде. Долгое время от ограды оставались только фрагменты с башенками, сейчас она почти полностью восстановлена. Очень большие Святые ворота некогда эавершались надвратной церковью Тихвинской Иконы Божией Матери, устроенной в 1700-1702 гг. Дорожка приведет нас к Троицкому собору — главному храму обители.

Он строился с 1530 по 1532 гг. по велению царя Василия Ш в честь рождения сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного. В 1660 г. с северной стороны собора был пристроен отдельный маленький храм над местом погребения преподобного Даниила. Роспись собора хорошо Трапезная палата с церковью Похвалы Божнвй Матери сохранилась. Фрески XVII в. свидетельствуют о таланте замечательных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Лучшее создание живописцев — образ Спаса на куполе в главе храма. Лик Спаса — один из шедевров монументальной живописи XVII в.

Справа от собора расположена трапезная палата с церковью Похвалы Божией Матери, построенная на средства князя И. П. Барятинского. Здание отличается сложной внутренней структурой и очень красивой внешней отделкой. Внутри здание тоже непростое: на втором этаже находится самая большая из старинных палат Переславля. Здесь же размещались настоятельские покои, другие жилые и хозяйственные помещения. Рядом с трапезной стоит большой братский корпус в два этажа. Там размещались кельи монахов, хозяйственные помещения, в подвале были ледники для хранения продуктов. Сейчас проход к нему закрыт.

Позади Троицкого собора находится небольшая церковь Всех Святых. Она была построена в 1687 г. ростовским зодчим Григорием Борисовым. Интерьер церкви выполнен во второй половине XVII в. костромскими живописцами во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Церковь была больничной, но больничная палата не сохранилась и видны только следы ее примыкания к храму на северном фасаде. Наша прогулка начинается с посещения Федоровского монастыря. Входим в монастырь через Святые ворота (XVIII в.) В центре монастырской территории — Федоровский собор, который был построен в 1557 г. на средства, пожертвованные царем Иваном Грозным по случаю рождения сына Федора.

Это массивное кирпичное здание, пять глав его поставлены на широкие мощные световые барабаны. Рядом с собором, с севера от него, стоит небольшая трапезная Введенская церковь. Она была построена в 1710 г. на пожертвования царевны Наталии Алексеевны. Невысокий храм довольно широк, к основному объему примыкают просторные приделы. Третий монастырский храм — больничная церковь Казанской иконы Божией Матери — был построен также на средства царевны Наталии Алексеевны в 1714 г. вместе с больничными двухэтажными палатами. Это довольно простое, скромное здание. Стены монастыря (1861 г.) сохранились лишь фрагментарно. Выходим из монастыря на Московскую улицу, оттуда сворачиваем на улицу Журавлева, где находится дендрологический сад им. С. Ф.Харитонова (работает: май-окт. 09.00-16.00).

Здесь можно увидеть более 600 видов растений, кустарников, деревьев из различных стран мира. Снова выходим на Московскую улицу, которая плавно переходит в улицу Кардовского. Идем по ней, а затем сворачиваем на улицу Новый Быт, где находится Никольский монастырь. Рядом с монастырем, буквально у его стен, стоит Смоленско-Корнилиевская церковь (1694-1705 гг.), Монастырь Николая Чудотворца был основан около 1350 г. преподобным Димитрием Прилуцким. Входим в монастырь через надвратную церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенную в стиле барокко.

Главный храм монастыря — Никольский собор построен в барочном стиле по проекту архитектора Ижикова. Из старых построек сохранилась Благовещенская церковь (1748 г.) с невысокой трапезной, которая также относится к стилю барокко. Монастырь окружает невысокая кирпичная ограда с декоративными башенками. С улицы Новый Быт поворачиваем на улицу Гагарина, оттуда на Трубежную улицу. По ее правой стороне находится Сорокосвятская церковь (1775 г.). Композиция церкви — традиционная, трехчастно-осевая, здание состоит из выстроенных в линию основного объема с одной большой апсидой, трапезной и колокольни.

Далее сворачиваем на Проездную улицу и оказываемся на территории кремля. По средневековым меркам это была сильная деревянная крепость. По приказу князя Юрия Долгорукого был насыпан крепостной вал. В древности по гребню вала располагались двойные деревянные крепостные стены с башнями. Вал Переславля — один из крупнейших в России: его длина — 2,5км, высота — до 18 м, он охватывает большую часть уездного центра. Вдоль вала разбит парк, по гребню проходит тропа, с которой открываются прекрасные виды. Свернем на Советскую улицу. По ее правой стороне, напротив парка Пушкина, находится Музей утюга (ул. Советская, 11; работает с 10.00 до 18.00, с октября по апрель до 17.00 ).

Экспозиция музея находится на втором этаже старого купеческого дома. В коллекции музея более двухсот утюгов от самых древних до более современных из России, Германии, Польши и других стран. Дом № 5 по Советской улице — изящная деревянная усадьба купцов Павловых была построена на рубеже XIX-XX вв. Это красивое и необычное здание причудливой планировки, одноэтажное, с надстроенным небольшим вторым этажом. Самым известным его хозяином был владелец текстильной фабрики Сергей Петрович Павлов. Сейчас в здании располагается администрация Переславского муниципального района.

Внутри кольца валов находится Красная (Соборная) площадь — сердце древнего Переславля. С XII в. Красная площадь была вечевой. На дубовых столбах висел колокол, по звону которого собиралось городское вече. На площади расположен Спасо-Преображенский собор — ровесник Переславля. Он был заложен Юрием Долгоруким в 1152 г. Композиция собора традиционна для Древней Руси: четырехстолпный одноглавый храм с тремя апсидами, высокий, без подклета, с хорами, где сидели князь и его семья. Стены храма снаружи просты, лишены какого-либо декора, за исключением фрагментов сохранившихся фризов на апсидах.

Рядом со Спасо-Преображенским собором в XIII в. стоял деревянный дворец переславских удельных князей. Именно в нем, по преданию, родился Александр Невский. В память об этом событии перед Спасо-Преображенским собором в 1958 г. был установлен бронзовый бюст Александра Невского. Два похожих друг на друга пятиглавых храма находятся у центральной дороги в непосредственной близости с Красной площадью. Возвели их в 1740-х гг, на средства переславского фабриканта Ф. Угрюмова, владельца полотняной мануфактуры. До второй половины XVIII в. эти церковные здания являлись частью Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря, а с упразднением обители стали приходскими.

Однако вплоть до первой трети XX в. их окружали стены, от которых впоследствии остался лишь небольшой фрагмент. На Советскую улицу выходит Владимирский собор (1740-х гг.). В начале XX в. просторный и перестроенный Владимирский собор был превращен в главный городской храм и поэтому получил у горожан прозвание Новый (в отличие от Старого — так именовали древний Спасо-Преображенский собор). Внешний облик Владимирского собора довольно необычен — высокое здание с очень тесно поставленными главами на высоких барабанах, одна трехгранная апсида с двумя ярусами окон, узкий и высокий купол под центральным барабаном.

Рядом с собором находится шатровая церковь Петра Митрополита (1585 г.) — построена на том месте, где в начале XIV в. решалась судьба митрополита Петра, обвиненного в том, что он продавал церковные должности. Это одна из редких сохранившихся в Перес лав л е-Залесском отдельных церквей, построенных ранее XVII в. Церковь необычна по своей форме. Граненый шатер церкви поставлен на несколько рядов кокошников. Напротив соборов располагается Церковь Благоверного князя Александра Невского(1740-е гг.). У храма крупные луковичные купола, посаженные на узкие высокие барабаны. На луковицах поставлены высокие резные кресты.

Полукруглый свод основного объема храма высоко поднят, фасады практически лишены украшений. Слева от церкви Александра Невского располагается Музей ремесел. В нем можно ознакомиться с историей переславского ремесленничества и с предметами крестьянского быта (сохи, бороны, домашняя мебель и утварь). Работает ежедневно 10.00-18.00, кроме пн. Советская улица переходит в Ростовскую улицу. По ее правой стороне стоит церковь Симеона Столпника (1771 г.) Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви — "теплую" зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах с ажурными крестами.

Материал создан: 28.08.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта