Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Символическое значение света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он символизирует Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир. Древние византийские и русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Этот сумрак подобен земной человеческой жизни, погруженной во тьму греха и неведения. В этой тьме, однако, светит свет веры, свет Божий: Свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали во время богослужения такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Сумрак в храме также является образом того духовного покрова, которым окружены тайны Божии. Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет – свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием.

Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не предназначалось лишь для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. И наоборот: в оговоренные уставом моменты вечерних и ночных богослужений церковные светильники зажигаются в очень небольшом количестве или даже вообще гасятся, как, например, во время чтения шестопсалмия на утрене, когда горят лишь свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и святого покровителя храма в иконостасе.

Иногда сумрак в храме становится очень густым, но полного мрака не бывает никогда: свет во тьме светит. Зато при праздничных и воскресных богослужениях по уставу возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и так называемые поликандила (аналог паникадила вместимостью от семи до двенадцати свечей), создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события.

Автор текста: Николай Посадский

Материал создан: 06.01.2017



Хронология доимперской России