Словарь иконописных терминов
Адорации жест (лат. adoratio — поклонение) — в иконографии изображение молитвенной позы с воздетыми к небу руками.
Ангел Великого Совета — тип изображения Иисуса Христа в виде юноши с крыльями ангела и восьмиконечным нимбом. Также именуется «Спас благое молчание».
Ассист, асист — клеящий состав для наложения листового золота или серебра на поверхность иконы. Так же называют золотую разделку в виде лучиков.
Басма (турецк — оттиск, отпечаток) — тонкие пластинки из серебра, золота и других металлов с тисненым узором, покрывающие поверхность иконы.
Великий Архиерей — тип изображения Иисуса Христа в епископском облачении как глава Церкви — земной и небесной.
Велум (лат. veloum — парус) — в иконографии ткань, обычно красного цвета, перекинутая с одной палаты на другую для обозначения того, что действие происходит внутри здания.
Ветхий денми (древнерус. — древний, насыщенный днями) — тип изображения Иисуса Христа (в поздней иконографии — Саваофа) в виде седовласого старца.
Вохрение (древнерус. вохра — охра), охрение — одна из стадий личного письма, состоящая из послойного наложения охры.
Вседержитель или Пантократор (греч.) — один из основных типов изображения Иисуса Христа с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием.
Горка, лещадка (древнерус. — колотый, плоский камень) — элемент пейзажа на иконах, изображаемый в виде уступов гор к небу как символ духовного восхождения.
Графья (греч. — начертанный, написанный) — рисунок, процарапанный по левкасу иконы или по штукатурке на стене, который затем прописывается цветом.
Движки — элемент личного письма в виде светлых тонких линий, которые символизируют нетварный, божественный свет.
Деисус, деисис (греч. — моление) — композиция, символизирующая молитвенное предстояние святых перед Иисусом Христом.
Доличное письмо — стадия работы над иконой: сначала пишется все, кроме ликов и открытых частей тела, — фон, пейзаж, палаты, фигуры, нимбы и т.д.
Елеуса (греч. — милостивая, милующая) — Умиление — тип изображения Богоматери, ласкающей Младенца Христа. Соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров.
Житийная икона — икона, в клеймах которой, окружающих средник с образом святого, отражены события его жизни (древнерус. — житие) и его деяния.
Зерцало (древнерус. — зеркало) — в иконографии предмет круглой формы (диск, сфера) с изображением монограммы имени Христа или образа Эммануила.
Знамение (древнерус. — чудо, знак, посланный свыше) — тип изображения Богоматери с воздетыми в молении руками (Оранта, от лат. огаге — молиться), медальон с образом Эммануила на груди. Вариант иконы — Панагия.
Извод иконографический — вариант иконографии в пределах канонического образа.
Икона (греч. — образ, изображение, отображение) — священное изображение Господа Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых или событий Священной и церковной истории, предназначенное для молитвы, написанное в соответствии с принятым каноном и в согласовании с учением Церкви.
Иконография — 1. Особенности изображения святого или священного события, согласно канону. 2. Описание и систематизация установленных каноном изображений.
Иконостас — перегородка между алтарем и центральной частью храма, на нее ставятся иконы.
Канон иконописный (греч. — правило) — свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа.
Клеймо — сцена жития святого на поле житийной иконы.
Ковчег (древнерус. — ящик, ларь) — углубление в иконной доске, на которой пишется изображение.
Левкас (греч.) — белая грунтовая основа для иконной и настенной живописи.
Личное письмо — стадия работы над иконой, когда прописываются лики и открытые части тела.
Лузга — скос между полем и ковчегом, служит условной границей между миром зрителя и миром иконы.
Мандорла (итал. mandorla — миндалина) — символическое изображение сияния божественного света вокруг фигуры Христа, изредка Богородицы.
Минея (греч.) — книга или икона, в которой Праздники и святые расположены в порядке празднования их по календарю.
Нерукотворный Образ — Нерукотворный убрус (древнерус. плат, полотенце) или Спас греч. ) — тип изображения Иисуса Христа, в основу которого положено предание о чудесном (нерукотворном) отпечатке лика Спасителя на ткани.
Не рыдай Мене Мати — тип изображения Богоматери, оплакивающей Спасителя перед положением ю гроб после Распятия.
Нимб (лат. nimbus — облако) — сияние вокруг головы Спасителя, Богоматери, ангелов и святых, изображаемых на иконах.
Обратная перспектива — система построения пространства в иконе, в соответствии с которой объекты располагаются на плоскости в равной удаленности и видны зрителю не с одной, а с нескольких точек зрения.
Одигитрия (греч. — Путеводительница) — тип изображения Богоматери с Младенцем на руках. Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа.
Оклад — накладное декоративное украшение иконы.
Олифа (лат. oleum — масло) — растительное масло, приготовленное особым способом, используется для создания защитного слоя в иконе.
Оранта — (греч. — Молящаяся) — один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность — воздетые в молении руки Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери.
Паволока (древнерус. пелена, покрывало) — ткань, наклеиваемая на лицевую сторону иконной доски с целью предохранения доски от деформации и растрескивания.
Парсуна (лат. persona — личность, особа), искаженное «персона», — так именовали на Руси в XVI—XVII вв. портреты.
Подлинник иконописный — практическое руководство для иконописца с описанием и образцами (так наз. Лицевой подлинник) изображений.
Подокладница — икона, которая писалась сразу же под оклад, то есть прописывались только те места, которые окладом не закрывались.
Позем (древнерус.) — изображение земли на иконах.
Поле (поля) иконы — рама вокруг ковчега на иконной доске.
Пробела, пробелка — в долйчном письме моделировка светлых частей изображения, символизирует касание божественного света.
Прорись — контурный рисунок иконного образа, используемый как подготовительный для создания иконы.
Роскрышь (древнерус.) — стадия работы над иконой, в процессе которой равномерно распределяются цвета, и краской заливают рисунок внутри обозначенных контуров.
Санкирь — в личном письме первый слой, на который кладется вохрение.
Символы евангелистов — изображения четырех животных, сопровождающих явление Бога в славе. В иконографии соотнесены с евангелистами: ангел — символ Матфея, телец — Луки, лев — Марка, орел — Иоанна.
София Премудрость Божия — тип изображения Иисуса Христа в виде ангела с восьмиконечным нимбом, восседающего на престоле. Символизирует Спасителя до Его Воплощения.
Спас в силах — тип изображения Иисуса Христа на престоле на фоне красного четверика в окружении небесных сил, символов евангелистов.
Средник — средняя часть житийной иконы.
Таблетка (франц. tableau — картина) — название, принятое в XX в. для икон, написанных на грунтованном холсте с двух сторон.
Темпера яичная — основная техника иконописи: минеральные пигменты, растертые вручную; в качестве связующего используется куриный желток.
Фреска (итал. fresco — свежий, сырой) — роспись по сырой штукатурке.
Фряжское письмо (древнерус. фрязин — итальянец) — стиль иконописи, сформировавшийся в России в XVII—XVIII вв. под влиянием западноевропейской живописи.
Царь царём — тип изображения Иисуса Христа в царских ризах.
Цата (древнерус. — монета, украшение) — подвеска к иконе в виде полумесяца.
Чин (древнерус. — порядок) — то же, что ряд в иконостасе.
Шпонка — деревянный брусок, прибитый или вставленный в паз с тыльной стороны иконы, служащий для предотвращения деформации иконной доски.
Эммануил (греч. от древнеевр. — с нами Бог) — тип изображения Иисуса Христа в младенческом или отроческом образе.
Энкаустика (греч. — выжигаю) — техника восковой живописи.
Этимасия (греч. — приготовленный) — изображение небесного престола, уготованного для Второго Пришествия Царя царей — Иисуса Христа, грядущего во славе. Изображается с лежащим на нем Евангелием и Крестом, а также сходящим на него голубем.
Материал создан: 28.10.2015