Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Традиционные куклы русских из Пермского края

Традиционная игрушка русского населения Пермского края, в том числе и традиционная кукла, почти не исследована этнографами 1. Основу настоящего раздела, как и других очерков книги, составили полевые материалы авторов, полученные в разных районах Пермского Прикамья. Русские составляют большую часть населения Пермского Прикамья, расселены на значительной территории, представлены разными этнотерриториальными и локальными группами. Отчасти этим объясняется многообразие технологий и конструкций куклы, множество вариантов её оформления, использования в игре.

Диалектная лексика, связанная с наименованием детских игрушек-кукол, не представляется в пермских говорах развёрнутой. Термин «кукла» для обозначения антропоморфной игрушки известен повсеместно, кроме него единично фиксируются такие номинации, как куклёнок, куклёнка: «Эту куклёнку-то в зыбку кладут и качают» (Октябрьский район, с. Русский Сарс); «Куклу клали в пирог, вот маленькой куклёнок, поднесут — и всё, давайте режьте.

А чё, начнуть резать, а там куклёнок запечатанный, чтобы пирога ломали молодые…» (Кунгурский район, с. Троицк) 2. Неизвестны в диалектной лексике Пермского Прикамья наименования для отдельных видов кукол, отличающихся по материалу, технологии изготовления, конструктивным особенностям, функциям, характерные для других регионов проживания русских 3. Исключением является термин завертуха, обозначающий куклу, выполненную из свёрнутого платка: «Баловались, сряжались мы всяко. Вместо ребёнка куклу сделала, мешок повесила. Приду, говорю: "Чё-то подайте, исть ребёнок хочет». А там не ребёнок, завертуха. Напутаю платок да и всё, вот и кукла,и хожу" (Суксунский район, д. Осинцево) 4.

Пермские куклы русских изготавливались из разных материалов с использованием разных конструкций и технологий. К наиболее простым можно отнести сезонные летние куклы, выполненные из листьев и травы, информация о которых эпизодически встречается в Пермском Прикамье. В деревне Кашка Куединского района, например, такие куклы свёртывали из листа репейника и перевязывали травой: «Из попушок куклу сворачивали и платья шили, перевязывали травой» 5. В Куединском районе отмечена также традиция изготовления кукольных атрибутов из соцветий репейника. Прикрепляя их друг к другу, формировали ковры для кукольного домика, а иногда выполняли и платья для кукол.

Куклы из соломы в качестве детской игрушки бытовали в Прикамье повсеместно. Изготовление их было предельно простым, они выполнялись из согнутого пополам пучка соломы: «Солому возьмут, согнут вдвое, перевяжут, руки не делают. С руку сделают [речь идёт о размере, имеется в виду расстояние от кисти до локтя], такой вот и обрезают» (Чайковский район, д. Маракуши). Особенными были и некоторые способы игры с соломенными куклами. В деревне Красная Горка Куединского района обычно делали несколько таких кукол и играли ими на столе, заставляя плясать, для чего кукол выставляли на столешнице, а под столом в такт ударяли кулаком по столешнице. От равномерных ударов куклы начинали «плясать», ходить по кругу или двигаться хаотично 6. Другим вариантом было проведение «кукольной пляски» на половице: «Ходит по половице-то, ходит.

Она [ребёнок] половицу качает, она [кукла] ходит» (Чайковский район, д. Маракуши) 7. В селе Буб Сивинского района при игре соломенных кукол ставили вверх на наклонную доску, с которой они также спускались, наплясывая 8. Соломенные куклы схожей конструкции, как и забава с кукольными плясками, не являются исключительно пермской традицией, они известны и в других регионах России 9. В единичных записях отмечены другие варианты формирования тулова соломенной куклы. В таком случае кукле делали и ноги, и руки, согласно описанию из посёлка Сёйва Гайнского района: «Куклы из соломы делали. Длинный пучок соломы перегибали и связывали. Руки вытаскивали, а ноги раздваивали, а тут петелька как будет от сгиба, туда просовывали палочку или другой пучок соломы. Нижнюю часть туловища куклы делили на две равные части, чтобы получились ноги.

Их тоже перевязывали — ближе к краю» (Гайнский район, п. Сёйва) 10. Не менее распространёнными, видимо, были куклы из соломы, на соломенное туловище которых была надета «одежда». В одних случаях солома служила лишь каркасом для куклы, а сверху её покрывали материалом, как в селе Курашим Пермского района: «Из соломы сделают, всё обвернут. Голову тоже сделают, нарисуют глаза, всё. Но вот из соломы мы делали, всё равно её обтягивали материалом» 11. В другом варианте на соломенную основу сразу надевали одежду.

В селе Черновское Большесосновского района реконструкцию соломенных кукол с одеждой выполнила Мария Петровна Бочкарёва, 1926 г. р., родом из деревни Лягушино. В основу кукол были взяты пучки соломы, перегнутые пополам и перевязанные в верхней части, где сформирована голова, из других пучков соломы изготовлены руки, в мужских вариантах также сделаны ноги. На женских куклах надеты рубахи и юбки, на мужских — рубахи и штаны. Подробное описание технологии изготовления можно увидеть ниже.

Куклы из соломы были широко распространены у русских разных регионов России, нередко их также одевали в традиционную одежду 12. Известны они были и другим народам Пермского края, во время полевых исследований фиксировались, например, у пермских чувашей. Согласно полевым материалам, широкое распространение в регионе имели куклы, основу конструкции которых составляли палочки или лучинки. В основе таких кукол могла быть одна прямая лучинка либо две, скреплённые крестообразно. В некоторых случаях основу обшивали и лишь затем надевали кукольную одежду, в другом случае костюм формировали непосредственно на лучинках.

Каждое полевое описание кукол информаторами раскрывает свои варианты конструкции и оформления куклы, поэтому приведём цитаты из полевых материалов: «Куклы делали, из щепок крест, на них уже тряпки» (Чернушинский район, д. Капкан) 13. «В куклы играли девчонками. Куклы сами шили — лучиночку возьмешь, её всю обвесишь тряпочками, на головку кудели, косы сделаешь, платочек оденешь. Полосочки так тут сделаешь, нарисуешь глаза, рот. Играем, хоть дома где, на подоконнике. Кроватей наделаем из спичельных коробков» (Кунгурский район, с. Кинделино) 14. «Так чем играли, свои куклы делали из тряпок, лучинки да тряпки, вот и кукла. До больших, до невест раньше всё играли в куклы. Приложишь руки, ноги да голову, да платье сошьёшь, всё сделаешь. Лучина — к чему-то привязать надо. Играли всяко, как попало» (Куединский район, д. Пильва) 15.

«Палочки найдут. Голову из чего-нибудь, из кудели навертят, бумажкой, туто глаза наделают, вот и всё. Белой гумажкой или тряпкой завернёт, и нарисуют» (Пермский район, с. Курашим) 16. «Куклы из палочек. Палочку возьмут, ножичком личико вырежут, красавица не красавица, но ведь, главное, она своя. С ними и спали. Примерно до середины сделано, платье ниже — да просто кака-то тряпка, обмотают палочку, рукавчики приделают. Ручки вовсе не делали» (Юсьвинский район, п. Пожва) 17.

«Лучинку сщипали, печь-то сжигать. Вот отщипнут эту лучинку, всё хорошо постружат там, нарисуют брови, щёки накрасят, губы. Из кудели она пришьёт как бы волосы, косу заплетёт ей сзади, ленту сделают, ну, тряпочку красивую, шёлковую, тонкую. И всё. И вот там кофточку сошьёт, юбочку или платьице. Вот переодеваешь. И жениху тоже там сделают. Руки тоже привязывали. Сделают небольшим крестиком — и туда рука, сюда рука, рукава надеваются» (Пермский район, с. Курашим) 18. Широко распространённым в Прикамье был вариант куклы на щепочке, когда деревянную основу куклы обшивали белой тканью: «Девочкам делали куклу. Изгладят палочку, обвёрнут холстиком, обошьют назаде, сверху скосмырнуть [сострогнуть] для лица. Обошьют. От холста отстригнёшь, свернёшь трубочкой — это рука [показывает: отстригнуть квадратный кусочек].

Руку пришьёшь к холстику, где плечо. Пришьёшь две руки, перетянешь ниточкой. Изладишь юбку из пестряди — лоскуток баской найдёшь. Потом куделя ескуль и ескуль [сюда и сюда] пришивается к холсту, где личико. Потом заворачиваем куделю назад и заплетаем ленточку. Надеваем кофту, запон. — [Лицо у куклы делали?] — Нет» (Ординский район, с. Красный Ясыл) 19. «Куклы в детстве делали, на лучинку нашьёшь коленкор белый, нарисуем глаза, рот. Ручки, ножки пришивали — тряпочку свертим и пришьём» (Ординский район, д. Черемиска) 20.

Интересный вариант конструкции такой куклы был отмечен собирателем Г. В. Алтынцевой в селе Лобаново Пермского района, как и получены образцы реконструированных кукол от Розы Степановны Пешиной, 1929 г. р. Приведём материалы из полевых записей: «Лучиночку отщипнёшь ровну-ровну, белым коленкором обошьёшь туго. Возьмёшь кудельку, наверх щепочки наденешь, перевяжешь, перевернёшь назад, косу заплетёшь, если девушка, а парень — тогда подстрижёшь. Руки скаташь, пришьёшь, титьки сделаешь, привяжешь на крест. Вниз на лучинку сделаешь тюречок [деревянная катушка от ниток], пополам разрезанный, с боков убираю, остаётся как носок ноги. Вот это кукла, значит, уже сделанная, юбку шьём, кофту, кофту без рукавов, не умели шить рукава, вырежем ножницами и айда играть. Окошко разделим пополам, это твоя половина, это моя, и ходим в гости» (Пермский район, с. Лобаново).

К описанию данной конструкции, сделанной информатором, следует добавить, что для изготовления куклы берётся широкая щепка или лучинка, при этом материалом оборачиваются лишь её верхняя и средняя части, а в нижней лучинка делилась на три части, средняя из которых убиралась, а из оставшихся крайних формировались ноги. Особенностью данной конструкции, несомненно, являются ножки, выполненные каждая из половинки деревянных катушек для ниток. Описание особенностей изготовления и фотографии кукол данной конструкции приведены в очерке. Получили в Прикамье распространение и куклы, свёрнутые из кусков материи. Обычно они были небольшие и формировались из старых тканей, вариантов их конструкции также могло быть несколько. «В куклы играли, из старых тряпок сворачивали. Свернёшь маленькой трубочкой, руки, ноги пришьёшь, платье шили, платок» (Суксунский район, д. Берёзовка) 21.

«Сами куклы делали. Возьмёшь тряпочку, скрутишь. Лицо бело, глазки нарисуешь — всё, карандашами, чернилами. Волосы делали из кудели, из льна. Другую тряпочку скрутишь, только без пальцев, конечно. Скрутишь её и сошьёшь. Так же платье шили. Куколки разные были: маленькие, большие. Сидим, часами играем…» (Добрянский район, д. Токарята) 22.

К вариантам конструкции можно отнести куклу, основу которой составляет не скрученный столбик ткани, а головка, к которой крепились дополнительные детали. Описание и реконструкция такой куклы получены во время экспедиции в селе Курашим Пермского района от Марии Павловны Пешковой, 1940 г. р., родом из села Серга Кунгурского района: «Берётся тряпочка, конечно, светленькая, туда положим ватки и немножко перевяжем, получится голова. Потом надо руки сделать, подберём бока — тряпочки закрутим и завяжем — это руки. Потом цветной материал привязала ниточкой, ведь делалось всё без иголки, и опустила, получилось типа платье. Платочек обязательно надо было надеть, чтоб она головку не простудила. Личико нарисуешь, чтоб весёлая была. Нынче, как ребёнок родится, ползунки одевают, а мы раньше запелёнывали. Запеленаешь, чтобы ножки-то были красивы, обязательно передником завяжешь. И ручки запелёнываешь, чтобы ребёнок не беспокоил сам себя, руками-то махнёт и проснётся, а тут она спокойно спит. Запеленаешь, ребёнка также запелёнывали, и положишь спать, и баиньки-баиньки скажешь. Больших, конечно, не пеленали. И маму, и папу, детей разного возраста» (Пермский район, с. Курашим) 23. Фотографии и схему куклы можно посмотреть в данном очерке.

Не менее распространёнными были набивные куклы. В основе их конструкции мешочек, наполненный разным материалом, чаще всего мхом, куделью, ватой, соломой, опилом: «Куклы были из тряпочек. Тряпочку свернут, как мешочек, внутрь всякой дряни напихают: тряпочек, опилок, соломы, пакли — у кого что есть. Согнут пополам. Потом другую тряпочку в трубочку свернут, ручки сделают, просунут в дырочку. Юбку снизу или штаны из чего-нибудь сделают — вот и кукла» (Юсьвинский район, п. Пожва) 24.

«Куклу из опила нам бабушка сшила, большая кукла. Мы изза неё дрались. Она за ноги, я за голову, оторвём или голову, или ноги. Платье ей бабушка сшила, волосы были, лицо рисовали сами. Сами делали из тряпок, шили или закручивали» (Пермский район, с. Кольцово) 25. «Так гундырили, из тряпок делали кукол. Там в тряпку ватку набивали или мох (у нас обычно мох был). У нас там речка рядом, речной мох был. В речке он растёт. Этого, значит, моху, потом закрутишь, тут подвяжешь, куда-то что-то нарисуем, глаза да что…» (Пермский район, с. Курашим) 26.

Глиняные куколки, также характерные для русской традиции и отмеченные в других регионах России 27, во время наших полевых исследований в Пермском Прикамье не зафиксированы. Получен лишь единичный пример изготовления глиняной детали куклы — головы — в селе Неволино Кунгурского района. Возможно, в данном случае мы сталкиваемся с имитацией фабричных кукольных головок, к которым самостоятельно пришивали тряпичное туловище, о чём часто упоминают информаторы: «Куклы сами шили из тряпок. Где-нибудь головку найдём от кукол. На лучинку сделам, потом одеваем. У нас какая-то такая была головка кукольная, красивая. Магазинская. Мы всё её одевали» (Пермский район, с. Курашим) 28; «А потом уж стали в магазинах появляться головки. К этим головкам сошьёшь туловище, ваты набьёшь да руки, ноги сделаешь. И каки-то имена придумывали им» (Кунгурский район, с. Серга) 29.

Лишь несколько примеров раскрывают бытование в Пермском Прикамье деревянных антропоморфных игрушек. В двух описаниях рассказывается о фигурке-болванчике, которую устанавливали на лавке и заставляли качаться. В том и другом описании указывается на изготовление такой деревянной игрушки отцом ребёнка: «Деревянные были. Да у нас тятя ладил как-то, я помню. Поставит ещё на край лавки, эдак палочку изладит да эдак палочку изладит, да там колокольчик ли чё-нибудь. Чтоб он Богу молился. — [Чтобы кланялся?] — Да. А как называлась и как он её делал, я забыла уже, не скажу» (Добрянский район, с. Голубята) 30. «У нас папа делал пилильщика. Вот что-то сделат, его поставит на краешек, и он сидит, качается» (Пермский район, с. Курашим) 31.

С традициями народной деревянной игрушки связано и творчество народного мастера из села Черновское Большесосновского района А. П. Вьюгова, которому принадлежит целый комплекс авторской деревянной игрушки, хранящийся в фондах пермских музеев 32. Описанные выше куклы изготавливались специально и не разбирались после игры. Однако немало примеров, когда куклу выполняли из других предметов, а через некоторое время вновь разбирали. Из таких, временных, чаще всего известны куклы на основе колодки для плетения лаптей: «Деревцо [пермское диалектное название для лапотной колодки] в тряпку заворачивали, это ребёнок был» (Пермский район, с. Курашим); «Свёкор мой, он всё плёл лапти. Да опять ребята-то маленьки у них играли. Это деревцо, которое вставляют. Так вот нарисуют» (с. Курашим); «А мы вот лапти плели, дак деревса были, дак все запеленаешь в платочек… Кто как говорит, Зину завяжет — папоньки-мамоньки водимся…» (Куединский район, д. Китрюм). Схожей конструкции были куклы и для постоянной игры, в этом случае их основу составляли отпиленные по размеру липовые лутошки, также чаще всего оставшиеся от плетения лаптей: «Пешку, от лыка обдерённая, завёртываем — вот и кукла» (Ординский район, д. Андреевка). Многочисленны примеры, когда куклу выполняли из предметов одежды (фартук, платок, юбка), бытовых тканей (скатерть, полотенце), которые сворачивали столбиком, повязывали платком или пеленали. Обычно такие куклы разбирались после игры.

Собранные полевые материалы раскрывают особенности бытования традиционной куклы в Пермском крае с 1920-х и преимущественно до 1960-х годов. Как видно из примеров, для выполнения кукол использовались разные материалы, конструкции, технологии. При знакомстве с полевыми записями следует обратить внимание на особенности оформления лица куклы. В одних случаях известны примеры, когда кукла оставалась не только без глаз, но и других черт лица: «Куклы из тряпок делали, из щепок. Лицо не рисовали, раньше лиц не было у кукол» (Куединский район, д. Узяр) 33. Однако большинство записей свидетельствует о том, что куклам обычно уже рисовали лицо, как, например, в посёлке Пожва Юсьвинского района: «Куклы шили из старых тряпок, в виде бабы. Нос, рот и глаза выводили химическим карандашом» (Юсьвинский район, п. Пожва) 34. Изготовлением кукол занимались как дети, так и взрослые. Обычно в рамках одной локальной традиции сосуществовали разные виды кукол, конструкции и технологии их изготовления. Выбор технологии и конструкции зависел от разных факторов, в том числе и от возраста.

Так, согласно материалам из деревни Набоки Суксунского района, маленькие девочки чаще использовали бесшитьевые конструкции куклы, в то время как подростки чаще всего уже шили куклы для своей игры: «Кукол делали. Покажут, сделаешь. Тряпки замотаешь, завернёшь, завяжешь. Вот и всё. Потом шить стали. Голову пришивали. Пальцев-то нет. И руки пришьёшь. Льняные косы к голове делали» (Суксунский район, д. Набоки) 35. Выполнить куклу для девочки могли также старшие сёстры, мама, бабушка: «Нам кукол шила мама, мы их называли просто матрёшками. Из тряпок, рямки какие-нибудь — голова из тряпок, ноги из тряпок, руки из тряпок. Нарисуешь глаза, руки, ноги пришьёшь, волосы сделашь из кудели» (Кунгурский район, с. Калинино) 36; «Это нынче игрушки скоко, а у нас раньше какие игрушки были. А куколки были, у меня сестра старша была, она мне с тряпок куклу сошьёт, на голове куделю, лён пришьёт, косы заплетёт, руки сделат. И вот и куклы у нас были, вот и игрушки» (Юсьвинский район, п. Пожва) 37. Известны примеры, когда кукол заказывали местным мастерицам: «Тут у нас Катя одна была — она нам шила кукол. За одну куклу чашку-плетёнку картошки.

Ничё куклы были, баские. Лицо такое долгонькое, накрашенное. Косы заплетёны, платье баско...» (Кунгурский район, с. Серга) 38. Игры с куклами. При описании вариантов кукол мы уже останавливались на некоторых особенностях игр с куклами, обусловленных, как правило, их конструкцией. Однако стоит обратить внимание и на детские игры с куклами, настолько, насколько позволяют собранные полевые материалы. В Северном Прикамье диалектологами отмечен и особый термин кукольничать, обозначающий игру в куклы: «Прясть-то пойдём к подружке, дак токо в куклы играм, кукольничам» (Чердынский район, с. Бондюг) 39. Игры с куклами были традиционными — «в семью», «в дочки-матери». Игровые ситуации повторяли обычные бытовые действия — кукол укладывали спать, кормили, водили в гости: «Сидим, часами играем, спать укладываем, досочку положишь, подушку сошьёшь, одеялки…» (Добрянский район, д. Токарята) 40; «Вот и играли. Спать уложим, кормим. Глину насобираем и им печенья стряпаем, шаньги, пироги, заложим там ягоду — в огороде нарвём луку, пёрышки. Печенья сделаем, сочни, на солнышко положим, оно всё у нас высохнет. Вот так вот и играли» (Юсьвинский район, д. Городище) 41.

Обычным было проведение игры с куклами в детских игровых домиках — клетках: «Играли в клетке все вместе, а потом каждый свою куклу домой несли. Клетку строили сами, возьмём доски, положим на чурки — вот и дом готов. В домике нашем куколкам и еду готовили, намесим глины, состряпаем пирожки и зовём в гости друг друга с куклами. С приходом весны клетки строили, первыми цветочками украшали постряпушки. У кукол моих и имена были. Так и играли: это тятя, а это бабушка Ирина…» (Большесосновский район, с. Черновское) 42. Немногочисленны примеры о ролевых играх, например, в свадьбу: «Куклы — жених, невеста. Свадьбу сразу играли…» (Пермский район, с. Курашим) 43.

Наряду с использованием куклы в игре в Пермском Прикамье известны также примеры обрядовых практик. Чаще всего кукла включалась в ритуалы семейного и календарного циклов, применялась в лечебной магии. Однако примеров обрядового использования куклы в русских традициях Пермского Прикамья получено немного. Многочисленные и наиболее распространённые примеры употребления куклы известны в свадебной обрядности русских Пермского Прикамья. Широко встречаемый символ в свадебных ритуалах применяется как знак плодородия и особенно «чадородия» 44, предвосхищает собой будущих детей молодожёнов, чтобы не только «намекнуть» им о детях, но и стимулировать деторождение. В таком контексте в локальных традициях использование куклы в свадебных ритуалах реализовывалось в разных вариантах.

Кукла была задействована в различных этапах свадебного обряда. Так, в Усольском районе куклу подавали молодым сразу, как только свадебный поезд возвращался с венчания: «Когда из церкви приедут, за столы сядут, молодым куклу подадут из тряпок, соломы, завернут, шалью подвяжут. Молодые куклу с собой посадят в переднем углу под иконы» (Усольский район, с. Верх-Кондас) 45. Куклу использовали в обрядах укладывания молодых на первую ночь: «Спать вести на постель, куклу из полена бросят…» (Чернушинский район, д. Тёмная) 46; «Молодым в постель кладут куклу — на детей» (Юсьвинский район, п. Пожва) 47; «Куколку делали молодым. Спать молодых на подклет водили, там и зыбку сделают, и всё повесят…» (Суксунский район, с. Сыра) 48.

Чаще всего использование куклы приурочивалось ко второму дню свадебного пира. Молодым подносили куклу утром свахи, которые шли будить молодых: «Наутро молодым на подносе приносили куклу из соломы да тряпок, будто ребёнок, подвязали платком и одеялом завернули: "Уа, уа, ой, на-ко, молодушка, скорей подбирай, за ночь у вас ребёночек сделался". Ну, я чё, взяла да растрепала, там опять рямки да чего там…» (Усольский район, д. Поселье) 49. В Красновишерском и некоторых других районах куклу молодым подавали во время или после того, как дружки их сводили в дымную баню, после чего нередко разыгрывали шуточное представление крещения ребёнка: «Невеста идёт из бани с робёночком, ей куклу дадут какую-нинабудь» (Нытвенский район) 50; «Молодых в баню волокут, бани-то саженные были. Дружки надымят и сажей молодых всех измажут. Из бани молодухе за столом куклу в руки дадут: “На, водися”.

Кукла-то из соломы. Потом срядят попа, чашку воды поставят, куклу крестить начинают, читают “Отче наш”. Попа назначат, ему простынь повяжут, банку подвяжут на голову. Три раза куклу макнут, имя дадут, невесте веник в руку дадут, она макнёт да всех гостей брызгает» (Красновишерский район, с. Нижняя Язьва) 51; «Снарядят тут куклу, обернут и несут молодым, в старуху нарядятся да веник ей дадут, она несёт ребёнка, как будто в бане его мыла» (Красновишерский район, д. Федорцово) 52; «Куклу делали. Крестили да чё. Принесут воду, в чё-то там нальют, и макали. Вместо батюшки мужика сделают. Каку-то банку ему всунут. Угли накладут, молитву споют каку-то. Ребёнка окрестят, отдадут молодым, како-то ещё имя дадут» (Красновишерский район, д. Бахари) 53.

В Кунгурском районе кукла или пара кукол запекались для молодых в шуточный пирог на второй день свадьбы: «Кукол клали в пирог, вот маленькой куклёнок, поднесут и всё, давайте режьте. А чё, начнут резать, а там куклёнок запечатанный, чтобы пирога ломали молодые. Парами запекали — мальчик и девочка» (Кунгурский район, с. Троицк) 54; «Я делала пирог из фуражной муки — овсяная, несеянная, на одной воде. А внутрь луку нечищеного, даже маленькую куклу запекают: “Вот невеста, не заметила дитя”. А сверху зелень украшивают, морковку запекут» (Кунгурский район, с. Калинино) 55. На второй день разыгрывались и другие комические сценки с участием куклы: «На другой день к нам тётка из Ершей, привезла соломенного ребёнка — ребёночка-де своего не бросайте» (Кунгурский район, с. Бым); «Куклу принесут: “Вот вам ребёночка, вот у вас за одну ночь состряпался, вот у вас дети есть”. И зыбку повесят ещё. И завяртывать заставляли и пеленать. У нас с мужем тоже прикрасили зыбку. Повесили её, покачали, кто поревел за маленького, кто чё, это всё вот только подурачиться…» (Кунгурский район, с. Калинино) 56.

Как отмечают исследователи, атмосфера второго дня свадьбы, наполненная эротизмом, предполагает и соответствующую символику употребляемых при этом кукол 57. Один из развёрнутых примеров театрализованного действия с молодыми и куклой отмечен в Северном Прикамье, где утром второго свадебного дня «молодожёнов, подняв с постели, затаскивали в баню, протопленную вениками, где их ждали гости. В углу бани сидел мужик, наряженный свахой (с покрытой платком или одеялом головой), и качал на руках куклу, запелёнутую в тряпки (или полено). При этом он исполнял колыбельную "по-матерному"… После появления молодых он говорил: "Молодые всю ночь целовались-миловались, им жарко было, а ребёночек у них замерз! Надо ребёночка попарить и имячко ему дать».

Затем мужик накидывал на себя, словно ризу, одеяло, бросал куклу в банный тазик, ходил вокруг него, размахивая кадилом (лапоть или рукомойник с тлеющим куриным помётом или лошадиным навозом). Одновременно поп пел пародийную молитву с припевом «Алихуя, алихуя!». Таким образом куклу «крестили» и давали ей имя: «Ебишка, «Скороёбишка», «Ивашка». Напоследок всех присутствующих обрызгивали водой с пелёнок (Чердынский район, д. Усть-Уролка) 58. В некоторых случаях в свадебных ритуалах кукла выступала также символом невесты. В таком контексте часто использовали куклу для украшения свадебной машины уже во второй половине ХХ в.

Примеры использования куклы в похоронно-поминальных ритуалах единичны. Широко распространено лишь представление и обрядовая практика помещать в гроб куклу, «если два покойника, чтобы третьего не было» (Куединский район, с. Ошья) 59; «Если в родне двое умерло, сорочины не прошли ещё, то со вторым хоронят куклу, сами делают или покупают. Её в коробке вперёд гроба в могилу кладут, чтобы третьего не было…» (Куединский район, д. Пантелеевка) 60. В данном контексте используется ритуальная практика замещения человека куклой.

Специально изготавливали обрядовые куклы для лечебной и апотропейной магии с целью избавиться от болезни, других несчастий. В Пермском Прикамье в случае, если ребёнок не спал ночью, считалось, что спать ему не даёт полуночница. Тогда готовили куклу-полуночницу и помещали в зыбке с ребёнком. В Суксунском районе полуночницу выполняли из двух крестообразно соединённых щепок. В Усольском районе готовили тряпичную куклу: «Из тряпки куклу свернут, под подушку ребёнку положат со словами: "Как кукла спит, так и ты (имярек) спи"» (г. Усолье) 61. В других вариантах куклу помещали только девочке: «Есть ещё полуношница, мает ребёнка. Ребёнок ночами ревёт. Если парень, то топорик делают из дерева маленький и кладут ему под подушку, а если девка — куклу сошьют маленькую и кладут тоже под подушку. Чтобы не маяла полуношница: "Господи, меня благослови, не май, полуношница, люби нашего ребёнка"» (Усольский район, с. Поселье) 62.

Кукла, выступающая во многих ритуальных ситуациях двойником и заместителем человека, могла использоваться и во вредоносной магии: «Парень был в деревне, дружил с одной девчонкой. А ево в лес послали, а девка-то дома осталася. А там мордвинки были — девки, одна — хорошенькая девушка. Он с ей познакомился, подружился и её из лесу-то увёз домой и женился на этой мордвинке. А та девкато, значит, она осердилася на ево и чё-то вот сделала — куклу из тряпок сделала и всю её нитками смотала и ету куклу им в колодец бросила. И ета девка-мордвинка, значит, хорошушша-баскушша была, полнушша — и как снег тает и тает, а ребят рожала, детей. Значит, тает и тает, и он её во все больницы вывозил — никаку боль не признают: здорова. Он повёз её — у нас один старичок лечил в Уинске от болей-то. Он повёз к этому старичку, а старичок уже ли старый стал, лечить-то не стал, не занялся и только сказал, только колодец, гыт, вычистите. А он работал тракторным бригадиром, Лёнька-то. Теперича вот насосы, а раньше-то не было, ну, там у трактористов чё-то было тракторно-то, он — трактор, да покачали воду-ту насосом-то каким-то, из колодца-то.

И всю воду выкачали из колодца-то, и эту куклу-то на дне нашли и вынули. Да. Эту куклу-то вынули и поехали к старику-то. «Вот чё, вот чё мы нашли». — "Сожгите скорее! На костре!". Ну, они эту куклу сожгли, потом девка стала поправляться. А я там вот жила, и ето через дом — свадьба, опять в Медянку дочь отдают, а они свои — Лёнька-то, а я про Машу-то всё спрашивала у людей-то — "да поправляется, получше стало". Я пришла на почеглазно-то, они тут с мордвинкой. Я поглядела, да я вовсе не узнала её, она толстушша, здоровушша — при кудрях сидит. "Я! Ешшо,— говорит, — не умертвили меня!" Вот кака бабишша стала. Вот что люди знают!..» (Уинский район, с. Воскресенское) 63.

В хозяйственной магии также известно использование куклы: «Строится, бывает, хозяин, плохо рассчитатся за работу с плотниками. Дак плотник ткнёт безымянный палец иголкой, из чурки куколку вырежет, раскрасит её кровью-ту. В срубе, в бревне дырку провернёт и туда эту куклу запихат, и она будет ночами свистеть. Пока по его не придут снова» (Кишертский район, с. Молёбка) 64. В данном контексте кукла выступает в качестве вместилища духа. На коми-пермяцких материалах известно, что такая кукла с течением времени становится злым духом — кикиморой 65.

Обрядовое использование антропоморфных изображений характерно для народного календаря русских Прикамья. Общераспространённым является изготовление куклы или чучела в масленичной обрядности. Календарной традиции Прикамья посвящено достаточное количество исследований 66, поэтому приведём лишь некоторые примеры. Варианты изготовления масленичного чучела не были едиными в локальных традициях. В деревне Андреевка Ординского района чучело готовили из нескольких снопов, на которые надевали одежду: «На горе делают шалаш в виде чучела из соломы, из снопов сделают; нарядят, в какую-нибудь тряпку нарядят; поджигают в двенадцать часов ночи или вечером. Всяко пели, плясали…» (Ординский район, д. Андреевка) 67. Чучело готовили из обмолоченного снопа: «Сноп изрядишь, чучело сделаешь; надеваешь юбку на него…» (Кишертский район, с. Меча) 68. Часто основой для чучела становились жерди, которые обматывали соломой и придавали им антропоморфный облик: «Масленка — как чучело. Две палки возьмут и вокруг соломой обматывали, голову круглую из соломы, сверху шапку или платок и одежду, пальто или чё, а сверху ещё соломой» (Чайковский район, д. Ольховка) 69.

Своеобразным был вариант масленичного чучела в Гайнском районе: «В Масленицу, особенно в последний день… Куклу делали: возьмут пень, фуфайку на него наденут, факел зажгут. Горит, и ладно, весело всем было…» (Гайнский район, п. Сёйва) 70. Большинство примеров раскрывает женскую ипостась масленичной «куклы»: «Делали чучело: солому завяжут, платок оденут, как женщину. В рост человека» (Чернушинский район, д. Ореховая Гора) 71. Известны примеры и мужского «варианта» масленичного чучела: «Соломенное чучело делали, одежду соломой набивали. Штаны, пинджак, шапка, как мужик» (Ординский район, с. Красный Ясыл) 72. Некоторые информаторы отмечают изоморфность мужской и женской ипостаси масленичного чучела: «Чучело жгли, снарядят его, как мужика или как бабу. Это в воскресенье вечером» (Куединский район, д. Пильва) 73.

Известны примеры, когда чучело готовили парой: «Масленка едут. Сверху делают, раньше-то лапти носили, так лапти повесят красными поясками, человека делают из соломы, двух — мужчину и девку. Дают им полотенце на руку. Мужик один бок дёржит, правый бок ли что ли, второй бок девка дёржит». (Гайнский район, п. Чуртан) 74. В Оханском уезде вспоминали, что раньше на Масленицу возили две какие-то деревянные статуи и плясали вокруг них 75. Изоморфность мужской и женской персонификации Масленицы характерна и для масленичного ряженья в Прикамье, как и в целом для восточнославянских традиций представления Масленицы 76.

В проводах праздника были представлены не только куклычучела, характеризующие собственно Масленицу, но и демонстрирующие наступление нового календарного периода — Великого поста, обозначенные уже новыми, великопостными терминами: говенник, говинье — одно из названий соломенного чучела, провозимого по деревне при проводах Масленицы: «После Масленой говеньё будет; раньше, бывало, лошадь запрягут, соломенную тушу изладят, шубу на её наденут, на лошадь посадят, он едет, рукава болтаются; говенье, говенник, говорят, едет» (Соликамский район, д. Володино) 77. Разнообразные типы чучел и кукол являются важными составляющими обрядов встречи и выпроваживания у разных народов 78. Масленичные чучела также раскрывают эту символику, чаще всего персонифицируя Масленицу в обрядах её проводов.

Для поречья реки Ирень в южных Ординском, Октябрьском и Уинском районах кукла — непеременный атрибут троицкой обрядности народного календаря. В селе Русский Сарс Октябрьского района троицкую куклу готовили из берёзовых веток и именовали «берёзкой»: «На лугу песни все круговые пели, и ребята тоже коло нас. Берёзку сряжали, виник наломашь из берёзки, нарвут — девочку сделают, парня. Обоих делали, парня и девку. В лесу из берёзовых прутьев ребёнка как маленького, платье, штаны на них наденут. Играют. Потом оставят» (Октябрьский район, с. Русский Сарс) 79. В другом варианте на троицкое деревце-берёзку садили куклу: «Берёзку сряжали в Троицу. Срубят берёзку, напоставят. Куклу садили на берёзоньку наряжену» (Октябрьский район, с. Русский Сарс) 80.

В селе Богородск Октябрьского района был известен иной антропоморфный облик берёзки, которую готовили из двух связанных крестообразно берёзовых палок, наряженных платками, фартуками, бусами и цветами 81. В некоторых сёлах одним из атрибутов Троицы была наряженная кукла, использовавшаяся вместе с украшенной берёзкой: «Ходили по деревне с берёзкой наряжённой в ленточки и куклой. Куклу срядят большую, как ребёнка трёх годов, набьют соломой, наденут платье, лицо сделают, подшалок наденут. Девки с ребятами с песнями несли по улице берёзку и куклу. Куклу девахой делали, а потом растреплют и всё» (Ординский район, с. Вторые Ключики) 82; «Ещё и куклу принесут, которую дети сряжают.

Не особенно большая она была, раньше не из чего было много. Из соломы сделали. Связали крепко, руки, ноги привязали. С полметра кукла была. Я маленько понесла, другая несёт, так и до деревни доходим. Каждый год делали другую куклу. Докуда идут, дак ростреплется уж потом. Опять сделают другую. Кукла в тряпках. Девкой сряжали, раз ленточки навязывали. — [У куклы глаза были сделаны?] — В ту пору не было этого. — [Обувь была на кукле?] — Не было. Юбку да и всё. Платок был, платок подвязанный. — [Как называли?] — Кукла да и всё. На руках несли. Так взяла и несу, не над головой. Куклу принесём перво, потом обратно сряженую. С берёзкой идём и куклу несём. Я иду в каком-то сарафане, и кукла так же» (Ординский район, с. Красный Ясыл) 83.

Кукла как один из символов Троицы известна в русских традициях и других регионов 84. Изоморфность обрядовых символов достаточно распространённое явление в традиционной культуре. Растительные и антропоморфные символы Троицы связаны с комплексом архаичных представлений. Так, по мнению Д. Фрезера, дух дерева может представляться одновременно и в растительном, и в антропоморфном облике 85. Кроме масленичной и троицкой обрядности единичны примеры использования кукол в обрядах народного календаря у русских Пермского Прикамья. В обрядности Великого четверга, например, кукла задействована в очистительных ритуалах: «Я как-то иду в гору в Великий четверг, к дедушко пошла. Такой ручей бежит по дороге, и кукла плывёт, кукла из тряпок сшита, плывёт. А я наклонилась и хочу куклу-то брать. А соседка в окошко стук да стук, вот на углу живёт: "Не бери — говорит, — это Параня клопов выживат, куклу-то отпустила, я видела. Она вынесла куклу и бросила". А если б я взяла, то тебя бы клопы заели. А у нас, тпфу-тпфу, у нас не ведутся…» (Очерский район, с. Кулики) 86.

Полученные и рассмотренные материалы позволяют констатировать широкое бытование куклы в качестве детской игрушки в русских традициях Пермского Прикамья. В регионе были известны разные материалы, технологии и конструкции изготовления игровых кукол, разные варианты игрового поведения. В Пермском Прикамье известны также разные примеры использования куклы в календарных и семейных обычаях и обрядах, лечебных и хозяйственных ритуалах. В настоящей статье мы обобщили лишь имеющиеся полевые материалы авторов и материалы опубликованных источников. Следует отметить, что специального полевого исследования традиционной куклы в Пермском крае не проводилось, поэтому представленное исследование, скорее всего, носит предварительный, обзорный характер. А данная тематика ещё ждёт полевых исследований и новых открытий.

Скачать книгу в pdf-формате на Яндекс Диск

Материал создан: 03.01.2016



Хронология доимперской России