Я русский

что значит быть русским человеком

Владимир. Путеводитель по городу

В 1108 г. князем Владимиром Мономахом на высоком плато, защищенном с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера — речкой Лыбедью, а с запада и востока — крутыми оврагами, была основана крепость, названная Владимиром.  Внук Мономаха — Андрей Боголюбский — превратил город в мощную крепость с развитой системой оборонительных сооружений.  Он окружает валами Посад, укрепляет проездные ворота. После 1169 г. во Владимир из Киева переносится княжеский престол.

Владимир. Путеводитель по городу

Свою резиденцию Андрей устроил в Боголюбове, в нескольких километрах от Владимира.  С этого момента начинается расцвет города — еще при Андрее в нем строятся невиданные до того времени на северо-востоке Руси белокаменные сооружения, а границы княжества расширяются и значение его все увеличивается.  Удачное расположение на судоходной реке вдали от границ Руси приводит к тому, что Владимиро-Суздальское княжество быстро становится самым значительным из русских государств.  Затем начинаются усобицы — войны с ростовцами и новгородцами.

В 1238 г. город не смог оказать сопротивления наступающему татаро-монгольскому войску Батыя и был разорен.  В1328 г. московский князь Иван Калита получил ярлык на великое княжение, но, вопреки традиции, остался в Москве, а в 1332 г. присоединил Владимир к Московскому княжеству.  С XV в.Владимир превращается в провинциальный город. С учреждением в 1778 г. Владимирской губернии Владимир — губернский центр и получил новый «про-жектированный » план, Вид города с водонапорной башниутвержденный в 1781 г. План предусматривал регулярную сетку улиц, каменное гражданское строительство.

Герб Владимира был официально утвержден в том же 1781 г. и получил следующее описание: «В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест».

Современный Владимир — крупный промышленный и научный центр.  В городе свыше 50 промышленных предприятий.  Ведущие отрасли промышленности — машиностроение (ПО «Владимирский тракторный завод», «Точмаш», «Автоприбор»), химическая, легкая, пищевая.  Во Владимире жили и работали братья Столетовы: Александр Григорьевич — ученый-физик, и Николай Григорьевич — генерал, командир народного ополчения в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.  Уроженцами Владимира являются композитор С.И.Танеев, адмирал М.П.Лазарев, в 1838-1840 гг. здесь в ссылке жил А.И.Герцен, об этом периоде он писал в «Былом и думах».

Всемирную известность получила владимирская школа гимнастики, воспитанниками которой являются многократный олимпийский чемпион Николай Андрианов, Любовь Андрианова (Бурда), Владимир Артёмов, Юрий Королёв, Юрий Рязанов.  Во Владимире снимались такие художественные фильмы, как «Успех» с Леонидом Филатовым, «Полеты во сне и на яву» с Олегом Янковским.

Итак, мы в самом сердце города — на Соборной площади.  Начнем экскурсию с монумента в честь 850-летия Владимира (1960 г.).  Он представляет собой усеченную трехгранную пирамиду из белого камня на мраморном основании (высота — 22 метра).  В вогнутых гранях помещены три символические бронзовые трехметровые фигуры: древний воин, зодчий и современный рабочий. В сторону Золотых ворот обращена фигура русского воина.  Скульптура зодчего-строителя размещена против памятников архитектуры XII в.  Фигура рабочего с моделью трактора в руках обращена в сторону промышленного района.

Справа, перед входом в парк имени Пушкина, расположен бронзовый памятник Андрею Рублеву работы московского скульптора О.К.Комова.  Памятник был открыт в 1995 г. По левую руку от памятника Андрею Рублеву, блестя золотыми куполами, стоит белокаменный Успенский собор.  Построен храм по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского в 1168-1160 гг. в виде шестистолиного, трехнефного, одноглавого здания с тремя небольшими южным, северным и западным притворами и башнями у западных углов.

Собор был расписан в 1408 г. иноками Памятник Андрею Рублеву московского Андроникова монастыря Андреем Рублевым и Даниилом Черным.  В 1810 г, по проекту архитектора А.Н.Вершинского была построена соборная колокольня высотой 56 м.  Колокольня велика и массивна, выполнена в стиле классицизма.  Венчает ее высокий шпиль.  В 1862 г. собор и колокольню соединили небольшим теплым храмом Георгия Победоносца (архитектор Н.А.Артлебен).  В Успенском соборе были погребены князь Андрей Боголюбский, его сыновья Глеб и Изяслав, великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо, князь Юрий Всеволодович, убитый татаро-монголами в битве на реке Сить, другие владимирские князья ХП-ХП1 вв.

Итак, мы стоим около Успенского собора, спиной к Соборной площади.  Обратим свой взор направо — на смотровой площадке парка имени Пушкина, установлен памятник крестителям Владимирской земли — основателю города равноапостольному князю Владимиру Святому и святителю Федору.  Памятник был торжественно открыт 28 июля 2007 г. во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир.

По левую руку от собора находится здание бывших присутственных мест, где ныне располагается культурно-образовательный центр «Палаты».  Это трехэтажное здание, построенное в 1785 г., выполнено в классическом стиле по проекту архитектора Бланка.  В здании располагаются экспозиции, посвященные усадьбам Владимира и его окрестностей, истории города, музейный центр для детей.  Здесь же находятся картинная галерея, музей дворянской усадьбы, проводятся временные выставки.

Рядом со зданием присутственных мест возвышается собор Святого Димитрия Солунского.  Храм был построен примерно в 1194-1197 гг. князем Всеволодом Большое Гнездо.  В крещении князь принял имя Димитрия, этим и объясняется посвящение нового собора его небесному покровителю.  Четырехстолпный крестово-купольный храм строился как домовая княжеская церковь на территории детинца, поэтому площадь его невелика.  Нижняя часть — строго ровная, прорезаемая только лопатками и пышными перспективными порталами.

Знаменитая каменная резьба, покрывающая стены Дмитриевского собора, размещена в верхней части стен.  Сейчас Дмитриевский собор занят музейной экспозицией, посвященной его истории. В соборе сохранилась могила владимирского губернатора Р.И.Воронцова. Основные достопримечательности города расположены вдоль Большой Московской улицы, которая идет параллельно Клязьме и железной дороге. Начнем свою прогулку от Золотых ворот.  Они были построены в 1164 г. при Андрее Боголюбском.  Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер.

Внешне они представляют собой мощную башню с 14-метровой проездной аркой, наверху площадка, использовавшаяся в боевых целях, на ней располагается небольшая надвратная Ризоположенская церковь.  Сейчас в церкви Золотых ворот располагается военно-историческая экспозиция (режим работы: с 10.00 до 18.00, кроме четверга и последней пятницы месяца).  Близ Золотых ворот находится Троицкая (Красная) церковь (1916 г.).  Храм был построен из красного кирпича в стиле эклектика.  С запада к нему примыкает звонница.  Храм был закрыт в 1928 г.  С 1975 г. в Троицкой церкви открыли музей хрусталя и лаковой миниатюры.

По правую руку от церкви находится здание Областного драматического театра им.А.В.Луначарского.  Южнее Золотых ворот сохранились остатки земляного вала, получившего название Козлова Вала по имени купца Козлова, приобретшего в XVIII в. в этом районе участок земли. Неподалеку, на улице Козлов Вал, находится здание водонапорной башни, построенное в псевдорусском стиле.  В башне размещается экспозиция «Старый Владимир» , а в верхнем ярусе находится круговая смотровая площадка. На противоположной стороне улицы напротив Золотых ворот находится Земская женская гимназия (ул.Дворянская, 1) — двухэтажное здание в стиле позднего классицизма.

Справа от здания гимназии находится здание Владимирского государственного гуманитарного университета (бывшего Реального училища), перед которым установлен памятник уроженцу Владимирской губернии, академику АН СССР Павлу Ивановичу Лебедеву-Полянскому.  По правую руку от Золотых ворот расположен дом Г.Т.Мерещагина (Большая Московская, 2) — управляющего имением графа А.Р.Воронцова в селе Андреевском.  Летом 1798 г. через Владимир проезжал император Павел I.  Его со свитой на два дня поселили в этом доме, так как он считался лучшим в городе.

Напротив — комплекс из двух зданий, принадлежавших владимирскому вице-губернатору А.Е. Дюнанту, построенный в 1816-1822 гг.  С 1979 г. здесь размещается Дом архитектора. Кирпичное здание в красной линии центральной владимирской улицы (дом № 13) с оригинальным выступом-эркером было построено архитектором С.М.Жаровым специально для городской новинки — электротеатра «Ампир» (сейчас кинотеатр «Художественный»).  На правой стороне улицы обращает на себя внимание большое трехэтажное каменное здание (дом № 24).  Его построили в 90-е гг. XVIII в. возвели первую очередь рядов, состоявшую из 61 лавки.

Передняя линия — суконный, галантерейный, суровский, сапожный и юфтяной ряды, восточная линия — овощные, москательные и питейные ряды, западная — рыбный ряд.  В 1792 г. в северной части начали строить хлебные ряды.  В середине Торговых рядов по ул. Б.Московская имеется арка, под ней — проход.  Он вел на Базарную площадь, которая находилась позади рядов.  Этот проход владимирцы звали «бабьими воротами».  Над аркой-проходом находилось небольшое помещение, в котором в 90-е гг. XIX в. и начале XX в. размещалась городская публичная библиотека.

Сворачиваем на Девическую улицу, затем направо на Княгининскую улицу, оттуда на переулок Володарского, где находится Свято-Успенскнй Княгинин монастырь, основанный в конце XII в. женой великого князя Всеволода Большое Гнездо, княгиней Марией Шварновной.  Главный собор монастыря — Успенский —был построен в концеXV — начале XVI в.  Фасады храма разделены неширокими лопатками и завершаются килевидными закомарами, а весь основной объем увенчан еще двумя рядами кокошников.  В XVI-XVII вв. к собору были пристроены угловые приделы, а у юго-западного угла храма возведена колокольня.

Второй храм монастыря — невысокая трапезная церковь Казанской Божией Матери (1789 г.).  В 1849 г. к церкви пристроили придел мученика Авраамия.  В плане храм представляет собой сложную двухэтажную постройку с просторным залом во втором этаже. После осмотра монастыря снова выходим на Большую Московскую улицу.  Справа, на пересечении Московской улицы с Муромской, видим красное кирпичное здание Новой городской Думы — характерный пример городской общественной постройки, выполненной в формах русского стиля 2-й половины XIX в.  На противоположной стороне улицы находится здание Городского банка (1896 г.).

Перед зданием банка в небольшом сквере в 1925 г. был открыт памятник В.И.Ленину.  Скульптура была поставлена на постаменте бывшего монумента царю Александру II.  Справа от здания банка располагается здание Владимирского дворянского собрания (1825-1827 гг.).  Один угол здания — скругленный, в этом сказывается влияние раннего классицизма.  Сейчас здание отдано под Дом офицеров Владимирского гарнизона.  К зданию дворянского собора примыкает здание Владимирской гимназии, в которой учился известный поэт-символист Константин Бальмонт. Двигаемся дальше.

На пересечении Б. Московской улицы с Клязьменской видим двухэтажное здание из красного кирпича. Оно было заложено в 1900 г. для исторического музея, архива и библиотеки Губернской ученой архивной комиссии.  Сейчас в этом здании размещается экспозиция «История Владимирского Здание Владимирского дворянского собрания края».  Неподалеку от музея, по правой стороне улицы, находится Няколо-Кремлевский храм, летний, был сооружен 1761 г. на территории бывшего кремля.  В настоящее время в здании церкви располагается городской Планетарий.

Рядом с Николо-Кремлевским храмом располагается Рождественский мужской монастырь, который был духовным центром средневековой Руси до XIV в. — здесь располагалась митрополия. В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение — цифирная школа.  Входим на территорию монастыря через проездные ворота близ пристенной церкви Рождества Христова, выходящей фасадом на Б. Московскую улицу.  Храм сооружен в XVIII в. и перестроен в 1864-1866 гг.  Смешение различных архитектурных форм и стилей, отличающее облик этой постройки, характерно для второй половины Исторический музей XIX в.

По левую руку от нас здание казенных келий (XVII в.), надвратная церковь Святого Иоанна Предтече и келейный корпус XIII-XIX в.  Подходим к главному храму монастыря — собору Рождества Богородицы. Древний храм, стоящий на этом месте, не сохранился.  Новый собор монастыря был построен в 2004 г.  Рядом с собором возвышается колокольня — это тоже новое здание, колокольня, возведенная в 1654 г., не сохранилась.  По правую руку от собора находится Архиерейский корпус -(XVIII в.) — пышное здание в стиле барокко.  Его центральная часть — двухэтажная, с обеих сторон к ней примыкают одноэтажные крылья.

Село Боголюбово расположено в устье реки Нерли (при впадении Нерли в Клязьму), в 10 км к северу-востоку от Владимира.  Боголюбово — бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174 г.).  При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги за каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его — белокаменные памятники княжеского дворца XII в.  17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке.  Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников — бояр Кучковичей.

После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Входим на территорию монастыря через Святые ворота, над которыми возвышается Надвратная колокольня (1842-1842 гг.) высотой 58 метров.  Во втором ярусе колоколь-нипомещается храм Успения Божией Матери, в третьем — звонница с колоколами. Перед нами самый большой из монастырских храмов — собор Боголюбской иконы Божией Матери (1866 г.), построенный по проекту столичного архитектора К.Тона в русско-византийском стиле.

Здание собора крестово-купольное, с 5 главами на граненых барабанах и постаментах, тесно примыкающими друг к другу, центральный купол выделен высотой и объемом.  Внутренние росписи в академическом стиле выполнены в 70-х гг. XIX в.  Помимо архитектурных достоинств храм был оборудован совершенной инженерной системой воздушного отопления. Вдоль южного края ограды стоит сильно искаженный в 1804 г. переделками корпус трапезной Благовещенской церкви (1683 г.).  На ее месте, по преданию, стояла церковь Леонтия, якобы построенная Андреем Боголюбским.

Рядом с ней, на месте, где раньше находился киворий, стоит кирпичная часовня XVII в. с четырьмя грушевидными столбами, первоначально завершавшаяся шатровым верхом.  Под ней стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом.  Легенда рассказывала, что из этой чаши князь Андрей, якобы, оделял наградами строителей замка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, к которой примыкают фрагменты дворца Андрея Боголюбского По левую руку от церкви находится собор Рождества Пресвятой Богородицы (1158-1165 гг.), на фундаменте которого возведена ярусная церковь (1751 г.) в стиле барокко.

С левой стороны к собору пристроена двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея — единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения.  Именно в згой башне принял мученическую смерть князь Андрей Боголюбский 29 июня 1174 г.  По левую руку от церкви находится настоятельный корпус (XVIII в.).  Вдоль южной и северной стен монастыря протянулись монастырские постройки (XIX в.). Выходим из монастыря, идем по улице Ленина, сворачиваем на Вокзальную улицу.  Узкая тропинка, тянущаяся вдоль монастырского пруда, приведет нас к часовне иконы Боясяей Матери «Живоносный источник».

Далее сворачиваем на Вокзальную улицу, проходим под железнодорожной аркой с надписью «Боголюбский луг» и по обычной проселочной дороге идем до храма Покрова на Нерлн (1165 г.), расположенного в устье Нерли при впадении ее в Клязьму.  Это храм-памятник, возведенный по указу Андрея Боголюбского после победы владимирского войска над болгарами и в память о погибшем от ран, полученных в победном сражении, сыне князя Андрея, Изяславе.  Стены храма украшает каменная резьба, входы обрамлены роскошными перспективными порталами, через подклет устроена система вентиляции.  Рядом с собором находится Трехсвятская церковь — в советское время была перестроена и использовалась как дом сторожа при охраняемом храме Покрова на Нерли.

Материал создан: 28.08.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru