Я русский

что значит быть русским человеком

Суздаль. Путеводитель по городу

Поселение на месте современного Суздаля возникло в IX или X веке, но город впервые упоминается в летописи под 1024 г. в связи с восстанием смердов, подавлением которого занялся лично князь Ярослав Мудрый.  При Владимире Мономахе город становится укрепленной крепостью.  Сын Мономаха, князь Юрий Долгорукий, в 1125 г. утверждает Суздаль стольным городом Ростово-Суздальского княжества.  При Андрее Боголюбском столица переносится во Владимир, но и тогда не прекращается строительство Суздаля.

В конце XIV в. город оказывается в подчинении у Москвы.  Никогда больше он не участвует в больших событиях политической жизни.  Его судьба отныне — это судьба богатого торгово-ремесленного города и центра суздальской епископии. В 1778 г. был утвержден новый регулярный план города, в соответствии с которым проложили ряд центральных улиц.  Однако осуществили план не полностью, что позволило городу сохранить свою старинную планировку.

На площади всего в 9 квадратных километров насчитывается около трехсот памятников истории и архитектуры, многие из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Автором суздальского герба является уроженец Пьемонта граф Франческо Санти — его считают отцом русской геральдики.

Герб Суздаля получил такое описание: «Птица сокол в княжеской шапке, поле пополам: наверху синее, а внизу красное».

Город стал известен как центр художественных ремесел и промыслов: иконописи, чеканки серебра, резьбы по дереву, золотошвейного дела.  Суздаль издревле славится своей медовухой.  Сейчас в городе действует «Суздальский медоваренный завод», выпускающий 10 сортов медовухи.  В Суздале родился и вырос изобретатель русского фарфора Дмитрий Виноградов.  Выдающийся государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский, автор проекта первой российской Конституции, учился в местной духовной семинарии.

В Суздале находилось имение Александра Васильевича Суворова, пожалованное ему императрицей Екатериной II.  Уникальность Суздаля привлекает и кинематографистов. Здесь снимались такие художественные фильмы как «Женитьба Бальзами-нова», «Андрей Рублев». В городе до сих пор стоит дом, снятый в фильме по чеховской повести «Душечка». На том месте, где сейчас находится музей под названием «Суздальский кремль» (открыт с 10.00 до 18.00, закрыт вт, послед, пт месяца), в XII в. начал строиться город.  Здесь, в излучине Каменки, были сооружены первые земляные укрепления и возведен первый городской собор.  До наших дней сохранились остатки земляных валов.

Входим на территорию кремля.

По левую руку находится величественное здание пятиглавого белокаменного Рождественского собора — старейшего здания Суздаля.  Одно из первых упоминаний о нем содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 г., где говорится, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма, построенного Владимиром Мономахом в конце XI — начале ХП вв. В 1445 г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились.  В 1530 г. Собор разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили.

Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей — Златые врата — уникальный образец декоративно-прикладного Собор Рождества Богородицы искусства суздальских мастеров. Некрополь храма представляет отдельный интерес.  Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких как Шуйские, Скопины-Шуйские, Вельские.  Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого — Иван и Святослав.  Памятник входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Напротив собора находится Колокольня, сооруженная по приказу епископа Серапиона. Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы.  Во втором этаже колокольни были устроены два престола. В конце XVII в. по приказу митрополита Иллариона церковь была расширена, к ней пристроили алтарную часть и соединили ее галереей с архиерейскими палатами.  С севера колокольню тоже окружили обходной галереей, а с востока пристроили высокое крыльцо с восьмигранным шатром.

5 января 2007 г., в праздник Крещения, в здании колокольни открылась экспозиция «Иорданская сень XVII в.» (единственная, сохранившаяся в России). Идем вдоль южной стены, проходим под аркой Крестовой палаты.  Здание, предназначавшееся для торжественных приемов, построено в конце XVII в. при митрополите Илларионе и входит в Архиерейские палаты (XV—XVIII вв.) — сложный комплекс каменных строений. В нижней трапезной Крестовой палаты работает ресторан «Трапезная*, одно из самых престижных и дорогих заведений города.  В том же здании находится Детский музейный центр "Суздаль 100 лет назад".

Со стороны собора палаты окружены невысокой каменной стеной с воротами, а с другой стороны — земляным валом.  Снаружи над палатами виден маленький купол домовой трапезной церкви, восстановленной в формах XVI в.: с восьмискатным покрытием, живописной галереей на арках и высоким крыльцом.  В трех залах церкви располагается экспозиция «Древнерусская живопись». В западной части кремля находится деревянная церковь Николая Чудотворца из села Глотова, посменная в суздальском Кремле на месте сгоревшей деревянной церкви XVII в.  Она положила начало созданию Музея деревянного зодчества.

Это редчайший для среднерусской полосы памятник старого деревянного зодчества и прекрасный образец древнейшего типа так называемых «клетских храмов», наиболее близких обычной избе. Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта (открыт с 9.30 до 19.00 с 10 мая по 30 января) возник в 1960-х гг.  Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской.  Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Димитриевекого монастыря, одного из самых ранних в Суздале — XI в.  Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки.

Напротив входа в музей, на берегу реки Каменки, расположены амбары на сваях (XVII в.) из приокской поймы. Входим через деревянные ворота близ небольшой деревянной часовенки (XIX в.). По правую руку от нас Преображенская церковь (1756 г.) из села Козлятьево Кольчугинского района, которая была перевезена и установлена в 1967-1968 гг. Церковь особенно интересна как образец многоярусного нарядно украшенного сельского храма.  Рядом с Преображенской находится Воскресенская церковь (1776), привезенная из селаПатакино Камешковского района.

Основная часть — это «восьмерик на четверике» с невысокой восьмигранной крышей.  К ней с запада примыкает трапезная и шатровая колокольня, сруб которой расширен у яруса звона. Дом напротив церкви принадлежал зажиточному крестьянину.  Дом середины XIX в., двухэтажный, фасад интересен обилием резных украшений.  На втором этаже находились жилые помещения, на первом этаже — ткацкая мастерская, где трудились наемные работники.

Двигаемся дальше, по правую руку от нас — нзба крестьянина-середняка из села Илькино Меленковского района — образец крестьянского жилища среднерусской полосы.

Это добротный дом XIX в. с тесовой двускатной кровлей и фасадом, украшенным старинной глухой резьбой.  Жилище имеет обычную для XIX в. планировку: изба — сени — клеть.  Глубокие изменения в экономике пореформенной России сказались на крестьянском укладе. Рядом с Илькинской избой двухэтажный дом из деревни Лог Вязниковского района середины XIX в., принадлежавший более зажиточной семье.  Появился карниз городского типа.  В нижнем этаже оборудована светелка с тремя ткацкими станами для наемных рабочих.

По левую руку параллельно дому расположен двор, где хранится хозяйственный инвентарь: борона, соха, телега и другие предметы.  За домами расположена баня из села Ново-Александрово Суздальского района второй половины XIX в.  Баня отапливалась небольшой печью без трубы, дым выходил через отверстие над дверью. Такие бани назывались «черными» — наиболее распространенный тип деревенской бани во Владимирской губернии. Слева от домов находится колесный колодец середины XIX в. из села Кольцова Селивановского района.

Колодцы этого типа были распространены в XVII-XVIII вв. и назывались ступальными. Рядом с колодцем еще два дома.  Первый — типичный деревенский дом из села Каменево.  На лобовой доске, украшенной глухой резьбой, вырезана дата «1861». Двигаемся дальше.  По правую руку от нас находятся ветряные шатровые мельницы конца XVIII в. из села Мошок Судогодского района.  В одной из них посетители увидят одежду мельника, старый фонарь.  На стене устроена полица с мерами и совками: круглыми — для зерна и прямым — для муки.  Здесь же — грохот для просеивания муки.

Недалеко от мельниц расположен амбар-лабаз также из села Мошок, предназначенный для хранения зерна.  Картину крестьянского быта дополняют овины для сушки снопов. Улица Ленина длиной 3,5 километра прямой лентой проходит через весь город, от его северной границы до южной.  Если идти по ней от начала до конца, то можно пройти весь город за 2 часа. Вот показались белые столбы по обе стороны дороги.  Это Владимирская застава: здесь начинается Суздаль.  На противоположном, северном конце ее стоят столбы Ивановской заставы.

По правую сторону расположена Знаменская церковь (1749 г.), которая образует архитектурный ансамбль вместе с отдельно стоящей колокольней и зимней Ризположенской теплой церковью (1777 г.), выстроенной севернее Знаменской.  С другой стороны церквей течет речка Мжара, впадающая в Каменку, за которой расположены суздальские курганы Х-ХП вв.  Напротив церквей, по правой стороне улицы, располагается жилой дворянский дом (№ 15), одно из первых зданий, построенных в конце XVIII в. по Екатерининскому плану 1788 г. Знаменская и Ризоположенская церкви

По левую руку видим здание сельскохозяйственного склада Суздальского земства (№ 41а) постройки начала XX в.  Здание украшено лепниной, пилястрами, фигурным фронтоном.  Рядом со складом находятся ансамбли земской управы и земской больницы (№ 43-45), В настоящее время на их территории располагается гостиничный комплекс «Пушкарская слобода».  На территории гостиничного комплекса находится еще один памятник архитектуры — водонапорная башня, в ней открыт бутик одежды, обуви и аксессуаров «Модная башня».

Идем дальше, по правой стороне улицы (дом № 50) расположено здание бывшей мужской гимназии постройки XIX в.  В настоящее время здесь также находится учебное учреждение — Суздальский сельскохозяйственный колледж. По левой стороне улицы, у оборонительных укреплений кремля, находится церковь Иоанна Предтечи (1720 г.) (№ 55а).  Украшена она весьма скромно — небольшим порталом и окнами с наличниками, и увенчана одной изящной главкой на тонком барабане.  Над крыльцом церкви возведена шатровая колокольня.  Церковь можно увидеть в фильме «Женитьба Бальзаминова».

Далее сворачиваем на Кремлевскую улицу. По правую руку от нас Входоиерусалимская церковь (1707 г.).  Это типичная «летняя» церковь, небольшой кубический объем которой украшен карнизами с интересным рисунком: пяты арочек опираются на небольшие консоли.  Немного дальше по улице стоит Пятницкая церковь (1772 г.).  Как и прочие зимние церкви, она представляет собой две каменные клети с широкой апсидой с восточной стороны. Возвращаемся на улицу Ленина — перед нами Торговая площадь (бывш. Хлебная), расположенная по левую сторону улицы.

На ее западной стороне находится Гостиный двор (1806-1811 г.), построенный по проекту архитектора А. Вершинского, состоящий из длинного прямоугольного здания, разделенного на отдельные магазины, и галереи с колоннадой из парных классических колонн. Напротив Гостиного двора возвышается белоснежная одноглавая Церковь Воскресения (1720 г.) с колокольней.  Основной объем храма строг, почти лишен какого-либо декоративного убранства, за исключением парадного крыльца с арками и круглыми столбами и неширокого карниза из мелких арочек.  Центральной для большой торговой площади является колокольня, богато украшенная карнизами и разноцветными изразцами.

К Воскресенской церкви пристроена теплая Казанская церковь (1739 г.).  В ее достаточно эклектичном внешнем облике интересен кружевной металлический гребень на коньке крыши — черта народного искусства.  Теперь стало возможным подняться на колокольню Воскресенской церкви. В городском сквере на углу улиц Ленина и Васильевской в 1986 г. был установлен памятник погибшим в Великой Отечественной войне — Вечный Огонь. У северной части торговых рядов, по левой стороне улицы стоит Кресто-Никольская церковь (1770 г.), выходит она на две улицы — Ленина и Старую.  Если смотреть на эту церковь с разных улиц, то можно и не догадаться, что это один и тот же храм, так он различается по внешнему виду с противоположных сторон.

На улицу Ленина смотрит желтая часть — основной объем одноглавой церкви, построенной здесь примерно в 1770 г.  В XIX в. к церкви были пристроены широкая трапезная и колокольня со шпилем, хорошо видные от Старой улицы и закрывающие для обзора более старую часть церкви. По левой стороне улицы находится одна из самых знаменитых нар храмов в Суздале: Антипиевская (1745 г.) и Лазаревская церкви (1667 г.).  Антипиевская церковь невысокая, с одной главкой на тонком барабане, типичная зимняя церковь Суздаля.

Лазаревская церковь открывает начало пятиглавия в посадском зодчестве Суздаля.  Слева от церквей находится дом купцов Зыковых с харчевней, торговавших баранками и булками (начало XIX в.).  В настоящее время в здании работает кафе «Харчевня» (№ 73). Мы у Ризоположенского монастыря, напротив которого располагается Красная площадь (бывш. Конная).  В ее центре стоит четырехметровый бронзовый памятник В.И.Ленину (1978 г.). Сворачиваем налево — на улицу Энгельса, оттуда — на улицу Гастева. Там находится Александровский женский монастырь.  По преданию, он был основан в 1240 г. Александром Невским.

Входим на территорию монастыря через Святые ворота (XVII в.).  Прямо перед нами Вознесенская церковь, построенная с применением характерных для Суздаля приемов своего времени: высокий четверик с двумя ярусами окон и пятиглавием.  По левую руку от церкви находится колокольня, интересная тем, что это единственная в Суздале шатровая колокольня, стены которой почти лишены украшений.

Слева от собора находятся настоятельские покои, баня и иконописная мастерская (новоделы).  Справа — жилые кельи.  В XVIII в. вокруг монастыря была сооружена небольшая кирпичная ограда с декоративными башенками, стилизованными под монументальные оборонительные башни.  Сейчас от ограды сохранились только небольшая часть и Святые ворота.

Продолжаем свою прогулку.  Через дорогу от угловой башни Спасо-Ефимьевского монастыря стоит Смоленская церковь (1696-1706 гг.).  Она как бы «встречала» приезжающих в город со стороны Ярославля — не случайно северный фасад декорирован богаче, а южный — наоборот, даже не имеет входа.  Церковь Симеона Столпника (1749 г.) построена севернее от Смоленской.  Это типичная для Суздаля теплая церковь, которую сильно исказили позднейшие переделки.  Колокольня с высоким шпилем при этой паре церквей была построена на рубеже XVIII-XIX вв. в стиле классицизма.

Рядом со Смоленской и Симеоновской церквями, наискосок от Спасо-Евфимиева монастыря, находится Посадский дом (XVП-XVПI вв.) — каменный жилой дом, единственный памятник жилого каменного зодчества в Суздале.  Сейчас в нем располагается музейная экспозиция, воссоздающая домашнюю обстановку торгового посадского жителя Суздаля (открыт с 10.00 до 17.00, ср, пт — до 16.00, вых. чт). В самом конце улицы находится еще один интересный дом — жилой дом огородника и калачника Семезова (№ 174) постройки середины XIX в.  Вот мы и у Ивановской заставы.

Ризоположенский монастырь был основан суздальским епископом Иоанном в 1207 г.  Его история связана с известной святой Евфросинией Суздальской (в миру Феодулией, 1212-1250 гг.). В Суздале должно было состояться ее бракосочетание с князем Феодором Ярославичем, братом Александра Невского, но он скончался в день свадьбы, а Феодулия осталась в Ризоположенском монастыре и приняла постриг.  Своей подвижнической жизнью и даром исцеления Евфросиния привлекала в монастырь паломников из других городов.  По преданию, когда войска хана Батыя разорили Суздаль, только Ризоположенский монастырь остался цел благодаря молитвам Евфросинии.

Входим в монастырь через Святые ворота (1688 г.) — один из самых заметных шедевров суздальского зодчества.  Авторство их принадлежит суздальским архитекторам Андрею Шмакову, Ивану Мамину и Ивану Грязнову.  Нарядные двухшатровые проездные ворота богато украшены каменной резьбой и поливными изразцами.  Арки у ворот разные: правая проездная, более широкая и высокая, левая — пешеходная. В 1930-х гг. в здании Святых ворот был устроен крольчатник.  Только в 1964 г. по проекту Варганова они были отреставрированы.

Рядом с воротами стоит монастырская сторожка — восьмигранная башенка красного цвета с белой декоративной отделкой.  Когда-то сторожка была угловой, а Святые ворота замыкали перспективу главной Старой улицы.  Однако позднее, когда монастырь расширил свою территорию, в начале XIX в. здесь установили новую угловую башню, а главная улица поменяла свое направление. Перед нами Ризоположенский собор(середина XVI в.), предположительно строился Иваном Шигоней-Поджоги-ным, одним из ближайших к Василию III бояр, причастных к заточению в Покровский монастырь жены царя Соломонии Сабуровой.

Трехглавый собор с тремя апсидами необычен для суздальской архитектуры этого времени.  Бесстолпный четверик был перекрыт крещатым сводом, из-за чего на лишенную внутренних опор кровлю пришлось ставить облегченные главы с барабанами более тонкими и высокими, чем у других храмов того времени.  С запада к храму в 1688 г. была пристроена небольшая, но очень красивая и богато украшенная паперть с изразцовыми вставками.  Строили ее зодчие Мамин, Шмаков и Грязнов.  Рядом с собором стоит памятный крест в честь 190-летия Бородинской битвы.  По левую руку от собора в бывшем братском корпусе монастыря располагается гостиница "Ризоположенская".

Проходим мимо монастырской постройки и поворачиваем направо — перед нами Преподобенская колокольня — самое высокое строение Суздаля (72 метра).  Была воздвигнута в 1813 г. в честь победы над Наполеоном на средства городских жителей.  Классическая для своего времени ярусная композиция колокольни составлена из постепенно уменьшающихся к верху отделений, опирающихся на нижнюю часть здания — мощный классический портал.  На колокольне было 12 колоколов.  Все они были сброшены и увезены, видимо, в переплавку, в 1931 г.  Сейчас на колокольне — новые колокола.

Рядом с колокольней располагается Сретенская трапезная церковь, построенная из красного кирпича в 1882 г., по-видимому, судя по остаткам декора, в псевдорусском стиле.  После революции в ней разместился клуб работников местного ОГЛУ, а позднее — кинотеатр.  Сейчас здание требует реставрации и никак не используется. Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 г. князем Константином Васильевичем как мужская обитель Святого Спаса.  Первый игумен монастыря — Евфимий — был в начале XVI в. канонизирован, а его мощи признаны святыми и сохранялись в монастыре, в храме Спаса (ныне это придел Преображенского собора), построенном над местом погребения игумена Евфимия.

У стен Спасо-Евфимиева монастыря находится памятник Дмитрию Пожарскому (1955 г.) — массивное основание в виде фрагмента стены Московского Кремля и возвышающийся над ней бюст князя Пожарского.  Входим в монастырь через главную проездную башню, достигающую в высоту 22 м.  В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея. Перед нами надвратная Благовещенская церковь (первая половина ХУП в.).

Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями.  В ней два арочных проезда — под центральной частью — больший, и меньший — под высоко поднятой папертью.  В здании находится экспозиция "Дмитрий Пожарский — национальный герой Росии".  По правую руку от церкви находится братский корпус (XVII в.) — двухэтажное каменное здание, вытянувшееся параллельно северной стене монастыря, Г-образное в плане.  Здесь располагались кельи монахов.  Сейчас в здании находится экспозиция «История суздальских монастырей».

Идем вперед по монастырской дорожке. По левую руку от нас трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы (1525 г.).  С западной стороны к церкви пристроена двухэтажная трапезная палата, в которой размещались хозяйственные помещения.  С юга к Успенской церкви примыкают палаты архимандрита (XVI—XVII вв.) с интересным опоясывающим их Могила князя на уровне второго этажа балконом-гульбищем. С Никольской церковью соседствует тюремный корпус, где в 1766 г. по указу Екатерины II была организована тюрьма для политических преступников, которая имела печальную славу одной из самых жестоких в России.

Сейчас экспозиции в тюремном корпусе посвящены истории заключенных в царской России и узникам политизолятора советских времен. Весь комплекс Спасо-Евфимие-ва монастыря охватывают высокие кирпичные стены с башнями (XVII в.).  Все сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки — естественного укрепления — стены ниже, с южной стороны — наоборот, значительно выше. Напротив церкви — Спасо-Преображенскнй собор, возведенный в середине XVI в.  Он представляет собой пятиглавый четырехстолпный храм.  Главная особенность собора — южный и западный фасады украшены фресковыми росписями.  Интерьер собора очень богат.

Росписи конца XVII в. выполнены костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным.  К юго-восточному углу собора пристроен маленький придельный храмик, посвященный Евфимию Суздальскому.  Возле восточной стены собора находится могила Д.М.Пожарского.  В Спасо-Евфимиевом монастыре похоронен весь род князей Пожарских. Справа от собора располагается звонница (XVI-ХУП вв.), представляющая собой высокую полую стену с восемью восьмигранными столпами, несущими в себе арки звона. Восточнее Спасо-Преображенского собора находится Никольская больничная церковь (1669) с больничной палатой для монастырской братии.

Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой.  Сейчас в здании размещается «Золотая кладовая». Наш маршрут начинается на пересечении Пушкарской улицы и улицы Ленина.  Идем по Пушкарской улице, сворачиваем на улицу Толстого, а оттуда на улицу Борисова Сторона.  Там находится церковь Бориса и Глеба.  Храм из красного кирпича выстроен в стиле барокко.  К основному зданию в виде восьмерика на мощном четверике пристроены апсида и невысокая трапезная, к которой примыкает увенчанная шпилем четырехгранная колокольня с большими проемами в ярусах звонов.

Здание храма украшено резными наличниками, пилястрами и порталом.  Внутри сохранилась роспись XVIII и XIX вв. По Пролетарской улице снова выходим на Пушкарскую улицу.  В конце улицы, на краю Ильинского луга, там, где прежде находилась архиерейская слобода, находится церковь Ильи Пророка на Ивановой горе или Ильинская церковь, возведенная в 1744 г. на месте деревянной, перенесенной с западной стороны посада.  Бесстолпная одноглавая Ильинская церковь является примером посадского храма первой половины XVIII в.  Ее основной объем представляет собой восьмерик на четверике и увенчан луковичной главкой. Двигаемся далее.

На улице Шмидта находится еще одна пара церквей — Богоявленская и Предтеченская.  С древних времен около этих церквей, по обеим сторонам реки, располагались небольшие домики суздальских кожевенников.  Слобода так и называлась — Кожевники. В XVII в. на месте ныне существующих церквей находились две деревянные, которые сгорели.  В 1739 г. в Суздале на их месте была построена каменная зимняя церковь в честь Иоанна Предтечи.  Архитектура ее проста.  Это тип так называемых «клецких» деревянных зданий, основные формы которых перешли в каменные храмы.

Здесь соединение деревянных срубов клетей заменено пилястрами.  С западной стороны к Предтеченской церкви примыкает небольшая восьмигранная колоколенка, завершенная вогнутым суздальским шатром — «дудкой».  Летняя Богоявленская церковь из камня построена в 1781 г.  Центральная его часть — в виде куба с украшенными по углам снизу доверху парными рустами. Идем вдоль берега Каменки по улице Шмидта.  На пересечении улицы Шмидта с улицей Бамбуриха находится Тихвинская церковь (конец XVII в.).  Она дошла до наших дней не полностью: отсутствуют алтарная часть и паперть с колокольней.  Высокий массивный куб украшен по углам парными полуколонками.

Верхнюю часть стен завершает пышный карниз из разнообразных тесаных кирпичей с полукруглыми арочками.  На боковых фасадах имеются единственные для суздальских памятников троечастные наличники, оформляющие два окна вместе и киот посередине. Идем по улице Шмидта и сворачиваем на Покровскую улицу.  Близ Покровского монастыря находится Петропавловская церковь (1694 г.), построенная в Никольской слободе Покровского монастыря по монастырскому заказу.  Ее строительство пришлось на время господства пятиглавия в храмовой архитектуре.  Церковь большая, под стать Покровскому монастырскому собору и с заметным влиянием его архитектуры в некоторых приемах — перспективные порталы, обходная галерея.

Возле Петропавловской находится Никольская церковь (1712 г.) — первая теплая церковь в Суздале.  Как все зимние храмы, Никольская церковь небольшая по размеру.  Четырехскатная крыша увенчана куполом на тонком и высоком барабане.  Один из приделов церкви — Алексеевский — связан с именем Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, сосланной в Суздаль.  Она построила придел в память о своем сыне, царевиче Алексее. Покровский монастырь был основан в 1364 г. на низком берегу Каменки. По легенде, он был основан во исполнение обета Андрея Константиновича, князя Суздальского и Нижегородского. Монастырь высится над низким берегом Каменки.

Входим в монастырь через Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью — это своего рода крепостная башня с двумя арками — большой проездной и малой для пешеходов.  Мощный трехглавый четверик — уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви.  Собственно церковь располагается в верхней части квадратной в плане башни.  По композиции она повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. По левую руку от нас располагается Приказная изба, или судный дом (конец XVII в.), в котором сейчас открыт филиал музея.  В подземелье под каменным зданием находится каменный мешок, где содержались узницы.

Проходим немного дальше по монастырской дорожке — перед нами Покровский собор (1510-1514 гг.) — главное здание монастыря, его композиционный центр.  Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажной обходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами в глубоких нишах.  Белые стены собора декорированы скупо и строго: перспективные порталы с «дыньками», пилястры и типичный для суздальской архитектуры фриз из колонок и арочек над галереей.  Напротив собора находятся деревянные здания монастырских келий. Справа от собора стоит шатровая колокольня (1515 г, — XVII в.).  Нижняя часть ее относится к 1515 г.; это была столпообразная подколокольная церковь с престолом Происхождения честных древ.

Она была построена в форме восьмерика с ярусом звона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром.  Позднее, в XVII в., чтобы соответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочным ярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами люкарн — слуховых отверстий. В XVIII в. собор соединили с колокольней крытой галереей с двумя арочными проемами внизу, рядом окошек с пышными наличниками и пилястрами с рустовкой. Еще один интересный памятник расположен к северу от собора.  Это ЗачатьевскаяТрапезная палата с Зачатьевской церковью трапезная церковь (после и часовой звонницей 1551 г.).

Она была построена на месте старой деревянной церкви по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Апны.  Большое здание с одной главкой украшено необычным рисунком — в верхней части стены из красного кирпича выложены крупные ромбы.  В XVI в. к западному углу церкви была пристроена небольшая звонница с шестигранным шатром, характерным для деревянного зодчества.  Шатер небольшой, с одним рядом слухов, опирающийся на арочный ярус звона. Окружающая монастырь ограда с башнями (ХУП-ХУШ вв.) уже в XVI в. была частично построена из камня, но позднее разобрана и перестроена, а в XX в. реставрирована.

Наиболее старые сохранившиеся части имеют характерные черты стен, приспособленных для оборонительного боя: узкие бойницы, с внутренней стороны — глухие арки — опоры для деревянных подмостков боевого хода.  В северной стороне монастыря сохранились шатровые башни XVII в., почти без декора; эта часть отгорожена от остального монастыря стеной и представляет собой небольшой дворик.  Восьмигранные башни XVШ в. наряднее, возможно, что первоначально они тоже имели шатровые завершения, позднее замененные на полусферы со шпилями, думи, декоративными бойницами и горизонтальными тягами, делящими грани на части.

Материал создан: 28.08.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru