Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Вожегодский сарафан из Вологодской области

Вожегодский сарафан

Слово «сарафан» заимствовано из персидского языка и означало «длинную и почетную одежду».

В Вожегодском районе бытовали разные типы сарафанов:

  • сарафан без среднего шва, туникообразный, сшитый из цельных передних и задних полотнищ;
  • косоклинный сарафан, бытовавший в двух вариантах: на широких лямках с вырезными проймами и на узких лямках;
  • прямой сарафан (его ещё называли «московский») из цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки;
  • сарафан с лифом, облегающим грудь, спину или только спину;
  • сарафан с лифом на кокетке и широкими лямками, часто называемый полуплатьем;

В Вожегодском районе бытовало несколько видов сарафанов по использованию ткани:

  • сарафан, крашенный в синий цвет с нанесенным по нему рисунком - набойкой, именуемый также «набойник», «синельник»;
  • сарафан, выполненный из пестряди в клетку или полоску - «пестряк»;
  • сарафан, вытканный из коровьей или овечьей шерсти.

В поселениях Вожегодского района их называли по-разному: «дольник», «доловик», «дольний», «дульняк» (д.Назаровская);«сшивник»,т.е.сшивной внескольких местах сарафан (местность Тавенга) это округ деревень; «жиченный» (деревня Мишутинская), от диалектного слова «жича» или шерсть;

  • сарафан - «атлясник» шили из атласа, носили с кофтой из такого же материала;
  • «яглицкий сарафан» из покупной материи, о которых информанты говорили, что он был красного цвета с цветочками;
  • сарафан-«ряпсовик», вероятно, шился из материала репс;
  • сарафан-«сукмянник», сукно для которого ткалось из коровьей шерсти; по подолу сарафана ткали цветные полосы;
  • сарафан-«помазейник», «кумяшник»;
  • сарафаны с широким лифом, на застежках.

Вожегодский сарафанСарафаны были сезонными. «Пестряки» и «синельники» носили в межсезонье, летом. К зимним сарафанам относились тяжелые «дольники», «сукманники», «помазейники». «Молодые носили из нового материала. У старух всегда старый уже (т.е.ношенный - прим.авт.) сарафан». «Старые сарафаны носили на каждый день». Полотно для сарафанов-дольников ткали неширокими полосками на прочной холщовой основе. Если нитей основы не хватало или их экономили, то ткань получалась рыхлая.

На Вотче и в Раменье такой сарафан называли «однозубкой», в сельском поселении Бекетовское - «одноняткой». При изготовлении подобного сарафана в бердо заправляли по одной нитке в каждый зуб. Эта ткань значительно отличалась по плотности от «двузубки», где в каждый зуб берда заправлялась пара нитей. На полотне для дольника полосы чередовались по цвету и ширине. Ткань с продольными полосами ткалась на специальных «кроснах» (ткацком станс), которые были шире обычных. Старожилы вспоминают, что так ткали сарафаны в деревне Тарасовской сельского поселения Тигинское и деревне Кривые сельского поселения Нижнеслободское.

Жительница деревни Агафоновская Полирова Клавдия Александровна (1920 г.р.) рассказывала: «На каждом бердо (деталь ткацкого стана -прим.авт.), на боку написано сколько пасм - 7,8,9 - перевязано. Хозяйка знала без счета, какое бёрдо нужно взять для сарафана, а какое для полотенца. ...Считалось, что десятиряк - это хорошее тканьё, получалось тонко. А в семерик, шестиряк делали всякую дрянь». Ширина основы становилась шириной сарафана. Такое бёрдо называли «дольняшное», т.е. для изготовления полотна для сарафана-дольника.

Вожегодский сарафанОснова была льняная, уток - шерстяной. Ширина основы и сарафана доходила до 1,5 м. Сарафаны были тяжелые, «грузные», в основном, прямые, со складками. Вместо лямок часто использовали плетеные, тканые, реже выполненные из материи, пояски. Дольники из крашеной шерсти пряли тонко и гладко. Они долго не линяли и имели яркие цвета. Полосы в сарафанах чередовались по ширине. Как правило, между широкими одинаковыми полосами вставлялись три узкие полосы, шло чередование темных и светлых цветов. Особо искусные мастерицы умели вставить узор в полосу. Такие узоры обнаружены на сарафанах из сельского поселения Явенгское.

По воспоминаниям одной из жительницы района, особенно отличались «дольники» из деревни Бучеровская. Они были яркие с узорами. Часто по низу подола пускали кружева или ткань, а по полосам - узор. Сарафаны, обнаруженные в сельском поселении Явенгское, украшены по подолу одним рядом широкого и средней ширины кружева. Одна из старейших жительниц района вспоминала, что у ее бабушки был дольник с тремя рядами неширокого кружева на расстоянии от низа подола 9-10 см. У круглых сарафанов на лямках, предназначавшихся кормящим матерям, вырез на груди делали больше. Для молодых девушек шили сарафан с отрезным лифом. Лиф мог быть из другой ткани, иногда украшался кружевом. С внутренней стороны лифа обычно подшивали серую холстину.

Лиф выполнял функцию бюстгальтера. Как вспоминала одна из жительниц деревни Бучеровская: «Грудь не выпячивали, а старались скрыть». Дольники могли иметь широкие лямки и широкий лиф. Кромку сарафана часто отделывали другой тканью. Спинка сарафана кроилась таким образом, чтоб широкую ткань можно было заложить в складки. Складки являлись украшением сарафана, подчеркивали фигуру, пышность женских форм. Складки на спинке сарафана - дольника и синельника - могли идти от кокетки и от талии, в зависимости от кроя и вида сарафана. Число их достигало до 46, глубина складок-до 1 сантиметра.

Вожегодский сарафанЖители рассказывали о «сукмане», вытканном из коровьей шерсти, при этом иногда упоминалось, что такая ткань быстро расползалась, «ничего не стояла». «Коровья шерсть мягкая, податливая, но недлинная». Есть единичное упоминание о том, что «сукманник» - это тот же доловик. Сукманник являлся зимним сарафаном. Наиболее распространенный вид сарафана в Вожегодском районе - «пестряк». Пестряки изготавливали из тонкой льняной нити. «На пестрядь тонко пряли, делали кубиками (клеточками - прим.авт.)». По словам одной из жительниц: «Сарафан из ниток, пестряк, в мелкую клеточку носили еще мои родители 100 лет назад».

Характерные особенности пестряков - чередование светлой и темной клеточки, от мелкой до крупной. «Пестряки ткали порядново (рядами - прим.авт.)», «лычет (ткет - прим. авт.) клетками». Сарафан мог иметь продольные и поперечные полосы. Пестряки имели свои территориальные особенности: оттенки красного встречаются в деревне Мишутинская, бордового, зеленого -в местности Тавенга, реже использовали синий и голубой цвета. Пестряк «синили» в деревне Марьинская. Край лифа и подола пестряков окантовывался красной или черной материей.

Это называлось «окантовка» или «остёбка». По лифу («по грудине») могло идти кружево. Практически все сарафаны имели неширокий лиф или, как говорят вожегодские жительницы, «лифчик». «Пестрячки», так ласково именуют такие сарафаны старожилы, были «со складочками сзади». Их делали по фигуре, складки сметывали. Па подол использовали обычно 3-4 полосы по 37 см. Лиф обычно застегивался на пуговицы от 1 до 3 или на самодельные крючки. К низу сарафан расширялся за счет широкой оборки-«гриба».

В различных местностях вожегодского края «гриб» называют по-разному: «боры», «морхи», «оборки». Сарафаны с широкими оборками называли «оборошниками». Наиболее распространены были сарафаны с одной оборкой, которая пришивалась к краю сарафана. Встречаются сарафаны, к которым «гриб» пришит к подолу, прямо на ткань, с отступом от подола сарафана от 10 до 15 см. Обычно на этих сарафанах оборки выкроены по косой, обшиты кантом и продолжают рисунок подола. Жители говорят, описывая подобные сарафаны: «Оборка была кошена». Оборки шились из остатков ткани.

Вожегодский сарафанОдин из сарафанов, обнаруженный в Явенге, имеет отделку подола широкой нашивной полосой из той же ткани, скроенной по косой линии, края которой отделаны кантом из контрастной ткани. «Сарафаны шили, кому, как нравится, старались выделиться». Длина сарафана - ниже колена. Как правило, на ткань сарафана ниже колена нашивались матерчатые ленты, по одной или две полосы, обычно черного или красного, синего цветов. В местности Тавенга встретился лишь один сарафан, который имел две разные по цвету нашивки из голубой и темносиней материи. Считалось, «чем больше нашивок, тем богаче невеста». Передник старались шить так, чтобы нашивки были видны.

Передняя планка на груди сарафана украшалась вышивкой. В краеведческой комнате Мишутинского Дома культуры хранятся два сарафана с лифом из красного ситца, на планке которого имеется вышивка. Один сарафан вышит гладью, другой - «болгарским крестом». Внизу подола сарафана с внутренней стороны подшивали «подподоль-ник», «подбой» из грубого холста от 2,5 до 5 см. Старожилы объясняют это следующим образом: «чтобы подол не пачкался, его отпарывали, стирали»; «чтобы подол стоял и выглядел объемней»; чтобы сарафан служил дольше, а низ сарафана «не трепался».Жители района вспоминают, что бытовали сарафаны красного цвета - «кубовики», выполненные из тонкого домотканого полотна, вытканного из крашенных нитей.

Такие сарафаны считались дорогими, «не на каждый день,...были с лямочкой и полочкой». К сожалению, мы не сможем указать тип и крой данного сарафана, так как старожилы не смогли его описать. Кумачный сарафан («кумошник», помазейник - прим.авт.,) шился из покупной ткани красного цвета - кумача, отсюда его название. Материал был похож на фланель. По низу сарафана шел черный узор. Такой сарафан шился без оборки. Кромочный край сарафана имел отделку черного цвета. Называли его прошивка. Кумачными сарафанами также называли сарафаны, выполненные из красных крашеных ниток.

Вожегодский сарафанНадевали такие сарафаны только на праздники. В районе бытовал сарафан-«гярусник» из материи - гарус. Как вспоминают старожилы, такие сарафаны быстро приходили в негодность, ткань «секлась». Указывают, что был зеленого цвета, считали его праздничным. По большим праздникам надевали «атласники». Одна из жительниц района вспомнила, что надевали сарафан атласный и сверху кофту с борами того же цвета. По информации, записанной в местности Раменье, носили некрашеные, льняные, простые сарафаны, которые называли «простовик». Бытовали штофные сарафаны, выполненные из материала штоф. «Старухи одевали сарафан с подзором».

Ситцевые сарафаны на лямках, с красивыми рубахами надевали на праздник. Шили летние сарафаны «синельники» из синего холста с набойкой. Старожилы деревень Малая, Левинская, Щеголиха вспоминают, что набивкой холста в деревне Малая занималась семья Борисовых, отец Ефим и три сына - Павел, Василий и Конон. В Явенге, в деревне Большая Пазаровская, примерно до 1930-х годов была «синельня» - мастерская, где изготовляли набойку.

Дом, где когда-то располагалось это производство, сохранился. По словам его хозяйки Таисьи Ивановны Бурлаковой, набойку в этом доме изготовлял местный мастер Савватий Васильевич Бурлаков (1857-1933). При изготовлении набивного рисунка использовались синий, красный или оранжевый, желтый цвета. Жительница из деревни Бучеровская назвала такой сарафан «троскрасник». Мастеров набойки называли в районе «синельниками». В краеведческой комнате Тигинского Дома культуры хранятся образцы набоек, по ним можно судить, какие узоры использовали мастера в сельском поселении Тигинское.

Вожегодский сарафанВо втором выпуске краеведческого альманаха «Вожега» в статье Т.С. Золотовой содержатся сведения о мастере-синельнике Никите Сергеевиче Журавлеве, который синил холсты в деревне Марьинская. «Набойную» ткань покупали для изготовления сарафанов. После того, как сарафаны (дольники, доловики) вышли из обихода, распоротое полотно использовали в качестве ковров на стене и накидок на кресла. Часто старожилы упоминают, что в сарафаны «рядились» во время Святок. Таких ряженых называли «баскими», говорили, что «бегали в домотканье. Доловики распускали на рукавицы.

Во время войны в рыболовецких колхозах женщины носили доловики на рыбалку. «Старухи доловики зимой не снимали, штанов не носили. Одевали доловик и валенки, и шли на реку полоскать». Широкие бёрда (деталь ткацкого стана - прим. авт.), на которых ранее ткали полотно для сарафанов, стали использовать в ткачестве половиков со сложными узорами.

Материал создан: 10.09.2015



случайный русский баннер
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта