1 августа. Макрины
Именины: Варлаам, Григорий, Роман, Серафим, Макрина, Милица, Дий, Паисий.
Православный календарь: День преподобной Макрины; преподобного Дия, благоверного князя Романа Рязанского, преподобного Паисия Печерского. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского.
Народные приметы: По Макринам судили об осени: «Макрида сряжает осень, а Анна (7 августа) зиму». Дождь с утра – не жди добра, вся осень будет мокрая, а страда ненастная. Если на Макрины дождь, то сев озимых хлебов будет хорош. Если на Макрины сухо, то будет сухо еще шесть недель.
Народные поверья и обычаи: В этот день начинается ранний листопад, замолкают птицы, пропадают оводы. В этот день крестьяне убирали овес, ходили за грибами: «Полетел пух с осины – иди за подосиновиками».
2 августа. Ильин день
Именины: Афанасий, Аврам, Аарон, Илья, Василий, Касьян, Леонтий, Савва, Философ, Иувеналий.
Православный календарь: День преподобного Аврамия, преподобного мученика Афанасия Брестского; новосвященномучеников Философа Орнатского, Иувеналия. Праздник святого славного пророка Илии. Библейское повествование о вознесении Илии на небо в огненной колеснице породило представления, что он не умер и должен вернуться на землю перед вторым пришествием Христа.
Народные приметы: Пограничное положение Ильина дня между летом и осенью связывало с ним много народных наблюдений: Илья лето кончает. Какой Илья – таково и Воздвижение. На Илью до обеда лето, после обеда осень. Придет Петрок – отщипнет листок, придет Илья – отщипнет и два. С Ильина дня на деревьях лист желтеет. Трава растет до Ильина дня.
С Ильина дня раньше начинало темнеть, становилось холоднее. С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются. После Ильина дня в поле сива коня не увидишь – вот до чего темны ночи. На Ильин день и камень прозябнет. С Ильина дня начинаются утренники. Петр и Павел на час день убавил, а Илья‑пророк – два уволок.
После Ильина дня изменялось поведение насекомых и птиц: муха до Ильина дня кусается, а после – запасается. После Ильина дня комары перестают кусаться. С Ильина дня комары и пауки пропадают. С Ильина дня всякой мухи по решету убудет. До Ильи грачи летают по одиночке, а после Ильи – большими стаями.
Народные поверья и обычаи: Ильин день – последний летний праздник. Культ пророка Илии на Руси соединился с дохристианскими славянскими верованиями и приобрел ярко выраженный народный характер. Святому Илие приписывалась власть над грозой, громом, молнией, дождем, ветром, как Перуну‑громовержцу: «Держатель гроз Илья на божью земельку своротил. Илья на телеге поспешает, мужиков да баб стращает. Не разбирая пути‑дороги мчит Илья, гонит своего золото‑огненного коня». В народе верили, что гром образуется от стука по небесной дороге колесницы Ильи‑пророка, а день его памяти называли «громовым» праздником. Предания и поверья приписывают Илье‑пророку происхождение не замерзающих зимой родников и ручьев («гремячих» или святых), произошедших от удара огненных («громовых») стрел пророка о камень. Над такими святыми источниками ставились кресты и часовни с иконами святого Ильи и Божьей Матери, к ним совершались крестные ходы, а вода в них считалась целебной.
Народ величал Илью «сердитым», «огненным», «тученосным», «громовым». Говорили: «На Илью грех возить сено – Илья сожжет его». На Илью боялись «воробьиных ночей», когда гремел гром, сверкала молния, ревел скот, метались испуганные птицы, натыкась на разные предметы и падая. В такие ночи человек мучался бессонницей. Чтобы отвести опасность от своего дома, вечером накануне Ильина дня окуривали весь дом ладаном, закрывали полотенцем самовар и зеркало, детей уводили на печной приступок, покрывая их головы платками, и молились. И не зря – суровый Илья сжег немало изб и изрядно побил скотины в поле. По народным поверьям, огненными стрелами‑молниями, пускаемыми на землю, Илья‑пророк очищает ее от нечистой силы и дьявола. Спасаясь от огненных стрел, нечистая сила прячется в домах, в дуплах и кронах деревьев, на межах, под шляпками ядовитых грибов («яруйки»). Часто нечистые оборачивались в домашних животных, диких зверей, змей, рыб. Они даже могли спрятаться в церкви или войти в человека, если на нем не было креста. По народному поверью, Илья может убить невинных людей, преследуя нечистого духа, спрятавшегося в человека, поэтому верили в то, что «убитые громом попадают в царство небесное».
В народе знали, если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водой, а молоком или сывороткой. От «тучи» – сильного дождя с градом и молнией – крестьяне выставляли хлеб и соль за окно, после чего носили их к реке и опускали в воду. В праздник Ильи‑пророка приносили в церковь жертву – ногу барана, пчелиный мед, колосья свежей ржи и зеленый горох. Часть принесенного оставляли в церкви, а частью – разговлялись дома.
По народному поверью, Илья‑пророк был «хозяином дождя». Народные легенды так говорили о том, почему на земле идет дождь: Илья, развозивший по небу воду для святых, «расплескивает малость». Ильиным дождем умывались от порчи‑сглаза, пили воду из «святых источников», купались в них, собак и кошек не пускали в избу.
Ильин день приносил с собой запрет на купание: «С Ильи на дня вода студена, купаться нельзя». «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается». В народе считали, что вода после Ильина дня осквернена выкупавшимся в воде чертом (черт в местных поверьях соотносился с водяным).
Несмотря на всю суровость, Илья представлялся народу ангелом в образе человека, который не имеет ни предков, ни потомства; «птицей небесной», облетающей мир и появляющейся там, где требуется божественное вмешательство; чудесным исцелителем, советником в брачных спорах, примирителем детей и родителей. Народ надеялся на его защиту и покровительство, воздавая должные почести, принося жертвы, соблюдая определенные запреты и молясь, так как только в этом случае, по народным представлениям, Илья не оставит своей милостью и не покинет в беде.
Имя самого Ильи‑пророка проникло в «целительные» поверья и заговоры. Чудодейственную силу при лечении болезней имели свечи, вытопленные из змеи, убитой в день Ильи‑пророка; а от зубной боли помогала кора, снятая со старого дуба, считавшегося деревом громовержцев (в частности, Пе ру на), из‑под которого вытекали бы ключи, вымоченная в этих ключах и привешенная к ладанкам.
Кроме того, помогал Илья от укуса змеи, был защитником в бою, его имя упоминалось в заговоре от опасности в сражениях и в молитве‑заговоре «от огненного бою и от сабель, и от копий, и от всякого ратного оружия на войну идучи, и от всякого немеренного меча»: «Именем святого пророка Ильи от порчи и от стрел, и пуля, и дробь, и ядро стой, не ходи ко мне». К Илье обращались за исцелением от разных болезней: икоты, порчи, уроков, осуда, притки, прикоса, призору очес, сглазу, падучей, сибирской язвы, при этом произносили заговор.
Порча.
Понятие «порча» или «порочь» происходит от глагола «портить», т. е. ухудшать, повреждать, искажать, сделать из хорошего худое. В народных поверьях «порча» означает болезнь от колдовства (см. «Толковый словарь» В. Даля и «Словарь русского языка» С. Ожегова).
По Божиему попустительству сатана насылает на человека порчу через своих посредников среди людей. Проявляется она как в недугах физических, духовных, так и в нарушении повседневных взаимоотношений человека с родными, близкими, с окружающем миром. Порча способна вызвать болезнь физическую и духовную, расстройство психики, тоску, печаль, страхи и на этой почве различные психические отклонения, называемые шизофренией (раздвоение личности).
Заговор от порчи.
«На Окияне море стоит Божий остров, на том острове лежит бел горюч камень Алатырь, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами. Молюся тебе, святый пророче Божий Илия, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от (имярек) уроки и призоры, и притки, щипоты и ломоты, и ветроносное язво, туда, куда крылатая птица отлетает».
Обряд «Мольбы» («Быкобои»).
Почти повсеместно по всей России наиболее значимым обрядом Ильина дня были коллективные трапезы с закланием барана или быка, известные под названием «мольбы», «братчины», «быкобои». Этот языческий обряд жертвоприношения имел магическое назначение – обеспечить урожай, плодовитость скота, благополучие в семье.
Устраивали братчины мужчины. В Ильин день крестьяне одного села или деревни или нескольких окрестных сгоняли к церкви рогатый скот, где священник окроплял все стадо святой водой. После торжественной обедни выбранное всем миром и купленное на собранные в складчину деньги животное закалывали. В жертву приносился «нехолощенный» бык красной масти для того, чтобы Илья дал ясную погоду для сенокоса и уборки хлеба. Закалывал жертвенное животное старейший или самый почтенный человек в деревне. Заклание происходило специальным длинным ножом под колокольный звон. Мясо варили в общем котле, делили по числу присутствующих и раздавали им за деньги, идущие потом в пользу церкви. Кровь жертвенного животного собирали и мазали глаза и лоб, а детям – щеки, чтобы здоровье и сила животного передались человеку.
Для ильинской «мольбы» варилось пиво или сусло. Для его приготовления применяли солод из зерен ржи, собранных у жителей деревни. Угощались не только жители деревни, их гости, но и нищие, странники. В день праздника в деревню приносили из церкви икону Ильи‑пророка, служили молебны (отсюда название «мольбы»).
Заканчивались Ильинские братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами, песнями.
Обряд «Дожинки» («Завивание бороды»).
К Ильину дню обычно поспевала рожь: «Рожь поспевает к Иль и ну дню, убирается на Успенье». В южных областях Рос сии ко дню Ильи‑пророка жатва уже заканчивалась: «Ильяпророк в поле копны считает». Поэтому с именем Ильи чаще всего связывался дожиночный обряд «завивания бороды». При его исполнении говорили: «Вот тебе, Илья, борода – на лето уроди нам ржи да овса». На столе появлялся хлеб нового урожая – «новая новина», поэтому об этом дне говорили: «Новая новина на Ильин день».
Кроме нового хлеба, появлялась на Ильин день и новая солома, которой набивали перины и устраивали постели. Ильинской соломой покрывали крыши изб. От первого зажиночного снопа брали солому, чтобы напарить и лечить ломоту, болезни ног.
В крестьянском календаре к Ильину дню приурочивались многие приметы: «Если к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра, а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семенова дня», «К Ильину дню хоть кнутом прохлысни, да заборони (пар)», «До Ильи хоть одним зубом подери (пашню под озимые)», «В Ильин день если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень – средний сев, а если вечером – сев поздний и урожай плохой».
В Ильин день нельзя было косить сено: «Скошенная в этот день трава вся непременно на месте сгниет, а сметанное сено по полю все ветром разнесет», «На Ильин день стогов не мечут – спалит грозой», «На Илью грех возить сено – Илья сожжет его». Крестьяне примечали, что трава, поздно скошенная, с застоявшихся лугов – горчит: «Горьким зимою молоко от коровы возьмешь».
Запрещено было в Ильин день подрезать первые соты на пчельнике, перегонять пчел, подчищать улья. Пчеловоды говорили: «На Илью‑пророка улья заламывают», «Богат как ильинский сот». К Ильину дню роение пчел завершалось, чужой рой, прилетевший в более позднее время считался ненадежным и прогонялся: «Ильинский (поздний) рой не в корысть». Кроме вышеперечисленных запретов, связанных с Ильиным днем, еще один касался скотины: не разрешалось выгонять на пастбище скот, так как верили, что если это сделать, то рассерженный Илья‑пророк погубит и животных и пастуха. По другому поверью, звери и змеи, выходящие в Ильин день из своих нор и бродящие по лугам и лесам, считались прибежищем нечистой силы, которая может принести вред людям и домашнему скоту, если они не будут находиться дома. Говорили: «На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля».
Покровительство Ильи‑пророка распространялось на охоту, а отчасти и на лесных зверей: «С Ильи‑пророка открываются волчьи выходы (норы): первый выезд на волков». Иногда всю ильинскую неделю называли «звериной», так как именно в это время медведь не давал покоя скоту. Охотники верили в счастливую примету: «Если затравить волка в Ильин день, то весь год будет удачным, а кость ильинского быка утроит их добычу».
3 августа. Онуфрий Молчаливый
Именины: Ануфрий, Анисим, Иван, Семен, Георгий, Евгений, Иезекииль, Федор.
Православный календарь: День пророка Иезекиилия; преподобных Симеона и Иоанна; Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских.
Народные приметы: Если ночь свежая и холодная, то зима будет ранняя и морозная.
Народные поверья и обычаи: На Онуфрия ладили закрома, места для зерна в амбарах. Закрома просушивали, проветривали, вычищали. В этот день старались работать молча, в память Онуфрия Молчальника, который подвизался в Киево‑Печерской лавре.
4 августа. Марья‑суровица, росная оконница
Именины: Агап, Зина, Киприан, Мария, Корнилий, Фока.
Православный календарь: День священномученика Фоки. Праздник мироносицы равноапостольной Марии Магдалины.
Народные приметы: Лягушки держатся в воде – к сухой погоде, а выползают на сушу или сильно расквакались – к непогоде, ненастью.
Народные поверья и обычаи: В этот день тропа до полудня бывает в росе. По преданию, «Марья сама собирает росу». В этой росе вымачивали льны, из которых ведуньи пряли нити, а после ткали холст русалкам на рубахи.
В Марьин день обычно бывает яркое солнце. Хозяйки старались осветить «марьиным светом» свое жилье. Они снимали с окон занавески, стирали их, мыли окна. Избавлялись от паутины, обметая окна березовым веником, оставленным от Троицы.
5 августа. Трофим‑бессонник
Именины: Анна, Аполлинарий, Аполлон, Виталий, Стелла, Трофим, Феофил.
Православный календарь: День мучеников Трофима, Феофила. Прославление чуда явления Почаевской иконы Божией Матери.
Народные приметы: Если паук направляет свою паутину в сторону севера – жди похолодания, а если паутину направляет на юг – будет тепло.
Народные поверья и обычаи: Этот день связан с жаркой августовской жатвой. Жнецы помнили заветы, предостерегающие работающих в полдень в поле от «морок» полудниц. По преданию, вереницы полудниц водят хороводы свои с 5 по 12 августа. Они летают над полем в знойном мареве, «мороками жнецов путают».
На Трофима справляли «калинники‑малинники». Девушки собирали ягоды калины и малины и пекли пироги.
Пирог со свежей малиной.
Для дрожжевого теста: 1 кг муки, 1 чайная ложка соли, 1 столовая ложка сахара, 3 столовые ложки жира (сливочное масло), 2 яйца, 2 стакана жидкости и 30–50 г дрожжей.
Для начинки: 1 кг свежих ягод малины, 2–3 столовые ложки сахара, 2–3 столовые ложки пшеничных сухарей.
Для смазки: 1 яичный желток.
Сладкий пирог со свежей малиной делают открытым. Тесто раскатать в виде круглой или овальной лепешки толщиной 0,8–1 см, перенести на противень, разровнять, наколоть вилкой по всей поверхности и посыпать сухарями. Сверху ровным слоем положить ягоды, посыпать их сахаром. Бортик пирога аккуратно загнуть, смазать его желтком, оформить украшениями из теста, которые также смазать желтком. Можно сделать решетку, раскатывая и нарезая тесто тонкими узкими полосками и укладывая их поверх начинки.
Перед выпечкой сформованные из теста изделия нужно поставить в теплое место на 15–20 минут для расстойки, покрыв салфеткой, чтобы тесто еще подошло. Выпекать в духовом шкафу при температуре 200–210 °C до готовности (40–45 минут). Готовность выпечки определяют по цвету корочки (золотистого цвета). Готовый пирог переложить на доску, покрытую чистой бумагой, и накрыть его полотенцем, чтобы оно остывало постепенно и корочка была мягкой.
Так же готовить пироги с вишней, голубикой, брусникой, калиной и другими свежими фруктами и ягодами.
6 августа. Борис и Глеб Летник
Именины: Анатолий, Афанасий, Гермоген, Борис, Глеб, Да вид, Поликарп, Роман, Кристина, Капитон, Макар, По ли карп.
Православный календарь: День мученицы Христины; мучеников благоверных князей Бориса и Глеба; преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского.
Народные приметы: Светлая и теплая погода – к холодной зиме, а если идет дождь – зима будет снежная и теплая.
Народные поверья и обычаи: К этой поре поспевал хлеб:
«Борис и Глеб – поспел хлеб». «Борис и Глеб – дозревает хлеб».
Но в этот день в поле старались не выезжать, за полевые работы не браться: «На Глеба и Бориса за хлеб не берися». По народному поверью, на Бориса и Глеба «паликопна» бушует (гроза жжет копны).
Крестьяне собирали ягоды черемухи, заготавливали березовые веники для бани.
7 августа. Анна Зимоуказница
Именины: Анна, Александр, Евпраксия, Макар, Олимпиада, Христофор.
Православный календарь: День успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; святых Олимпиады и Евпрак сии; преподобного Макария Унженского.
Народные приметы: Какая погода на Анну до обеда – такая зима до декабря; какая после обеда – такая зима после декабря.
Народные поверья и обычаи: Анна Зимоуказница снаряжала холодные утренники, напоминала крестьянам о скорой ненастной погоде.
8 августа. Моисей. Марьев день
Именины: Геронтий, Игнатий, Ермолай, Моисей, Прасковья, Сильвия, Федор.
Православный календарь: День священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа; преподобномученицы Параскевы; преподобного Моисея Угрина.
Народные приметы: В этот день примечали: осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают. Утром прохлада росяная листья наполняет, пыль омывает.
Народные поверья и обычаи: Считается, что Моисей помогает избавиться от блудной страсти. Для этого надо молиться святому и отслужить молебен с водосвятием. Для того чтобы сохранить брак и предотвратить измены, читали особую молитву.
Молитва преподобному Моисею Мурину для сохранения брака.
«Как икона не отходит от святого угла, так чтобы Раб Божий (имя) не отходил от Рабы Божией (имя)».
9 августа. Никола Кочанский, Пантелеймон‑целитель, Палий
Именины: Амур, Анфиса, Герман, Климент, Наум, Ни ко лай, Пантелеймон, Савва.
Православный календарь: День преподобных Германа Аляскинского, Анфисы; блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского; равноапостольного Климента, епископа Охридского. Праздник великомученика и целителя Пантелеймона.
Народные приметы: Если на Пантелеймона кочаны завиваются, то осень будет холодной.
Народные поверья и обычаи: Великомученика Пантелеймона называют Палием в народе. В этот день боятся грозы: «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб». «Палий – пали копны». «Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно». В день Пантелеймона старались не работать, грех возить хлеб и сено – Пантелеймон сожжет. Бабки‑травницы ходили за травами к заповедным лощинкам, полянам, болотам. Рвали траву, коренья, молились святому великомученику Пантелеймону о здоровье души и тела.
Молитва святому великомученику Пантелеймону.
«О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеймоне! Умилосердись надо мной, грешным рабом, услыш и стенание и вопль мой, умилостиви небесного верховного врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от жестокого гнетущего мя недуга. При ми недостойное моление грешнейшего паче всех человек. По се ти мя благодатным посещением, не возгнушайся греховных язв моих, помажи их елеем милости твоей и исцели мя: да здрав сущи душою и телом, остаток дней моих, при помощи благодати Божией, возмогу провести в покаянии и угождении Богу, и сподоблюся воспринять благий конец живота моего. Ей, угодниче Божий! Умом Христа Бога, да дарует ми предстательством твоим здравие телу и спасение души моей. Аминь».
10 августа. Прохоры и Пармены
Именины: Акакий, Антонина, Доримедонт, Дросида, Евстафий, Ефим, Ирина, Моисей, Никанор, Павел, Пармен, Питирим, Прохор, Тимон, Юлиан.
Православный календарь: День апостолов Прохора, Никанора, Тимона и Пармена; святителя Питирима, епископа Тамбовского.
Народные приметы: Утром туман стелется по воде – к хорошей погоде, а если поднимается вверх – к дождям.
Народные поверья и обычаи: Если убраны озимые хлеба, то на Прохора снова перепахивали поле: «Прохор соху и борону ладит». Начинает увядать картофельная ботва. В южных областях выкапывали картофель. Считалось, что в этот день неблагоприятен торг и обмен: «Прохоры и Пармены – не затевай мены».
11 августа. Калиник
Именины: Александр, Василиск, Вениамин, Вирий, Евстафий, Каллиник, Константин, Кузьма, Роман, Михаил, Серафима, Феодосия, Феодотия.
Православный календарь: День мучеников Каллиника, Михаила, Евстафия; преподобных Константина и Космы Косинских; мучениц Серафимы, Феодотии.
Народные приметы: Если на Калиника туман – припасай косы про овес с ячменем.
Народные поверья и обычаи: Об этом дне говорили: «Калиник зарницами, что стрелами раскаленными, над полями мечет, осенние грозы зачинает». В день Калиника пекли пирог с ягодами калины, толкли калину в меду.
Пирог с калиной.
700–800 г дрожжевого теста, 500 г свежей калины, 1 яйцо, 2 стакана сахара, 3 столовые ложки меда.
Тесто разрезать на два неравных куска. Большой кусок раскатать и выложить на смазанную маслом сковороду. На середину положить калину, смешанную с сахаром и медом, равномерно распределяя начинку по всей поверхности теста. Меньший кусок теста раскатать и накрыть им пирог. Края соединить и защипить. Поверхность пирога оформить листочками из теста. Перед выпечкой смазать пирог смесью яйца с водой. Выпекать при 240–250 °C в течение 30 минут.
12 августа. Сила и Силуян
Именины: Агния, Андроник, Аполлон, Валентин, Герман, Елим, Иван, Клара, Лука, Лукия, Максим, Олимп, Павел, Прокл, Сильван.
Православный календарь: День апостолов от семидесяти Силы, Силуана, Крискента, Епенета, Андроника; мученика Иоанна Воина; священномученика Валентина епископа; преподобного Германа Соловецкого.
Народные приметы: Озимая рожь, посеянная на Силу – родиться сильно. Если на Силу прохладно, то дождя не жди. Если на Силу ветреная погода и заморосил дождь – к долгой мокроте. Если душно, а насекомые особенно злы и едки, будет дождь.
Народные поверья и обычаи: Об этом дне говорили: «На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна – колосья под тяжестью зерен клонятся к земле». Считали, что в это время «ведьмы обмирают, опившись молока». Самое подходящее время для посева озимой ржи. Начать сев должен самый старший земледелец – на стариковское счастье.
13 августа. Евдокимов день
Именины: Антон, Георгий, Евдоким, Иван, Иосиф, Иулита, Степан, Тимон, Юрий.
Православный календарь: День праведного Евдокима Кап па докиянина; мученицы Иулиты; новосвященномучеников Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, Сергия, Юрия и Иоанна.
Народные приметы: Муравьи спешно, среди дня заделывают входы – будет дождь. Если пчелы улетели с утра в поле – будет хорошая погода.
Народные поверья и обычаи: Заговенье перед Успенским постом. Ели репу свежую, вяленую, пареную. Пекли пироги с репой, делали репной квас, варили репную кашу.
Репной квас.
Репу вымыть, положить в котел и поставить в разогретую истопленную печь париться. На следующий день ее вынуть, долить «кислой воды», все слить в кадушку и накрыть холщовым полотенцем.
В некоторых деревнях репный квас заливали обычной водой и давали закваситься. Кислый репный квас разводили соком ягод и пили.
Для приготовления репного кваса крошнозерские карелы репу сушили в русской печи. Там же доводили овес. Потом из этого пекли репной хлеб. А уж из него ставили квас.
14 августа. Медовый Спас
Именины: Авим, Александр, Алим, Антонин, Соломония, Маркел, Леонтий, Максимилиан, Тимофей, Елизар, Федор.
Православный календарь: Происхождение Животворящего Креста Господня. Первый Спас (Спаситель Иисус Христос спас род человеческий от вечного проклятия, греха и смерти). Начало Успенского поста.
Успенский пост – последний из многодневных постов в году. Продолжается он с 14 по 28 августа. Строгостью правил Успенский пост превосходит и Петровский, и Филипповский, но уступает Четыредесятнице. В понедельник, среду и пятницу церковный устав предписывает во время Успенского поста сухоядение, во вторник и четверг – вареную пищу, но без масла, по субботам и воскресеньям разрешено было вино и масло.
Народные приметы: Праздник Спас – пчела летит в улей последний раз. Если ветер на Спаса – жди зиму снежную, с морозами. Неизвестно, откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. И действительно, с 14 августа выступают росы хорошие и безвредные.
Народные поверья и обычаи: Первый Спас называют «Медовым Спасом». Этот день – праздник пчеловодов, когда пчеловоды‑пасечники заламывают в ульях первые медовые соты: «На первый Спас и нищий медку покушает».
В большинстве районов начинался ранний посев озимой ржи. В сырую погоду и в дождь не должно сеять рожь. Примечали: если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, то рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах – средний или поздний посев ржи лучше.
В этот день поклоняются кресту, освящают воду, купаются в освященных озерах, отдыхают от трудов. Те, кто опасался ведьм, в этот день собирал семена дикого мака и обсыпал ими дом – ставил ведьмам прочный заслон.
15 августа. Степан‑сеновал
Именины: Авив, Василий, Гамалиил, Иван, Кирилл, Никодим, Степан, Олимп, Роман, Тарас, Федор.
Православный календарь: День первомученика Стефана архидиакона; блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, Христа ради юродивого; праведников Никодима, Гамалиила, Авива.
Народные приметы: Каков Степан‑сеновал – таков и сентябрь.
Народные поверья и обычаи: В этот день заканчивали сенокосные работы. Чтобы сберечь от дождей заготовленное сено, укрывали его в сеновалах‑сараях. Косили отаву – отросшую траву.
На Степана особо берегли лошадей от болезней и порчи – поили их водой, пропущенной через серебряное сито.
16 августа. Антон‑вихревей
Именины: Антон, Иван, Исаак, Кузьма, Далмат, Саломея, Фауст.
Православный календарь: День преподобных Исаакия, Далмата, Фавста; Антония Римлянина, Новгородского чудотворца; Космы.
Народные приметы: Каков Вихревей – таков октябрь. Если ветер с вихрями – ожидай снежную зиму. Сильный холодный ветер – к морозной зиме; южный, теплый – к мягкой и снежной. Примечали: с этого дня могут надолго зарядить дожди.
Народные поверья и обычаи: О мальчике, рожденном в день Антона Вихревея, судили: «Взбалмошным будет, неуемным, отчаянным». «Не девка – огонь!» – говорили о девочке, что рождалась на ветренного Антона. Но если тихим выдавался день, то и рожденный в этот день с виду тихим был, но «скрытые вихри» в нем все равно крутились.
17 августа. Авдотья‑огуречница. Малиновка
Именины: Андрей, Антонин, Дарья, Денис, Евдокия, Иван, Ирина, Константин, Кузьма, Мартиниан.
Православный календарь: День семи отроков Ефесских, первомученицы Евдокии, мученика Елевферия.
Народные приметы: Если на Евдокию погоже, то и ноябрь выдастся пригожим, а если пасмурно и дождливо, то быть ноябрю сырым и снежным. Если на Авдотью дождь, то сгинет все сено.
Народные поверья и обычаи: На Евдокию поспевали огурцы. Женщины собирали их и устраивали празднование «Огуречник».
В этот день примечали: «На Авдотью рясная малина». Малина особенно почиталась у наших предков. На «Малиновку» собирали ягоды всей деревней и пекли пироги со свежей малиной.
18 августа. Евстигней‑житник
Именины: Анфир, Викентий, Евдоким, Ефим, Иов, Ириний, Нонна, Евстигней, Кантидий, Понтий, Сивел, Фабий, Феоктист, Христина.
Православный календарь: День мученика Евсигния; праведной Нонны, матери святого Григория Богослова.
Народные приметы: Какой погодой Житник отметится – тем отзовется декабрь.
Народные поверья и обычаи: В этот день на Руси «славили» ячмень – «жито» (от слова «жить»). Ячмень – самый северный колосовой хлеб. Ячмень сеяли, пока цветет калина, пережидая западный ветер. При нем, считали, «взойдет ячмень худой, с колосом малым, скудным». Сеяли в полнолуние на свежем навозе.
Утром, чуть свет, старшая женщина в доме поднималась и принималась за квашню. О квашне говорили: «Не живая, а дышит». Старуха ритуально прижимала пустую квашню к животу, как бы доверяя ей жизнь домочадцев. В этот день полагалось замесить первый ячменный хлебец из первого намолота.
На Евстигнея крестьяне ели сырой лук с хлебом, солью и квасом. В комнатах развешивали связки луковиц, чтобы воздух очищался, и заклинали жнивы, чтобы не поселилась в них нечистая сила.
Нечистая сила.
Нечистая сила, нечисть, в мифологии восточных славян – белорусов, русских, украинцев – общее название всех низших демонологических существ и духов, таких, как злыдни, черти, бесы. По народным верованиям, она появляется из некрещеных детей или детей, рожденных от сношения с нечистой силой, а также самоубийц. Считалось, что дьявол и черт могут вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева. Нечисть вездесуща, однако ее излюбленными местами являлись пустоши, чащобы, болота, перекрестки, мосты, ямы, водовороты, омуты, «нечистые» деревья – верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани; названы представители нечисти соответственно: леший, полевик, водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник и т. д.
Нечисть наиболее опасна была в «нечистое» время года и суток: в некрещеные или поганые дни Святок, в ночь на Ивана Купалу, в полночь и полдень, после захода и до восхода солнца; нечисть могла появляться в виде катящегося клубка, огненного, водяного или пыльного столба.
К ее внешним признакам относились сиплый голос, шум, треск, вой, мгновенные смены облика. Демоны пугали людей, душили, щекотали до смерти; «водили» людей, толкали на грех, побуждали к самоубийству, соблазняли женщин, похищали детей. Страх перед нечистью заставлял людей не ходить в лес и поле в Русальную неделю, не выходить из дому в полночь, не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало. Однако человек иногда вступал в союз с нечистой силой, например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу. Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари.
Заговор от колдунов и ведунов.
«Пойду, благословясь, из избы дверями в сени, из сеней во двор, из двора в ворота, под красное солнышко, под чистое поле, в чистом поле стоит святая Божия церковь, сами царские двери растворяются, сам раб Божий (имя) заговаривается от колдунов, от ведунов, от колдуньев, от ведуньев, кто на меня лиху думает, тот считай в лесе лесок, в море песок, а на избе звезды, во веки веков. Аминь!» Трижды прочитать до восхода солнца.
19 августа. Яблочный Спас, или Спас на горе
Именины: Юлиан.
Православный календарь: Преображение Господне. Второй Спас.
Народные приметы: Каков «Второй Спас», таков и январь. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый – мокрую осень, ясный – суровую зиму. Пришел Спас – бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас.
Народные поверья и обычаи: В день Преображения Господня на Руси праздновали Второй Спас – Спас на горе. По народному поверью, до Второго Спаса не положено было есть фрукты. Их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе Второй Спас называется «Яблочный Спас». Этот праздник можно было отмечать с рыбой и вином.
Преображение Господне, тропарь праздника, глас 7‑й.
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!»
Об этом дне говорили: «Яблочный Спас – всему час». Крестьяне провожали закат солнца, с песнями встречали осень. Если погода тому благоприятствовала, то сеяли рожь. Считалось, что рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее.
20 августа. День Марины
Именины: Астерий, Дементий, Марин, Меркурий, Митрофан, Пимен, Мокей, Наркисс, Никанор, Созон, Феодосий.
Православный календарь: День первомученика Дометия Персянина; святителя Митрофана, епископа Воронежского; преподобного Пимена Многоболезного, Печерского; мучеников Марина и Астерия.
Народные приметы: Если аисты готовятся к отлету, то осень будет холодной.
Народные поверья и обычаи: В этот день «и сеют, и жнут, и про осень бают». С самого утра в каждом доме пекли пирог с малиной: «День Марины – не ищи в лесу малины: девки лес пройдут, дочиста оберут».
21 августа. Мирон‑ветрогон
Именины: Анастасий, Григорий, Елеферий, Емельян, Мирон, Зосима, Касьян, Леонид, Моисей, Савватий, Федор.
Православный календарь: День святителя Емилиана исповедника, епископа Кизического; преподобных Зосимы и Савватия Соловецких; Григория Печерского; мучеников Ми ро на, Елевферия и Леонида.
Народные приметы: Каков Ветрогон – таков и январь. Ранний иней в это время – к урожаю будущего лета.
Народные поверья и обычаи: В народе примечали, что на Мирона‑ветрогона ветра по красном лете тоскуют: «Ветерветрович и тот со стоном пытается выкатить из земли горючий камень и, как измаявшись, утихнув, садится он на тот камень, задумчиво глядит вокруг и поодаль на первое золото листьев, на сжатые нивы».
22 августа. День Матвея
Именины: Алексей, Антон, Генриетта, Григорий, Ирина, Дмитрий, Иван, Леонтий, Петр, Макар, Мария, Маркиан, Матвей, Самуил, Фотий, Юлиан, Яков.
Православный календарь: День святого апостола Матфея; мучеников Антония Александрийского, Иулиана, Маркиана, Марии.
Народные приметы: Матвей ненастье подпускает, осенний дождь летний перебивает.
Народные поверья и обычаи: Считается, что в этот день «змей сосет коров», поэтому их не выгоняли на паству.
23 августа. Лаврентий‑зоречник
Именины: Агапит, Лаврентий, Роман, Роза, Сикст.
Православный календарь: День мучеников Лаврентия, Агапита, Романа; блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского.
Народные приметы: На Лаврентия смотрят в полдень на воду: если тиха, то осень будет тихая, а зима без вьюг. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так всю осень.
Если на Лаврентия сильный дождь или сильная жара, то будет так всю осень.
Народные поверья и обычаи: Святой Лаврентий считается в народе целителем глазных болезней, ему молятся о прозрении и избавлении от бесов.
24 августа. Евпл, Святой Василий. Белый конь
Именины: Александр, Василий, Гай, Донат, Евпл, Клавдий, Макар, Максим, Мария, Марк, Мартин, Сусанна, Федор.
Православный календарь: День мучеников Евпла, Василия, Феодора и мученицы Сосанны.
Народные приметы: Если звезды сильно мерцают на рассвете, то через два‑три дня будет дождь.
Народные поверья и обычаи: В этот день стригли овец, которые до больших холодов успевали обрасти шерстью: «Святой Василий овцам шерсть дает». В народе существует поверье: в ночь на мученика Евпла на могилах ходят привидения, свистят, воют и поют песни. Из болота выбегает белая лошадь, бегает по могилам и жалобно плачет. В этот день ни в коем случае нельзя было употреблять хмельное, так как «усопшие явятся наказывать пьянчуг».
Святому Василию молятся об избавлении от греха сребролюбия.
25 августа. Фотий‑поветенный
Именины: Александр, Аникита, Василий, Капитон, Кастор, Памфил, Сергей, Степан, Фотий.
Православный календарь: День мучеников Фотия и Аникиты, Памфила и Капитона; священномученика Александра, епископа Команского.
Народные приметы: Обильные росы – к отменной погоде. Если далеко видно до горизонта – к ведру.
Народные поверья и обычаи: С 25 августа – 10 сентября – первые ранние заморозки. В эту пору крестьяне сеяли озимые. В этот день прибирались на поветях, ведь скоро придет пора убирать летнюю упряжь, соху, борону. А на поветях на Фотия «жутко стучит кто‑то, на житье устраивается будто». Хозяева освящали повети святой водой, окуривали ладаном.
26 августа. Тихон Страстной
Именины: Авундий, Евдокия, Ипполит, Ирина, Ксения, Максим, Парамон, Тихон.
Православный календарь: День святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца; преподобного Максима Исповедника.
Народные приметы: Если пошел парной туман над лесом, то будет много грибов.
Народные поверья и обычаи: В этот день прибирались в сарайках, в погребах. Заговаривали от нечистой силы сени, «чтобы не привились там осенние гнили к хранилищам зимним». Святителю Тихону Задонскому молились об избавлении от греха уныния.
Молитва святителю Тихону Задонскому об избавлении от греха уныния.
«О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Хрис тов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабов Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго: всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвнее житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподоби мя со ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
27 августа. Михей‑тиховей
Именины: Аркадий, Лукий, Маркелл, Михей, Моника, Феодосий.
Православный календарь: День пророка Михея; преподобных Феодосия Печерского, Аркадия Новоторжского, священномученика Маркелла, епископа Апамейского. За вершение Успенского поста.
Народные приметы: Об этом дне говорили: Михеев день с бабьим летом бурей‑ветром перекликается, и камень прозябает в холодные утренники. Дует в этот день тихо – к ведру, а бури проносятся – к дождливому сентябрю. Тихий ветер в сад – сухая осень в лес. Если журавли полетят, к середине октября жди мороза, а нет – зима позже придет.
Народные поверья и обычаи: В день святого Михея почитали строителей храмов и крепостей.
28 августа. Успение. Дожинки
Православный календарь: Успение Пресвятой Богородицы. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь. Сам Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял ее пречистую душу. Через несколько дней люди увидели Божию Матерь в сиянии Небесной славы: «Радуйтесь! Я с вами во все дни и всегда буду вашею Молитвенницею перед Богом!…»
Народные приметы: Начало молодого бабьего лета (по 11 сентября) или по Семенов день (14 сентября). В этот день предсказывали погоду на старое бабье лето (с 14 по 21 сентября): если молодое бабье лето ведреное – жди ненастья на старое; если на Успенье или в эти дни появится радуга – к затяжной и теплой осени; если много паутины в бабье лето – к ясной и холодной зиме.
Народные поверья и обычаи: Оканчивается уборка и посев озимого хлеба. Крестьяне говорили: «Озимь сей за три дня до Успения и три после Успения». На Успение праздновали дожинки (окончание жатвы), складчины, братское пиво. В этот день во многих местах в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения. Полагалось оставить на поле горсть несрезанных колосьев и «завить бороду» – перевязать ее лентой, приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» А последний сжатый сноп во многих местах было принято сохранять до Нового года. Красавицы присматривали себе женихов: «С Успения не присмотришь – зиму в девках сидеть будешь».
На Успение солили огурцы.
Засол огурцов
Русский народ издавна славится своей любовью к различным соленьям, квашеньям и маринадам. Наши прапрабабушки веками бережно собирали рецепты. Они знали секреты удачной засолки огурцов.
Во‑первых, нужно внимательно отнестись к выбору сорта огурцов. Все сорта делятся на консервные, салатные и универсальные. Консервные сорта отличаются от других высоким содержанием сахара и очень тонкой кожицей. Рассол легко проникает внутрь, и такие огурцы получаются самыми вкусными. На рынках ищите такие сорта для засолки: Авангард, Бригантина, Великолепный, Верные друзья, Водолей, Воронежский, Дальневосточный 27, Засолочный, Каскад, Конкурент, Кустовой, Пальчик, Родничок, Урожайный 86, Фаворит, Харьковский. Тут действует единственное правило: чем свежее сырье, тем вкуснее продукт. Наилучший вариант – огурцы, выращенные на собственной грядке.
Во‑вторых, не менее важным составляющим для приготовления заготовки на зиму является вода. Для того чтобы получить хрустящие огурцы, желательно использовать родниковую или колодезную воду. Вода из‑под крана не всегда подходит для приготовления рассола: мягкая сделает огурцы менее упругими, жесткая прибавит к естественному вкусу плодов неестественный привкус металла.
В‑третьих непременное составляющее приготовления качественной засолки – специи. На Руси обычно использовали для засолки огурцов укроп, чеснок, хрен (усилит вкус), мяту (сделает вкус более свежим), петрушку (сделает вкус пряным). Укроп использовали с мягкими зелеными семенами. Такой укроп наиболее душистый. И конечно, свежие специи предпочтительнее сухих.
Идеальная емкость для засола, конечно, дубовая бочка. Огурцы, засоленные в бочке, более ароматные.
Бочку с огурцами хранили в сухом и прохладном месте. Если на поверхности рассола образовалась плесневая пленка, удаляли ее и посыпали рассол горчичным порошком от образования плесени.
Ниже приведены два хороших рецепта по засолке огурцов опытными хозяйками.
Рецепт первый. «Быстрые и малосольные».
Для 3‑литровой банки заготовки приготовить слабый раствор соли: 1 чайная ложка на 1 стакан воды, прокипятить его и остудить. Огурцы аккуратно уложить в банку, пересыпая специями (небольшой корень хрена, 4 зонтика укропа, 3 зубчика чеснока), залить соляным раствором. Отправить заготовку на солнце на сутки. Огурцы готовы к употреблению.
Рецепт второй. «Бочковые».
Замочить огурцы с пупырышками на 5–7 часов в холодной воде. Кадушки или банки с крышками промыть теплым раствором пищевой соды (на 1 литр воды – 1 чайная ложка соды), после этого ошпарить кипятком и просушить.
На дно посуды для засолки (бочка, кастрюля, ведро) положить слой пряных растений: укропа с соцветиями, эстрагона, корня хрена, чеснока, стручкового горького перца и листьев вишни. На 1 кг огурцов взять 30 г укропа, 5 г корня хрена, 3 г чеснока, 5 г стручкового горького перца, 5 г эстрагона.
После этого уложить вертикально огурцы, на них снова специи, потом опять огурцы, а сверху снова специи. Такая укладка поспособствует тому, что огурцы приобретут пряный вкус и сохранят свежий вид. Залить огурцы рассолом (60 г соли на 1 л рассола), накрыть чистой тканью, деревянным кружком и положить груз. Хранить огурцы при температуре 0–3 °C.
Такие ароматные зеленые огурцы радовали крестьян в студеную зимнюю пору.
29 августа. Хлебный Спас. Ореховник. Спас на полотне
Именины: Демид, Лаврентий, Никодим, Нил, Сабина.
Православный календарь: Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господня (Третий Спас).
Народные приметы: К этому дню поспевают орехи.
Народные поверья и обычаи: Третий Спас (третий праздник Спасителю Спас), назначенный в память перенесения Нерукотворного Образа Господня (отпечаток Его лика на полотне) в Константинополь, поэтому он называется «на полотне».
К этому дню чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко, освящали новые колодцы. Поэтому Третий Спас называли «На воде». По народному поверью, в этот день ласточки вереницей летят и бросаются в колодцы.
В эту пору заканчивали жатву и сеяли озимые, отсюда еще одно название Спаса – Хлебный. Посев озимого хлеба начинали за три дня до Успения и продолжали еще три дня после. Хозяйки провожали своих мужей на поля с хлебом и солью; при этом клали на телегу три снопа, на которых укладывалась назначенная для посева в мешках рожь, и затем уж сеяли озимый хлеб. На поле встречали засевальщика ребята с пирогом с гречневой кашей. Были времена, когда в старину отсевались к Преображению, а к Успению весь хлеб стоял на гумне. Поэтому и говорили: «Третий Спас хлеба припас». После отсевания всей семьей съедали пирог.
Пирог с гречневой кашей, с грибами или рыбой.
Для теста:
800 г пшеничной муки, 0,25 стакана теплой воды, 1,25 стакана теплого молока, 100 г сливочного масла, 1 яйцо, 1 чайная ложка сахара (для пирогов со сладкой начинкой – 1,5 столовой ложки сахара), 1 чайная ложка соли, 25–30 г дрожжей.
В теплой воде развести дрожжи, сахар, 1 чайную ложку муки. Дать постоять 15 минут. Затем влить молоко, вбить яйцо, добавить растертое масло, соль, сахар (для пирогов со сладкой начинкой) и, постепенно досыпая муку, замесить тесто. Поставить его в теплое место, чтобы подошло. Вымесить вторично (тесто должно отставать от рук), дать подойти и разделывать.
Для начинки:
400 г крупы, 2 луковицы, 1/3 стакана сливочного масла, 100 г сваренных и мелко изрубленных белых сушеных грибов или 500 г рыбы (шуки, судака или окуней).
Из крупы сварить крутую кашу. Мелко изрубленные луковицы слегка поджарить в сливочном растопленном масле, вместе со сваренными и мелко изрубленными белыми сушеными грибами. Затем смешать лук и грибы с кашей, добавить по вкусу перец и укроп, начинить пирог. Или вместо грибов смешать с кашей фарш из рыбы.
В старину пирог оформляли прямо на сковороде. Он должен был подойти (расстояться). Затем его ставили в печь. Готовый пирог выкладывали на доску и закрывали льняным полотенцем.
30 августа. Мирон‑ветрогон
Именины: Алипий, Киприан, Коронат, Левкий, Мирон, Павел, Роза, Фирс, Филипп, Юлиана.
Православный календарь: День мучеников Мирона, Павла, Иулиании; преподобного Алипия.
Народные приметы: Если утром туман и роса, то погода будет хорошая. Ветер дует порывами – к тихой погоде.
Народные поверья и обычаи: Про этот день говорили: «Мироны‑ветрогоны». Начало листопада. Первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз, черемуха.
31 августа. Фрол и Лавр. Лошадиный праздник. Досевки
Именины: Варнава, Георгий, Денис, Иван, Емельян, Ермипп, Иван, Илларион, Лавр, Лев, Лука, Макар, Серапион, Софрон, Фрол, Христофор.
Православный календарь: День мучеников Флора и Лавра, Емилиана, Иллариона, Дионисия и Ермиппа.
Народные приметы: В день Фрола начинаются первые утренники‑заморозки. Если до Фрола не отсеешься – родятся лишь «фролы» (сорняки).
Народные поверья и обычаи: По народным поверьям, святые угодники Фрол и Лавр – защитники и покровители лошадей. Крестьяне им молились о конском здоровье и благополучии. Иконы этих святых находились не только в часовнях и церквах, но и в красных углах крестьянских домов, в конюшнях с правой стороны, над яслями, и никто не решался осквернить это место.
«Лошадиный праздник».
В день Флора и Лавра отмечался лошадиный (конский) праздник. В этот день лошадей не использовали для работы, какой бы важной она ни была, давали им отдых. Не принято было даже на скачках седлать лошадей. До дня Флора и Лавра не разрешалось выжигать тавра (клейма) на молодых лошадях. Любая работа на лошадях могла навести на них порчу и падеж.
Рано утром лошадей кормили «в полную сыть» свежим сеном и овсом, мыли и чистили скребницей. Существовал специальный обряд – купание лошадей. Их приводили к ближайшим рекам, озерам, другим водным источникам, где и совершалось купание. Мужчины надевали нарядные рубахи и вели лошадь на поводке в пруд. А сами шли рядом по берегу.
После купания лошади украшались: им расчесывали гривы и хвосты, «завивали» (вплетали) в них яркие ленточки. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село, к церковной ограде, где происходило церковное водосвятие и молебен. После обедни и молебна чествуемым святым – покровителям коней Флору и Лавру, совершалась «конная мольба», заключавшаяся в том, что священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой. По народным верованиям, это должно было охранять коней от всякого лиха: «Умолил Фрола и Лавра, жди и лошадям добра», «Фрол и Лавер до рабочей лошади добер». Часто молебны сопровождались крестными ходами с выносными крестами и иконами, которые направлялись к часовням и святым источникам.
В день Флора и Лавра устраивали скачки вперегонки на неоседланных лошадях (скакалки). Скачки происходили на ровном поле, за деревней, а если возможность позволяла, то около часовен. После скачек устраивалось праздничное угощение; приготовлялось пиво. Так как мужчины и парни участвовали в скачках, то они по большей части старались воздержаться от выпивки. Этим пользовались женщины, гуляя «на фролах» за себя и за мужчин.
В этот день для табунщиков и конепасов изготовлялся специальный «именинный» пирог. Лошадей кормили круто посоленным яичным хлебцем или фроловской (ржаной) просфорой, которую каждый хозяин нес из церкви за пазухой, чтобы дома, разломив на несколько частей, дать по кусочку каждой дворовой скотине – от коня до поросенка. Для лошадей выпекалось обрядовое печенье «фролы», имеющее форму круглых шариков. Выпекались «фролы» из толокна, реже из ячневой или пшеничной муки. Изготовлялись «фролы» в большом количестве, их не только давали лошадям, но и ели сами с чаем и молоком, угощали всех, кто заходил в дом.
Обрядовое печенье «Фролы».
0,8–1 кг муки, 0,5 л сметаны, 200 г сливочного масла, 3 яйца, 2 столовые ложки сахара, 0,5 чайной ложки соли.
В муку или толокно, замешанное на масле, добавить сметану, яйцо и сахар. Из теста раскатать жгуты, которые разрезать на части и скатать небольшие шарики («катыши»). Выпекать «фролы» в печи на противнях или сковородах.
Ко дню Флора и Лавра приурочивали начало бабьих «засидок», когда женщины собирались вместе в одну избу, чаще всего к какой‑нибудь вдове, с прядением, вязанием и другим рукоделием: «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена – ленивые». Этот день означал начало «помочей» – помощи всего «мира» в хозяйственных работах вдовам, сиротам, одиноким старикам.
Фролов день считается концом основных полевых работ. К этому дню стараются управиться с озимым севом, и этот день назывался «досевками». Считалось, что кто будет сеять
после этого дня, тот не дождется урожая; посев ржи после «Фро лов» определялся как запоздалый: «Сей озимь от Преображения до Фрола», «Коли до Фрола не отсеешься, фролы (флоры; цветы; один куколь; сорняки) и родятся», «Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут». Окончание сева отмечали праздничной трапезой и гуляньем.
Материал создан: 14.08.2014