Я русский

что значит быть русским человеком

Месяцеслов на июль

1 июля. День Федула. Ярилин день

Именины: Еферий, Леонтий, Ипатий, Феодул, Эразм.

Православный календарь: День мучеников Леонида, Ипатия, Феодула. Празднование Боголюбской иконы Бо жией Матери.

Народные приметы: Если паук выходит из гнезда и делает новую паутину – к погоде. Вороны под тучи взвиваются – к ненастью.

Народные поверья и обычаи: Из старины идет поверье: «Ярила – добрый молодец, на белом коне разъезжает по всей Руси великой: на русых кудрях венок, во левой руке пучок ржи, в правой – палица. Взмахнет Ярила рожью – нивы тучнеют, хлеба колосятся; палицей взмахнет – громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит – шелкова трава стелется с цветами лазоревыми», «Федул на двор заглянул – пора серпы зубить, к жнитву готовиться загодя».

К этому дню приурочивали ярмарки‑торжки. Праздник сопровождался песнями, плясками, кулачными боями.

Кулачный бой.

Русский кулачный бой – это рукопашное соревнование без применения оружия, главное праздничное развлечение парней и молодых мужчин. Самыми главными кулачными боями были масленичные, однако и в Семик, и в Ярилин день мужчины проверяли свои силы, показазывали перед всеми свою удаль и молодечество.

Бойцы составляли команды по территориальному признаку и дрались «стенка на стенку» (деревня на деревню, улица на улицу) или в «сцеплялку‑свалку». При битве «стенка на стенку» мужики, выстроившись в один ряд, должны были сохранить строй («стенку») под давлением «стенки» противника. В бою «стенка на стенку» применяли много тактических «военных» приемов: удержание фронта, «клин‑свинья», смена рядов, отступление в засаду. Заканчивался бой прорывом стенки противника и бегством врагов. При битве «сцеплялка‑свалка» каждый боец выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим.

Русский кулачный бой, в отличие от драки, велся по негласным правилам: лежачего не бить, не биться по увечному, «мазку не бить» (бой до первой крови), не бить сзади. Однако не всегда соблюдались эти правила, бывали и смертельные случаи. В 1636 году патриарх Иосаф писал, что «на праздниках многие люди не токмо, что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства». Для соблюдения равенства сил в «команды» подбирались бойцы одного возраста. Обычно кулачные бои начинали подростки, после них входили драться парни, а завершали бои женатые мужчины – «сильные бойцы».

Кулачные бои воспитывали у мужчин такие качества, как выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. К ним готовились за одну‑две недели. Мужчины поддерживали свою силу и физическую форму разными способами: парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали бойцу силу и смелость. Важно было психологически настроиться на успех, набраться бойцовской храбрости и мощи. Для этого бойцу нужно было «убить змею черную саблей или ножом, вынуть из нее язык, завернуть в тафту зелену и в черную, положить в сапог в левый и обуть на том же месте. Идя назад не оглядываться, а кто спросит, где ты был, ничего не говорить».

Знахари с помощью заговора обеспечивали победу в кулачном бою.

Заговор на победу в кулачном бою.

«Стану я, раб Божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян‑морю, и на том святом Оки яне‑море стоит стар мастер муж, и у того святого Окияна‑моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, так же бы и от меня валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь! Аминь! Аминь! И тем моим словам, ключ в море, замок на небе, от ныне и до века».

Важно было правильно выбрать место для кулачного боя: оно должно быть обязательно ровным и хорошо утрамбованным, без рытвин и бугров. Не менее важным было запастись специальным обмундированием: подшить куделью шапки, сшить меховые рукавицы, которые смягчали удар.

Бой начинался с «парада»: по главной деревенской улице проходили на поле битвы «сильные бойцы», затем парни и подростки. Начинался бой «стенка на стенку», в котором участвовали парни. Они становились в ряд напротив друга и выказывали свою доблесть и бесстрашие, дразня противника, принимая воинственные позы, подбадривая себя отдельными выкриками. Начиналась схватка после команды атамана: «Даешь боя!» В это время подростки тренировались для будущих серьезных боев в «сцеплялке‑свалке».

«Сильные бойцы» начинали бой самыми последними. Это было настоящее зрелище для толпы, которая в возбуждении подзадоривала бойцов, выкрикивала советы. Бой считался законченным, если побежденная команда бежала с поля. В завершение все участники кулачных боев собирались вместе на пирушку, похвалялись и обсуждали подвиги бойцов. Особые подвиги славились по всей округе, передавались от одного поколения к другому и нашли свое отражение в былинах:

«Да съехались оны с копьями –

Только копья‑то в кольцах попригнулисе.

Да съехались богатыри палками

Только палки по щербням отвернулисе.

Соскочили они со добрых коней

Да схватились оны на рукопашный бой».

2 июля. Зосим и Савва‑пчельники

Именины: Варлаам, Иов, Иуда, Мария, Паисий, Роза, Савватий, Тимофей, Иван, Зосима.

Православный календарь: День апостола Иуды, брата Господня; святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси; мучеников Зосимы, Савватия; преподобных Паисия Великого, Варлаама Важского.

Народные приметы: Пчелы летят к своим ульям – скоро дождь. Пчелы становятся злее, чаще жалят – к засухе. Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.

Народные поверья и обычаи: В народе примечали, что на Зосима и Савву‑пчельников пчелы мед запасают. Об этом дне говорили: «Рой роится – Зосим‑Савва веселится», «Что у пчелы в соту – то Зосим и Савва дали».

3 июля. Мефодий‑перепелятник

Именины: Аврора, Андрей, Афанасий, Африкан, Василий, Глеб, Гурий, Димитриан, Елисей, Иван, Лазарь, Лука, Мина, Наум, Пинна, Мефодий, Римма, Инна.

Православный календарь: День священномученика Мефодия, епископа Патарского; благоверного князя Глеба Владимирского; святителя Гурия, архиепископа Казанского.

Народные приметы: В этот день наблюдали за пауками. Если паук не раскидывает сети – будет дождь или буря. Паук снова плетет паутину – погода наладится. Если на Мефодия дождь, то будет идти сорок дней.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью, на Мефодия‑перепелятника белого перепела увидеть – на счастье. В это время уже всходит поздний картофель, пришла пора его «окучивать».

4 июля. Терентий

Именины: Берта, Никита, Руфь, Терентий, Юлиан, Юлий.

Православный календарь: День мученика Иулиана Тарсийского; священномученика Терентия, епископа Иконийского.

Народные приметы: Если ночная роса не просыхает – быть грозе. Если утром на пруду лилия едва поднимается над водой, да и то с опозданием – после обеда будет дождь.

Народные поверья и обычаи: В это время зацветает липа, цветы ее на свету, что невесомая золотистая завеса. На Терентия над деревней парил сладкий дух. Крестьянские ребятишки торопились успеть собрать липового цвета. Потом, наслаждаясь зимнмм чаем, они вспоминали летний месяц июль. Собирали липовый цвет в малые короба – «туеса».

Липовый чай.

1 столовую ложку цветов липы заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить. Пить по 1/2 стакана 2–3 раза в день для снижения температуры при простуде.

5 июля. Ульян и Ульяна

Именины: Галактион, Евсей, Ефросинья, Зенон, Зина, Юлиания.

Православный календарь: День священномученика Евсевия, епископа Самосатского; мучеников Галактиона и Иулиании, Зинона и Зины.

Народные приметы: Если в этот день будет дождь, то будет урожай хлебов.

Народные поверья и обычаи: Об этом дне в народе говорили: «Ульян кличет у полян, а Ульяна у реки ходит, глядится в речное зеркало. Стряхнет с себя Ульяна июльское колдовство – к Ульяну заторопится. А его жаркие травы к реке приведут. Ульян Ульяне в лицо не глянет, стесняется».

В этот день повторно сеяли редиску, обрабатывали посевы и цветы от вредителей настоем чеснока иди помидорных листьев.

6 июля. Аграфена Купальница

Именины: Агриппина (Аграфена), Аникий, Антон, Артемий, Васса, Герман, Иосиф, Лоллий.

Православный календарь: День мученицы Агриппины, жившей в III веке. Ее почитали в народе как истинную христианку, принявшую мученическую смерть за свою веру. К ее мощам собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к ее гробу поклониться, чудесным образом выздоравливали. Празднование иконы Божией Матери Владимирской.

Народные приметы: Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью, Аграфена (русский вариант имени Агриппина) известна под именем Купальницы, так как день ее памяти предшествовал празднику Ивана Купалы. Многие купальские обряды совершались в день Аграфены Купальницы. Ночь с Аграфены на Ивана (Иван Купала) считалась волшебной (Купальская ночь), на нее приходился и пик праздничного веселья и разгула.

Празднование Аграфены Купальницы.

Ритуальным «зачином» праздника служил сбор всех женщин поселения. На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: «Сегодня – Купальна, завтра – Иван!» и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодые женщины. Они выходили за деревню, где встречались с женщинами из соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением «иванских» или «купальских» песен, исполнявшихся только во время Ивана Купалы:

«Ездил Иван по вулице,

Сбирал девок на гулянья,

Молодушек на Купальню.

Пока млада собиралась,

Пока у свекрови допрошуся,

Покуль свекру доложуся,

С милым ладом сговорюся,

Пока млада собиралась,

Все гулянья миновала.

Все цветочки посорвали,

Всю купальню притоптали».

Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома – им пели корильные песни. Праздник Аграфены Купальницы считался женским:

«Как у нас в году три праздника:

Первый праздник Семик честной,

Другой праздник Тройцын день,

А третий праздник Купальница».

Женщины «обходили» поля, деревни, дома, готовили обрядовые блюда – каши и кулаги – и совместную трапезу, про ис ходившую обычно в ржаных полях.

В день Аграфены Купальницы все девушки села, одетые в лучшие наряды, выходили на улицу. Они обходили все дома и просили в каждом доме: «Умойте». Хозяева должны были подарить им что‑нибудь из девичьих украшений – серьги, бусы, ленты. Девушки и женщины участвовали также в сборе ивановских трав, используемых для украшения поселений, для изготовления банных веников и метел, для гадания.

День Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы. По народным поверьям, с ночи Аграфены Купальницы на утро Ивана Купалы цветут волшебные травы: сон‑трава, тирлич, колюка, папоротник, разрыв‑трава, одолень‑трава. Важнейшим символом купальских обрядов является цветок иван‑да‑марья, желтый цвет которого воплощает стихию огня, фиолетовый – воды. Большим уважением на Купалу пользуются полынь‑чернобыльник и крапива. Травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой.

Днем заготавливали для бани веники из травы богородицкой и папоротника, иван‑да‑марьи и ромашки, из лютика и полыни, из мяты пахучей, березы. Веники заготавливали на весь год. Когда топили бани, то настилали на пол траву и цветы иван‑да‑марьи. В этих травах спозаранку парились в бане, чтобы смыть с себя болезни. Детей водили ополаскивать к чистым родникам, затем, добротно позавтракав, шли купаться в родниках, реках, прудах.

На завтрак готовили обетную кашу из толченого в ступе ячменя. Варили ее из крупы, которую собирали вскладчину – селяне приносили ее в общий котел от каждого двора – ею же угощали нищих, калек и странников.

Банный отвар из полевых цветов.

Измельченные полевые цветы (богородицкая трава, иван‑да‑марья, ромашка, лютик, полынь, мята) поместить в глиняную или фарфоровую посуду, которую заранее надо ошпарить кипятком. Залить кипяченой водой комнатной температуры и нагревать полчаса под крышкой на водяной бане при частом помешивании. Затем сосуд снять с водяной бани и охладить при комнатной температуре 10 минут. Отвары из сырья, содержащего дубильные вещества (листья толокнянки, кора дуба, корневища змеевика и лапчатки, соплодия ольхи и др.), надо процедить сразу после снятия с водяной бани, не охлаждая.

В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи», т. е. мять посевы, валяясь по полосе. В этот день прятали от «нечисти» скотину.

Про этот день говорили: «На Аграфену потерял соловейко голос через яшный колос», т. е. идет колошение ячменя. «На Аграфену гречиха мала, овсу порост». «Сей репу на Аграфену – хороша будет». Крестьяне приступали к уборке озимой пшеницы. Белокочанную и цветную капусту от бабочки капустницы поливали настоем чеснока.

7 июля. Иванов день

Именины: Антон, Иван, Логин, Никита, Орентий, Эрос, Яков.

Православный календарь: Празднество Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Народные приметы: Если сильна роса на Ивана, будет урожай огурцов. Если Иванова ночь звездная, то будет много грибов. Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые. Ивановские дожди – лучше золотой горы. Если на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке.

Народные поверья и обычаи: Считали, что ночь на Ивана Купалу – это время козней лукавого, ведьм. Поэтому купальские обряды связаны с охранительной магией и направлены на предупреждение козней нечитой силы.

В народе верили, что в ночь на Ивана Купалу можно было обеспечить себе богатую жизнь с помощью цветка папоротника. Для этого нужно было пойти в лес и около куста папоротника зачертиться огарком васильевской свечи (свечи с Васильева дня – 14 января). Дождавшись в полночь расцветания папоротника, нужно сорвать цветок и нести домой молча, не оглядываясь и не обращая внимания ни на какие видения, попадающиеся по дороге. Ночью же следует отнести цветок в церковь и положить под престол, где он должен находиться до Святок. А когда настанет день Крещения и все пойдут из церкви на «иордань», нужно зайти в алтарь, вытащить из‑под престола цветок и идти с ним к реке. Вот в этотто момент и должен появиться нечистый и начать выпрашивать папоротниковый цвет, за который даст какое угодно богатство и все, что ни пожелает добытчик цветка.

Еще с языческих времен в этот день проводили ритуалы очищения от зла. Купались в ночь в реке, собирали травы и цветы, собирали росу, выпавшую в купальскую ночь, и умывались этой росой – чтобы прогнать болезни и исцелить больные глаза. В этот день целебна и утренняя роса, и всякая вода – речная, колодезная, ключевая.

Обряд «черпания росы».

Рано утром женщины в деревнях «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть или простыню, какую‑либо посудину для росы. На лугу скатерть катали, потом отжимали. В купальской росе омывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть», чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Иногда купальскую росу использовали в доме – ею обрызгивали стены и мебель, чтобы в дом не проникли болезни.

Обряд очищения огнем.

На Ивана Купалу вечером разжигали костер и люди прыгали через огонь, переносили через него детей, бросали в костер разные травы с целью запастись здоровьем и отстранить от себя нечистую силу. Кто выше прыгнет – тот счастливей будет, ведь огонь очищает от всякой скверны плоти и духа. Прыгали в одиночку и парами. По прыжку пары судили о крепости любви и брака.

Бросая в огонь травы, говорили: «Да сгорят с этим зельем все мои беды». В праздничном костре жгли мусор, ненужные вещи и все, что связано с болезнью или навевало мрачные воспоминания. Наговор на вещь делали так: подносили ее к губам, чтобы касаться его своим дыханием, и шепотом произносили трижды те болезни, неприятности или качества характера, которые хотели бы сжечь в огне купальской ночи. Каждый брал потом несколько угольков и пепла от ивановского костра как целебное средство против болезней и порчи.

Прыгнув через костер, сразу же бросались в воду, так как верили, что «лед и пламя» – сильное очищающее средство.

Гадания.

В ночь на Ивана Купалу девушки гадали: брали 12 цветов иван‑да‑марьи, клали под изголовье перед сном и говорили: «Иван‑да‑марья, головная трава и все 12 трав, скажите, кто мне будет жених?» Широко распространено было гадание на венке. Девушки плели венок и пускали его в воде. Утонул венок – значит, суженный разлюбил.

В народе есть поверье, что в Иванов день сбываются желания, нужно только в Иванов день двенадцать «огородов» (заборов) перелезть. Спать в купальскую ночь – зазорно. В старину после праздника отправлялись сразу на покос, так как верили, что купальская ночь только силы прибавляет.

8 июля. День Петра и Февронии. Феврония русальница

Именины: Давид, Петр, Виргиния, Дементий, Денис, Евтропия, Ефросинья, Изабелла, Константин, Леонида, Ливия, Про копий, Симон, Федор, Феодора, Феврония.

Православный календарь: День мученицы Февронии; благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.

Народные приметы: Если много осота, то зима будет холодной.

Народные поверья и обычаи: Этот день благоприятен для влюбленных, поскольку Петр и Феврония считаются символом верной, сильной, красивой любви.

Время большого сенокоса. В народе говорили: «На Петра и Февронию только поспевай сено ворошить, в копны сгребать, стога метать».

По народным поверьям, в этот день русалки хороводы затевают.

9 июля. Давид‑земляничник

Именины: Давид, Денис, Иван, Тихон, Петр, Павел, Ферапонт.

Православный календарь: День преподобного Давида Солунского; святителя Дионисия, архиепископа Суздальского. Празднование Тихвинской иконы Божией Матери. Перед Тихвинской иконой Божией Матери молятся о сохранении и здравии младенцев.

Народные приметы: Если вьюнок средь бела дня закроет цветок, то скоро дождь «встанет» на порог.

Народные поверья и обычаи: Давид Солунский обладал даром исцеления от многих болезней. В этот день ему молились о «сбережении лучшего». Символом благополучия считалась земляника, так как в ней, по поверьям, заключена солнечная нежность, дух земли.

Земляникой лечили старые язвы. Шли за ягодой, пока еще роса не опала. «Первую ягоду в рот кладут, а вторую в дом несут». Собирали на чистую льняную ткань, разминали и прикладывали к больному месту. Меняли повязку, пока не затягивалось больное место.

Ягоды земляники применялись от множества болезней. Их ели при малокровии, болезнях печени и мочевого пузыря. Считалось, что земляника снимает головные боли. Листья земляники зимой заваривали и как чай, который и сил прибавляет, и с сердца боли снимает.

Существовало поверье: кто хочет занять деньги, тот должен положить травы земляники в карман и смело идти – отказа не будет.

10 июля. Самсон сеночный

День почитания странников

Именины: Георгий (Егор, Юрий), Самсон, Иоанна, Иван, Игнатий, Лука, Маркей.

Православный календарь: День преподобных Сампсона странноприимца, Серапиона Кожезерского, Георгия Иверского, Святогорца.

Народные приметы: На Самсона мокро – семь недель дождь. На сеногноя дождь – до бабьего лета будет мокро. О дожде примечали: если «плачет» конский щавель, липкие капельки сока на листьях – будет дождь. Если звездчатка не раскроет свои лепестки с утра, то жди дождя к вечеру или с ночи.

Народные поверья и обычаи: В день Самсона Сеночного и стар и мал были на сенокосе. В этот день на Руси почитали странников: приглашали в дом, угощали, оставляли на ночлег. Утром отправляли, дав на дорогу еды и денег.

11 июля. Крапивное Заговенье

Именины: Герман, Иван, Иона, Кир, Македон, Сергей, Павел, Элеонора.

Православный календарь: День мучеников бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна; преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев; преподобного Павла, целителя.

Народные приметы: Если утихал соловей, то за ним смолкала и кукушка.

Народные поверья и обычаи: На Крапивное Заговенье варили последние щи из молодой крапивы, из нежных листочков, из недельных стеблей. Считалось, что крапивный холст перед Петровками вытканный или выплетенное крапивное полотнище помогают от болей в пояснице.

Крапиву старались рвать и плести голыми руками: «Ожженные крапивой руки стонать по ночам не будут, и боли в суставах стихнут, ведь крапива жгучая кровь молодит и чистит».

В этот день селяне всех возрастов собирались на пригорки, раскладывали огонь и в ожидании солнца проводили ночь в играх и песнях. Верили, «кто в ночь на 12 июля найдет цветущий петров‑крест да корень вырвет, то корень этот и от напасти избавит, и приведет к заклятому кладу, и покажет тот клад, и поможет из земли достать».

12 июля. Петр и Павел. Играние солнца

Именины: Павел, Петр, Михаил, Мелитон.

Православный календарь: Празднество апостолов Петра и Павла. В этот день совершилось перенесение реликвий апостолов Петра и Павла из Рима в Сан‑Себастиано. Цер ковь почитает Петра и Павла как первых проповедников «посланцев» христианского учения. На Руси апостолы Петр и Павел занимали особое место. Петр относился к числу наиболее чтимых в России святых угодников. По народным поверьям, святой владеет ключами от Царства Небесного, закрывает и открывает врата рая.

Народные приметы: Ясно на Петров день – год будет хорошим, если дождь – 40 дней будет ненастье. В этот день смотрели на хлебное поле: если хлеба выдались, то ни Петр, ни Павел их не отнимут.

Народные поверья и обычаи: День святых апостолов Петра и Павла считался одним из важных «годовых» праздников. К нему готовились заранее: соблюдали пост (Петровский, Петров пост, Петровки), чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет, варили пиво и запасали хмельные напитки. Обычно Петров день, как и другие большие праздники, отмечался два‑три дня.

В народном календаре Петров день составляет вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы общий праздничный цикл полного расцвета природных сил и празднуется как его завершающий этап. К празднику Петра и Павла было отнесено поверье об игре солнца. Как полагали в старину, в Петров день на восходе солнце разбрасывает ленты, но увидеть это дано не каждому.

«Петровская водица», подобно купальской, обладала магическими свойствами. Считалось, что купание в реках очищало от «любодейных» грехов. В ночь на Петров день боялись разгула нечистой силы, злодеяний колдунов и ведьм. Одним из средств защиты от них были костры. В костер, зажженный на перекрестке, кидали остатки от нового колеса, которое перед этим, надев на палку, катали вокруг села с целью узнать, в каком доме живет колдун. По поверью, колесо разлеталось на части напротив жилья колдуна, и в это время было можно услышать его крики. В Петров день «заклинали ведьм».

Обряд «Заклинание ведьм».

Девушки взбирались на крыши «нечистых построек» – бани, сарая, овина – усаживались там и пели песни:

«Зарождалися три ведьмы

На Петра да на Ивана:

Первая ведьма закон разлучает,

Другая ведьма коров заклинает,

Третья ведьма залом ломает.

Первой ведьме, что закон разлучает,

Ее по уши в землю, ей прощенья нет!

Другой ведьме, что коров заклинает,

Ту по плечи в землю, ей прощенья нет!

Третью ведьму, что залом ломает,

Ту по пояс в землю, ей прощенья нет!

Вы катитесь, ведьмы, за мхи, за болоты,

За гнилые колодые, где люди не бают,

Собаки не лают, куры не поют, –

Вам там и место!»

«Ловецкий праздник».

Петров день почитался рыбаками, поэтому часто его называли «ловецким» праздником. 12 июля устраивали крестные ходы и молебны на рыболовецких угодьях, собирали с населения деньги «Петру‑рыболову на мировую свечу», которую ставили в приходском храме перед образом святого. В этот день рыбацкие деревни считались праздничными и принимали у себя гостей. На праздничную трапезу готовили «щербу» – уху из свежей рыбы, выловленной накануне Петрова дня. В начале застолья один из старших членов семьи провозглашал: «Петры‑Павлы! Садитесь хлеба‑соли кушать: вам каша, нам чаша; вам рыбка, нам щерба». Среди рыбаков Пет ров день считается началом летнего сезона ловли рыбы. В связи с этим рыбаки устанавливали новые цены на товар и заключали сделки и договора с торговцами рыбой.

Праздник пастухов.

Петров день отмечался и как праздник пастухов. В этот день с пастухами производился расчет: крестьянская община выплачивала деньги за прошедшую часть пастбищного сезона – Петровщину. Хозяйки одаривали пастухов яйцами, хлебом и маслом.

Молодежные игрища.

На Петров день молодежь с вечера устраивала игрища. Они продолжались в течении ночи и последующих двух дней. В ночь на Петров день молодежь «караулила солнце». Девушки и парни надевали лучшие костюмы и, собравшись вместе, отправлялись в места гуляний – в лес, на поляны, горки, вблизи реки или озера. Здесь разводили костры и варили на них кашу или жарили яичницу, затем устраивали совместную трапезу. Обряд «караулить солнце» и был установлен с целью защиты от нечистой силы, в первую очередь, от русалок.

В эту ночь было принято забираться во дворы односельчан, уносить и растаскивать по округе, а иногда забрасывать на крыши или пускать на воду, бороны, телеги, сани, кадушки, бревна и все то, что попадет под руку, рвать в чужих огородах и садах созревшие плоды, заваливать окна, двери, ворота, возводить из украденных вещей преграды на улицах поселений. Крестьяне, ожидая разгула молодежи, обычно не спали в течение ночи, сторожа свои усадьбы и стараясь не допустить большого ущерба хозяйству, однако активных действий не предпринимали. Утром следующего дня хозяева занимались поиском своих вещей, разбором завалов, по традиции громко ругая и браня молодежь.

Днем в Петров день молодежь качалась на качелях, которые специально устанавливались для петровских гуляний. Они часто воспринимались в народе как символ брака: «Как ни сторонись девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься». Парни ходили среди девушек, закрыв лица платками, а девушки должны были узнать их. Правильное отгадывание сулило скорое замужество.

В этот день девушки гадали: собирали 12 цветов с 12 полей и клали под голову, говоря: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый‑ряженый, мне покажися и меня погляди».

Обряд «Проводы весны».

Петров день воспринимался как дата смены времен года и назывался «проводы весны». Делали из соломы куклу, одевали ее в сарафан и кокошник и носили по деревням с песнями. Кончался обряд тем, что куклу раздевали и бросали в воду. Петров день завершался праздником весеннего периода, началом которого является Масленица. О принадлежности обоих праздников к единому циклу говорят тексты песен «прощания с Масленицей»:

«Сударыня наша Масленица!

Протянися до Велика дня,

От Велика дня

До Петрова дня!»

Петров день начинал сенокос, вывоз навоза на поля, подготовку к жатве. В этот день крестьяне наблюдали за кукушкой. По приметам, кукушка перестает куковать не раньше, чем ячмень выколосится, что и происходит в период от Ивана Купалы до Петрова дня. Продолжающееся кукование означает, что ячмень уродится «пустозерным», а год «плохим»; крестьяне говорили, что в этом случае «и сам закукуешь, как кукушка».

К Петрову дню готовили основные орудия труда, используемые в новом сезоне, – грабли, вилы, бастрики, приспособления для стягивания сена и соломы на возу.

Издавна соблюдался обычай приурочивать к этому дню вынесение решений по судебным и гражданским делам, взыскание денег на уплату налогов, сбор священником подати маслом, зерном и яйцами (Петровщина), начало и окончание сроков службы, заключение новых договоров. По все мест но в России в Петров день проводили большие ярмарки и торги, получившие название «петровских». Они проходили в крупнейших населенных пунктах и собирали огромное количество народа. У Петра просили благой помощи при начале всяких работ (при открытии предприятия, строительстве).

Праздник славных Первоверховных Апостолов Петра и Павла, тропарь, глас 4‑й.

«Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенный дароватии душам нашим велию милость».

13 июля. Макушка лета

Именины: Варфоломей, Иван, Иуда, Петр, Софрон, Симон, Андрей, Иван, Матвей, Фаддей, Филипп, Яков.

Православный календарь: Собор 12 апостолов.

Народные приметы: Если кукушка продолжает куковать, то лето будет хорошее и долгое.

Народные поверья и обычаи: В этот день крестьяне отмечали «макушку лета». Рано утром, после тяжелой страды, они всей деревней выходили на Красные горки и кланялись заре‑зарянице. Охотники говорили: «Заря ходит – птичьи перья подбирает». У одних птиц – пора линьки, другие «ставят» птенцов на крыло. Всем заботы макушка лета прибавила.

14 июля. Кузьма и Демьян. Летние кузьминки

Именины: Ангелина, Василий, Демьян (Дамиан), Кузьма (Косма), Константин, Лев, Павел, Никодим, Петр.

Православный календарь: День мучеников и бессребреников Космы и Дамиана; преподобного Никодима святогорца; праведной Ангелины, деспотисы Сербской.

Народные приметы: В этот день примечали: «Роса косы точит. До солнца обойдешь три покоса – не находишься босо».

Народные поверья и обычаи: На Кузьму‑Демьяна работы в огороде сочетались с сенокосом: «Торопились Кузьма и Демьян к лугам». Мужчины выходили на покос, а женщины пололи гряды, собирали красильные травы и отмечали свой праздник – летние кузьминки.

Обряд «Летние кузьминки».

Крестьяне в «глубоком средоточии» заранее готовились к покосу. Нельзя было ненароком нерадивостью, горечью‑досадой прогневить держателя гроз Илью. В старину полагалось и бабам, и девкам на покос особо одеться. Для этого доставались из сундуков покосные рубахи, вышитые цветущими травами, птицами. Красный и белый цвета рубах – символы жизни, красоты, светоносной силы бога плодородия Ярилы.

Мужики в этот день косили, а бабы кашу «ссыпчину» варили. Каша эта – общая. Кто крупы принес, кто масла, кто соли. Всем крестьянским миром собирались есть кашу, чтобы, из одного горшка отчерпнув, после вместе нести долю великих страдных дней. А когда каша сварится, поспеет, то кричали: «Кузьма‑Демьян, идите ести к нам!»

15 июля. Берегиня

Именины: Генрих, Ювеналий, Фотий.

Православный календарь: День святителей Фотия, митрополита Киевского, Иувеналия, патриарха Иерусалимского.

Народные приметы: Если утром туман стелится по воде, то будет хорошая погода.

Народные поверья и обычаи: По народным поверьям, Берегиня хранила крестьянина от всех напастей, от недородов; берегла крестьянский скот, помогала рыбакам и охотникам. По древним поверьям, в этот день Берегиня оглядывала сенокосные угодья, наполняла травы целебными силами. В день Берегини люди старались уберечься от зла, защитить свое здоровье. Вышивальщицы украшали полотенца знаками росы. В сенокосную пору вышитые полотенца выносили на луга. Умываясь, косцы вытирали лица целительными полотенцами, веря, что Берегиня не оставит их без своей помощи. В этот день обращались к ней с заговором: «Матушка Сырая Богородица, сыми с мово сердца тяготу. Встану благословись хлеб‑соль едучи, во дворе ли идучи, острой косой ли скашимиочи!»

16 июля. Маков день

Именины: Анатолий, Александр, Василий, Демид, Иван, Иакинф, Константин, Мокий, Марк, Михаил, Никодим, Филипп, Эразм.

Православный календарь: День мучеников Иакинфа, Дио ми да, Мокия; святителей Филиппа, митрополита Московского, Василия, епископа Рязанского, преподобного Анатолия Печерского; блаженного Иоанна Московского.

Народные приметы: Если уродилось много щавеля, то зима будет теплой.

Народные поверья и обычаи: В Маков день начинали уборку озимой ржи. Об этом дне говорили: «Мокий землю мочит, а Демид – на стогу стоит», «Мокий поля орошает, а Демид с сеном убрать поспешает». Летняя страда была очень тяжелой для крестьянина. Немало пота надо пролить, чтобы и на скотину накосить, и хлебом закрома наполнить.

17 июля. Андрей‑налива

Именины: Андрей, Донат, Ефим, Марк, Марфа, Федор, Фе дот, Феодотия, Феофил.

Православный календарь: День святителя Андрея, архиепископа Критского; преподобных Марфы, Андрея Рублева, благоверного великого князя Андрея Боголюбского. День памяти убиенных царствующих мучеников. Николай II и вся царская семья были расстреляны большевиками 17 июля 1918 года. После их мучительной кончины они стали почитаться как святые.

Народные приметы: Каков Андрей‑налива – таков и Калинник (11 августа). На Андрея озимые в наливе, греча на всходе, а овес до половины дорос.

Народные поверья и обычаи: В этот день чтили овсяное поле. Про лошадь, первую подсобницу в крестьянском хозяйстве, так говорили: «Не лошадь везет – а овес едет».

А овсяная каша, овсяный кисель или «русский бальзам», как его называли иностранцы, были незаменимы круглый год, особенно для детей и взрослых, истощенных болезнями. Овсяным киселем знахари лечили панкреатит, диабет, язву двенадцатиперстной кишки. Простуду лечили, обдав овсяную шелуху кипятком, а затем вдыхали целебный пар.

Овсяный кисель (старинный рецепт).

Этот рецепт есть в кулинарных книгах, датированных XVI веком.

Овес перебрать, замочить и поставить в теплое место. На вторые сутки зерна прорастут. Пророщенный овес перемолоть. Полученную муку развести холодной водой, залить кипятком, кипятить 1–2 минуты и настаивать 20 минут. Затем процедить и пить свежим (заранее кисель не готовить).

Овсяный кисель (современный рецепт).

Сначала нужно приготовить концентрат киселя. За пол нить 3–5‑литровую банку на треть или наполовину молотой на кофемолке овсянкой или «Геркулесом». Можно взять и то, и другое. Например, очень хорошо: пачку «Геркулеса» (0,5 кг) и 10–15 столовых ложек дробленой овсянки залить кипяченой водой (температуры парного молока), добавить в качестве заправки полстакана кефира (во время поста для заправки можно брать небольшой кусок ржаного хлеба), чтобы банка заполнилась почти доверху. Закрыть плотно крышкой, поставить бродить в теплое место на двое суток. Когда смесь перебродит, процедить ее через дуршлаг в большую эмалированную кастрюлю или стеклянную банку.

Оставшуюся в дуршлаге гущу несколько раз промыть небольшими порциями холодной капяченой воды, помешивая деревянной ложкой, каждый раз переливая ее в другую эмалированную кастрюлю или в стеклянную банку, пока промывная жидкость не станет прозрачной. Одной банки может не хватить, в этом случае нужно переливать во вторую (т. е. надо иметь две 3– или 5‑литровые стеклянные банки). Промывной жидкости должно быть по объему в 3 раза больше, чем исходной взвеси овсянки. Закрыть банки крышками и дать отстояться 12–16 часов. Гущу можно отдать курам, собаке или другим домашним животным.

По истечении этого времени в банках образуется два слоя: верхний – жидкость, нижний – плотный белый осадок. Жид кость осторожно, не взбалтывая осадка, слить, лучше отсосать резиновой трубкой. А осадок (500–600 мл) перелить в меньшую банку и поставить в холодильник. Это и есть концентрат киселя.

Несколько столовых ложек концентрата (2–7) размешать в 2 стаканах холодной воды. На малом огне, интенсивно помешивая деревянной ложкой, довести до кипения, затем уварить до желаемой густоты (достаточно 5 минут). В конце варки некоторые кулинары подсаливают кисель, добавляют по вкусу любое растительное масло, немного меда. Можно и не добавлять ничего в кисель, но он получается на вкус кисловатый и не всем это нравится.

Приятно есть кисель теплым. Это очень сытный завтрак. Есть его желательно ежедневно утром. Если вначале с непривычки вы испытываете после приема киселя чувство голода (потом оно исчезнет), то «погасить» его можно несколькими глотками теплой или горячей воды.

18 июля. Афанасьев день

Именины: Анна, Афанасий, Арнольд, Владимир, Варвара, Елизавета, Иван, Игорь, Константин, Камилла, Кирилла, Киприан, Сергей, Степан.

Православный календарь: День преподобных Афанасия Афонского; Сергия Радонежского; мучениц Анны и Кириллы; преподобных мучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.

Народные приметы: Вечером этого дня выходят смотреть на месяц: если месяц играет – должен вызреть хороший урожай.

Народные поверья и обычаи: Этот день считается мужским праздником месяца. Вечером старики выводили на улицу молодых парней «глядеть, как месяц играет, силы мужские копить».

19 июля. Сисой и Еремей

Именины: Антон, Аввакум, Анатолий, Аполлон, Архип, Анисим, Валентин, Василий, Виктор, Еремей, Иннокентий, Исидор, Лукия, Лукьян, Марин, Марфа, Руфь, Руфин, Си сой, Феликс, Фелимон, Ульяна.

Православный календарь: День преподобного Сисоя Великого, преподобных Тихона, Василия, Никона, Еремея; праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской. Собор Ра до неж ских святых.

Народные приметы: Если появляются на деревьях желтые листья, то жди ранней осени и зимы.

Народные поверья и обычаи: В день Еремея и Сисоя говорили: «Всякий Еремей про себя разумей». «Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы». Считалось, что в этот день дает роса и птице, и зверю, и человеку в знойное время окрепнуть. Полезно ходить босым по росе: «Сысой – ходи по росе босой».

Хождение по росе.

Простой люд на Руси жил необутый в согласии с Природой. Крестьяне считали целебным хождение босиком по росе при слабом здоровье. Знахари советовали начинать привыкать к хождению босиком по росе каждый день. После хождения по росе нужно, не обсушивая ног, надеть сухие теплые носки и обувь и походить обутым некоторое время.

20 июля. Фома и Авдотья

Именины: Акакий, Герман, Евдокия, Фома, Васса, Ефросинья, Лазарь, Поликарп.

Православный календарь: День преподобного Фомы; преподобной Евдокии, княгини Московской; преподобного Акакия.

Народные приметы: Если начнется дождь, то надолго затянется.

Народные поверья и обычаи: Подготовка к жатве ржи: «Фома серпы ладит – пора пришла в поле спину гнуть, кланяться ржи‑матушке». В этот день звенели наковальни, крестьяне готовили серпы к жатве, точили косы.

21 июля. Прокопий‑жатвенник. Зажинки

Именины: Анастасий, Савва, Прокопий, Феофил.

Православный календарь: День великомученика Прокопия. Празднование иконы Казанской Божией Матери.

Народные приметы: Если на Казанскую черника поспевает, то поспела и рожь.

Народные поверья и обычаи: В старину на Прокопия‑жатвенника делался первый «зажин» ржи. На зажинки крестьяне брали с собой яйца, хлеб, соль и всем миром жали «бабку» – ставили девять снопов. После этого садились за трапезу и ели прямо на жнивной полосе.

В Прокопьев день собирали сено в валы, потом копнили, а из копен складывали «зароды».

22 июля. Панкратий и Кирилл

Именины: Александр, Андрей, Кирилл, Панкрат, Пров, Федор.

Православный календарь: День священномучеников Панкратия, епископа Тавроменийского, Кирилла, епископа Гор тин ского; святителя Феодора, епископа Едесского.

Народные приметы: Если месяц, народившись, омылся дождями, то потом дождя не будет. А как месяц рогатым станет, опять омоется – тогда грибы пойдут.

Народные поверья и обычаи: Черничный день. Начало сбора черники. Черника почиталась как целебная ягода: «Черника – уведет от живота лихо». Знахари советовали старым и малым есть вдоволь черники каждый день в жаркое летнее время. От всех болезней исцеляет эта ягода, лечит язву желудка, чистит кровь, восстанавливает работу печени.

23 июля. Громоносец. Рясочник

Именины: Антон, Аникита, Аполлон, Александр, Даниил, Леонтий, Маврикий, Меней, Сильван, Эмма.

Православный календарь: День преподобного Антония Печерского, Киевского. Положение Ризы Господней Иисуса Христа в Москве.

Народные приметы: Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню.

Народные поверья и обычаи: В этот день придавали особое значение грому и ряске. По народному поверью, речную ряску облюбовывают на платье себе русалки, а она, шелком стелющаяся, чуть ее тронь, превращается в отрепки. В этот день говорили: «Дождь‑рясочник ряску растит, а водяные девы рвут».

24 июля. Ефимья‑стожарница

Именины: Аркадий, Генриетта, Констанция, Нектарий, Никодим, Ольга, Елена, Ефимия.

Православный календарь: День великомученицы Евфимии; равноапостольной княгини Ольги.

Народные приметы: Сияние стожар предвещает удачную страду. Стожарами называют Большую Медведицу, слово это означает также колья или жерди, вколоченные в землю.

Народные поверья и обычаи: В эту жаркую и грозовую пору всем миром выходили жать: «Дряхлым старикам не время кряхтеть – надо о хлебе радеть». Следили за стожарами и читали заговор от злых сил.

Заговор от злых сил.

«Крепким словом заговорилась, частыми звездами обтыкалась, темным облаком покрылася. Оболокусь я облаками, огорожусь светлым месяцем, обтычусь частыми звездами‑стожарами».

25 июля. Прокл‑плакальщик

Именины: Мария, Иван, Илларион, Ираклий, Андрей, Арсений, Вероника, Михаил, Прокл, Гавриил, Симон, Федор.

Православный календарь: День мучеников Прокла и Илария; преподобного Михаила Малеина; преподобного Арсения Новгородского; мучеников Феодора и Иоанна.

Народные приметы: На Прокла поле от росы промокло, и роса та – впрок, на здоровье, на добрые вести о созревающем хлебе. Утром сильная роса и туман – к хорошей погоде. Нет ночью росы ни на лугу, ни в низинах – к ненастью.

Народные поверья и обычаи: День целебных рос. Собирали росы льняными тканями, расстелив полотно на траве, а затем отжимали в глиняный сосуд. Верили в то, что собранные в этот день на восходе солнца роса или дождевая вода обладают силой исцелять от сглаза и глазных болезней. Народ видел в росе чудесный образ полуптицы, полудевы, приникающей к земле, тоскующей по земному житью‑бытью.

Крестьяне спешили до Прокла высушить сено, так как «Проклова роса – сеногнойная».

26 июля. День Гаврилы. Степан Савваит

Именины: Антон, Гавриил, Степан, Юлиан, Маркиан, Сарра.

Православный календарь: Собор архангела Гавриила. День преподобного Стефана Савваита; мученика Серапиона.

Народные приметы: Если на Савваита сухая погода, то осень будет хорошая. Если пойдет дождь, то хлеб в снопе прорастет.

Народные поверья и обычаи: Про этот день говорили: «Архангел Гавриил на хлебное поле вступил, а ржица‑матушка поспела, к земле клониться велит, золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». В страду у крестьян одна была забота – не стояла бы работа из‑за дождя.

27 июля. День Акилы Соломенного

Именины: Акила, Анисим, Гелий, Иларион, Ираклий, Петр, Степан, Федор, Юст.

Православный календарь: День апостола от семидесяти Акилы; преподобного Стефана Махрищского.

Народные приметы: Если солнце при восходе ярко‑красное и вскоре прячется в облака, то жди дождя.

Народные поверья и обычаи: Начало спада лета (с 27 июля по 26 августа). Этот день посвящали ржаной соломе, приписывая ей целебную силу: «Ржаная соломка сторицей отдает». Вечером после страдного дня крестьянки повязывали на голову жгут из соломы – и тяжесть от головы отливала. Соломенным жгутом подпоясывались крестьянки и при жатве – солома снимала боли со спины. На соломе, когда с ног валила страда, отлеживались крестьяне.

28 июля. Кирик и Улита. Владимир Красно Солнышко

Именины: Авда, Василий, Владимир, Иулита, Кирик, Юстиниан.

Православный календарь: День святого равноапостольного великого князя Владимира, в святом крещении Василия; мучеников Кирика и Иулиты.

Народные приметы: Кириков день дождь льет. Если желтеет липа, то осень будет ранняя.

Народные поверья и обычаи: По народным поверьям, в этот день над сжатым полем летают полудницы, мороками день путают. Крестьяне предостерегали: «Не жни на Кирика и Улиту – маньяки увидишь, в сторону глянешь – и враз косой по ноге полоснешь. От серпа подымешь голову – что‑то вроде заблазнило рядом – и на‑те! резанешь серпом по руке». Матушка Улита считается бабьей заступницей. В этот день женщинам полагалось подольше отдыхать.

Полудницы

Полудницы, ржаницы, в славянской мифологии – полевые духи, воплощение солнечного удара. Полудницу представляли себе в виде девушки в белом одеянии и с длинными волосами или в облике косматой старухи, преследующей тех, кто работает в поле. Полудница могла свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле без присмотра, напугать детей, забравшихся в чужой огород. Тех, кто работал в полдень, когда обычай и сама природа требует делать перерыв, полудница наказывала. В народных верованиях образ полудницы иногда отождествлялся с образом русалок.

29 июля. Финогей

Именины: Алевтина, Афиноген, Валентина, Павел, Хиония, Юлия.

Православный календарь: День священномученика Афи но гена; мученика Павла; мучениц Алевтины (Валентины), Хионии, Иулии.

Народные приметы: Придет Финогей со светом да с теплом, загодя уберешься с жатвой. Финогей с дождем – копногной, хлеб в скопе прорастает. На Финогея птицы задумываются (замолкают). Холодают ночи.

Народные поверья и обычаи: Этот день имел большое значение для начала жатвы: «Первый колосок Финогею, последний Илье (2 августа) на бороду». Первый сжатый сноп называли именинником. В день Афиногена ставили первый сноп в красный угол под иконы. С него начинали осенью молотьбу, его соломой кормили больную скотину. Зерна первого ржаного снопа считались целебными и для людей.

30 июля. Марина с Лазарем

Именины: Иринарх, Маргарита, Марина, Лазарь, Леонид.

Православный календарь: День великомученицы Марины (Маргариты); преподобного Иринарха Соловецкого; преподобного Лазаря Галисийского.

Народные приметы: Если на Марину с Лазарем в небе отблески грозовые, то надо остерегаться пожаров.

Народные поверья и обычаи: В народе говорили про этот день: «На Марину с Лазарем лазоревый свет в сумерках. То ли цветок лазоревый распустил лепестки, то ли далекие всполохи небо освещают».

31 июля. Омельян

Именины: Афанасий, Дасий, Дамва, Емельян, Иван, Иакинф, Леонтий, Маркелл, Марон, Степан.

Православный календарь: День мучеников Емилиана и Иакинфа Амастридского; преподобных Иоанна Многострадального и Дамвы Печерских.

Народные приметы: Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню. Если гром беспрерывен, то будет град. Гром гремит долго и не резко – к ненастью, если отрывисто и непродолжительно – будет ясно.

Народные поверья и обычаи: В этот день завершали жатву, топили бани, парили веники из травы и цветов, смывали страдную усталость: «Омельян – серпу дает роздых».

Материал создан: 14.08.2014



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru