Я русский

что значит быть русским человеком

Месяцеслов на июнь

1 июня. Иван Долгий

Именины: Агап, Акакий, Анастасия, Дмитрий, Иван, Игнат, Корнилий, Патрикий, Сергей.

Православный календарь: День благоверного Великого князя Дмитрия Донского, освободителя Руси; преподобных Корнилия, чудотворца Комельского, Сергия Шухтомского Иоанна, епископа Готфского; священномученика Патрики, епископа Прусского.

Народные приметы: Если в этот день льет дождь, то весь месяц будет сухой. Если цветы сильно пахнут – будет дождь.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью «На Ивана Долгого весна потом умывается, честному народу в пояс кланяется, на красно лето из‑под белой ручки глядит». В это время продолжали сажать огурцы.

2 июня. Фалалей‑грядочник

Именины: Александр, Алексей, Довмонт, Иван, Иосиф, Никита, Фалалей.

Православный календарь: День мучеников Фалалея, Александра и Астерия; святителя Алексия, митрополита Московского.

Народные приметы: Много шишек на елях – к урожаю огурцов. Если лягушки расквакаются, то непременно огурцов наквакают. Пчелы особо сердито жалят – будет дождь.

Народные поверья и обычаи: Этот день известен как огуречный: «Пришел Фалалей – досевай огурцы скорей». В этот день нужно было высевать огурцы. Делалось это тайно: от любопытных нужно было скрывать и огуречную гряду, и первый выросший на ней огурец. Этот огурец срывали и закапывали где‑нибудь на огороде, чтобы урожай огурцов был хорошим.

3 июня. Олена‑льняница

Именины: Елена, Константин, Карл, Кирилл, Касьян, Михаил, Федор.

Православный календарь: День святителей равноапостольного царя Константина и равноапостольной царицы Елены; благоверного князя Константина (Ярослава) и чад его Ми ха ила и Феодора, Муромских чудотворцев. Празднество Владимирской иконы Божией Матери.

Народные приметы: Если в Еленин день ненастье, осень будет ненастная. Если кукушка закуковала, рябина зацвела, на дубе почки почти раскрываются, то пора сеять лен. Хорошо рябина цветет – к урожаю льна. Лен сей при теплом ветре после полудня, посеешь при северном – вырастет жестким.

Народные поверья и обычаи: Олена‑льняница – покровительница льна. К этому дню крестьяне заканчивали посев хлебов и начинали сеять лен и коноплю. По народному обычаю, работами, связанными со льном и коноплей, в том числе севом, занимались преимущественно мужчины, а женщины отвечали за проведение обряда. Если другие работы не позволяли крестьянину начать сев с Олены, то он символически начинал это дело: шел в поле и бросал горсть льняных семян в землю.

Обряд «Сеяние льна».

Накануне Олены‑льняницы под руководством старух собирались все женщины общины, каждая приносила собой по два яйца. Принесенные яйца испекали в печке и раскладывали в мешки с семенами льна, стараясь, чтобы посторонние этого не видели. На полосе, вспаханной под лен, каждый сеятель сначала подбрасывал яйца вверх. Считалось, что чем выше будут подброшены яйца, тем выше вырастет и лен. Только после этого начинался сев.

Скорлупу от таких яиц обычно сохраняли; старухи толкли и использовали ее в качестве добавки, подсыпаемой в корм курам, считая, что в этом случае они будут лучше нести яйца. Иногда во время сева льна женщины раздевались донага. Этот обычай получил название «обманывать лен». Его участницы считали, что лен, глядя на их наготу, сжалится над ними: «Эта баба бедная – у нее даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть ее и получше уродиться».

В день Олены‑льняницы девушки исполняли песни, основной темой которых было сеяние льна. Девушки заклинали на рост и урожай льна или конопли:

«Посею я, младая, ленку

При дорожке, при толку:

Ты расти, расти ленок,

Тонок, долог и высок,

В земелюшку корешок,

Что вниз коренист,

А вверх семянист!»

В этот день девушки волосы не заплетали. Было поверье, что волосы станут длинными и светлыми, как лен, если их Олена‑льняница тронет. А когда солнце заходило, то девушки сходились у трех дорог. Был обычай плести и трепать будто бы уродившийся ленок. Девушки старательно творили этот обряд, будто бы выбивали серебряное семя изо льна, сучили кудель. Они надеялись, что Олена‑льняница углядит старание, позаботится о девичьей судьбе.

На Олену‑льняницу также сеяли позднюю пшеницу, овес, местами ярицу, просо, гречиху.

4 июня. Василиск. Соловьиный день

Именины: Владимир, Василиск, Даниил, Донат, Захар, Иван, Макар, Маркелл, Павел, Софья, Фаллей, Федор, Яков.

Православный календарь: День мучеников Василиска; Иоанна‑Владимира, князя Сербского.

Народные приметы: Солнце высоко – с утра до вечера далеко.

Народные поверья и обычаи: В этот день убирали лентами молодую березку и украшали ветками дома. В соловьиный день не сеяли, не пахали – этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились. Говорили: «Коли соберешься пахать, сеять, какое дело начинать – погоди, отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится, к избе сухота сухотучая прилучится».

С этого дня зацветает малина. Начинается вылет плодожорки, поэтому крестьяне вешали на яблони «ловушки» для вредителей.

5 июня. Леонтий‑конопляник. Роман‑чудотворец

Именины: Адриан, Александр, Андрей, Афанасий, Василий, Геннадий, Давид, Даниил, Дмитрий, Ефросинья, Иван, Игнатий, Касьян, Константин, Леонтий, Мария, Михаил, Ни кита, Петр, Роман, Севастьян, Сильвестр, Федор, Яков.

Православный календарь: День святителя Леонтия, епископа Ростовского и чудотворца Романа Угличского; преподобной Ефросинии, игуменьи Полоцкой; преподобного Паисия Галичского.

Народные приметы: Примечали, если на рябине обильный цвет, то будет хороший урожай конопли: «Коноплю в поле сей и на рябину гляди – коли цветет в круги, и конопли долги».

Народные поверья и обычаи: Этот день в народе прозвали Леонтием‑конопляником. В это время идет посев конопли. В старину конопляное масло часто выручало деревенского жителя. Сдабривая им каши, макая черный хлеб в конопляное масло, наши предки надеялись в июньском бесхлебном времени защититься от болезней желудка.

В старину коноплю растили, убирали, обрабатывали под стать льну. Женщины ткали из конопляных волокон грубые ткани – «посконь». Грубая ткань из конопли хранила овощи, зерно от тления, от замерзания. Ею укрывали в погребах картофель. Считалось, что посконный холст – крепче и для здоровья ценен. Говорили: «Невеяный хлеб – не голод, а посконная рубаха – не тягота». Коноплю использовали и для целительства, защиты от нечистой силы.

Заговор против нечистой силы.

Ранней зарей знахари выливали конопляное масло на землю, обращаясь на восток, запад, юг и север, и говорили: «Вылетай птица с дуба, выходи рыба с моря, с тела выйдет вся сенега. Аминь! Аминь! Аминь!»

Считалось, что Роман‑чудотворец помогает от бездетности. Нужно служить ему молебен и пить воду, собранную от первого весеннего дождя, умываться ею.

6 июня. Симеон‑столпник

Именины: Григорий, Кириак, Маркелл, Меркурий, Никита, Семен, Степан, Сусанна, Иван, Федор, Феликс.

Православный календарь: День преподобных Симеона, столпника на Дивной горе, Никиты, столпника Переславльского.

Народные приметы: Шиповник цветет – румянец года ведет.

Народные поверья и обычаи: С давних пор на Руси были известны целебные свойства шиповника. Потолченные лепестки шиповника лечат раны, вытягивают костную ломоту из тела. Мед, сваренный на лепестках шиповника, укрепляет силы, чистит кровь. К цветущему кусту приходили, чтобы избыть горечи, успокоить свое сознание. Едва распускал шиповник цветы, как старая бабка усаживала ребятишек и рассказывала им у розового куста байки, чтобы «переполохи», что порой по ночам мучат детей, отступали. Заговаривая байками ребятишек, старая бабка знала, что они переймут целительные запахи и в сумерках будут спокойными.

Девушки верили в то, что если в этот день коснуться лепестками шиповника лица, то лицо станет нежным, светлым. Они оставляли под цветущими кустами шиповника горшки из‑под молока. Говорили: «Избывала землица стояние из посуды, духоту».

7 июня. Ферапонт‑худые росы

Именины: Иван, Антон, Роберт, Федор, Ферапонт.

Православный календарь: День священномученика Ферапонта, епископа Кипрского. Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Народные приметы: Выпала медовая роса – моровая на скотину пошла. Медовая роса сладко стелется, да больно выедает. Поздний расцвет рябины – к долгой осени.

Народные поверья и обычаи: В этот день говорили: «От Ферапонтовой росы и трава ржавеет». Скотину выгоняли в этот день на выпас только после того, как роса сойдет, ведь медовая роса сладкая, пагубная для скотины. В стремлении отвести злую напасть крестьяне обращались к Ивану Крестителю, просили его заступничества. В этот период начинался сбор некоторых лекарственных трав, поздний посев яровых хлебов.

8 июня. Карп‑карполов

Именины: Александр, Аверкий, Алфей, Георгий (Юрий, Егор), Елена, Иван, Карп, Макар, Маркиан.

Православный календарь: День апостолов от семидесяти Карпа, Алфея; мученика Георгия Нового; преподобного Макария Калязинского.

Народные приметы: Раки выходят на берег – перед ненастьем и дождем.

Народные поверья и обычаи: В этот день ходили удить карпа. По народному поверью, «на Карпа хорошо коропы (карпы) ловятся».

9 июня. Федора

Именины: Анастасия, Диана, Дидим, Иона, Киприан, Леонид, Леонтий, Петр, Феодора, Иван, Нил, Ферапонт, Фотий.

Православный календарь: День священномученика Ферапонта, епископа Сардийского; преподобного Нила Столобенского; праведного Иоанна Русского исповедника; мученицы Феодоры и мученика Дидима.

Народные приметы: Если большой цвет на рябине, то надейся на хороший налив овса.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью, «Фе до ра на язык колючая». В этот день она норовит узнать о худом и быстро разнести по деревне, в какой избе нелады. Так что поболтать в этот день бабы у колодцев не останавливались, ссор не начинали и не выносили сор из избы, чтобы не обидеть домового. Торговые люди в этот день ставили для него горшочек с кашей и клали несколько монеток, надеясь, что это принесет им прибыль.

Домовой.

Домовой – в славянской мифологии дух и покровитель дома. Это был невысокий старичок с заросшим белой шерстью лицом, который часто принимал облик хозяина дома. При переезде в новое жилище нужно было уговорить домового перебраться вместе с хозяевами, иначе им грозили беды. Различались два вида домовых: доможил и дворовый. Дедушка‑доможил обычно обитал в углу за печкой, куда следовало бросать мусор, чтобы «домовой не перевелся». Его называли также доброхотом и кормильцем. Дворовый чаще всего жил во дворе или в хлеву и наказывал нерадивых хозяев, по ночам мучая их скотину. Чтобы задобрить домового, в сарае в углу оставляли краюшку хлеба. Люди верили, что домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, крысу или лягушку.

Согласно старинным народным поверьям, домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Считалось также, что этот своенравный дух жилища имел жену домаху или домовичиху, и детей. Есть мнение, что древнейшим названием домового было мара.

10 июня. Никита‑гусятник

Именины: Игнат, Дмитрий, Евтихий, Еликонида, Захар, Павел, Никита, Софрон, Филофея, Элладий.

Православный календарь: День преподобного Никиты исповедника; святителя Игнатия, епископа Ростовского; мученика Евтихия. Празднование чухломской иконы Божией Матери «Умиление».

Народные приметы: Росинки на траве – на доброе колошение хлебов. Если тихий день, то жди хорошего урожая.

Народные поверья и обычаи: Святой Никита считается стражем гусей. По народному поверью, в этот день полудницы водят хороводы, золотыми облачками летают над землей.

В это время начинает колоситься рожь. Считалось, что роды в этот день на хлебной ниве будут легкими, а рожденное дитя и сама роженица – здоровыми.

11 июня. Федосья‑колосяница

Именины: Александр, Андрей, Иван, Константин, Мария, Фаина, Федот, Феодосия.

Православный календарь: День блаженного Иоанна Устюжского; мученика Константина, царя Греческого; первомученицы Феодосии девы, Тирской.

Народные приметы: Пришла Федосья – во ржи колосья. Озимые хлеба колос выметают. Ведро над хлебной нивой – к скорой спелости. Колосится рожь – много грибов найдешь.

Народные поверья и обычаи: Народное название дня Федосьи «Колосяница» связано с наблюдениями крестьян над природой: в этот день начинает колоситься рожь, оформляется колос.

Обряд «Величание ржи».

Чтобы осмотреть всходы, крестьяне отправлялись в поля. Молодежь участвовала в обряде величания ржи. Девушки водили хороводы и пели:

«Ржица‑матушка колосилася.

Во ржи свинушка поросилася.

Семьдесят поросят, да все свиночки,

Все свиночки, да все пестренькие,

Хвостики у них востренькие».

Молодежь устраивала катание во ржи. Катаясь по злакам, парни и девушки приговаривали: «Расти, расти, трава к лесу, а рожь к овину».

С началом колошения хлебов изменялись игры и забавы молодежи. С этого дня им разрешалось скакать на досках: двое играющих, встав по обе стороны доски, перпендикулярно положенной на бревно, поочередно подпрыгивали. До Федосьи‑колосяницы земля считалась тяжелой, этим и объясняется запрет на прыганье и скакание, бытовавший до этого времени.

С Федосьи начинали сажать бобы, сеять гречиху, отсюда и другое ее имя «гречушница». С днем Федосьи‑колосяницы связан и обычай подкармливать скот печеным хлебом. В народе считали, что скотина от этого лучше плодиться будет.

Этот день считали и одним из самых несчастных в году: «День святой Федосьи стоит один всех понедельников». Считается, что в каждом месяце есть свои трудные дни. В году всего 35 «трудных» дней. В январе – 18, 24 число; в феврале – 1, 13, 18; в марте – 1, 2, 18; в апреле – 12, 13, 18; в мае – 11, 13, 18; в июне – 11, 14; в июле – 1, 16, 17; в августе – 1, 13, 14, 19; в сентябре – 12, 15, 19, 30; в октябре – 15, 19; в ноябре – 14, 18, 19; в декабре – 1, 10, 17.

12 июня. Исакий‑змеевик

Именины: Исаак, Давид, Илларион, Наталий, Никанор, Яков.

Православный календарь: День преподобного Исаакия, игумена обители Далматской.

Народные приметы: Если радуга после дождя скоро пропадает – к ясной погоде, а если долго стоит – к ненастью. Радуга утром – к дождю.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью, это день змеиных свадеб. Крестьяне считали, что змеи, собираясь на свадьбы, «идут поездом», или «станицей ходят по лесу». В этот день старались не ходить в лес, поскольку змея может укусить человека так, что «не заговорить ни одному колдуну‑знахарю». Говорили: «Не ходи на Змеевика в травы, не тревожь лесные чащи. Не пытай судьбы».

В старину вытопленное из убитой змеи сало служило целительным средством от рожистых воспалений. Прикладывали к больному месту и змеиную шкуру. При ужалении змеей тотчас к ранке плотно прижимали животом лягушку, отчего она раздувалась. Тогда ее заменяли другой и так далее, пока приложенная лягушка не оставалась живой.

Заговор от змеиного укуса.

«На море на Океане, на острове Буяне стоит дом, а в доме том сидит старица, а держит она жало. Ты, старицу, возьми свое жало и приди к рабу Божьему (имя), вынь из раба жало смертное.

Заговариваю раны горючие на руках, на ногах, на голове, на лбу и затылке, на бровях и подбородке. Будьте во веки веков на собаке черной, серой, красной, седой, рыжей, белой; сидите и вовеки не сходите».

Посадка бобов.

День Исакия считался лучшим днем для посадки бобов. Предварительно бобы замачивали в озимой воде, которую получали из последнего, лежавшего по оврагам, снега и хранили специально для этого случая с марта месяца. По обычаю, сажая бобы, женщины приговаривали:

«Уродись, бобы,

И круты и велики.

На все дома,

На старых и малых.

Уродись, бобы,

Велики и круты,

В поле густы,

На столе вкусны».

13 июня. Еремей‑распрягальник

Именины: Евсевий, Евстафий, Роман, Философ, Харлампий, Христина.

Православный календарь: День апостола от семидесяти Ерма; мучеников Ермия, Философа.

Народные приметы: Сильная роса – к ясному дню. Нет росы вечером – жди на другой день дождя. Роса скоро высыхает – к дождю. Если капельки росы печатаются по листу, а висят на кончиках листа или травы – жди дождя. Чем обильнее роса ввечеру, тем на завтра – жарче.

Народные поверья и обычаи: Именно в этот день надо было покончить посев: «Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать», «Пришел севу край – коня распрягай». В конце посева крестьяне катались по росе: «И, опустив сетево, катаются пахари по росе, изымают надсаду великую, страдную».

14 июня. Устинов день

Именины: Агалит, Валериан, Денис, Пеон, Юстин (Устин), Харита.

Православный календарь: День мученика Иустина; преподобных Дионисия, игумена Глушицкого, Агапита Печерского.

Народные приметы: Красное утро на Устина – красный налив ржи. Пасмурное утро на Устина – к урожаю яри. Если скворец начинает обучать своих детей летанию, то надо сеять гречку. Если передние лапки у божьих коровок косматы – раннюю гречиху сей, средние лохматы – сей среднюю, а когда задние лохматы – сей позднюю гречиху.

Народные поверья и обычаи: Устинов день посвящали посеву гречки. В этот день запрещалось ставить забор (тын). Об этом дне говорили: «Мужик Устин между маем и июнем перегораживает», «На Устина не городи тына».

15 июня. Никифор‑вьюн зеленый

Именины: Андрей, Дмитрий, Константин, Мария, Иван, Никифор, Ульяна.

Православный календарь: День святителя Никифора, патриарха Константинопольского; мученика Иоанна Но во го; праведной Иулиании, княгини Вяземской, Новоторжской.

Народные приметы: Если на Никифора дождь, то будет много грибов. Сильные росы – к плодородию, а частые туманы – к урожаю грибов.

Народные поверья и обычаи: На Никифора из цветка‑вьюнка девушки сплетали венки, на счастье, на суженых своих – плели свою судьбу, свое будущее. Было поверье, «коли кто за тобой вьюном ходит, а тебе это не в радость, то на Никифора надо сорвать ветку ивы и воткнуть ее между своим следом и тем, нелюбым тебе».

16 июня. Лукьян‑ветренник

Именины: Афанасий, Ахилл, Денис, Дмитрий, Лукьян, Па вел, Павла (Полина), Феодосий, Юлиан.

Православный календарь: День мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мученицы Павлы; благоверного царевича Димитрия. День Святого Духа. Дух Святой озаряет светом истины, согревает благодатью, проникает в глубину сердца, очищает человека от всего нечистого.

Народные приметы: В этот день крестьяне судили об урожае по ветрам: ветер с полудня поднимется – яровое за рост примется; сиверок на Лукьяна – зальет рожь по осени дождями; ветер с востока – к наносным болезням. Дождь идет весь день – много грибов.

Народные поверья и обычаи: В этот день говорили: «На Лукьяна от хозяина пахнет ветром, а от хозяйки – дымом».

17 июня. Митрофанов день

Именины: Мария, Марфа, Митрофан, Северин, Северьян, Силан, Софья, Тит, Елизар, Зосима, Мефодий.

Православный календарь: День святителя Митрофана, патриарха Константинопольского; преподобного Зосимы.

Народные приметы: Ветер на Митрофана подует с гнилого угла – жди ненастья. Радуга на западе – к дождю, на востоке – к хорошей погоде.

Народные поверья и обычаи: На Митрофана окликали ветер, просили его пригнать дожди благодатные: «Ветер, он все скажет, но спрашивай, не торопи. Он пока до тебя долетел – семь рек выпил, семь воронов позади себя оставил, будто семь листьев, деревом оброненных».

С Митрофана сеяли гречиху в самое полнолуние, когда земляника в поле начинала краснеть. Примечали, что гречиха любит, чтобы ее сеяли в сухую и пыльную или песчаную землю, и боится морозов.

18 июня. Волхов‑дорофей

Именины: Игорь, Константин, Леонид, Марк, Федор, Ни ка нор, Аполлон, Арий, Ириний, Дорофей.

Православный календарь: День священномученика До ро фея, епископа Тирского; благоверного князя Феодора Ярославича Новгородского; блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Киевского; мучеников Леонида, Маркиана, Никандра, Георгия, Ипехерия, Селиния, Аполлона, Ария, Ириния и Памвона.

Народные приметы: Если погода теплая и ясная – зерно будет крупное. Если утром пчелы не летят в поле, а сидят по ульям и гудят – жди дождя.

Народные поверья и обычаи: На Дорофея начинался ранний сенокос. В этот день говорили: «День Волхва‑До ро фея – Утро вечера мудрее. Дорофей гадал по ветру и по воде. Он водил к лесному ключу, размыкал надсаду, утворял в душе веру». До ро фея просили сон дать, к солнцу – о загаданном сказать.

19 июня. Лавривон

Именины: Виссарион, Илларион, Георгий, Иона, Су сан на, Фекла, Фотий.

Православный календарь: День преподобных Виссариона, чудотворца Египетского; Илариона Нового; святителя Ионы, епископа Великопермского; преподобного Паисия Угличского; первомучениц дев Архелаи, Феклы, Сосанны.

Народные приметы: Если утром слышен гром, то к вечеру он принесет дождь. Глухой гром – на тихий дождь, гром звонкий – на ливень.

Народные поверья и обычаи: В этот день крестьяне начинали прополку: «Сорняк в поле оставишь – урожай удавишь», «Осот да лебеда – для посевов беда», «На Лавривона с поля сорняки тяни».

Перед прополкой смотрели на луну: если на ущербе месяц стоит, то можно полоть, а на полную луну полоть бесполезно – сорняки скоро опять взойдут.

20 июня. Федот‑урожайник

Именины: Антон, Антонин, Артемон, Зинаида, Иван, Валерия, Калерия, Кириакия, Мавр, Маркелл, Прискилла, Себастьян, Сусанна, Тарас, Лукиана, Мария, Федот, Богдан.

Православный календарь: День мученика Феодота Анкирского; священномученика Маркеллина, папы Римского; мучениц Валерии, Кириакии, Марии.

Народные приметы: Темнеют солнца лучи – жди сильной грозы. В радуге больше красного цвета – к ветру.

Народные поверья и обычаи: Заботы о хлебной ниве не оставляли крестьянина. В этот день молились святому Феодоту Анкирскому о хорошем урожае: «Федот тепло дает – в рожь золото ведет», «Дождь на Федота – к тощему наливу».

21 июня. Федор Стратилат‑колодезник

Именины: Василий, Константин, Кондрат, Федор, Федот, Ефрем, Зосима, Маркиан, Мелания, Никандр, Павел, Фео до сия, Александр, Ананий, Кир, Кирилл, Магдалина, Мария, Марфа, Фекла.

Православный календарь: День мученика Феодора Стратилата; благоверных князей Василия и Константина Ярославских; святителя Феодора, епископа Суздальского.

Народные приметы: «Стратилат грозами богат». В день Федора Стратилата крестьяне внимательно наблюдали за погодой. Гремит поутру в этот день раскатистый гром – не к добру: с сеном не уберется мужик вовремя, дождик‑«сеногной» все погноит, если не поспеешь с уборкой.

Женщины судили о будущем урожае по росам. Болшие стратилатовы росы – к хорошим льнам и к богатой конопле. Если на Стратилата большие росы, то лето, будь хоть сухота, даст урожай хороший. Росы с Федора – к урожаю льна и конопли.

Народные поверья и обычаи: На Руси Федор был известен под именем «колодезника». Крестьяне говорили: «На Федора Стратилата колодцы рой. Будет вода в них и чиста и пьяна, и от всякого лихого глаза на пользу!» Чтобы правильно определить место нахождения подземного родника, накануне дня Федора Стратилата, вечером, на заранее присмотренное место для рытья колодцев приносили «наговоренную» сковороду и оставляли ее на ночь. На следующее утро выходили из дома до восхода солнца и с первыми его лучами поднимали сковороду и внимательно осматривали ее. Поверхность, покрытая влагой, означала, что место выбрано правильно и можно, благословясь, приниматься за работу. Если сковорода оказывалась сухой, без признаков воды, то в этом случае делали вывод: водной жилы здесь нет. Дождь, прошедший в ночь на Стратилата и замочивший «наговоренные» сковороды, поставленные с целью определения места для колодцев, лишал, по поверью, нынешний урожай спорины.

Перед тем, как копать колодец, читали молитву, чтобы колодец не заиливался и в нем всегда была чистая вода.

Молитва перед выкапыванием колодца.

«В пустыне Ты, Господи, напоил, жаждущим воду даровал. Омыл и дал испить и утолить жажду. Благослови место для колодца, студенец сей дай нам на здравие. Даруй нам воду на сем месте – сладку и вкусну и не во вред нам. Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Толока «Навозница»

С Федорова дня всей деревней, сообща, вывозили навоз на поля. Каждый хозяин созывал своих родственников и соседей, прося их о помощи в работе. Собравшись вместе, крестьяне сначала помогали одной семье, затем другой и так далее; очередность работы на полях устанавливалась заранее. Такая совместная работа называлась «помочи» или «толока», она могла длиться от одного до нескольких дней. В ней участвовали и «стар и мал», каждому определялась своя работа. На толоку собирались как на праздник, работа сопровождалась веселым молодежным гуляньем с непременным обливанием водой и трапезой, устраиваемой хозяином. Угощали на толоках кашей из ячневой крупы, заправленной толченой картошкой и постным маслом, сырницей и овсяным киселем – «журом». Кашу по обычаю женщины выкрадывали со стола и уносили в рожь, припевая:

«Ради, Боже, жита, большого, густого,

Чтоб наша хозяйка у стоечку жала,

Серединку ни гбала».

В поле сплетали венок и украшали им горшок с кашей. После возвращения в деревню хозяева должны были выкупить у женщин это блюдо. Во время работы в поле, по дороге в деревню, за столом, в момент чествования хозяев пели песни, которые называли «толочными»:

«Наш барашечка черненький, черненький.

Он на столику копища, копища.

Нам горилочки хочется, хочется.

Мы барашечку мыть будем, мыть будем.

Мы горилочку пить будем, пить будем.

Мы барашечку вымыли, вымыли.

Мы горилочку выпили, выпили».

22 июня. Кирилл‑солнцеворот

Именины: Александр, Кирилл, Марфа, Мария, Фекла.

Православный календарь: День святителя Кирилла, архиепископа Александрийского; преподобного Александра, игумена Куштского; мучениц Феклы, Марфы, Марии.

Народные приметы: Если земляника красна, то сеять овес напрасно. Много ягод – к холодной зиме.

Народные поверья и обычаи: Об этом дне говорили: «На Кирилу – конец весне, почин лету». По народному поверью на Кирилла отдает солнышко земле всю силу. Наступает астрономическое начало лета, день летнего солнцестояния. Поспевает земляника. На Кирилла косили и сушили сено.

23 июня. Тимофей Знаменный

Именины: Александр, Алексей, Антонина, Василий, Вас си ан, Иван, Никон, Сильван, Тимофей, Феофан.

Православный календарь: День мучеников Александра и Антонины девы; святителей Иоанна, митрополита Тобольского, Василия, епископа Рязанского; священномученика Тимофея, епископа Прусского.

Народные приметы: В день Тимофея примечали знамения: стонет мать‑сыра земля – к пожару; несметные стада мышей – к голодному году; волчьи стаи в полях – к падению скота; тучи воронья – к мору; если привидится, что по полю огонь бежит – к засухе.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью, Тимофей Знаменный распускает всякие призраки. Эти призраки гонят вороньи стаи к деревне. От этого на душе у человека становится тревожно. Многие в этот день видели призраков. Особенно опасно в этот день увидеть комету («огненного змея») – это предвещало большую беду. Особенно крестьяне боялись пожара на хлебной ниве.

Огненный змей.

Огненный змей, Огняник, в славянской мифологии – воплощение стихии огня. Змей Огненный Волк, крылатый дракон южных славян, жил на скалах, порой в пещерах, а иногда прямо на облаке. Тело изрыгающего огонь змея было покрыто блестящей, отливающей всеми цветами радуги чешуей. Пламя отражалось в ней, и полет дракона выглядел как наводящая ужас багровая змеистая молния. На землю чудовище опускалось с шумом и громом, рассыпаясь сверкающими искрами. В мифах древнеславянской традиции Огненный змей вступает в брак (или овладевает силой) с женщиной, после чего рождалось существо змеиной породы, которое затем побеждало в поединке отца.

Предания славян приписывают летающему змею богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, несметные сокровища, которые он приносит в дом, куда летит. О зажиточном крестьянине они говорили, что «ему змей деньги носит».

24 июня. День Варфоломея

Именины: Ефрем, Варфоломей, Варнава, Мария.

Православный календарь: День святителей апостолов Варфоломея и Варнавы; преподобных Варвавы Ветлужского, Ефрема Новоторжского. Начинается Петров пост в честь апостолов Петра и Павла. Этот пост не строгий – кроме среды и пятницы разрешается рыба. Пост длится до 12 июля – дня апостолов Петра и Павла.

Народные приметы: Если во время грозы долго слышатся раскаты грома, то жди затяжного ненастья.

Народные поверья и обычаи: В этот день запрещалось рвать какую‑либо траву, чтобы не привести в дом нечистую силу. В день Варфоломея, по народному поверью, «сходится сила неведомая, по травам катается в полдень. Делит между собой уделы: кому во сенях хомуты да вожжи спутывать, кому травы ядовитым жаром полнить, кому во колодце ребеночком рыдать, род людской пугать».

25 июня. Петр‑поворотник

Именины: Андрей, Анна, Арсений, Иван, Пафнутий, Петр, Степан, Тимофей, Феофил, Юлиан.

Православный календарь: День преподобных Онуфрия Великого, Петра Афонского; благоверной великой княгини Анны Кашинской.

Народные приметы: С Петра Афонского солнце на зиму, а лето на жару. Если в Петров день красное лето – зеленый покос, а если дождь – покос мокрый.

Народные поверья и обычаи: Этот день в народном календаре отмечен началом прополки хлебов и «запоздалым капустником» – последним посевом огурцов и поздней гречихи, посадкой рассады капусты.

26 июня. Акулина‑задери хвосты, гречишница

Именины: Акулина, Анна, Антонина, Андроник, Савва, Яков.

Православный календарь: День мученицы Акулины; святителя Трифиллия, епископа Левкусии Кипрской; преподобных Андроника, Саввы Московских, Анны и сына ее Иоанна, мученицы Антонины.

Народные приметы: С Акулины и до половины июля скот от жары и овода бесится.

Народные поверья и обычаи: Предполагалось, что с Акулины‑гречишницы начинается лето, поскольку именно с этого дня появлялись оводы и комары. В народе говорили: «Пой дешь лесом – комары взбесят». Более всего от насекомых страдали домашние животные. Коровы, спасаясь от мух, комаров, слепней, убегали из стада и, возвращаясь обратно в поселения, прятались под навесами крыш, в тени, обмахивались хвостами. Отсюда название дня – Акулина‑задери хвосты.

«Праздник каш».

По народному поверью, Акулина покровительствовала одной из распространенных в России зерновых культур – гречихе: «Сей гречиху или за неделю до Акулины, или спустя неделю после Акулины». В день Акулины пучками этого растения, сорванного в полях, украшали в домах иконы. Крес тья не обращались к святой с мольбами, прося об урожае гречихи, а чтобы «гречи были хороши», старались в этот день не работать. Говорили: «А кто будет сажать огурцы в этот день, пусть не ждет сочных, зеленых».

На Акулину‑гречишницу из гречи было принято готовить мирскую кашу из прошлогодней крупы для нищих, странников и калек. Этот день называли праздником каш. После угощения по традиции благодарили хозяев: «Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом – на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди, Боже, вам, православным, гречи без счету! Без хлеба, да без каши – ни во что труды наши».

Каша гречневая из поджаренной крупы.

2 стакана гречневой крупы (ядрицы), 3 стакана воды, 100–150 г сливочного масла, соль.

На сковороду положить 50 г масла, растопить его, всыпать перебранную гречневую крупу, поставить на слабый огонь и жарить, часто помешивая, пока крупа не подрумянится. Поджаренную крупу всыпать в кипящую подсоленную воду и варить, изредка помешивая, до загустения. Затем плотно накрытый горшок с кашей и поставить для упревания в теплое место на 1–1,5 часа. При подаче на стол положить сливочное масло.

27 июня. День Елисея

Именины: Георгий (Егор, Юрий), Елисей, Мефодий, Нифонт, Иулитта, Мстислав.

Православный календарь: День пророка Елисея; святителя Мефодия, партиарха Константинопольского; благоверного князя Мстислава Новгородского.

Народные приметы: Если ветер с северо‑запада – погода ухудшится (к дождю‑ненастью), ветер с востока – к поветрию (к болезням).

Народные поверья и обычаи: На Елисея заклинали крапиву, если давно не было дождя. Жгучую траву секли, «избывали» из нее влагу. По народному поверью, «ожжет крапива небесную высь, и та – отступит, даст волю дождям».

В этот день освящали всякую новую одежду, чтобы она не принесла несчастья своему хозяину. По народному поверью всякая вещь несет в себе силу того, кто ее сшил, продал, носил. Чтобы заменить чужую силу вещи своей собственной, перед тем как надеть в первый раз, ее необходимо освятить. На Елисея освящают все то, что купили после Нового года и надевали не более трех раз, а также те вещи, в которых человек чувствует себя неуютно. То же касалось и вещей, бывших в употреблении.

28 июня. День Фита. Амос

Именины: Августин, Амос, Григорий, Георгий, Иероним, Иона, Ефрем, Касьян, Лазарь, Михаил, Модест, Наркисса, Семен, Степан, Федор.

Православный календарь: День пророка Амоса; мучеников Вита, Модеста и Крискентии; святителя Ионы, митрополита Московского; преподобных Григория и Кассиана Авнежских; блаженных Иеронима Стридонского, Августина.

Народные приметы: Пришел Амос – пошел в рост и овес. Дождь на Фита – плохо для жита.

Народные поверья и обычаи: На Фита охраняли скотину от сочной зелени: «Вздует Пеструху, отъевшуюся на хлебном поле, и уж после на ноги скотину не поднять». Святому Модесту молились на случай падежа скота.

Молитва святому Модесту о защите от падежа скота.

«Великими добродетелями, милосердием и незлобием просияв, благодати от Господа сподобился ты, святой Модест, и не только людей от болезни исцелял, но и животных. У некоторого иерусалимянина, много скота имевшего, воскресил ты погибших животных. Услышав же нас, притекающих к тебе, и, ускоряя ныне прийти на помощь, избавь от болезни и падежа скот наш, исцели его и здравым сделай, чтобы, видя его благополучным, возблагодарили мы Бога, милостивого ко всем своим созданиям, и посылающего нам всяческие блага. Аминь».

29 июня. Тихон‑утешитель

Именины: Алексина, Никифор, Тигрий, Тихон.

Православный календарь: День святителя Тихона, епископа Амафунтского; преподобного Тихона Медынского, Калужского.

Народные приметы: На Тихона солнце идет тише, и птица в этот день не поет. На Тихона певчие птицы замолкают (соловей поет до Петрова дня – 12 июля).

Народные поверья и обычаи: В этот день устраивали пир для работников, которые унавоживали поля. «Где лишняя навоза колыжка, там лишняя хлеба коврижка». «Дай земле навоз, а коням – овес». К святому Тихону на Руси обращались за помощью при зубной боли.

Молитва святому Тихону об избавлении от зубной боли.

«Святый Тихон, утиши, Господи, болезни и вся недуги зубные, молитвами Богородицы и всех святых Ангел и Архангел, и святых Апостол, и мученик, и всех святых отец ради молитвами укроти недуги у раба Божьего (имя), яко ты еси сам Бог и Владыка всех, Христе Боже наш и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

30 июня. Мануил‑солнцестой

Именины: Ананий, Аэтий, Иосиф, Исаакий, Кирилл, Климент, Савелий, Никифор, Измаил, Мануил, Дарья.

Православный календарь: День мучеников Мануила, Савела, Исмаила.

Народные приметы: Если на Мануила частые зарницы, то будет хороший урожай.

Народные поверья и обычаи: В этот день солнце «застаивается», медлит в зените. Начинается бурный рост растительности. По омутам распускаются белые кувшинки. По народному поверью, «в полдень на макушке лета, если заплести в круг березы ветки, не молоденькие, а крепкие, вызимовавшие, то через этот круг, встав у речной низины, можно увидеть любимых, затерянных в дальней дали, о которых сердца тоскуют». Считалось, что в этот день можно мысленно укрыть их травами, осенить рукой.

Материал создан: 14.08.2014



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru