Я русский

что значит быть русским человеком

Я русский

Месяцеслов на март

1 марта. Ярилин день

Именины: Даниил, Валент, Еремей, Никон, Илья, Павел, Памфил, Порфирий, Самуил, Юлиан.

Православный календарь: День памяти мучеников Памфила пресвитера, Порфирия, Валента, Павла и других.

Народные приметы: Если с первых дней весна разгульна, не застенчива – обманет, верить нечего. Облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

Народные обычаи: В средневековой Руси в этот день встречали Новый год, и традиция не работать 1 марта сохранялась до XIX века. Начинался март Ярилиными днями. Ярило – языческий бог солнца древних славян. От Ярилы земля нагревалась – «ярилась». К богу плодородия тянулось все живое набраться сил, окрепнуть, дать рост.

В этот день говорили: «Ярило – с вилами». Это значит, что Ярило вздевал зиму на свои вилы – солнечные лучи – и начинал ее прогонять. Пора начинать крестьянские работы. В народе говорили: «Поднялся Ярило, берись, мужик, за вилы».

Ярило был не только богом солнца, но и богом плодородия, а потому беременные женщины в этот день старались погреться на солнышке, чтобы получить силы выносить ребенка и чтобы он был крепким духом. Рано утром они взбирались на горку и глядели на восходящее солнце. А бабки‑повитухи топили в доме полуденный снег, умывались талой водой и руки мыли, чтобы чистыми принять ребенка.

Если за ночь выпал снег, матери посылали ребятишек размести дорожку к колодцу да мостки на пруду и реке. Верили, что это счастье в дом принесет, а детям здоровье даст.

По народному поверью, в этот день Ярило «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру‑Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище – на Ярилину росу. Мужчины и женщины катались по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. В этот день пасли скот до тех пор, пока роса спадет.

Обряд «Отмыкание земли. Зарод».

Перед выгоном скотины хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или желто‑зеленый цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили «бяшками» – особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой.

Крестьяне просили Ярилу – покровителя пастухов, охранителя домашнего скота и волчьего пастыря – оберечь скот от всякого хищного зверя. Рано утром молодежь обходила все дворы с приговором:

«Ты спаси скотинушку,

Нашу сиротинушку,

Всю животинушку,

В поле, да за полем,

В лесе, да за лесом,

В лесу за горами,

За широкими долами,

Дай ты скотине траву да воду,

А злому медведю пень да колоду!»

Пастух гудел в рожок, оповещая народ о начале обряда «обхода», после чего, взяв в руки решето, трижды обходил стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть).

Крестьяне верили, что после правильно проведенного обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала «от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего». После чего волшебный круг замыкался железным замком.

На Ярилу запахивали пашню, говорили: «На Ярилу выезжает и ленивая соха». Вечер заканчивался всеобщим гулянием.

С этого дня начинались девичьи Ярилины хороводы, весенние свадьбы.

2 марта. Федор Тиран (Тирон)

Именины: Гермоген (Ермоген), Карл, Маркиан, Мина, Роман, Мариамна (Марианна), Федор, Феодосий.

Православный календарь: День велимученика Феодора Тирона; священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца; праведной Мариамны.

Народные приметы: Какая погода в этот день, такому и лету быть. Если в этот день туман, то будет дождливое лето. Если много сосулек – к урожаю овощей. На Федора ворона начинает строить гнездо.

Народные поверья и обычаи: В этот день великомученнику Феодору молились об отыскании украденных вещей и пропавших людей.

3 марта. Ярило с птицей овсянкой, овсянка

Именины: Апфия, Агриппа, Василий, Евгений, Виктор, Дорофей, Кузьма, Лев, Макарий, Никита, Феодот, Феодор, Филофея.

Православный календарь: День апостолов от семидесяти Архиппа и Филимона и мученицы равноапостольной Апфии; преподобного Феодора Санаксарского; мучеников Максима, Феодота, Исихия; мученицы Асклипиодоты; преподобных Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских; праведного Равулы; преподобных Досифея, Конона, игумена Пентуклийского, Палестинского; мученицы Филофеи Афинской; мученика Никиты Нового.

Народные приметы: Если день выдастся сухой, то урожай будет хороший. Если у сосульки нет в середине пустоты, то налив хлебов будет полным и богатым.

Народные поверья и обычаи: Примечали, что в этот день можно увидеть вылет бабочек‑крапивниц. Почитали вестницу скорого тепла – птичку‑овсянку. Отсюда и название дня в народном календаре.

4 марта. Филя вешний, Федот

Именины: Архип, Евгений, Казимир, Макар, Максим, Никита, Федот, Филимон, Григорий, Богдан, Апфия.

Православный календарь: День апостолов от семидесяти Архиппа и Филимона, мученицы равноапостольной Апфии.

Народные приметы: Если на Филимона снежный занос, то трава будет поздняя. Если снежок задулинами, то будет урожай на огорожанину и ярицу. Чайка пролетела – скоро лед пойдет. Если в этот день в лесу встретить белого зайца – снег обязательно выпадет еще.

Народные поверья и обычаи: Исстари на Руси ведется предание, что в этот день не следует смотреть на падающие звезды, так как это худая примета. Примечали, если кто заболел в этот день, то долго проболеет.

5 марта. Лев‑катальщик

Именины: Корнилий, Лев, Агафон, Исидор.

Православный календарь: День преподобного Льва, епископа Катанского; преподобномученика Корнилия ПсковоПечерского.

Народные приметы: Если в этот день курочка водички у порожка напьется, то быть весне дружной и теплой. Поверхность снега шершавая – к урожаю, гладкая – к неурожаю.

Народные поверья и обычаи: Лев Катанский славился доб ротой и милосердием, христианской любовью к нищим и странникам. Имел дар врачевания и чудотворения.

На Руси в этот день традиционно пекли обрядовое печенье кокурки (круглые колобки на коровьем масле). Крестьяне старались взять у кузнеца огонь из горна. Если это удавалось, то несли его в поле. Согласно народному поверью, считалось, что в этот день добытый тайно огонь закреплял союз земли, сохи и бороны, грел будущие всходы, отгонял от нивы скудость и сулил добрый урожай.

В день памяти преподобного Корнилия Псково‑Печерского следует беречься простуд и прочих болезней, ибо, по народным поверьям, хворь, прицепившаяся в этот день, может привести к самым печальным последствиям.

6 марта. Тимофей‑весновей

Именины: Георгий, Тимофей, Иван, Захар.

Православный календарь: День преподобного Тимофея в Символех, святителей Евстафия, архиепископа Антиохийского, Георгия, епископа Амстридского.

Народные приметы: На Тимофея‑весновея тепло веет – стариков греет. Если первый гром грянет при северном ветре – к холодной весне, при восточном – к сухой и теплой, при южном – к теплой.

Народные поверья и обычаи: Об этом дне говорили: «Весновей, вестник теплых дней», «Дожить до Весновея, а там зима не страшна». Начинается сокодвижение в кленах и березах.

7 марта. Маврикий

Именины: Анфиса, Афанасий, Вавила, Маврикий, Тит, Филипп, Федор, Фотий.

Православный календарь: День мученика Маврикия Апамейского и 70 воинов; преподобного Афанасия исповедника.

Народные приметы: Если день сухой и холодный, то осень будет сухая и теплая. Ранний прилет грачей и ласточек – к ранней весне.

Народные поверья и обычаи: В этот день ели «черную уху». Для ее приготовления крестьяне варили рыбу в огуречном рассоле с примесью разных пряностей и кореньев.

Разделение ухи на «черную», «красную» и «белую» идет от применения как разных видов рыбы, так и пряностей, которые в уху добавляются. Красной, например, называли как уху, приготовленную из лососевой рыбы, так и ту, в которую добавляли дорогой шафран. Черная уха готовится из сорной рыбы (голавля, красноперки, карася, леща, пескаря, уклейки, плотвы), как правило – остающейся после выбора из сети ценных видов, в местах, где рыбные запасы не столь велики. Белая уха – приготовленная из «белой» рыбы – судака, сига.

Черная уха.

400 г рыбы, 0,5 л огуречного рассола, 200 г картофеля, репчатый лук, морковь, сельдерей, перец, лавровый лист, соль.

В кипящую воду опустить рыбную мелочь: хорошо промытых свежих окуней, ершей. Сварить бульон, процедить. В бульон добавить огуречный рассол, положить очищенные и нарезанные кубиками морковь, картофель, репчатый лук, перец, сельдерей, дать закипеть, добавить куски крупной очищенной рыбы. За 10 минут до готовности положить перец‑горошек, лавровый лист, соль по вкусу.

8 марта. Кислые девки. Поликарп

Именины: Александр, Антонин, Демьян, Иван, Климент, Кузьма, Лазарь, Поликарп, Фея.

Православный календарь: День священномученика По ли кар па, епископа Смирнского; преподобного Поликарпа Брянского; преподобных Иоанна и иных, пустынников Сирийских; память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.

Преподобный – название святого из монашествующих, стяжавшего высшее нравственное достоинство своими подвигами и святостью жизни.

Преподобномученик – название преподобного, подвергшегося мученичеству за Христа.

Народные приметы: С 8 по 15 марта не исключено возвращение холодов: «Март месяц любит куролесить, морозом гордится и на нос садится». Сорока под стреху лезет – к вьюге.

Народные поверья и обычаи: В этот день, теперь Женский праздник, на Руси девки «кисли», и в том не было ничего удивительного: если до Масленицы свадьбу не сыграли, то теперь ждать им было нужно до лета. Однако и «закисшие девки» не падали духом, заводили посиделки, на которых «заговаривали» женихов.

Посиделки.

«Кислые девки» заводили опару, ставили ее в печь и, когда она начинала киснуть, брали наперсток, черпали им трижды жидкое тесто и выпивали с приговором: «Как тесто ложится у сердца на месте, так и мысли о рабе Божией (имярек) ложились бы у ретива сердца раба Божия (имя)». Они ждали появления молодого месяца и, увидев его, вертелись на правой пятке, приговаривая: «Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя». А еще незаметно ото всех вметали сор с улицы в избу и заметали его в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая: «Гоню я в избу свою молодцов, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов».

«Кислые девки» собирались в один дом со своими пирогами и устраивали посиделки. А после посиделок выходили за ворота, набирали в подол сарафана снега, пололи его – перебирали и бросали на землю, – приговаривая: «Полю, полю просо на девичью косу; где мой женишок, там, собачка, взвой, голосок отдай».

В этот же день определяли, как быстро снег сойдет. Счи та лось, что если соломина, положенная на поверхность снега, сквозь сугроб проваливалась, то через месяц снег должен был сойти.

Особые приметы были в этот день о сороках. Говорили: «С этого дня сорока гостей не прочит, вперед свахи к дому не летит», «Сорока в лесу за гнездо принялась», «Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками». «Со ро ка скачет на доме больного – к выздоровлению», «Сорока стрекочет – либо к гостям, либо к вестям».

Надо сказать, что сороку на Руси не особенно жаловали – как, впрочем, и ворона, сову и филина. Считалось, что если сорока прокричит на крыше дома, то быть в доме покойнику.

В Москве существовала легенда о сороке, будто бы предавшей боярина Кучку. Известно, что Москва основана на месте убиения Кучки, и когда он, желая спрятаться от преследователей, спрятался под кустом, сорока своим стрекотанием выдала его. С тех пор сороки навсегда изгнаны из Москвы.

По народному поверью, Марина Мнишек, жена самозванца Димитрия, была ведьмой, и когда ее убили, она будто бы перекинулась сорокой и улетела в окно своего терема. За это и прокляты все сороки. Хотя существует и другая версия проклятия сорок – якобы их проклял один набожный старец за то, что одна из представительниц этого племени пернатых унесла последний кусок его сыра.

9 марта. День обретения

Именины: Иван, Илларион, Эразм.

Православный календарь: День святителя Тарасия, патриарха Константинопольского; преподобного Еразма Печерского; священномученика Александра, мученицы Мстиславы; священномученика Ригина, преподобного Пафнутия Кефаласа; мучеников Антония, Евгения; блаженного Феодора, Христа ради юродивого; празднование первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи.

Народные приметы: Прилет птиц – к хорошему урожаю хлеба. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне домов – к холодному лету. Если дятел стучит, поздней будет весна. Если подул теплый ветер, то лето будет мокрое и теплое. День Обретения по снегу – и апрель по снегу. Рога луны яркие и крутые – к морозу.

Народные поверья и обычаи: Этот день в народе связан с поведением птиц: «В день Обретения птица завивает гнездо», «На Обретение – пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками», «Птичье потенье – гнезд обретенье».

10 марта. Тарас‑кумашник, Тарасий бессонный

Именины: Антон, Евгений, Пафнутий, Тарас, Федор.

Православный календарь: День святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского.

Народные приметы: Если на Тарасия погоже, то лето будет пригоже. Тарас на проталины горазд. Гром на Тараса пред вещает холод.

Народные поверья и обычаи: В старину говорили: на Тараса‑кумашника рано ложиться спать (или днем) опасно – можно кумаху наспать.

Кумаха.

Кумаха – нечистая сила, не сулит она добра. Это существо со сморщенной мордочкой, обитающее за печкой подобно домовому. Оно невидимо и приносит несчастье: скотина хиреет, урожай гибнет, добро пропадает и в семье неладно. Начнет человека среди дня крутить, ввечеру ноги ломить.

11 марта. Порфирий поздний

Именины: Иван, Николай, Порфирий, Себастьян, Тереза.

Православный календарь: День святителя Порфирия, архиепископа Газского; мученика Севастиана.

Народные приметы: Если на Порфирия дождь, то быть доброму лету. И наоборот – если к этому дню все птицы уже прилетели с юга, жди хороший урожай хлебов.

Народные поверья и обычаи: Считается, что в час невзгод людям, родившимся 11 марта на Порфирия, надо найти липу, прикоснуться к ней, обнять ствол руками, прислониться спиной, попросить у нее помощи. После этого они снова обретут душевное спокойствие.

12 марта. Прокоп Перезимний

Именины: Макар, Маркиан, Степан, Тимофей, Прокопий, Тит, Юлиан, Яков.

Православный календарь: День преподобного Прокопия Декаполита; преподобного Тита Печерского.

Народные приметы: Если верба распускается сначала на макушке – будет посев хороший, сеять пораньше нужно. Если на макушке не распускается – второй посев будет хорошим. Появление подснежников призывает к началу пахоты. Если овцы стукаются лбами – к сильному ветру.

Народные поверья и обычаи: В этот день уже наступала настоящая весна: «У воды нос остер – пробивается всюду». Начинает портиться санный путь, колея под копытами проступается. Говорили: «Прокоп Зимний (25 ноября) дорогу прокопает, а Прокоп Перезимний дорогу рушит». Прежде чем выезжать со двора, крестьяне «слушали» дорогу – надежна ли? Точно так же прислушивались и к капели. Если капель была большая и шумная, то крестьяне опасались трогаться в долгий путь.

Зато при хорошей капели охотники в лес на зайцев собирались. Существовали охотничьи приметы: «Заяц дорогу перебежал – неудача стрелку». «Когда собака перебежит дорогу, то беды нет, но и большого успеха в лесу не будет».

13 марта. Василий Теплый, капельник. Дроворуб

Именины: Василий, Кира, Кассиан, Киприан, Марина, Мелетий, Нестор, Николай, Нифонт, Вениамин, Иван, Кась ян, Лев.

Православный календарь: День преподобного Василия исповедника; преподобного Кассиана Римлянина; преподобных Марины и Киры.

Народные приметы: Обычно в этот день бывает оттепель. С крыш начинает капать, днем солнце заметно пригревает. Если дождь, быть лету доброму. На Василия Теплого солнце в кругах – к урожаю. Длинные сосульки – долгий лен.

Народные поверья и обычаи: В этот день на Руси начинали рубку дров для лесосплава.

14 марта. Евдокия Плющиха

Именины: Антонина, Антон, Агап, Евдокия, Маркелл, Мар тирий, Матильда, Нестор, Никифор, Сильвестр.

Православный календарь: День преподобномученицы Евдокии; мученицы Антонины; преподобного Мартирия Зеленецкого.

Народные приметы: День 14 марта всегда считался «твердым» летоуказателем: каков день, таково и лето. Если на Плющиху ясно – год прекрасный, если пасмурно – год плохой. Откуда ветер на Евдокию подует, оттуда и весна придет.

Новичок (народившийся месяц) под Евдокию с дождем – быть лету мокрому. Нередко в этот день бывает как бы возврат зимы. На Евдокию холодно – скот кормить лишние две недели. С Евдокии начинаются первые оттепели: «Евдокия снег настом плющит – оттого Плющихой зовется», «Евдокия красна – и весна красна». Если на Евдокию курочка воды напьется, то на Егорьев день (6 мая) овечка травы наестся.

Народные поверья и обычаи: В старину народ называл Евдокию весенницей. По народному поверью, Евдокия заведовала у Бога весною. У нее хранились ключи от весенних вод: захочет «весенница» – рано пустит воду, не захочет или прогневается – задержит, а то и морозы напустит. Оттого раньше крестьяне боялись святой Евдокии и в этот день никогда не работали.

Праздник «Евдокия Плющиха».

Отмечался этот праздник весело и торжественно. В этот день встречают весну и поют: «Весна красна, что ты нам принесла? – Красное летечко?» Увидевшие в этот день ласточку, бросают в нее горсть земли, говоря: «На тебе, ласточка, на гнездо!»

Этот день считали «бабьим праздником», в который женщины‑хозяйки, у которых были овцы, заказывали перед иконой Евдокии молебны, желая заручиться поддержкой и покровительством святой. Некоторые хозяйки на Евдокию гадали о весенней погоде. В бутылку с водой ставили веточку березы и смотрели, сколько дней ветка будет стоять без листьев, столько и недель надо ждать до первого выгона скота на пастбище.

Повсеместно этот праздник был известен под названием «Евдокия Плющиха» потому, что к этому времени под воздействием первого весеннего тепла снег начинает подтаивать, оседать, сплющиваться. Таяние снега дало повод и к таким народным названиям праздника, как «Евдокия‑каплюжница», «Подмочи подол». Чтобы приблизить наступление весны, в этот день женщины и дети начинали кликать весну. Они забирались на пригорки или крыши домов и пели заклички. В некоторых местах крестьяне из леса приносили сучья и топили жарко печи, «чтобы весна была теплой». А кое‑где на Русском Севере, чтобы ускорить ледоход, связываемый с наступлением тепла, воду из колодцев носили ведрами в реку.

Крестьяне верили, что снег, собранный на Евдокию, обладает особой целительной силой, его сохраняли в кувшинах, спрятанных от чужого глаза, и целый год давали больным от всяких болезней. Детей умывали талой водой, чтоб росли крепкими. Талой водой кропили стены, чтобы они «дышали». В этот день ели коливо – вареные хлебные зерна с медом и сушеными плодами, или рис с изюмом.

Обрядовое блюдо «Коливо».

2 стакана ячневой крупы, 3 л воды, 1 стакан молока, 2–3 столовые ложки меда, 2–3 столовые ложки клюквенного или смородинового варенья, неполный стакан мака.

Крупу промыть, отварить в воде на умеренном огне, снимая все время пену. Как только крупа начнет выделять слизь, лишнюю воду слить, а кашу переложить в другую посуду, добавить молоко и варить до мягкости крупы и загустения, все время помешивая.

Отдельно подготовить мак: залить его крутым кипятком, дать распариться, оставив на 5 минут. Затем воду слить, мак промыть, вновь залить крутым кипятком и сразу же слить его, как только начнут появляться капельки жира на поверхности воды. Распаренный мак перетереть, добавляя по половине чайной ложечки кипятка к каждой столовой ложке мака.

Подготовленный мак смешать с загустевшей, размягченной ячневой кашей, добавив мед, прогреть на слабом огне 5–7 минут, непрерывно помешивая, снять с огня и заправить вареньем.

Первые признаки весны напоминали о необходимости готовиться к весенним полевым работам, поэтому об этом дне говорили: «Пришли Евдокеи, мужику (старику) затеи: соху точить, борону чинить». В этот день также заканчивались сроки зимних наймов на работу, и начинались наймы весенние, договаривались «с Евдокии до Егория», «с Евдокии до Петрова дня». Во многих местах с Евдокии деревенские женщины начинали белить холсты, объясняя это тем, что в этот день «все подземные ключи закипают» и способствуют работе.

Обычно в этот день сеяли капусту. Считалось, что посеянная на Евдокию рассада не может пострадать от мороза.

15 марта. Федот‑ветронос

Именины: Арсений, Богдан, Василий, Иосиф, Луиза, Савва, Федот, Агафон.

Православный календарь: День священномученика Феодота, епископа Киринейского; святителя Арсения, епископа Тверского; святого мученика Феодора Тирона. День отречения от престола Государя Императора Николая II.

Народные приметы: Каков день, таково и лето: подул теплый ветер – будет лето теплое и мокрое, если же снег, мороз и ветер с севера – лето будет холодное, а если пойдет дождь – все лето дождливое. На Федота мороз – все сено снесешь (так как долго не будет травы). Федот злой – не быть с травой. На Федота занос (ветер, метель) – долго травы не будет. Ожидается последняя оттепель.

Народные поверья и обычаи: Про этот день говорили: «Федот‑ветронос – везде сует свой нос, задирает курам хвост», «На Федота ветра, метели – бабам затеи», «Евдокия (14 марта) Федота не спросила, весну снарядила». Если вместо оттепели будет мороз, то говорят: «Федот, да не тот».

16 марта. Василиск‑Евтропий

Именины: Евтропий, Клеоник (Клеоний), Василиск, Бенедикта, Зенон, Себастьян.

Православный календарь: День мучеников Евтропия, Клеония, Василиска.

Народные приметы: Василиск‑Евтропий снег топит. Если гроза случится, то год плодородным будет. Если снег тает вокруг дерева, образуя круги с крутыми краями – весна будет крутая, а круги с пологими краями – весна будет затяжная.

Народные поверья и обычаи: В этот день в старину крестьяне обходили поле крест‑накрест. Это было своеобразное напоминание солнцу, что отдыхать сейчас недосуг, надо «вести влагу, снежицей поле поить».

По народному поверью, если, услышав первый гром, подпереть спиной дерево или деревянную стенку, – весь год спина болеть не будет, а если выбежишь из дому за первым весенним громом, то непременно в этом году разбогатеешь.

17 марта. Герасим‑грачевник

Именины: Вячеслав, Василий, Даниил, Гертруда, Герасим, Григорий, Кондратий, Павел, Ульяна, Юрий, Яков.

Православный календарь: День преподобных Герасима, иже на Иордане; Герасима Вологодского, благоверных князей Василия (Василько) Ростовского, Даниила Московского, Вячеслава Чешского.

Народные приметы: По поведению грачей в этот день судили о характере весны: если грачи прямо на старые гнезда летят – весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом. Если грачи сели в гнезде – через три недели можно выходить на посев. Грачи играют – будет хорошая погода, стаями с криками вьются над гнездами – то сядут, то опять взволнуются – погода переменится. Если на черной кочке увидишь грача – под водой началось пробуждение.

Народные поверья и обычаи: Церковный праздник в честь преподобного Герасима совпадал с одним из первых признаков приближающейся весны – прилетом грачей. В народе говорили: «Грач на горе – так и весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай». В день Герасима‑грачевника пекли хлебы в виде грачей. Крестьяне не советовали в этот день надевать новые лапти: «Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть».

Весна, по народным представлениям, не только приносила долгожданное тепло, но и очищала, обновляла природу, прогоняя нечистую силу, торжествовавшую в течение длинной, суровой зимы. Поэтому день Герасима‑грачевника народ считал единственным временем в году, когда можно было избавиться от поселившейся в доме кикиморы: «Герасим‑грачевник не одного грача на Русь ведет, а и со Святой Руси кикимору гонит».

Кикимора.

Кикимора, шишимора, в мифологии восточных славян – злой дух дома, крохотная женщина‑невидимка, возможно, жена домового, обитающая за печкой. Кикимора напоминает злого духа, родственного богине Мокошь. Вторая часть названия этого духа – мора – древнее имя богини дряхлости, бесплодия и смерти.

По ночам кикимора беспокоила маленьких детей, путала пряжу (звуки ее прядения в доме предвещали беду), считалось, что кикимора способна выжить хозяев из дома и враждебна мужчинам. Согласно народному поверью, это вредоносное существо могло изводить домашних животных, а особенно кур.

Защита от кикиморы.

Изгнать кикимору мог только знахарь. Накануне дня Герасима хозяева уходили к соседям, оставляя избу в полном его распоряжении. Знахарь с особым приговором: «Ах ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!», – обметал все углы, выгребал золу из подпечка, так он «домовничал» до самого вечера, после чего объявлял, что кикимора из дома ушла.

18 марта. Конон‑градарь

Именины: Конон, Давид, Марк, Федор, Адриан, Кон стан тин, Ираида, Иван, Кирилл, Фотий, Онисий.

Православные богослужения: День мучеников Конона Исаврийского, Конона градаря (огородника), Ираиды мученицы.

Народные приметы: Если ведро – лето будет без градобитий. Если грачи сели на гнезда, через три недели надо выходить на посев.

Народные поверья и обычаи: На Конона‑градаря начинали делать гряды в огороде: «Хотя бы в день Конона‑градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много». Выражение «пахать огород» здесь имеет значение символическое: достаточно сделать несколько лунок.

На Конона для защиты огорода от мошки, червей и засухи крестьяне выкапывали три лунки с приговором: «Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей». В этот день замачивали семена для посева.

Замачивание семян.

В давние времена крестьяне на Руси мешочки с сухими семенами всю зиму носили на груди, подвешивая на тесемке рядом с нательным крестом. Перед посевом семена замачивали.

Замачивание – самый известный «дедовский» способ ускорения прорастания семян. Для замачивания использовали дождевую или растопленную снеговую воду (подходит исключительно чистый, свежевыпавший снег). Семена заливали на двое‑трое суток небольшим количеством воды, она должна лишь слегка покрывать их, иначе семена могут задохнуться и загнить. Есть и другая, прямо противоположная опасность – высыхание семян после неминуемого (при сухом воздухе комнаты) испарения воды. Чтобы этого не случилось, удобнее использовать не блюдечко, а любую небольшую банку, закрыв ее крышкой.

Другое простейшее народное средство для замачивания семян – неразбавленный сок из листьев алоэ (столетника) или каланхое. За неделю до процедуры листья растения помещали на холод. Из подготовленных таким образом листьев легко выдавливали сок, в котором любые семена выдерживали не менее суток.

Современный способ замачивания.

Считается, что изначальному насыщению растений всем комплексом микроэлементов, причем в наилучшей усвояемой хелатной форме, способствует замачивание семян в растворе Цитовита (1,5 мл на 1,5 л воды). Целесообразно насыщать семена и отдельными, чаще всего недостающими в почве микроэлементами, используя с этой целью, например, слабые растворы борной кислоты (0,01 %‑ный), препарата Маг‑Бор и др.

19 марта. Аркадий. Константиновы круги

Именины: Аркадий, Анфим, Иисус, Иов, Каллист, Ко – нон, Константин, Максим, Михей, Федор, Феофил, Юлиан.

Православный календарь: День преподобного Аркадия Кипрского, святого Константина.

Народные приметы: Если облака плывут высоко да быстро – к хорошей погоде.

Народные поверья и обычаи: В Константиновы Круги бабы и мужики обходили колодцы кругами, чтобы те «горькими стоками не полнились, чтобы подземную водицу подпустили добрую, что от всяких болезней на славу, и чиста, и сладка». Заклинали ласточек собираться к родным гнездам. Примечали, что в этот день прилетает аист.

20 марта. Василий‑капельник

Именины: Евгений, Василий, Емельян, Ефрем, Евгений, Капитон, Павел, Нестор, Лаврентий.

Православный календарь: День священномучеников Василия, Ефрема, Евгения, Капитона, Еферия, Елпидия и Агафодора, епископов в Херсонесе. Празнование чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Народные приметы: Капель с сосулек в этот день – к хорошему урожаю льна и конопли. Пасмурная холодная погода к ночи – будут заморозки.

Народные поверья и обычаи: С Василия весна идет, и, как понятно уже из названия этого дня, всюду была капель: «На Василия‑капельника с крыш капает, а за нос цапает». По народному поверью, если на Василия‑капельника ночью вдруг окно треснет или с крыши пласт снега сорвется, то это грехи тяжкие на землю падают. Следовало в этот день молиться иконе Божией Матери «Споручница грешных». Более всего к прославлению этой иконы послужили многие благодатные знамения, от нее бывшие: исцеления от болезней, избавление от холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, от жестоких припадков и от разных других болезней. В течение первых шести лет было записано до 115 чудесных исцелений. На чудотворную икону Божией Матери «Споручницы грешных» многими усердствующими сделана богатейшая риза, украшенная бриллиантами (конфискована в 1920‑е годы). Многие до сих пор продолжают получать исцеления от этого чудесного образа.

21 марта. Вешнее равноденствие. Вербоносица

Именины: Афанасий, Дементий, Лазарь, Феофилакт.

Православный календарь: День преподобных Феофилак та исповедника, епископа Никомидийского; Лазаря и Афа на сия Мурманских; апостола Ерма.

Народные приметы: Если облака высоко и плывут быстро – к хорошей погоде. Если снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми – уродятся огородные овощи и яровые хлеба.

Народные поверья и обычаи: День вербы. Сохранилось поверье, что она тяжесть из дома изгоняет. В старину вербой хлестали тело для легкости. А когда голова болела, то веточку вербы разминали, клали под платок, на голову – и головная боль отступала.

22 марта. Сороки

Именины: Афанасий, Валерий, Иван, Илья, Ираклий, Кесарь, Кирилл, Кирион, Клавдий, Николай, Северьян, Тарас, Флавий.

Православный календарь: День 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

Народные приметы: Если на Сороки тепло, будет сорок дней теплых, а если холодно – жди сорок холодных утренников. С 22 марта и до Зосимы‑пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно – лето будет теплое. Если на Сорок святых пал мороз – урожай на просо.

Народные поверья и обычаи: В этот день поминали усопших: посещали их могилы, заказывали о своих близких, родных обедню или поминовение на проскомидии (в переводе с греч. – приношение). Это листок с заголовком «Об упокоении», в котором перечисляются имена умерших (крещеных и не покончивших жизнь самоубийством). Не забывали помянуть «родителей» во время трапезы. Обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Он описан еще у пророка Иеремии. У древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем преломлять для них хлеб. Сорока мученикам молились женщины, чтобы муж или сын благополучно вернулись с войны.

На Сороки вторая встреча весны. Про этот день говорили: «На 40 мучеников день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». «На 40 мучеников – 40 птиц прилетает». Примечали, что в этот день прилетают из‑за моря жаворонки. Исстари в этот день на Руси пекли из ржаной или овсяной муки фигурки жаворонков, сорок шариков‑«орехов» («сороки святые – колобаны золотые»). Начиная с этого дня, бросали ежедневно по одному «ореху» на улицу, призывая мороз: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся по добру, по здорову». Это сорокадневное кормление мороза связывалось с народной приметой о том, что после 9 марта бывает еще 40 ночных заморозков.

Обрядовое печенье «Жаворонки».

0,5 л молока, 0,8–1 кг муки, 200 г сливочного масла, 2 столовые ложки сахара, 0,5 чайной ложки соли, 50 г дрожжей.

В дрожжи добавить по чайной ложке сахара и теплой воды или молока. Муку просеять. Молоко подогреть до 30 °C. Половину нормы муки засыпать в миску, добавить подогретое молоко, замесить тесто, добавить сахара и дрожжей, которые уже поднялись. Тесто посыпать мукой, миску накрыть чистой салфеткой и поставить в теплое место.

Когда тесто поднимается, добавить остальную муку, соль, жир и месить тесто до тех пор, пока оно не перестанет прилипать к рукам. Если мука плохого качества, тесто расползается и не отстает от рук. В этом случае добавить больше муки. Подготовленное тесто посыпать мукой, накрыть салфеткой и дать подняться в теплом месте. Поднявшееся тесто обмять рукой и дать подойти еще раз.

Затем сформировать печенье в виде жаворонков. Для этого из теста нужно скатать небольшой жгут, связать его узлом, а концы вытянуть. Из одного конца вылепить головку, вытянуть клюв, на место глаз вставить две ягоды или изюминки. Другой конец жгута надо приплюснуть и надрезать ножом, создавая подобие хвоста. В одно печенье, под крылышко жаворонка, было принято прятать монетку. По народному поверью, кому она достанется, тот будет счастлив весь год.

На Руси особо почиталось «Небесное Отечество». И, выпекая немудреных хлебных птичек, думали, что именно весенние птицы донесут высокую песнь к Богу.

23 марта. Василиса‑вешней воды указательница

Именины: Анастасия, Василиса, Виктор, Галина, Георгий, Денис, Киприан, Клавдий, Кондрат, Леонид, Марк, Михаил, Ника, Никифор, Павел, Руфин, Феодора.

Православный календарь: День мучеников Кодрата, Киприана, Павла, Леонида; мучениц Василиссы, Галины; святителя Григория Паламы.

Народные приметы: Холодный ветер в спину – не выжить зиму. Если день туманом мглист – будет лен волокнист.

Народные поверья и обычаи: Про этот день говорили: «У Василисы – весенние заботы; отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла». Крестьяне отводили от дома воду, ходили на речку рыбачить, так как примечали: «Когда в лунку уже бегут весенние ручьи, хорошо ловится плотва».

24 марта. Антип‑зубник, Заря‑кукушка

Именины: Антип, Берта, Георгий, Ефим, Иван, Пионий, Софрон.

Православный календарь: День святителей Софрония, патриарха Иерусалимского, Софрония, епископа Врачанского, Евфимия, архиепископа Новгородского; священномученика Антипа.

Народные приметы: Если этот день уносит холода, то летом будет тепло. Если на поля набегут мыши – жди неурожайного года.

Народные поверья и обычаи: В этот день чтили память священномученика Антипа, целителя от разных хворей и, в первую очередь, утешителя зубной боли.

Молитва святому священномученику Антипе, епископу Пергамскому об избавлении от зубной боли.

«О целости и сохрани ты своя паству, святой Антипа, сильную заботу и чрезмерную любовь к словесным овцам своим показывая, за которых и душу свою положил. Будучи брошен в раскаленного медного быка, ты пред кончиной своей молился о всем мире, а всего более о тех, которые будут призывать тебя, моля об исцелении от разных болезней. Дар исцелять неутешимую зубную боль страдающих испроси ты у Господа, и прощение грехов их, и на будущем суде оправдание, поминающим тебя, святитель милостивый, Антипа!

С теплыми слезами из глубины сердец восклицая: умоляем тебя, святый священномученик, не призри воздыханий наших, и благодатию, данною тебе от Бога для исцеления от зубной болезни, уврачуй нас, одержимых этим нестерпимым недугом, чтобы, освободившись от страданий, радостно возделали мы совершить подвиги добра, воспевая и славя Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, теперь, и всегда, и во веки веков. Аминь».

25 марта. Фелфан‑проломи наст

Именины: Семен, Феофан, Григорий.

Православный календарь: День преподобного Феофана исповедника; святителя Григория Двоеслова, папы Римского; преподобного Симеона Нового Богослова.

Народные приметы: Если на Феофана (Фелфана) туман, то будет урожай на лен и коноплю. Если на Феофана лошадь заболеет, то все лето будет болеть. Если на Феофана лед по затонам не тает, а тонет, то весь год будет тяжелым. Еще примечали, с какой стороны от муравейников начал таять снег: если с южной стороны, то лето будет коротким и холодным.

Народные поверья и обычаи: В этот день отмечался сход снежного покрова и полное оттаивание почвы. По народному поверью, на Феофана защищали лошадей от нечистой силы, болезней и от удара молнии. Считалось, что лошади от ключевой воды добреют и даже не боятся лихого глаза. С этой целью их водили к источнику и поили с серебра (погружали в воду серебряную монету или кольцо).

26 марта. Никифоров день

Именины: Александр, Никифор, Терентий, Христина.

Православный календарь: День святителя Никифора, патриарха Константинопольского; мучеников Александра, Савина, Африкана, Публия и Терентия; мученицы Христины Персидской.

Народные приметы: В этот день следили за птицами: если первым прилетел жаворонок – к теплу, зяблик – к стуже, а если в этот день уже прилетели гуси, то год будет урожайным. Если гуси в воде полощутся – то скоро быть теплу. Туманы в этот день – к дождливому лету.

Народные поверья и обычаи: С Никифора весна все больше вступает в свои права, солнышко греет все сильнее, снег топит: «На Никифоров день тропинки чернеют, снег тревожится». Крестьяне ходили на речку рыбачить, так как в это время по последнему льду хорошо клюет плотва, окунь и язь.

С этого дня начинали просыпаться медведи. У наших предков медведь считался человеком‑оборотнем, обросшим или одетым в звериную шкуру. У славян существует большое количество «сказаний» о превращении медведя в человека и наоборот. Известны «сказания» о сожительстве человека с медведем и рождении у такой пары потомства (сказка об Иване Медвежье Ушко).

Некоторые части медвежьего тела считались священными, пользовались особым почитанием, ибо играли особую роль в обрядах. По медвежьей лапе, например, гадали. С культом лапы связана «страшная» русская народная сказка о медведе на липовой ноге: старик отрубает у медведя лапу, приносит ее домой, старуха варит ее и поет «порочащие» медведя стихи, но медведь приходит к старикам на липовой ноге и убивает старуху.

27 марта. Федор‑скотник

Именины: Михаил, Венедикт, Ростислав, Феодосий, Феогност.

Православный календарь: День преподобного Венедикта; святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского благоверного великого князя Ростислава‑Михаила.

Народные приметы: На Федора‑скотника мороз – и всю неделю мороз. Гром – к плодородному лету. Облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

Народные поверья и обычаи: В этот день «обихаживали» домашних животных: выводили скотину во двор, чистили и скребли ее, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия. Об этом дне говорили: «На Федора‑скотника не ленись – скотинке поклонись».

Интересно, что крестьяне никогда не говорили – «домашние животные», всегда только – «скотина». За скотиной надо было ходить да смотреть, чтобы беды какой не случилось: «Скотину водить – не разиня рот ходить». Семью было трудно прокормить без коровы: «Корова на дворе – харч на столе». Большим подспорьем в хозяйстве крестьяне считали свинью: «Свинья – копилка: что в нее положишь, то и возьмешь». Су ще ст во вали и особые тайны ухода за свиньями: «Свиней скликать, глядя в окно, – в огород не полезут», «Если загонять свиней в хлев есть, то свинья поест поросят».

В этот день примечали: «Как только лещина украсит сережками, земля больше не будет промерзать, можно сеять редис, мак».

28 марта. Лесное ухоженье

Именины: Александр, Агап, Денис, Никандр.

Православный календарь: День мучеников Агапия, Дионисия, Александра.

Народные приметы: Прилет чаек – к вешнему теплу. Если грачи летят прямо на гнездо – к дружной весне. Журавли летят низко, быстро, молча – жди скорого ненастья.

Народные поверья и обычаи: День этот назывался «Лесное ухоженье» в знак чествования леса, который был кормильцем и поильцем крестьян, давал грибы, ягоды, дичь и мясо, травы целебные и коренья полезные. А если в этот день особенно страшно воют в лесу волки, спать не дают, то избавиться от этого можно, перевернув подушку – сразу сном спокойным заснешь. Чтобы не заблудиться в лесу, произносили особый заговор.

Заговор, чтобы не заблудиться в лесу.

«Встану я (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в двери, из дверей в вороты, а из ворот в чистое поле; поклонюсь на все на четыре стороны и пойду в густой, темный лес. Приду в середину густого леса и найду тут старца старого, как лунь седого; поклонюсь ему низехонько и скажу: «Гой еси, старец, как лунь седой! Скажи ты мне всю правду‑истину, где живет царь Змиулан?» «Поди ты в правую сторону к царю Змиулану: то не дуб стоит, Змиулан сидит; то не ветер шумит, Змиулан говорит». «Гой еси, царь Змиулан! Прикажи ты своим верным слугам меня (имярек) из сего леса темного вывести и направить на путь на дорогу». Будьте, мои слова, крепки и лепки, отныне до веку. Замок в роте, а ключ в воду».

29 марта. Савин день

Именины: Александр, Денис, Емельян, Иван, Павел, Роман, Юлиан, Георгий, Трофим, Савва.

Православный календарь: День мучеников Савина; Серапиона, архиепископа Новгородского.

Народные приметы: Если в этот день тепло, то вся весна будет теплой.

Народные поверья и обычаи: Про Савин день говорили: «Вешний день, что ласковое слово», Солнца хоть и нет, а вода все одно бежит». В этот день крестьяне готовили телегу к первому весеннему выезду: «На Савина сани покинь, телегу подвинь».

30 марта. Алексей Теплый

Именины: Алексей, Макар, Марин, Павел.

Православный календарь: День преподобного Алексия, человека Божия; преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца; мученицы Марины.

Народные приметы: Алексей‑водотек с гор потоки принесет, рыба на ставу тронется, а зиму‑зимушку на нет сведет. Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пройма (разлив).

Народные поверья и обычаи: На Алексея Теплого доставали ульи. А в южных областях начинали сеять овес и ячмень: «На Алексея Теплого сани покинь, а телегу подвинь». В этот день устраивали гусиные бои.

Гусиные бои.

Гусиным боям в России не одно столетие, из истории известно, что их показывали еще Петру I, и тот был очень доволен этой потехой.

Гусиные бои проходили по весне. С ними связано множество примет, поверий, традиций. К примеру, опытный гусятник, вытаскивая корзину с гусями из дома, выходил из дверей спиной вперед. Говорили, что без этого удачи не видать. Саму корзину с гусями лишний раз не открывали, гусей не беспокоили. Павловские старожилы рассказывают еще и о том, что в корзину с гусями надо положить бутылку водки, тогда удача обязательно на твоей стороне будет.

В боях участвовали гусаки не моложе года. Предел боевой карьеры гуся 10–15 лет. Хотя каликинские гусятники рассказывают об одном уникальном гусе, который прожил больше 20 лет и был практически непобедим. Но это, все же, был исключительный гусь. Сам поединок длился около 15 минут. Сначала гусятники огораживали гусиный круг – это место священное, туда допускались только гуси и их хозяева. Подбадривать или подзадоривать своего гуся разрешалось только словами, и уж тут любителям гусиного боя равных не было. В этот момент они забывали обо всем на свете: ласковым голосом хвалили своего гусака, истошно и не всегда цензурно просили его повыдергивать все перья противнику и хвост еще заодно выдрать, и тут же снова переходили на нежный тон, уговаривая гусыню подзадорить своего гусака. Вот гусыне позволялось все. Все дело в том, что середина марта выбрана для проведения гусиных боев совсем не случайно, это время, когда у гусей начинается пора любви. И дерутся гуси не просто так, а за свою любимую гусыню, или, как говорят гусеводы, «любошную» гусыню. Знатоки уверяют, что если у гуся нет любимой, то драться он ни за что не будет.

За боем следил опытный охотник‑гусевод. Гусиная схватка лишена жестокости и кровопролития, все потери сводятся к нескольким перьям. А вот правила здесь строгие. Бить друг друга птицы могут только крыльями, клевать противника позволительно только в шею и крылья. Если гусь схватит противника за голову или за ноги, то за это его отправляли в суп. Чистая победа присуждалась гусаку тогда, когда он обращал противника в бегство.

Говорят, что для того, чтобы гусак стал злее, его можно угостить сырой печенкой. Многие гусятники делали ставку не на злость, а на стойкость и кормили своих птиц мягкими пряничками, потому что мозгу нужен сахар, а стойкость должна быть осознанной.

Гусятники жили весь год победой на весенней поляне. Гусиные бои – это не только красивое зрелище, но и селекция. Именно в результате боев выявляются лучшие гуси боевой породы. Гусеводы со всей округи приезжали покупать гусят от победителей‑гусаков.

31 марта. Кирилл‑дери полоз

Именины: Гвидон, Даниил, Кирилл, Корнелия, Трофим.

Православный календарь: День святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, мучеников Трофима и Евкарпия.

Народные приметы: Если к этому времени на склонах появляются первые цветы мать‑и‑мачехи, то это верный признак тепла в конце марта и начале апреля.

Народные поверья и обычаи: Название этого дня означает, что дороги портятся, ездить становится трудно. Крестьяне песнями, припевками отмечали появление первых «комаров‑толкунов».

Припевка «Комарики».

«Ой, есть в лесу калина. Калина, калина, Комарики, дзюбрики, калина. Там стояла дивчина. Дивчина, дивчина, Комарики, дзюбрики, дивчина. Цвет‑калину поломала. Ломала, ломала, Комарики, дзюбрики, ломала. Во пучочки вязала. Вязала, вязала, Комарики, дзюбрики, вязала».

Материал создан: 14.08.2014



Хронология доимперской России