Я русский

что значит быть русским человеком

Богатырь Святогор

русские богатыри в былинах и сказках

Высоко поднялись Святые горы; в небо глядятся их каменные вершины, глубоко расползлись во все стороны черные ущелья, одни орлы туда залетают и то не надолго; покружится, покружится орел над скалами да и ниже спустится: «нет», думает, «тут мне поживиться нечем, тут и следа живого не видно»…

Только богатырь Святогор разъезжает между утесами на своем коне богатырском, на таком коне, который долы, и реки, и леса шутя перепрыгивает, равнины между ног пускает…

Ростом Святогор выше леса стоячего, головою достает до облака ходячего; идет по полю, сыра земля под ним колеблется, темные леса шатаются, реки из берегов выливаются.

Остановится богатырь посреди поля, раскинет шатер полотняный, поставит кровать длиною девяти сажен – спит, высыпается…

Ездит Святогор по полю, гуляет по широкому; всем бы хорошо, да силушки девать некуда: одолела богатыря силушка, так по жилочкам живчиком и переливается. Поехать бы богатырю на святую Русь, с другими богатырями-витязями своею удалью померяться, да вот беда: давно уже перестала держат его мать сыра-земля, только каменные утесы Святых гор и выносят его мощь богатырскую, только их твердые хребты не трещат, не колеблются под его поступью могучею. Тяжко богатырю от своей силушки, носит он ее, как бремя тяжелое, рад бы хоть пол-силы сдать, да некому, рад бы самый тяжкий труд справить, рад бы всякую тягу нести, да труда по плечу не находится, за что ни возьмется, все под его богатырскою рукою железною в крохи рассыплется, в блин расплющится.

Стал бы он леса рубить, дороги расчищать, да таких лесов не найти, чтобы ему под стать пришлось: самое тяжелое дубье, корье для него что трава луговая. Стал бы богатырь горами ворочать, да пользы в этом нет, никому горы не надобны… Да и то сказать: давно Святогор на земле не бывал, не знает он про нужды людские, не ведает, какую для них тяготу нести.

Думает богатырь: «Кабы я по силам тягу нашел, я бы этою тягою всю землю перевернул!»

Встреча с Микулою Селяниновичем

Едет Святогор путем-дорогою и видит: идет перед ним в степи прохожий человек, приземистый, невзрачненький, на плечах несет сумочку переметную. Стал его Святогор догонять, шибко конь богатырский поскакивает, равнины, долины между ног пускает, а догнать прохожего не может: идет себе прохожий, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает; поедет Святогор во всю прыть – все прохожий впереди, ступою поедет – все не догнать.

- Эй ты, прохожий! – стал он, наконец, просить его, - приостановись-ка ты немножко: как я ни еду, никак мне тебя не догнать.

Остановился прохожий и сложил свою сумочку переметную на землю.

- Что у тебя в этой сумочке? – спрашивает его Святогор.

- Подыми сам с земли, так и увидишь, - отвечал прохожий.

Святогор нагнулся к земле, хотел сумочку плеткою перевернуть, сумчока не двинется; попробовал ее пальцем подвинуть, не ворохнется; схватил было ее рукою, с земли никак не поднять; словно приросла к земле сумочка: не двинется, не ворохнется, не подымется.

- Что за притча? – говорит богатырь, - сколько лет я по свету езжу, я такого чуда не видывал, чтобы маленькую сумочку нельзя было рукою с земли поднять.

Слез он с коня, ухватился за сумочку обеими руками, приподнял ее повыше колен… Глядь! Сам-то по колена в землю ушел, по лицу же не пот, а кровь потекла.

- Что это у тебя в сумочке положено? – спросил он прохожего, - скажи мне, не утаи, я такого чуда и не видывал; силы-то мне не занимать стать, дубье, корье из земли выворачиваю, а теперь такой песчинки с земли поднять не могу.

- Коли знать хочешь, - отвечал прохожий, - так я тебе скажу: в сумочке у меня тяга земная.

- А как тебя самого-то звать, величать?

- А зовут меня Микула Селянинович.

- Скажи же ты мне, Микула Селянинович, поведай, как мне узнать судьбу свою?

- А поезжай прямоезжею дорогою до распутья, потом сверни влево, пусти коня во всю прыть и доедешь до Северных гор. У тех гор, под высоким развесистым деревом стоит кузница. Живет там кузнец, у него и спроси про судьбу свою.

Женитьба Святогора

Поехал Святогор, как ему было приказано, дорогою прямоезжею, свернул, где было указано, и пустил коня во всю прыть лошадиную. Начал добрый конь богатырский поскакивать, реки, моря перепрыгивать, широкие долины промеж ног пускать.

Три дня, три ночи ехал Святогор, наконец доехал до Северных гор. Видит: стоит высокое, развесистое дерево, а подле него кузница. Пылает огонь в жерле, раздувает кузнец меха и кует два тонких волоса. Подивился Святогор на искусную работу и спрашивает:

- Кузнец, что же это ты куешь?

Отвечает ему кузнец:

- Я кую судьбину, кому на ком жениться.

- Ну, так скажи мне мою судьбину: на ком мне жениться?

- твоя невеста, славный богатырь, в царстве Поморском, в престольном городе; только лежит она тринадцать лет больная, в гноище.

Призадумался Святогор. Не хочется ему жениться на больной. «Дай, думает, съезжу в царство Поморское и, если вправду говорит кузнец, убью эту девушку, вот и не придется на ней жениться».

Поехал богатырь в Поморское царство, разыскал престольный город и вошел в ветхую избенку, где лежала его суженая.

Как увидел ее, ужаснулся: лежит она в избенке одна-одинешенька, и на всем теле у нее точно кора наросла, а сама и не шевелится. Вынул Святогор пятсот рублей, положил на стол, обнажил булатный вострый меч, хватил девушку в грудь, раз, другой, третий, не взглянул на нее, вышел, вскочил на коня и уехал к себе на Святые горы. «Отделался, думает, от такой невесты!»

А девушка тем временем, проснулась, смотрит: кора с нее свалилась, и стала она такою красавицей, какой никогда еще на белом свете не видывали: ростом высокая, статная, походочка мелкая, очи ясного сокола, брови черные соболя, румянец, что зорька утренняя, тело, что снег, белое.

Увидела девушка пятьсот рублей на столе. «Вот, думает, счастье Бог послал!» Стала она на те деньги торговать и нажила несчетную золотую казну, построила корабли, нагрузила их товарами драгоценными и пустилась по морю синему искать счастья-удачи в далеких странах.

Куда ни придет, все бегут товары раскупать, на красавицу невиданную, неслыханную любоваться. Доехала она до Святых гор и прошел об ней слух по всему царству. Пришел и Святогор взглянуть на диво-дивное; как взглянул, так и подумал: «Вот эта невеста по мне, эту за себя сосватаю!» Полюбился и богатырь девице, поженились они, и стала жена Святогора про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тринадцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась и стала торговать на те пятьсот рублей, что незнакомый богатырь ей оставил. Слушал Святогор, слушал и говорит:

- Да, ведь, это я и был.

Подивились они вместе, что от судьбы своей никак не уйдешь, и стали жить да поживать на Святых горах.

Встреча с Ильей

Ездил как-то Илья-богатырь по чистому полю и заехал ко Святым горам.

Бродит по утесам и день, и два, устал, раскинул шатер белого полотна, привязал у входа своего богатырского коня и уснул ни много, ни мало – на двенадцать дней. Вдруг слышит во сне, храпит его бурушко, ржет, копытом землю роет и говорит ему человечьим голосом:

- Ай же ты, Илья, свет, Иванович, спишь ты, прохлаждаешься, беды над особою не чуешь: едет к шатру Святогор-богатырь; спусти-ка меня скорее в чистое поле, а сам полезай на сырой дуб.

Послушался Илья своего верного товарища, спустил его, а сам на дубу спрятался. Видит: идет богатырь выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее, за плечами у него хрустальный ларец. Слез Святогор с коня, отпер ларец золотым ключом, вышла красавица, жена богатырская, что зорька на небе; раскинула она шатер, разложила красавица скатерти браные, расставила яства сахарные, питья медовые, - стали они есть, пить, а Илья сидит на дубу, не шелохнется.

Увидела его жена богатырская, побоялась, чтобы муж не убил богатыря и спрятала его вместе с конем к Святогору в карман.

Сидит Илья в богатырском кармане и день, и два, возит его Святогор, сам того не ведает. Тяжело стало коню богатырскому, не под-силу, стал он на третьи сутки спотыкаться, стали у него подгибаться ноги его быстрые.

Рассердился Святогор на своего верного товарища, хватил его со всей своей силой богатырскою плетью по крутым бедрам, крикнул на него громким голосом:

- Что ты, травяной мешок, спотыкаешься?

Отвечает ему конь:

- Как же мне не спотыкаться? До сих пор я возил одного только богатыря да жену его богатырскую, а теперь вот уж третьи сутки вожу двух сильных, могучих богатырей да еще и коня богатырского.

Удивился Святогор, сунул руку в карман, а там и вправду богатырь с конем шевелятся.

Вытащил Святогор Илью из кармана, стал его спрашивать, допытывать:

- Ты откуда родом, как тебя звать?

Назвался Илья.

- А зачем к нам на Святые горы пожаловал?

- Да захотелось мне повидать Святогора-богатыря.

- Ну, я самый и есть Святогор; давай, побратаемся, я тебя научу всем похваткам-поездкам богатырским.

Кликнул Илья своего коня, поехали они вместе по Святым горам.

Научил Святогор Илью всем похваткам-поездкам богатырским, звал его меньшим братом, делил с ним хлеб-соль, пил из одного ковша.

Едут они путем-дорогою и наехали на огромный гроб. Стоит гроб, весь из камня высечен, а подле крышка лежит.

- Давай, - говорит Святогор, - примеримся, для кого этот гроб изготовлен: кому из нас придется впору, для того он и есть. Полезай-ка ты, Илья, вперед…

Полез Илья; лег в гроб, нет не приходится: и широк, и длинен гроб, и высок не в меру.

- Ну, говорит Святогор, - видно, мне в него ложиться.

Лег, протянул ноги, гроб пришелся как-раз по нему.

- Гроб-то, ведь, точно нарочно для меня сделан, - говорит он Илье. – Ну-ка, меньший братец, сослужи мне служба, закрой меня крышкою.

- Нет, старший брат, вижу я, ты не малую шутку пошутить задумал, заживо себя хоронить собрался; не подниму я крышки, не закрою тебя.

Тогда Святогор сам привстал, поднял крышку и закрыл ею гроб. Как только сошлись края, так и срослись вместе.

Силится Святогор поднять крышку, не может: зарос гроб, давит богатыря, не совладать ему со своею судьбиною. Бился он, бился, просит Илью:

- Братец меньшой, душно мне, знать конец мой приходит, попробуй поднять крышку.

Пробует и Илья, нет, куда ему! Срослась крышка с гробом, ничего с нею не поделаешь.

- Возьми, Илья, мой меч-кладенец, - просит Святогор, - попробуй разрубить крышку поперек.

Взялся Илья за богатырский меч, силился, силился, не может и приподнять его, не то что крышку рубить.

- Нагнись ко гробу, - говорит Святогор, - я дохну на тебя своим духом богатырским.

Нагнулся Илья, дохнул на него Святогор и почуял он в себе силы втрое против прежнего.

Поднял он тогда меч-кладенец, взмахнул им над крышкою, - опустился меч, зазвенел о камень, глядь, а из-под него поперек гроба железная полоса проросла…

- Душно мне, меньший брат, - взмолился Святогор, - попробуй еще ударить вдоль по крышке.

Ударил Илья  вдоль крышки, из-под меча даже искры посыпались, и опять выросла железная полоса.

- Ох, тяжко мне,  - стонет Святогор, - наклонись-ка ко мне, меньший брат, я дохну на тебя своим духом богатырским и передам тебе всю свою силушку великую.

- Нет, не надо, старший брат, - отвечает Илья, - довольно с меня и этой силы, а если ты передашь мне свою силушку богатырскую, так и меня земля носить перестанет, как тебя.

- Ну, хорошо же ты сделал, Илья, что не послушал меня: я бы дохнул на тебя мертвым духом, и ты бы умер вместе со мною. Прощай, мой названный меньший брат, владей моим мечом-кладенцом, владей моей силою, а коня моего привяжи ко гробу: кроме меня никто с этим конем не справится.

Замолк богатырь, замерли слова его, а Илья все стоит, слушает, опершись на меч-кладенец, все думает, не скажет ли ему старший братец хоть словечко… Нет затихли слова богатырские, пропала мощь-сила заветная, а из щелки гробовой мертвый дух пошел.

Опоясал тогда Илья меч-кладенец, привязал коня Святогорова ко гробу, положил перед гробом три земных поклона глубоких, смахнул слезу горючую и поехал на Святую Русь, к своему князю киевскому, ласковому Солнышко-Владимиру.

Материал создан: 15.06.2015



Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь
русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...


"кавказцы" 1812 api seva-riga Акопов Алкснис Белоруссия Бесогон Бог Европа Ислам Ищенко Кавказ Казахстан Москва НКВД Новороссия Орловщина Первая Мировая Православие Радонежский Россия Русский Север Русь Рюриковичи СССР Сербия Столыпин Стрелков Татарстан Турция Украина Холмогоров ангелы анти-Россия армия армяне атеизм белорусы богатыри большевики былины великороссы великорусы видео война вооружение галерея горцы грузины демография дерусификация диаспоры древности древность евреи закон Божий идея изба иконопись интересно искусство история казачество книга книги коммунисты костюм крымские татары культура леттеринг либералы майдан малороссы масс-медиа мнение молитвы мысли национализм новости одежда особое мнение песни подвиг поморы пословицы проблемы публицистика разное ремесла роспись русофобия русская русская культура русские русские новости русские традиции русский русский язык русское святые сказки славяне старинные тексты староверы старообрядцы стихи татары термины толерантность традиции туризм узбеки украинцы фото церкви церковнославянский язык цитаты частушки чеченцы экстремизм этнокриминал

Старое API
API сайта iamruss.ru