Я русский

что значит быть русским человеком

Шварц Евгений Львович

советский писатель. 1896–1958

Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц, принявший православие еврей, матерью – Мария Фёдоровна Шелкова из православной русской семьи. Причём, православным был не только отец Евгения Шварца, но и его дед, получивший при крещении имя Борис (по восприемнику – Лукич).

В возрасте 7–8 лет Евгений, крещённый, как и его родители, в православие, считал себя русским, ничуть не удивляясь тому, что его двоюродный брат был евреем. И дело здесь было вовсе не в унаследованной от матери «русской крови», а в его принадлежности к церкви. Своей жизни в Казани Евгений Шварц не помнил, так как уже через несколько лет его родители покинули город и вскоре, волею судеб, оказались на юге.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени Шанявского. Это негосударственное (муниципальное) высшее учебное заведение, существовавшее в Москве в 1908–1920 годах. Проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.

Весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 года находился в запасном батальоне в Царицыне. С августа 1917 года – юнкер в Москве. 5 октября 1917 года был произведён в прапорщики. После октября 1917 поступил в Добровольческую армию. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. При штурме Екатеринодара получил контузию, последствия которой ощущал всю жизнь.

После контузии был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской». Помимо театра Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором.

В 1921 году Шварц приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, когда тот работал над первым советским собранием стихотворений Некрасова. В 1923 году Шварц начал публиковать свои фельетоны.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством Самуила Яковлевича Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). Это группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927—начале 1930-х годов в Ленинграде. К обэриутам были близки Николай Олейников, философы Яков Друскин и Леонид Липавский, а также Казимир Малевич. Обэриуты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Попытки издания коллективного сборника закончились неудачей. Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов переместиться в «нишу» детской литературы (Введенский, Хармс, Владимиров). Многие участники ОБЭРИУ были репрессированы, погибли в заключении (Хармс и Введенский умерли в заключении в 1941–1942 годах, Олейников был расстрелян в 1937 году).

Шварц активно участвовал в создании популярных детских журналов «Ёж» и «Чиж». «Ёж» – регулярный журнал для школьников пионерского возраста, выпускавшийся в СССР детским отделом Ленгиза с 1928 года по 1935 год. Выходил один или два раза в месяц. «Чиж» – приложение, ориентированное на дошкольников.

В пьесах 1930–1940 годов – «Голый король» и «Дракон» – еврейская тема прозвучала открыто в качестве антинацистской, как отклик на современные события. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились.

В годы Великой Отечественной войны Шварц пережил наиболее тяжёлые месяцы ленинградской блокады. В 1942 году он был эвакуирован в Киров, а в 1943 в Душанбе.

За постановку пьес Шварца на сцене выступила в 1954 году Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 году был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли – и в СССР, и за рубежом. Евгений Шварц автор пьес: «Принцесса и свинопас» – 1934 год, «Голый король» – сказка в 2-х действиях – 1934 год, «Красная шапочка» – сказка в 3-х действиях – 1936 год, «Снежная королева» – сказка в 4-х действиях на Андерсеновские темы – 1939 год, «Сказка о потерянном времени» – пьеса для кукольного театра в 3-х действиях – 1940 год, «Тень» – сказка в 3-х действиях – 1940 год, «Под липами Берлина» (совместно с М. Зощенко) – антифашистская пьеса-памфлет – 1941 год, «Дракон» – сказка в 3-х действиях – 1944 год, «Обыкновенное чудо» – сказка в 3-х действиях, 1956 год.

Сценарии Евгения Шварца: 1934 год – «Разбудите Леночку» (в соавторстве с Николаем Олейниковым), 1938 год – «Доктор Айболит», 1947 год – Золушка (сценарий 1945 года), 1957 год – «Дон-Кихот».

Драматург скончался 15 января 1958 года в Ленинграде.

Похоронен на Богословском кладбище.

Материал создан: 14.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта