Я русский

что значит быть русским человеком

Эйзенштейн Сергей Михайлович

советский режиссёр театра и кино. 1898–1948

Сергей Эйзенштейн родился в Риге (Российская империя) 22 января 1898 года в состоятельной семье городского архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна. Его отец, Михаил Осипович Эйзенштейн, был рижским городским архитектором и дослужился до чина титулярного советника. Михаил Эйзенштейн умер в Берлине, но был похоронен на русском кладбище. Мать, Юлия Ивановна Конецкая, дочь богатого предпринимателя и Ираиды Матвеевны, дочери богатого купца. Сергей был крещён в Кафедральном соборе. Его крёстной матерью стала бабушка, купчиха первой гильдии, Ираида Конецкая. Ираида Конецкая умерла от инсульта на паперти храма, молясь на надвратную икону.

Семья жила зажиточно, имела прислугу и принимала у себя крупнейших чиновников города. Родители любили Сергея, но, будучи заняты собой, не отдавали ему должного внимания. В 1907 году, во время Первой русской революции, семья уехала в Париж. В том же году они вернулись, и Сергей поступил в рижское реальное училище. Помимо основного образования он получал уроки игры на рояле и верховой езды. Учил три языка: английский, немецкий и французский; постигал искусство фотографии, увлекался рисованием комиксов и карикатур. На Пасху и Рождество Сергей ездил к бабушке в Санкт-Петербург.

В 1912 году родители Сергея развелись. Мальчик остался жить с отцом, а мать, забрав приданое, уехала жить в Петербург, она жила за счёт игр на бирже. Теперь видеть её сын мог только на Пасху и Рождество. Как говорил сам Эйзенштейн, он относился к ней с «опасливой сыновьей привязанностью». Ребёнком Сергей старался ориентироваться на отца: например, не начал курить, потому что отец не курил. Тот в свою очередь готовил сына к будущему архитектора.

В 1915 году Эйзенштейн окончил реальное училище и поступил в петроградский Институт гражданских инженеров.

После Октябрьской революции Эйзенштейн обеднел и оказался отрезан от родного города, богатых родителей и родственников. В Институте гражданских инженеров организовали штаб милиции, куда записался и Эйзенштейн. Весной 1918 года он был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. После расформирования школы прапорщиков Эйзенштейн 18 марта 1918 года вступает в Красную армию. Почти два года разъезжал с агитационным эшелоном, в это время он вёл подробнейшие дневники, где описывал свои путешествия, размышления об искусстве и театре в частности. Вместе с тем он работал художником-декоратором в театральных коллективах Красной армии. После войны он хотел стать переводчиком с японского.

В 1920 году Эйзенштейн устроился на работу в качестве художника-декоратора в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта. Тогда, как и многие, он стал сторонником идей разрушения старого искусства. В частности он старался «революционизировать» театр.

В 1921–1922 годах обучался в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда.

Эйзенштейн увлекся кино, он размышлял над путями его развития, задумывался над проблемой цвета в кино. Его фильмы и теоретические работы, прежде всего в области монтажа, утвердили новые формы кинематографической выразительности.

В 1924 году Эйзенштейн снял полнометражный фильм «Стачка», который получил в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже золотую медаль.

Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку эпопеи «1905 год». В связи со сжатыми сроками Эйзенштейн сокращает замысел до эпизода восстания моряков на броненосце «Князь Потёмкин Таврический». В 1952 году в списке десяти лучших фильмов всех времён и народов, составленном 58 кинорежиссёрами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематеки, «Броненосец «Потёмкин» занял первое место.

В 1927 году Эйзенштейн снял немой художественный фильм «Октябрь», полное художественных экспериментов произведение, в котором впервые в художественном кино показан образ Ленина в исполнении рабочего Никандрова. Это завершающая часть кинотрилогии («Стачка», «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь»). Фильм демонстрировался в США под названием «Десять дней, которые потрясли мир». Из-за перемены политического климата в СССР на последних стадиях редактирования фильма режиссёр Эйзенштейн был вынужден вырезать кадры со многими деятелями революции. В 1933 году фильм был окончательно снят с экранов.

В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта.

С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.

После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг – «Смысл фильма» (1942 год) и «Форма фильма» (1949 год), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино.

Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием «Бежин луг». Сюжетом фильма была коллективизация сельского хозяйства, сочетавшая радужные и трагические краски и опиравшаяся на историю Павлика Морозова. Единственный экземпляр фильма сгорел при бомбежке «Мосфильма» во время войны.

В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историкопатриотического фильма «Александр Невский». За него получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации). Эйзенштейн ставит свою первую звуковую картину. На съемках фильма началось творческое содружество С. Эйзенштейна с композитором С. Прокофьевым.

В 1941–1945 годы режиссёр снимал фильм «Иван Грозный». Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов.

Первая серия картины вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию первой степени. Вторая серия была отправлена Сталиным на доработку. Она вышла на экраны только в 1958 году.

Съемки третьей серии, которая должна была по мысли режиссёра символизировать триумф русских над Западом, прекращены. Сохранились её фрагменты, а также осталось много подготовительного материала.

«Иван Грозный» представляет собой масштабную эпическую композицию. Манера игры актеров приближена к оперному спектаклю. В режиссуре акцент перенесен с монтажа на эмоциональную насыщенность отдельного кадра.

Эйзенштейн считал монтаж ключевым элементом кинематографической выразительности. Он исходил из того, что противопоставление двух кадров производит эффект, превосходящий по силе воздействия эффект каждого кадра в отдельности. Ставя один кадр рядом с другим, он искал скрытую визуальную гармонию или диссонанс. Такого рода стилистика позволяла отображать на экране самые абстрактные темы: режиссер даже предполагал экранизировать «Капитал» К. Маркса. Многие выразительные средства кино достигли совершенства и более глубоко уже не разрабатывались и не исследовались другими режиссерами.

В годы войны Эйзенштейн участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета. Принял участие в съёмках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке «To the Jews of the World» (К евреям мира) и в радиопрограмме «To Brother Jews of All the World» (К братьям евреям всего мира, июль 1941 года), в которых призывал англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.

У Эйзенштейна было больное сердце. Один из инфарктов случился у него во время танца с актрисой Верой Марецкой на праздничном вечере.

Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Материал создан: 14.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта