Я русский

что значит быть русским человеком

Мотыль Владимир Яковлевич

советский и российский режиссёр театра и кино. 1927–2010

Родился 26 июня 1927 года в белорусском городке Лепель в еврейской семье. Его отец, Яков Давыдович (Данилович) Мотыль, польский эмигрант, работал слесарем на минском заводе «Коммунар». Владимиру было три года, когда отца арестовали по обвинению в шпионской деятельности и отправили в лагерь на Соловки, где спустя менее чем год он погиб. Мать – выпускница Петроградского педагогического института имени А.И. Герцена Берта Антоновна Левина – работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников под руководством А.С. Макаренко. Будучи в ссылке, была завучем детского дома для детей репрессированных в городе Оса Пермской области. Детские годы Владимир Мотыль провёл с матерью в ссылке на Урале. Дед Мотыля отказался вступать в колхоз, дом его вместе с крепким середняцким хозяйством был разграблен, а вся многодетная семья выселена на Крайний Север. После возвращения в Белоруссию погибли в гетто в годы немецкой оккупации.

Детство Мотыля проходило в захолустье, где единственным окном в мир было кино, которое привозили в клуб. Черно-белые немые киноленты завораживали Володю, это были образы Чарли Чаплина, «Детства Горького», «Чапаева» и «Веселых ребят». Уже тогда он решил: «Вырасту – буду делать кино». В школе в городе Оса Вова организует кружок, ставит одноактные пьесы, где сам играет главные роли и расписывает картонные декорации. От скромной зарплаты мама отрывает деньги, чтобы выписывать сыну журнал «Советский экран». Но ни в Институт кинематографии в Москве, ни позже на Высшие режиссерские курсы Мотыль не попал. Он закончил актёрское отделение Свердловского театрального института в 1948 году и исторический факультет Свердловского университета в 1957 году (заочно). Работал режиссёром Свердловского драматического театра, затем актёром и режиссёром в театрах в Сталиногорске (ныне Новомосковск Тульской области) и в Нижнем Тагиле. Поставил более 30 спектаклей на провинциальной сцене и в 27 лет в 1955 году стал главным режиссером свердловского ТЮЗа. Мечта «делать кино» не отпускала, и Мотыль уходит на Свердловскую киностудию ассистентом режиссера. После 1960 года не состоял в штате ни одной киностудии страны. Режиссерского образования у него не было, и самостоятельный фильм ему удалось поставить только на Таджикфильме. Это были «Дети Памира» в 1963 году. Фильм принес ему единодушное признание авторитетных критиков в центральной прессе.

В 1967 году Мотыль снял комедию «Женя, Женечка и «катюша» по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Это был первый комедийный фильм о войне. Его выпустили на экран, и фильм имел оглушительный успех у зрителя. Вызывающие хохот в зале военные авантюры и эскапады постоянно попадающего впросак незадачливого героя принесли фильму огромную популярность. Картина вызвала гнев идеологов кинокомитета и повлекла за собой запрет на профессию.

Спасительной для Владимира Мотыля оказалась созданная к тому времени уникальная студия Григория Чухрая, которая имела право выбирать сценарии и режиссеров. Экспериментальная киностудия в 1969 году пригласила опального режиссера на постановку сценария «Пустыня»… Это вылилось в фильм «Белое солнце пустыни». Борьба за установление советской власти в Средней Азии была только фоном. Этот советский «вестерн» стал культовым, он оказался бестселлером как в советском, так и в мировом прокате кино. В течение нескольких десятилетий на телеэкранах не прекращаются показы фильма, признанного критиками и зрителями классикой. Иностранные компании периодически возобновляют покупку прав на этот фильм.

К 150-летию восстания декабристов в 1975 году Мотыль поставил фильм «Звезда пленительного счастья», но режиссер подошел к этой теме с неожиданной стороны. Картина рассказывает не о тайном обществе и не восстании на Сенатской площади, а о событиях, происшедших уже после него – об испытаниях, которые выпали на долю жен декабристов, последовавших за ними в Сибирь. Этот фильм также был единодушно признан кинокритикой и публикой.

Успех фильмов Мотыля стал все более раздражать партийное руководство. Он систематически отказывался от «современности», от агитсюжетов, славящих советский образ жизни. Ему это не прощали. Его не включали в делегации, выезжавшие за рубеж, где показывались его фильмы, не подпускали его фильмы к международным конкурсам, обходили званиями, наградами. Даже его коллегам не нравилось, что этот режиссер постоянно живет в особом режиме – отказывается войти в штат какой-либо киностудии, где давно отработана система принуждения штатных режиссеров.

Фильм Владимира Мотыля «Лес» (1980 год), снятый по мотивам пьесы А.Н. Островского, запретили. Показанное в фильме ханжество, лицемерие, бездушие, разгул низменных страстей и самодурство слишком были похожи на пороки правящей партийной элиты конца 1970-х годов.

Мотыля вторично изгоняют из кино. Но он был приглашен в Останкино в творческое объединение «Экран» телецентра «Останкино» на должность художественного консультанта телефильмов молодых режиссеров.

В кино Мотыль вернулся лишь в годы перестройки. Он снял фильм «Несут меня кони». Это своеобразная адаптация чеховской «Дуэли» к современной российской действительности.

Мотыль – лауреат Госпремии Таджикской ССР имени Рудаки (1964 год, за фильм «Дети Памира»); почётный гражданин города Душанбе (1977 год). Награждён Орденом Почёта в 1996 году, за фильм «Белое солнце пустыни». Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1997 года (1998 год, за фильм «Белое солнце пустыни»).

В 2004 году В. Мотыль приступил к съемкам фильма, действие которого основано на реальных фактах из жизни его родителей, под названием «Багровый цвет снегопада». 17 июня 2012 года состоялась премьера на телевидении.

Владимир Мотыль скончался 21 февраля 2010 года в Москве, ему было 82 года.

Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

Материал создан: 14.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта