Я русский

что значит быть русским человеком

Эфрос Анатолий Васильевич - Натан Исаевич Эфрос

советский театральный режиссер. 1925–1987

Анатолий Эфрос (Натан Исаевич Эфрос) родился 3 июля 1925 в Харькове в семье служащих авиационного завода. В годы Великой Отечественной войны, в эвакуации в Перми, вплоть до 1945 года Анатолий работал слесарем на том же заводе. С детства был увлечён театром.

В 1943 году поступил в студию к Ю.А. Завадскому при Театре имени Моссовета, находившемся в то время в эвакуации; в 1944 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, который окончил в 1950 году.

В 1951–1953 годах работал в Рязанском драматическом театре.

В 1954–1963 годах – главный режиссер Центрального детского театра. В считанные годы сумел превратить забытый зрителями ЦДТ в один из самых интересных и популярных театров столицы. При Эфросе он перестал быть исключительно детским. Режиссер умел говорить на языке, доступном для юных зрителей, нигде не опошляя и не упрощая своих мыслей, спектакли его подкупали неподдельным интересом к миру переживаний подростка, он увлекался сам и умел увлечь других. В ЦДТ Эфрос ставил почти всё, что писал в те годы Виктор Розов, и эти пьесы дали ему возможность отойти от фальшивой театральщины и тяги к «представлению». Он был убеждённым сторонником Станиславского, в неоднородном наследии которого наиболее актуальным для него оказалось то, что сам реформатор называл «линией интуиции и чувства». В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашённые Эфросом молодые актёры Олег Табаков и Лев Дуров, и здесь в середине 1950-х, ещё до прихода Товстоногова в БДТ и создания «Современника», началось возрождение российского театра.

В 1963 году Эфросу предложили возглавить Московский театр им. Ленинского комсомола, переживавший не лучшие времена. За короткий срок режиссёру удалось возродить и этот театр; как и ранее в Центральном детском, он отдавал предпочтение современной драматургии, нередко придавая глубину и тем пьесам, которые её не имели. Эфрос и здесь ставил Розова, в котором нашёл своего драматурга, а также Арбузова и Радзинского, большим успехом пользовались его спектакли «В день свадьбы», «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино…». Здесь Эфрос впервые соприкоснулся с классикой, поставив в 1966 году «Чайку» А. Чехова, и этот спектакль оказался не менее актуальными. В спектакле Эфроса главным героем стал Треплев, и все остальные персонажи определялись своим отношением к Треплеву; так, Нина Заречная неожиданно оборачивалась хищницей, одержимой жаждой славы и карьеры, и в финале несла заслуженное, по Эфросу, наказание.

Последним спектаклем Эфроса в «Ленкоме» стал «Мольер» М. Булгакова, поставленный в конце 1966 года; вскоре после его премьеры, в начале 1967-го, Эфрос был отстранён от руководства театром. В 1967 году стал очередным режиссёром Московского драматического театра на Малой Бронной. Вместе со своим режиссёром из театра в театр переходила и группа его актёров-единомышленников, в том числе любимая актриса Эфроса – О.М. Яковлева.

А. Дунаев, руководивший театром, не мешал Эфросу создавать свой театр внутри Театра на Малой Бронной; в глазах московских театралов это был скорее «театр Эфроса». За 17 лет работы он создал ряд спектаклей, ставших классикой советского театра. В их числе «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Женитьба» Н. Гоголя, «Дон Жуан» Мольера, в котором заглавную роль в очередь исполняли Михаил Козаков и Николай Волков, и это были два разных спектакля. В этот период о театре Эфроса и его актёрах заговорили как о художественном направлении.

Помимо театра, Анатолий Эфрос много работал на телевидении, поставил ряд спектаклей, снял несколько телевизионных и нетелевизионных фильмов, в том числе «В четверг и больше никогда», вошедший в число лучших лент советского интеллектуального кино. Известен телевизионный спектакль Эфроса «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» с Юрием Любимовым в роли Мольера.

В 1976 году он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР.

В 1979 году спектакль «Дорога» по поэме Н. Гоголя «Мёртвые души» не получился. В 1984 году вспыхнул конфликт, в результате которого режиссёры Дунаев и Эфрос оказались вынуждены покинуть театр.

В 1983 году, находясь в зарубежной командировке, Юрий Любимов, руководитель Театра на Таганке, дал интервью, где критически отзывался о культурной политике советских властей. В 1984 году Эфрос был назначен главным режиссёром Театра на Таганке вместо Юрия Любимова, который в свое отсутствие был уволен с должности художественного руководителя и спустя несколько месяцев лишен гражданства СССР.

Любимов обвинил своего преемника в пренебрежении корпоративной этикой и солидарностью. Большая часть труппы бойкотировала нового художественного руководителя; несколько известных актёров даже демонстративно покинули Театр на Таганке, ушёл в «Современник» и многолетний соратник Любимова художник Давид Боровский.

Эфрос поставил в театре несколько спектаклей, возобновил «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, поставленный им ещё в 1975 году; но труппа режиссёра не приняла, тем более что и эстетика его значительно отличалась от эстетики Любимова. Последним спектаклем Эфроса стал мольеровский «Мизантроп», вышедший осенью 1986 года.

В 1985 году произошла смена руководства страны, сделавшая возможным возвращение Любимова. Эфрос должен был уйти; он подписал коллективное письмо актёров Таганки в поддержку возвращения Любимова, но уходить ему было некуда.

Психологическое и эмоциональное напряжение режиссёра на фоне разраставшегося конфликта послужило косвенной причиной инфаркта.

Эфрос умер 13 января 1987 года.

Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Материал создан: 14.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта