Я русский

что значит быть русским человеком

Швейцер Михаил Абрамович - Моисей Абрамович Швейцер

советский кинорежиссёр. 1920–2000

Михаил (Моисей) Абрамович Швейцер родился 16 февраля 1920 года в Перми. Весной 1925 года семья переехала в Москву. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа в 1943 году. Он учился в мастерской Эйзенштейна. «Я ученик Эйзенштейна, – любил говорить Швейцер. – Я действительно помню многие его заветы…»

Его появление в кино пришлось на период «борьбы с космополитизмом». Уволенный с киностудии «Мосфильм», он только при помощи М.И. Ромма, у которого был ассистентом режиссера на фильме «Человек № 217», смог устроиться на Свердловской киностудии режиссером документальных фильмов.

В 1954 году удалось снять фильм «Кортик» по Рыбакову.

Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне – «Чужая родня» в 1956 году и в 1957 году «Тугой узел» по Тендрякову.

Следующий фильм Швейцер поставил в 1960 году на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место среди советских кинорежиссёров первого ряда.

Картина «Время, вперед!» вышла в 1966 году, она сделана под большим влиянием уроков Эйзенштейна. «Я вообще считаю эту картину своей лучшей», – считал Швейцер. Незаурядное мастерство позволяло режиссеру в этих пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперёд» по Катаеву, «Бегство мистера Маккинли» по Леонову в 1975 году) находить, кроме аттракционности и заостренности стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи. В 1977 году он получил Государственную премию СССР

В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. Он снял фильмы по произведениям Л.Н. Толстого («Воскресение», 1960–1962 годы; «Крейцерова соната», с Милькиной, 1987 год, Государственная премия РСФСР, 1989 год), И.А. Ильфа и Е.П. Петрова («Золотой телёнок», 1968 год), А.П. Чехова («Карусель», 1970 год; «Смешные люди», 1978 год), А.С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1980 год) и Н.В. Гоголя («Мёртвые души», 1984 год). В них режиссёр, бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую настроение подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты – до печальной, драматической, даже трагической. Эти фильмы вошли в золотой фонд отечественного киноматографа.

В последнее десятилетие своей жизни, тяжёлое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма – социальный фарс «Как живёте караси?» (1992 год, совместно с Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини» (1993 год, совместно с Милькиной) с Людмилой Гурченко в единственной роли.

Софья Абрамовна Милькина – жена Михаила Абрамовича. Он говорил о ней: «Софья Абрамовна Милькина… кончила ВГИК, тоже как и я, только гораздо позже. Она окончила режиссерский факультет ВГИКа в 1952 году. Ее диплом подписан Александром Петровичем Довженко… Мы с ней познакомились в конце войны, в 1944 году, а поженились в апреле 1945 года, еще война продолжалась, и стали жить вместе своей большой, длинной и очень трудной и интересной жизнью…Она во многом была моим учителем и, во всяком случае, учителем практическим. Она тот человек, единственный, предъявлявший ко мне высокие требования и не позволявший мне никогда сбиться в своей работе и в своем творчестве, сбиться на мелкий, маленький и, я бы сказал, путь не-возвышенного искусства. Этого она мне никогда не позволяла и в меру своих огромных сил духовных, сил творческих и сил организационных, она помогала состояться всему Швейцеру и всему нашему творчеству, всем нашим картинам».

Михаил Швейцер умер 2 июня 2000 года.

Похоронен на Востряковском кладбище Москвы.

Материал создан: 14.07.2015



.00 рублей
Русские — это народ
Русский народ сформировался на основе восточно-славянских, финно-угорских и балтийских племен.

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
вятичи
словене новгородские
словене ильменские
кривичи

финно-угры:
весь
— меря
— мещера
мордва

балты:
— голядь

p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Фразеологический словарь русского языка
Интересные цитаты

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее...

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее...

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее...

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее...

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее...

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее...

Православный раздел сайта